В течение последнего года обучения в детском саду следует:
1) учить детей творчески отражать в играх новые зна
ния, полученные во время занятий, чтения, экскурсий,
при рассматривании картин, просмотре диафильмов;
2) учить детей развивать сюжет и замысел игры;
3) учить детей раскрывать содержание игры в дейст
виях и речи;
4).продолжать учить отражению в играх труда взрос
лых людей, их отношений, чувств;
5) продолжать развивать в ходе игр и с их помощью
речь детей; учить использовать в играх словарь, усвоен
ный на занятиях и в общении; расширять 'Специфический
словарь, связанный с сюжетами игр;
6) укреплять в ходе игр и с их помощью дружеские
отношения детей;
7) продолжать учить детей использовать в играх пред
меты в условной роли (заменители).
Методические приемы: широкое использование предметов-заменителей (3-й этап: введение в игру новых предметов в условной роли, называние их именем заменяемого предмета); действия с воображаемыми объектами; широкое использование как специальных поделок детей, так и продуктов их изобразительной деятельности; многообразное использование предметов в играх; подготовка к экскурсиям; экскурсии; показ; объяснение; напоминание, оживление опыта детей; совет; участие в игре воспитателя в качестве действующего лица; помощь в 98
|
|
развитии замысла; драматизация; рассматривание картин, рисунков и составление рассказов по их содержанию с последующим разыгрыванием рассказанного; просмотр диафильмов; контроль за распределением ролей, помощь в распределении ролей; использование текстов, помощь в ведении диалогов; привлечение детей к проведению анализа игры и оценке деятельности каждого из ее уча-.стников.
Для решения поставленных задач воспитателю на протяжении года предстоит проделать очень большую работу по руководству сюжетно-ролевыми играми детей.
При правильно организованном руководстве игры детей этой группы содействуют их сплочению в коллектив, развитию у них дружбы, формированию познавательных и художественных интересов, самостоятельности, инициативности, целеустремленности, дают выход их творческой активности.
Чтобы игры детей носили коллективный характер, на
до помогать им объединяться для общей игры. С этой
целью воспитатель ненавязчиво, в форме совета подска
зывает тему игры, в которой можно вычленить несколько
ролей, например: «Можно в «больницу» играть: нужен
доктор, медицинская сестра, няня, больные дети». Если
дети сами придумали тему игры, но не знают, как вклю
чить в нее нескольких участников сразу, и не принимают
из-за этого в игру всех желающих, восйитатель помога
ет детям вычленить новые роли. Так, например, он гово
рит: «Можно играть всем: нужен кассир, контролер, про
водник, машинист, милиционер, много пассажиров» или
«Можно играть так: семья большая - - папа, мама, ба
бушка, дедушка, братья, сестры». Воспитатель должен
следить, чтобы совместная игра была подлинно коллек
тивной, т. е. чтобы у детей была общая цель, общий за
мысел игры, которому подчинялись бы действия всех ее
участников, чтобы дети по ходу игры общались между
собой, играли дружно и согласованно. •
|
|
Нужно поощрять длительные игры детей и содейст
вовать тому, чтобы игра не прекращалась, пока сюжет
ее не исчерпан. Для этого воспитатель может подсказать
Детям, как развить замысел игры, или включиться в игру,
чтобы изнутри, незаметно для детей помочь им в разви
тии ее сюжета. Так, например, увидев, что дети сводят
7* 99
всю игру в «магазин» к тому, что делают.покупки, умеет-но им посоветовать: «Теперь на.до готовить обед. Куклы хотят есть. Продавец и кассир много работали, устали, хотят есть. Они закроют магазин и пойдут обедать. Надо приготовить им обед, они работали и не могли себе.приготовить». После обеда, если дети сами не догадаются, надо посоветовать им вымыть посуду, убрать все, погу-'лять с куклами и зайти в магазин, чтобы купить еду к ужину. Этот совет поможет детям сделать игру устойчивой, длительной, оживит ее, натолкнет детей на самостоятельные поиски путей развития сюжета, и у них не возникнет желания переходить от одной игровой темы к другой.
Дети должны уметь играть разнообразно, творчески, даже используя в игре несколько раз подряд одну и ту же игровую тему, один и тот же сюжет. Это относится как к новым играм, так и к уж-е освоенным. Если воспитатель видит, что дети затрудняются самостоятельно видоизменить игру, он должен помочь им в этом либо советом, либо личным участием в игре. Так, например, если одна из самых любимых детских игр — «в семью» — «застряла» на одном уровне и сводится лишь к изображению бытовых действий, можно подсказкой, оживляющей личный опыт детей, придать ей другой ход: «Ваша дочка уже большая. Вон там детский сад. Отведите ее в детский сад и идите на работу. А вечером с работы идите за дочкой в детский сад, потом идите с ней в магазин и купите конфеты, можно, покатать ее на автобусе или метро, можно пойти с ней в театр или кино, можно пойти домой, почитать ей книжку, а когда придет с работы папа, можно ужинать и смотреть телевизор». Если воспитатель говорит это живо, эмоционально, ребенок, безусловно, с радостью соглашается на один из вариантов и реализует его в своей игре — она уже идет совсем по другому руслу.
Полезно предложить ребенку несколько вариантов, чтобы он сам мог выбрать наиболее для него привлекательный, так как в этом случае он са.м может придумать какие-то детали, подробности, развивающие игру, чего, конечно, не будет, если ребенку навязать какой-то обязательный, мало его заинтересовавший план игры. Это видоизменение, развитие сюжетов освоенных игр должно происходить за счет использования в них новых знаний. 100
Чтобы игра в «доктора» протекала содержательно и разнообразно, можно посоветовать детям.вести не только поликлинический прием, а открыть и больницу, так как больных с высокой температурой и тех, кто нуждается в операции, надо класть в больницу, чтобы за ними постоянно наблюдал врач и ухаживала медицинская сестра. Можно напомнить детям, как их водили на рентген, и посоветовать им открыть рентгеновский кабинет. Объяснив детям, что один и тот же врач не может брать анализ крови, лечить ушибленную ногу и больные зубы, что это делают разные врачи, можно порекомендовать им открыть разные кабинеты, в которых будут вести прием разные специалисты. Каждому из них надо подобрать соответствующий его профилю инструментарий, необходимое оборудование. Затем надо рассказать детям, что все врачи одновременно не принимают (иначе все захотят быть, врачами и.не останется пациентов), ведут прием только два или три врача: сегодня лечат зубы и уши, завтра делают анадизы и прививки, послезавтра работает рентгеновский кабинет и принимает глазной врач. Наконец, дети из своего личного опыта знают, что когда они заболевают, их не ведут к врачу, а врач приходит к ним домой и лечит их сначала дома. Надо только напомнить им об этом и оживить в их памяти то, с чем каждый из них непосредственно сталкивался, что каждый пережил, например: «Помните, доктор взвешивал детей на даче?»,. «Как тебе делали прививку?», «Когда ты упал, как тетя Зоя тебе лечила ногу?»
|
|
Все, что заинтересовало детей, эмоционально захватило их, все это неизбежно отразится в их играх. Поэтому, если новые знания интересны, доступны и сообщаются детям в яркой, эмоциональной форме, они находят воплощение в их играх,-порождая новые и видоизменяя старые. Слышащие дети отражают в своих играх все, что узнают. Они летают на космических кораблях, запускают спутники, участвуют в трудных и опасных арктических экспедициях, охотятся на китов. Надо стремиться к тому, чтобы и глухие дети в своих играх обыгрывали все то, о чем они узнают. Часто дети самостоятельно не умеют отразить в игре новые знания и нуждаются в помощи взрослого. В некоторых случаях эта помощь может быть совсем незначительной. Так, после 'коллективного рассматривания картины и составления к ней рассказа вос-
питателю достаточно сказать детям, что можно играть в то, что изображено на картине, чтобы возникла соответствующая самостоятельная игра детей. Однако, для того чтобы дети смогли разыграть сюжет сказки «Три медведя», с которой они познакомились на занятии, воспитателю уже приходится помочь им вычленить и распределить роли, подобрать нужные для игры предметы и помочь правильно передать последовательность действий сказочных персонажей, направляя ход игры вопросами и напоминаниями: «А что увидел медведь?», «Что сказал Мишутка?» и т. д. В некоторых случаях, для того чтобы новые знания вошли в игру детей, на первых порах необходимо участие в ней воспитателя, который показывает детям все богатство игровых возможностей данной темы. Новые знания дети получают не только на занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, при просмотре диафильмов, рассматривании картин, чтении. В условиях игры создаются наиболее благоприятные условия для усвоения нового. Все пережитое в игре, эмоционально окрашенное, становится прочным достоянием ребенка, входит в арсенал его опыта. Многие знания, умения и навыки, получаемые детьми на занятиях по развитию 'речи, изобразительной деятельностью, они переносят в игру и используют в ней. Так, например, в одном из детских садов после занятий, на которых дети познакомились с материалами, из которых сделаны различные предметы, играя в «магазин», они просили у продавца фаянсовую, металлическую или пластмассовую посуду, металлическую или деревянную ложку, фарфоровую, пластмассовую или матерчатую куклу, деревянную или металлическую коляску для кукол и т. д. Дети используют в играх знания и умения, полученные на занятиях по конструированию (делают красивые прочные сооружения из строительного материала, клеят мебель из бумаги и т. д.), лепке (лепят фрукты и овощи для магазина, домашних животных для игры с постройками), аппликации (делают коврики для украшения квартир, для продажи в магазине и т. д.).
|
|
Продуманная, хорошо организованная и проведенная экскурсия <-- один из-основных источников как возникновения новых игр, так и преобразования, видоизменения старых. Так, после первой экскурсии на строительство у детей появилась сюжегно-ролевая игра в «строи-102
•гельство», в дальнейшем, после -второй экскурсии, эта игра преобразилась: из цели деятельности постройка стала основой новых разнообразных игр. Экскурсия в мастерскую по ремонту металлоизделий породила новую игру: дети открыли мастерскую, где с увлечением чинили все металлические изделия, закрепляя и повторяя в ситуации игры названия предметов, сделанных из металла, и упражняясь в том, чтобы отличать их от вещей, выполненных из другого материала, если незадачливый заказчик по ошибке приносил в мастерскую неметаллический предмет.
Диафильм — не просто забава, приятный отдых для ребенка, источник эстетических переживаний и положительных эмоций, но и средство его развития, обогащения знаниями. Если содержание диафильма понятно детям, если показ его сопровождается живым, ярким, эмоциональным объяснением воспитателя, если диафильм содержит выразительные кадры, он, безусловно, породит игру на соответствующую тему. Именно после просмотра диафильмов «Красная Шапочка», «Волк и семеро козлят», «Упрямый котенок» в одном из детских садов возникли игры соответствующего содержания. Точно так же, несмотря на то что дети хорошо знали содержание сказок «Красная Шапочка», «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Зайкина избушка» (их рассказывал педагог на занятиях по развитию речи), они прочно вошли в игровой репертуар детей лишь после знакомства с соответствующими фильмами, вызвавшими у них яркие переживания (сочувствие, страх, гнев, радость) и желание активно выразить полученные впечатления. После просмотра фильмов обогатились и прежние игры детей. Так, строительные игры стали основой сюжетно-ролевых игр по мотивам знакомых сказок. Дети строили дом для бабушки и дедушки, а потом разыгрывали сказки «Колобок» и «Репку»; дом, в котором жила бабушка Красной Шапочки и куда девочка приходила навестить ее; дом, в котором жила коза и семь ее козлят; дом трех медведей; домик медведя в лесу, куда пришла заблудившаяся девочка; теремок, в котором дружно жили разные звери; зайкину избушку, из которой его выгнала хитрая лиса; домик, где жил беспечный петух с котом и откуда лиса утащила петуха. Замысел игры предшествовал ей и определял ее ход.' Приступая к постройке, дети говорили:
«Будем строить и играть в «Теремок» или «Будем строить дом козы. Потом будем играть в козу, козлят, волка». Высказанный детьми замысел обычно определял собой и постройку: так, в доме козы была большая лечь, у бабушки Красной Шапочки - - большая кровать, теремок был маленький, такой, что действительно разрушался, если туда забирался лишний обитатель, и т. д.
Среди картин, рекомендуемых программой для составления рассказов, имеются и сюжетные. Сначала дети должны детально рассмотреть картину под руководством педагога, который обращает их внимание на все существенное (но иногда малозаметное) в сюжете, что может ускользнуть от внимания детей, на все детали картины. Затем дети отвечают на вопросы педагога по содержанию картины. По их ответам педагог заключает, насколько изображенное на картине понятно, интересно, близко детям. Лишь после этого педагог может приступить к составлению рассказа, отражающего содержание, картины. После составления рассказа иногда уместно сказать детям, что можно играть в то, что нарисовано на картине. И если картина понравилась детям, если ее содержание близко и интересно им, предложение воспитателя будет встречено с удовольствием, и изображенный на картине сюжет войдет составной частью в одну из детских игр или отобразится в самостоятельной игре. Такое разыгрывание содержания картин имеет двоякую пользу. С одной стороны, оно обогащает игры детей, помогает им формулировать и развивать замысел игры, а с другой стороны, создает благоприятные условия для упражнения в речи и закрепления того лексического материала, которым пользовались дети, составляя соответствующий рассказ к картине. Дети в игре неизбежно будут пользоваться теми выражениями, которые употреблялись ими при рассказывании по картине, а употребление слов и выражений в новой ситуации, в условиях свободной игры, наполняет их новым содержанием и способствует их включению в активный словарь ребенка.
Иногда игра детей, вызванная рассматриванием картины,.может возникнуть и без какого бы то ни было вмешательства воспитателя, особенно если у них уже есть навык разыгрывания содержания картин. Так, в одном из детских садов детей заинтересовала попавшая им в руки открытка. На ней был изображен очень красивый 104
дом, из окна которого.выглядывала кошка. Это была иллюстрация к незнакомой детям сказке «Кошкин дом». На вопрос детей: «Что это?» — воспитатель ответил, что это кошкин дом, что в этом доме живет красивая кошка. Воспитатель обратил внимание детей на красивые ставни, окна, крышу и т. д. На следующий день дети сказали, что будут играть в «кошкин дом». Они с особым старанием строили и украшали дом, выражая при этом сомнение, достаточно ли он красив. Когда строительство дома было закончено, в нем поселились кошка с котенком. На вопрос воспитателя, желавшего выяснить замысел детей: «А что было дальше?» - - инициаторы игры ответили: «В доме живут кошка и котенок. Котенок непослушный, упрямый. Один ушел в лес». Стало ясно, что у игры два источника: иллюстрация к сказке «Кошкин дом» и недавно просмотренный ими диафильм «Упрямый котенок».
Положительно сказывается на обогащении игр детей рассматривание картинок в книжках: дети вносят в свою игру детали, найденные в иллюстрациях.
В старшей группе источником развития игр является и чтение: знания, получаемые детьми из книг, тоже входят в их игру, преобразуя ее. Так, чтение красочно иллюстрированной книги о диких животных обогащает игру в «зоопарк», в которую дети вносят то, что узнали из книги. Теперь уже экскурсовод, или воспитательница, или мама при осмотре зоопарка рассказывают детям, где какие звери живут и чем они питаются. Например, показывая обезьян, они говорят: «Они живут далеко в лесу на деревьях. Там жарко. Обезьяны едят бананы».
Полученные детьми знания об окружающем и их стремление быть похожими на взрослых реализуются в тех играх, где отражается труд взрослых людей, где дети подражают взрослым, беря на себя роли врача, парикмахера, рабочего, кассира и т. д. Так, дети играют в «магазин», «больницу», «строительство», «железную дорогу», «парикмахерскую» и т. д. Эти игры дают возможность воспитывать у детей уважение к трудящимся, углублять их интерес к различным видам труда, формировать и уточнять их представления о разных профессиях. Воспитатель должен постоянно подчеркивать важность, необходимость всякого труда, объяснять в доступной детям форме, что каждый человек должен трудиться, труд почетен, всякий труд надо уважать, он приносит людям ра-
дость, только тот человек хороший, кто хорошо работает, С каким бы видом труда вы ни знакомили детей, необхо-димо показать им его коллективный характер, подчеркнуть, что только общими усилиями, работая совместно, люди могут создать что-то ценное: один рабочий не может построить дом, а много рабочих, работая вместе, могут построить и большой дом, и метро; для тою чтобы сшить красивое пальто, должны вместе трудиться несколько человек (приемщица примет материал и все запишет, закройщица будет кроить, а портниха будет шить). Надо объяснить детям, что цель коллективного труда -сделать все для людей. Строители метро трудятся для того, чтобы людям было удобно и тепло ездить на работу, в гости, в театр; портнихи — чтобы у всех была удобная, красивая одежда; врачи — чтобы все люди были здоровы; рабочие - - чтобы людям было удобно жить, чтобы у них были светлые, красивые комнаты; учителя -- чтобы все дети были умными, умели писать, читать, говорить, много знали. Надо добиваться, чтобы дети, изображая в своих играх тот или иной вид труда, отражали его коллективный характер и свойственные труду советских людей черты: желание и умение совместно трудиться, оказывать друг другу помощь, способность испытывать радость от труда. Дети должны адекватно изображать выполняемые взрослыми те или.другие трудовые операции: что и как делает парикмахер, доктор, почтальон, закройщик. Это возможно лишь в том случае, если они понимают смысл изображаемой ими деятельности.
Не понимая смысла и цели действия, выполняемого взрослым в процессе труда, дети неадекватно изображают его в игре.
Знакомя детей с разными видами труда, нельзя ограничиваться локазом и объяснением лишь способа выполнения и смысла тех или ииых трудовых действий взрослых. Необходимо привлекать внимание детей и к тем взаимоотношениям, которые складываются между людьми в процессе их трудовой деятельности. Воспитатель должен добиваться, чтобы в своих играх дети отражали не только действия, совершаемые взрослыми (не только брили, стригли, шили, кроили), но и взаимоотношения, в которые они вступают в процессе труда (заказчик — приемщица — закройщица — портниха или отправитель письма — работник почты — почтальон — адресат). От-106
§ ношения, в которые, совместно трудясь, вступают люди, ••характеризуют собой место, занимаемое каждым из них в процессе общей деятельности. Только поняв эти отношения, уяснив место каждого участника общего труда, ребенок может понять, что и как он должен делать и говорить, беря на себя ту или иную роль, может определить свое положение в игре и то, в какие он должен вступать отношения с другими ее участниками. Так, будучи учеником, он должен слушаться учительницу, подчиняться ей, а она, в свою очередь, должна заботиться об учениках, быть с ними терпеливой и вежливой. Шоферы и пешеходы должны подчиняться милиционеру, а он обязан регулировать движение транспорта и пешеходов, заботиться о безопасности последних, помогать старикам, детям, инвалидам при переходе через улицу и т. д.
Игра детей может правильно отразить окружающую действительность только тогда, когда в ней, кроме адекватного изображения действий, поступков людей, их отношений, находит себе место и отражение человеческих. чувств и душевных качеств: радости труда, уважения к работающему человеку, желания помочь товарищу, заботливости, предупредительности, доброты и др. И действительно, нельзя быть настоящим рабочим, если только правильно изображать трудовые операции, но не проявлять желания сделать что-то для товарища, научить его чему-то, помочь ему в его работе; нельзя быть настоящей учительницей, не передавая своей любви к ученикам, своей заботы о них, своего живого к ним интереса. Изображение детьми человеческих чувств является неотъемлемой частью подлинной сюжетно-ролевой игры. Однако воспитатель должен следить, чтобы изображаемые детьми в игре чувства соответствовали нормам советский морали.
Игра является наиболее благоприятной почвой для развития воображения, без которого невозможно школьное обучение. И действительно, исполнение ребенком в игре той или иной роли, его перевоплощение, необходимость следовать воображаемому образу, подчинение своих действий и поступков воображаемой цели -- все это не может не сказаться благотворно на развитии его воображения. При правильном руководстве играми большое значение для развития воображения детей имеет и использование в игре различных предметов. Употребление
предмета не в.прямом, а в условном значении, когда он является заменителем отсутствующей, но необходимой по ходу игры вещи, использование одного и того же предмета в разных значениях (например, употребление кубика то.в качестве печати, то в качестве мыла, то в качестве лекарства и т. д.), употребление разных предметов в качестве заменителя одного игрового предмета (например, употребление и обруча, и колеса, и диска в качестве руля), наконец действия в игре с воображаемыми объектами (шитье воображаемой иголкой, катание на воображаемых лыжах или коньках и т. д.) — -все это является.прекрасной тренировкой воображения и способствует его развитию. Задача воспитателя — помочь детям овладеть этими умениями (или.подбирая совместно с детьми предметы для новых игр, или советуя, какие предметы использовать в той или иной игре, или показывая,.как производить действия с воображаемыми объектами).
Если в предыдущие годы были пройдены все этапы обучения использованию предметов-заменителей, то в этом году достаточно уже одного прямого указания на возможность использовать.предмет в роли другого предмета. Это указание содержится в новом игровом имени предмета, которое на этом этапе обусловливает и новый способ действия с ним.
В том.случае, если дети не сразу принимают предложенный им для игры предмет в условном значении (скажем, деревянный конус из строительного набора в качестве шприца), надо обратить их внимание на его сходство с тем предметом, в качестве которого он должен употребляться («Смотри. Тут острый конец, можно делать укол»).
Приступая к обучению детей новой игровой теме, надо заранее продумать, какие предметы следует обыграть с детьми, какие рекомендовать им использовать для разных вариантов этой игры. Так, скажем, обучая детей изображать улицу, в первый раз надо предложить им для игры картонные фигурки, в следующий раз — посоветовать использовать матрешек и маленьких кукол, в третий раз — вылепленные на занятиях пластилиновые фигурки.
Если воспитатель видит, что дети всегда используют предмет в одном значении, что за ним как бы закрепился, зафиксировался один способ употребления в игре и 108
дети сами не могут вычленить в нем разные качества, по-1-зволяющие употреблять его в разных значениях, воспитатель должен посоветовать им взять в качестве заменителя этого предмета другой. Так, например, если дети в качестве термометра употребляют только карандаш, воспитатель говорит имг «Можно взять палочку, будет термометр. Можно измерить температуру больным». Точно так же совет воспитателя нужен в том случае, если дети сами не могут найти нужный для игры предмет. Если такого совета недостаточно для того, чтобы дети начали употреблять в игре один предмет вместо другого (реального или игрового), нужно им показать, как можно этот предмет использовать. Это помотает детям увидеть в заменителе нужный им предмет, так как действие по подражанию они усваивают легко, а употребление воспитателем предмета в новом значении придает ему в их глазах те черты, которых они ранее не замечали. Так, например, можно предложить детям, играющим в «парикмахерскую», три деревянных бруска (из строительного набора) для использования одного из них в качестве.расчески, другого — в качестве машинки, третьего — в качестве бритвы. Ведь узкий деревянный брусок может быть и тем, и другим, и третьим в зависимости от того, как им действуют в игре. Это предложение воспитателя дети могут встретить с сомнением, поскольку им, возможно, трудно мысленно представить себе, как три одинаковых предмета использовать в разных значениях. В этом случае воспитатель обязательно должен.показать все три действия -- расчесывание, стрижку и бритье, выполняемые этим игровым предметом. Это необходимо для того, чтобы в каждом из трех случаев дети могли увидеть и вычленить то одно, то другое свойство предмета, позволяющее использовать его то в одном, то в другом значении.
Точно так же показ воспитателя необходим и в случае введения в игру нового действия с воображаемым объектом. Конечно, как уже отмечалось выше, воспитатель может показать детям то.или иное действие с воображаемым объектом только в случае, если дети знакомы с соответствующим действием, выполняемым реальным предметом. Так, например, можно научить детей звонить воображаемым колокольчиком (давать звонок в игре в «школу») только в том случае, если дети.видели настоя-
щий звонок, сами звонили, знают не только способ этого действия, но и его цель. Ни в коем случае нельзя обучать детей в игре, например, кататься на воображаемых лыжах или коньках, если они сами ни разу в жизни на них не стояли или по крайней мере многократно не наблюдали, как катаются другие, более старшие дети. Обучать детей действию.с воображаемым объектом хорошо после наблюдения соответствующего действия с реальным объектом. Это не значит, конечно, что надо ждать зимы, чтобы.ввести в игру катание на воображаемых коньках или лыжах. Такие действия можно и нужно готовить заранее. Так, если вы увидели зимой катание на лыжах или летом лреблю на реке, предложите детям.понаблюдать за этим хорошенько, покажите им, как можно это отобразить, заставьте каждого из детей показать, как дядя гребет веслом или как девочка катается на лыжах, и дети научаются подражать этим действиям, овладевают ими. Это умение впоследствии реализуется ими в соответствующих играх, отражается в них (иногда по собственному поч-ину, иногда благодаря напоминанию воспитателя: «Тут река? Вы плаваете? А еще можно на лодке кататься и грести веслами» и т. д.). Если вводимое действие с воображаемым объектом носит бытовой характер, то нетрудно организовать сначала наблюдение детьми выполнения его с реальным объектом. Так, например, прежде чем вводить при игре в «ателье» шитье одежды, необходимо показать детям, как держать настоящую иголку, ткань при сметывании, при шитье руками, как шить на швейной машине, как ею управлять — крутить ручку, двигать ткань и т. д. Только после этого можно обучать детей соответствующим действиям с воображаемыми иголкой, ниткой и швейной машинкой.
Зачастую для ребенка интересными и желательными являются только те действия, которые выполняются с привлекательным для него в силу каких-то обстоятельств предметом (им может быть либо новая, либо какая-то особенно любимая игрушка), и действие в отсутствие предмета не имеет для него никакой притягательной силы. Поэтому воспитатель должен доказывать действия с воображаемыми объектами очень эмоционально, заразительно, чтобы ребенок как бы увидел при этом отсутствующий предмет, вообразил его настолько ярко, что ему самому захотелось бы с ним действовать. Конечно, если НО
'воспитатель со скучающим видом скажет: «Шить надо!*гак», — это вряд.ли вызовет у ребенка интерес, желание подражать этому действию: оно покажется,ему в этом случае ненужным. И наоборот, если воспитатель весело, живо, так, как будто ему самому это чрезвычайно важно и интересно, скажет: «Я умею шить, Я научу тебя. Это очень интересно и нетрудно. Смотри, вот иголка...» — дети будут наблюдать за ним с таким интересом, как будто присутствуют при совершении чего-то очень важного и. яеобьгчного, и будут с нетерпением ждать очереди, чтобы попробовать свое умение шить.
С целью развития воображения детей, совершенствования их конструктивных умений воспитатель должен всячески поощрять изготовление ими различных самодельных игровых-предметов и использование их в игре. Если дети знают, что им требуется для игры, но не могут сами, без помощи взрослых, сделать нужный предмет, воспитатель должен дать им необходимый для поделки материал, показать, как делать этот предмет, а если нужно, то и принять участие в его изготовлении. Так, если.дети говорят, что им нужна подзорная труба, воспита-р тель может сказать: «Мы вместе сделаем подзорную трубу. Вот картон. Витя, отрежь вот такой кусок картона (показать примерную величину). Так, хорошо. Теперь сверни картон трубкой. Верно. Таня, возьми в шкафу цветную бумагу и клей. Отрежь кусок бумаги, одинаковый по величине с картоном. Теперь намажь бумагу клеем» и т. д.
Однако мало научить детей делать те или иные игровые предметы. Воспитатель должен обыгрывать с детьми все поделки, чтобы дети научились ими пользоваться в игре, знали, что и как с их помощью можно изобразить. Так, надо не только научить детей делать домики, санки и т. д. для игры в «улицу» или почтовый ящик, конверты и т. д. для игры в «почту», но и показать, как играть с этими поделками, что можно с ними по ходу игры делать. Можно вносить в игру детей и отдельные реальные предметы, однако нужно строго регламентировать их количество в каждой игре.
Как и в предыдущие годы, воспитатель должен содействовать развитию речи детей в ходе игр.
Дети часто еще не могут самостоятельно сформулировать замысел игры. Задача воспитателя — помочь им
в этом. Оформленный в слове.замысел становится известен всем участникам игры, что обеспечивает их полноценное и творческое в ней участие. Кроме того, это дает возможность воспитателю.помочь детям сохранить замысел в течение всей игры и довести его до конца. Так, увидев, что дети уходят в сторону от своего замысла, отвлекаются, воспитатель может напомнить им: «Надо пойти в магазин, купить хлеб, молоко, конфеты. Ехать на поезде долго, дочку надо кормить» и т. д. Это помогает детям держаться задуманного, обогащает их игру. Таким образом, умение формулировать замысел имеет очень большое значение для развития игровой деятельности. Чтобы помочь детям сформулировать замысел, воспитатель может задавать им наводящие вопросы, ответы на которые и представляют собой словесно оформленный замысел игры. Так, например, на вопрос воспитателя: «Во что вы будете играть?» — дети отвечают: «В поезд». В этом случае воспитатель может опросить: «Кто машинист? Кто кассир? Кто контролер? Ты кто? А ты кто? Куда вы поедете? С кем поедете? Далеко или близко поедете? Что возьмешь с собой? Что будете делать? А ты что будешь делать? Еще что?» и т. д. Эти вопросы помогают детям уяснить замысел и, отвечая на них, фактически сформулировать его, благодаря чему дети в.процессе игры могут подчинять свои действия этой словесной формулировке. Если из ответов-детей на заданные им вопросы становится ясно, что определенного, четкого замысла у них нет или что имеющийся замысел беден, примитивен, воспитатель рядом вопросов и советов может способствовать Обогащению или уточнению замысла, а также развитию сюжета игры, поскольку сюжет развертывается в соответствии с замыслом детей.
Влиять на развитие сюжета игры можно не только через обогащение детского замысла, не только советом и предложением. Также очень действенным способом является напоминание воспитателя о том, что непосредственно было пережито самими детьми.
В старшей группе дети в известных" им играх обычно умеют самостоятельно распределять роли. Знакомя детей с новой игрой, на первых порах воспитатель должен помогать им в распределении ролей. После того как дети поймут, какие действия и поступки характерны для каждого персонажа, можно предоставить им самостоя-112
тельно распределять роли в игре. Однако воспитатель должен постоянно держать это под своим контролем да-| же тогда, когда дети играют в хорошо знакомую им игру. Это необходимо, потому что, повторяя свои прежние игры, дети стремятся сохранить и имевшееся в прошлом распределение ролей. Если воспитатель не придает этому серьезного значения, то в группе появляются дети с «уз- [ кой специализацией»: так, имеются продавец, кассир, врач и т. д., ни за что не уступающие свою роль другому, считая ее чуть ли не собственностью, на которую никто не в праве посягнуть. Больше того, другие дети тоже привыкают к такому положению, считают его вполне естественным и не оспаривают у «премьеров» их роли «ведущих». Естественно, что ребенок, каждый раз исполняющий одну и ту же роль, повторяет одни и те же действия, слова и выражения. Часто он делает это механически и формально, иногда почти как обязанность. В этом случае, как правило, ведущие роли достаются более инициативным, более развитым детям. Между тем в задачу воспитателя входит воспитание активности у всех детей. Поэтому он должен установить какую-то очередность в исполнении наиболее интересных ролей и дать возможность всем детям получить максимальное удовольствие от игры. Если ведущая роль достается ребенку, которому не под силу самому с ней справиться, задача воспитателя — помочь ему провести эту роль. Это важно и для самого ребенка, который поверит в свои силы, и для его положения в группе, которое может коренным образом измениться. Более активные дети от этого также только выигрывают в воспитательном отношении: они научаются считаться не только с собственными желаниями и интересами, но и с желаниями и интересами своих товарищей.
Воспитатель должен сделать значимой и привлекательной для детей даже самую небольшую роль, подсказав не только какие поступки, действия следует совершать тому или иному персонажу, но и какие чувства он должен испытывать, в какие отношения вступать с другими участниками игры. Когда играют в «детский сад», каждый ребенок, как правило, хочет получить роль воспитателя и никому не хочется быть няней, поваром. Можно сказать детям: «Кто няня в детском саду? Няня должна чисто мыть посуду, убирать, мыть пол, раздавать