Заказ 143 ИЗ


обед, потому что она любит детей. Дети тоже любят ня­ню, потому что она добрая, заботится о них, помогает им» или «Повар готовит обед, завтрак, ужин. Он хочет, чтобы детям было вкусно, чтобы дети были сыты, хорошо ели, стали сильными, здоровыми».

Программой рекомендованы игровые темы, которые дети должны освоить в течение года («Школа», «Почта», «Улица», «Библиотека», «Ателье»). Выбор игровых тем обусловлен одной из очень важных задач, стоящих пе­ред педагогом и воспитателем на этом году обучения, — подготовкой детей к школе. Необходимо вызвать у них интерес и положительное отношение к школе, любовь к книге, научить их бережно обращаться с книгами, выра­ботать умение вести себя на улице (не бегать, правиль­но и только в определенных местах переходить улицу, уступать дорогу идущему транспорту, не толкать пеше­ходов).

Многие дети после детского сада попадают в школу или интернат, далеко расположенные от дома (в другом городе, поселке). Связь с родителями в течение учебного года-поддерживается только перепиской. В старшей груп­пе вполне своевременно и уместно объяснить детям зна­чение почты -и познакомить их с ее работой, с деятель­ностью почтовых работников. Это будет тоже своего ро­да подготовкой детей к школьному обучению.

И наконец, тема «Ателье» рекомендована программой потому, что в условиях этой игры дети могут упражнять­ся в тех практических измерительных операциях, с кото- • рыми они познакомились на специальных занятиях по счету. Самостоятельные измерения, производимые деть­ми в игровой ситуации, способствуют тому, что они бо­лее успешно овладевают понятиями «измерь», «длин­ный — короткий», «длиннее — короче», «широкий — уз­кий», «шире -- уже» и др. Конечно, если поблизости от детского сада нет ателье и нельзя повести детей туда на экскурсию, чтобы показать, как работают закройщики, приемщицы, мастера, показать результаты их труда, эту игровую тему необходимо заменить другой.

Последовательность введения новых игровых тем, указанных в программе, может быть произвольной, вос­питатель вводит их в том порядке, который считает наи­более целесообразным для своей группы.

Ниже приведено описание работы по каждой из тем, Ш


Игра в «школу»

Дети уже знают, что через год они пойдут в школу («Будет зима, потом опять лето, поедем на дачу, а по­том пойдете в школу»). Обычно положительное отноше­ние к школе вырабатывается в течение всего года, и по­степенно обучения в ней дети начинают ждать как на-' грады («Кто будет хорошо говорить, считать, играть, хо­рошо вести себя, тот пойдет в школу»).

Об экскурсии в школу детей надо предупредить за несколько дней, чтобы они ждали ее, чтобы у них было создано особое, приподнятое, даже немножко торжест-' венное настроение («Пройдет четыре дня, и мы пойдем на экскурсию в школу. Надо хорошо себя вести. В шко­ле мы посмотрим, как ребята хорошо сидят на занятиях, 1 учатся, как отдыхают после занятий на перемене»). Это ' надо сказать приподнято, эмоционально, чтобы детям очень захотелось в школу, чтобы они считали дни, остав­шиеся до экскурсии («Еще три дня — и пойдем в школу, два дня -- и пойдем»). Надо заранее договориться в школе о времени экскурсии, чтобы ребят там ждали и приветливо встретили. Очень хорошо, если школьники приготовят малышам какие-нибудь поделки из бумаги, картона. Прийти в школу надо во время урока, и пока все школьники в классах, провести детей по коридору, показать им, как много в школе классов, рассказать, что во всех учатся дети, что сейчас в коридоре никого нет, потому что идет урок, ребята-занимаются: они пишут, читают, рассказывают, считают. Когда урок кончится, прозвенит звонок и ребята выйдут из классов, будет пе­ремена. Надо показать, что в школе очень чисто, ребята не пачкают полы, стены, не сорят. Они вытирают ноги при входе в школу, сами моют и натирают пол, подмета­ют, убирают. Школьники дежурят в раздевальне, классе, коридоре. Надо показать детям буфет, зал, кабинет вра­ча, мастерскую и рассказать об их назначении.

Потом можно повести детей в класс, с учителем ко­
торого воспитатель предварительно договорился. Там на­
до показать, как школьники сидят за партами, как акку­
ратно на парте сложены тетради и книги, а в парте ле­
жат портфели, показать, в каком порядке у детей тетра­
ди и учебники — чистые, целые, обернуты в бумагу, что­
бы не пачкалась обложка. Дети увидят, как ученики
8* 115


встают, здороваясь и прощаясь, если в класс входят или из класса выходят взрослые, как поднимают руку, если хотят отвечать, как встают, отвечая учительнице. Нужно обратить внимание детей на то, что все школьники одеты в форму.

Когда школьники подарят малышам свои поделки, надо, чтобы те не забыли их поблагодарить. Когда про­звенит звонок, воспитатель должен объяснить детям, что урок кончился и ребята сейчас пойдут отдыхать на пе­ремену в коридор, а дежурный откроет форточку, вытрет доску и приготовит класс к новому уроку. Нужно пока­зать, как строем, спокойно, не толкаясь, ребята выходят из класса в коридор, ходят по коридору, как по звонку строятся возле своего класса и дежурный впускает их в класс, как они встают, приветствуя входящего учителя. После этого гости должны поблагодарить хозяев, попро­щаться и пригласить их к себе в детский сад. Очень хо­рошо, если воспитателю удается договориться с админи­страцией школы, чтобы какой-то класс взял шефство над детским садом. Обычно школьники с радостью ведут свою шефскую работу: делают у себя в мастерских детям лопатки, простые игрушки из дерева, картона, чинят им санки, помогают расчищать участок детского сада от сне­га, сажать деревья и т. д.

Вечером или на следующий день.после экскурсии на­до рассмотреть с детьми открытки, картинки, на которых изображена школьная жизнь, объяснить детям непонят­ное, задать вопросы, составить рассказы. Плакаты, кар­тины, рисунки, открытки, которые дети рассмотрели вме­сте с воспитателем и содержание которых им абсолютно понятно, хорошо развесить в групповой, чтобы дети при желании могли самостоятельно их рассматривать. Если рисунки яркие, выразительные, а влечатлений от экскур­сии много, дети много раз по одному и группами будут разглядывать развешанные рисунки и обсуждать и то, что на них изображено, и то, что они видели в школе. Рисунки будут напоминать детям о виденном и пережи­том во время интересной экскурсии.

Через день или два во время прогулки можно подой­ти с ребятами к школе и рассказать им, что школа но­вая, красивая, светлая, ее строили много рабочих, чтобы детям было удобно учиться, что школу надо беречь. На­до посмотреть, как дети уходят из школы, идут в школу 116


Игра в «школу».

(можно подойти к школе днем, когда ученики первой смены уходят, а вторая смена идет на занятия).

На занятиях надо изготовить с детьми ряд вещей, нужных для игры в «школу»: склеить портфели, пеналы, сделать маленькие тетради, альбомы для рисования, по­красить маленькие палочки (или спички со срезанными головками), превратив их в ручки, и положить вместе с маленькими карандашами в пенал, а пеналы — в порт­фели и т. д. Если у детей осталось много влечатлений от экскурсии, они с удовольствием и старанием будут де­лать нужные для игры атрибуты. В школе детям следует объяснить и показать назначение всего школьного обо­рудования, чтобы процесс изготовления игровых предме­тов был осмысленным.

Воспитатель должен приготовить столько кукольных фигурок, вырезанных из картона, сколько в группе детей, чтобы каждому ребенку досталась такая картонная ку­колка. Этим картонным куколкам надо вырезать из бу­маги форму — коричневые платья и черные фартуки девочкам и серые костюмы мальчикам. Каждый пред­мет нужно вырезать из согнутой вдвое бумаги, как в на-


 

боре «Одень куклу» или «Наша кукла». Если нет цвет­ной бумаги, можно вырезать одежду из белой бумаги и предложить детям самим раскрасить ее в соответствую­щие цвета.

Когда вое приготовления к игре будут сделаны, очень хорошо рассмотреть с детьми картинку, на которой изображен какой-нибудь эпизод из школьной жизни. Эта новая картинка поддержит желание детей выразить на­копленные впечатления в игре. Очень хорошо, если удастся показать детям диафильм о школе.

В начале игры надо предложить детям построить школу. Можно дать им для этого рисунок с образцом, можно положиться на выдумку детей в зависимости от того, каковы умения и навыки у ребят этой группы. Ког­да школа будет /построена, надо устроить в ней класс и коридор, затем оборудовать класс, расставив в нем пар­ты и стол для учительницы, сделанные из крупного строительного материала или склеенные из картона. Раздав детям картонные фигурки, нужно сказать им: «Вы папы и мамы. Это ваши дети. Им надо учиться в школе. Надо купить в магазине форму, портфели, тетра­ди, альбомы, карандаши, пластилин, пенал. Надо под­стричь дочку или сына в парикмахерской. В школу все ходят чистыми, аккуратными. Потом идите к доктору. Доктор посмотрит, здоровы ли дети. В школу можно хо­дить только здоровым. Если дочка или сын больны, надо вылечить, а потом вести в школу. Папы и мамы должны привести детей в школу, а то дети еще не знают дороги». Дети с увлечением идут в магазин за покупками, по­том в парикмахерскую, в поликлинику. Когда папы и мамы приводят своих детей в школу, их там встречает учительница, роль которой в первый раз берет на себя воспитатель. Учительница здоровается с детьми, знако­мится с ними и говорит, что она будет их учить. Потом предлагает родителям попрощаться с детьми, так как в школу родителям заходить не нужно. Учительница вво­дит детей в школу и объясняет им, показывая класс, что они будут здесь учиться говорить, писать, рисовать, ле­пить, считать, потом ведет их в коридор, зал и т. д. и рас­сказывает, что и где они будут делать. В классе она рас­саживает детей за парты, кладет их портфели на место и начинает урок. Во время перемены дети выходят из класса и ходят ло коридору, завтракают в буфете и г. д. 118


Дети наблюдают за тем, что делает воспитательница, которая, собственно, обыгрывает игрушки, показывая детям игровые возможности новой темы. В первый раз игра в «школу» заканчивается тем, что детей отпуска­ют домой, их встречают родители, они готовят с ними уроки.

Проведенная воспитательницей игра, безусловно, за­интересует детей, вызовет у них желание повторить ее. Игрушки, обыгранные воспитательницей, оживут для ре­бят и будут стимулировать их к играм на эту тему. Те->v перь дети смогут играть самостоятельно, но задача вос- \- ', питателя — быть все время рядом, чтобы в случае необ­ходимости советом или своим участием оказать помощь : в развитии замысла, сюжета игры.

Хорошо, если школьники придут в гости к малышам,

• принесут им в подарок свои изделия, побывают на

празднике в детском саду, а те, в свою очередь, на клаос-

;• ном утреннике в школе. Все это обогатит представления

детей и найдет отражение в их играх..

Затем можно предложить детям играть в «школу» и без кукол: один ребенок исполняет роль учителя, осталь­ные -- учеников. При этом воспитатель должен следить за тем, чтобы наиболее привлекательная для детей в этой игре роль учительницы не исполнялась каждый раз одним ребенком.

Этот вариант игры вызовет у детей творческие поис­ки: для игры понадобятся уже совсем другие предметы, чем при первом варианте, когда в роли учеников высту­пали,куклы (карандаши и счетные палочки, например, могут быть настоящими, а форма -- воображаемой и т. д.). И при этом варианте детям надо помочь в орга­низации игры, в изготовлении для нее атрибутов, в раз­витии сюжета. Надо посоветовать одним детям взять с собой в школу завтрак, другим • - позавтракать в школьном буфете, напомнить всем детям надеть вообра­жаемую форму перед уходом в школу, не опаздывать на урок, слушаться учительницу, осторожно переходить улицу по дороге в школу, устроить в школе праздник — украсить класс и подготовить выступления, пригласить на праздник малышей из детского сада (детей из другой группы) и т. д.

Все эти советы и предложения воспитателя, а также беседы о школе, рассматривание открыток, картинок,


показ диафильмов на темы школьной жизни натолкнут детей на самостоятельные поиски нового, на творческое отношение к игре, будут способствовать ее видоизмене­нию, развитию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: