обед, потому что она любит детей. Дети тоже любят няню, потому что она добрая, заботится о них, помогает им» или «Повар готовит обед, завтрак, ужин. Он хочет, чтобы детям было вкусно, чтобы дети были сыты, хорошо ели, стали сильными, здоровыми».
Программой рекомендованы игровые темы, которые дети должны освоить в течение года («Школа», «Почта», «Улица», «Библиотека», «Ателье»). Выбор игровых тем обусловлен одной из очень важных задач, стоящих перед педагогом и воспитателем на этом году обучения, — подготовкой детей к школе. Необходимо вызвать у них интерес и положительное отношение к школе, любовь к книге, научить их бережно обращаться с книгами, выработать умение вести себя на улице (не бегать, правильно и только в определенных местах переходить улицу, уступать дорогу идущему транспорту, не толкать пешеходов).
Многие дети после детского сада попадают в школу или интернат, далеко расположенные от дома (в другом городе, поселке). Связь с родителями в течение учебного года-поддерживается только перепиской. В старшей группе вполне своевременно и уместно объяснить детям значение почты -и познакомить их с ее работой, с деятельностью почтовых работников. Это будет тоже своего рода подготовкой детей к школьному обучению.
|
|
И наконец, тема «Ателье» рекомендована программой потому, что в условиях этой игры дети могут упражняться в тех практических измерительных операциях, с кото- • рыми они познакомились на специальных занятиях по счету. Самостоятельные измерения, производимые детьми в игровой ситуации, способствуют тому, что они более успешно овладевают понятиями «измерь», «длинный — короткий», «длиннее — короче», «широкий — узкий», «шире -- уже» и др. Конечно, если поблизости от детского сада нет ателье и нельзя повести детей туда на экскурсию, чтобы показать, как работают закройщики, приемщицы, мастера, показать результаты их труда, эту игровую тему необходимо заменить другой.
Последовательность введения новых игровых тем, указанных в программе, может быть произвольной, воспитатель вводит их в том порядке, который считает наиболее целесообразным для своей группы.
Ниже приведено описание работы по каждой из тем, Ш
Игра в «школу»
Дети уже знают, что через год они пойдут в школу («Будет зима, потом опять лето, поедем на дачу, а потом пойдете в школу»). Обычно положительное отношение к школе вырабатывается в течение всего года, и постепенно обучения в ней дети начинают ждать как на-' грады («Кто будет хорошо говорить, считать, играть, хорошо вести себя, тот пойдет в школу»).
Об экскурсии в школу детей надо предупредить за несколько дней, чтобы они ждали ее, чтобы у них было создано особое, приподнятое, даже немножко торжест-' венное настроение («Пройдет четыре дня, и мы пойдем на экскурсию в школу. Надо хорошо себя вести. В школе мы посмотрим, как ребята хорошо сидят на занятиях, 1 учатся, как отдыхают после занятий на перемене»). Это ' надо сказать приподнято, эмоционально, чтобы детям очень захотелось в школу, чтобы они считали дни, оставшиеся до экскурсии («Еще три дня — и пойдем в школу, два дня -- и пойдем»). Надо заранее договориться в школе о времени экскурсии, чтобы ребят там ждали и приветливо встретили. Очень хорошо, если школьники приготовят малышам какие-нибудь поделки из бумаги, картона. Прийти в школу надо во время урока, и пока все школьники в классах, провести детей по коридору, показать им, как много в школе классов, рассказать, что во всех учатся дети, что сейчас в коридоре никого нет, потому что идет урок, ребята-занимаются: они пишут, читают, рассказывают, считают. Когда урок кончится, прозвенит звонок и ребята выйдут из классов, будет перемена. Надо показать, что в школе очень чисто, ребята не пачкают полы, стены, не сорят. Они вытирают ноги при входе в школу, сами моют и натирают пол, подметают, убирают. Школьники дежурят в раздевальне, классе, коридоре. Надо показать детям буфет, зал, кабинет врача, мастерскую и рассказать об их назначении.
|
|
Потом можно повести детей в класс, с учителем ко
торого воспитатель предварительно договорился. Там на
до показать, как школьники сидят за партами, как акку
ратно на парте сложены тетради и книги, а в парте ле
жат портфели, показать, в каком порядке у детей тетра
ди и учебники — чистые, целые, обернуты в бумагу, что
бы не пачкалась обложка. Дети увидят, как ученики
8* 115
встают, здороваясь и прощаясь, если в класс входят или из класса выходят взрослые, как поднимают руку, если хотят отвечать, как встают, отвечая учительнице. Нужно обратить внимание детей на то, что все школьники одеты в форму.
Когда школьники подарят малышам свои поделки, надо, чтобы те не забыли их поблагодарить. Когда прозвенит звонок, воспитатель должен объяснить детям, что урок кончился и ребята сейчас пойдут отдыхать на перемену в коридор, а дежурный откроет форточку, вытрет доску и приготовит класс к новому уроку. Нужно показать, как строем, спокойно, не толкаясь, ребята выходят из класса в коридор, ходят по коридору, как по звонку строятся возле своего класса и дежурный впускает их в класс, как они встают, приветствуя входящего учителя. После этого гости должны поблагодарить хозяев, попрощаться и пригласить их к себе в детский сад. Очень хорошо, если воспитателю удается договориться с администрацией школы, чтобы какой-то класс взял шефство над детским садом. Обычно школьники с радостью ведут свою шефскую работу: делают у себя в мастерских детям лопатки, простые игрушки из дерева, картона, чинят им санки, помогают расчищать участок детского сада от снега, сажать деревья и т. д.
Вечером или на следующий день.после экскурсии надо рассмотреть с детьми открытки, картинки, на которых изображена школьная жизнь, объяснить детям непонятное, задать вопросы, составить рассказы. Плакаты, картины, рисунки, открытки, которые дети рассмотрели вместе с воспитателем и содержание которых им абсолютно понятно, хорошо развесить в групповой, чтобы дети при желании могли самостоятельно их рассматривать. Если рисунки яркие, выразительные, а влечатлений от экскурсии много, дети много раз по одному и группами будут разглядывать развешанные рисунки и обсуждать и то, что на них изображено, и то, что они видели в школе. Рисунки будут напоминать детям о виденном и пережитом во время интересной экскурсии.
|
|
Через день или два во время прогулки можно подойти с ребятами к школе и рассказать им, что школа новая, красивая, светлая, ее строили много рабочих, чтобы детям было удобно учиться, что школу надо беречь. Надо посмотреть, как дети уходят из школы, идут в школу 116
Игра в «школу».
(можно подойти к школе днем, когда ученики первой смены уходят, а вторая смена идет на занятия).
На занятиях надо изготовить с детьми ряд вещей, нужных для игры в «школу»: склеить портфели, пеналы, сделать маленькие тетради, альбомы для рисования, покрасить маленькие палочки (или спички со срезанными головками), превратив их в ручки, и положить вместе с маленькими карандашами в пенал, а пеналы — в портфели и т. д. Если у детей осталось много влечатлений от экскурсии, они с удовольствием и старанием будут делать нужные для игры атрибуты. В школе детям следует объяснить и показать назначение всего школьного оборудования, чтобы процесс изготовления игровых предметов был осмысленным.
Воспитатель должен приготовить столько кукольных фигурок, вырезанных из картона, сколько в группе детей, чтобы каждому ребенку досталась такая картонная куколка. Этим картонным куколкам надо вырезать из бумаги форму — коричневые платья и черные фартуки девочкам и серые костюмы мальчикам. Каждый предмет нужно вырезать из согнутой вдвое бумаги, как в на-
боре «Одень куклу» или «Наша кукла». Если нет цветной бумаги, можно вырезать одежду из белой бумаги и предложить детям самим раскрасить ее в соответствующие цвета.
Когда вое приготовления к игре будут сделаны, очень хорошо рассмотреть с детьми картинку, на которой изображен какой-нибудь эпизод из школьной жизни. Эта новая картинка поддержит желание детей выразить накопленные впечатления в игре. Очень хорошо, если удастся показать детям диафильм о школе.
В начале игры надо предложить детям построить школу. Можно дать им для этого рисунок с образцом, можно положиться на выдумку детей в зависимости от того, каковы умения и навыки у ребят этой группы. Когда школа будет /построена, надо устроить в ней класс и коридор, затем оборудовать класс, расставив в нем парты и стол для учительницы, сделанные из крупного строительного материала или склеенные из картона. Раздав детям картонные фигурки, нужно сказать им: «Вы папы и мамы. Это ваши дети. Им надо учиться в школе. Надо купить в магазине форму, портфели, тетради, альбомы, карандаши, пластилин, пенал. Надо подстричь дочку или сына в парикмахерской. В школу все ходят чистыми, аккуратными. Потом идите к доктору. Доктор посмотрит, здоровы ли дети. В школу можно ходить только здоровым. Если дочка или сын больны, надо вылечить, а потом вести в школу. Папы и мамы должны привести детей в школу, а то дети еще не знают дороги». Дети с увлечением идут в магазин за покупками, потом в парикмахерскую, в поликлинику. Когда папы и мамы приводят своих детей в школу, их там встречает учительница, роль которой в первый раз берет на себя воспитатель. Учительница здоровается с детьми, знакомится с ними и говорит, что она будет их учить. Потом предлагает родителям попрощаться с детьми, так как в школу родителям заходить не нужно. Учительница вводит детей в школу и объясняет им, показывая класс, что они будут здесь учиться говорить, писать, рисовать, лепить, считать, потом ведет их в коридор, зал и т. д. и рассказывает, что и где они будут делать. В классе она рассаживает детей за парты, кладет их портфели на место и начинает урок. Во время перемены дети выходят из класса и ходят ло коридору, завтракают в буфете и г. д. 118
|
|
Дети наблюдают за тем, что делает воспитательница, которая, собственно, обыгрывает игрушки, показывая детям игровые возможности новой темы. В первый раз игра в «школу» заканчивается тем, что детей отпускают домой, их встречают родители, они готовят с ними уроки.
Проведенная воспитательницей игра, безусловно, заинтересует детей, вызовет у них желание повторить ее. Игрушки, обыгранные воспитательницей, оживут для ребят и будут стимулировать их к играм на эту тему. Те->v перь дети смогут играть самостоятельно, но задача вос- \- ', питателя — быть все время рядом, чтобы в случае необходимости советом или своим участием оказать помощь : в развитии замысла, сюжета игры.
Хорошо, если школьники придут в гости к малышам,
• принесут им в подарок свои изделия, побывают на
празднике в детском саду, а те, в свою очередь, на клаос-
;• ном утреннике в школе. Все это обогатит представления
детей и найдет отражение в их играх..
Затем можно предложить детям играть в «школу» и без кукол: один ребенок исполняет роль учителя, остальные -- учеников. При этом воспитатель должен следить за тем, чтобы наиболее привлекательная для детей в этой игре роль учительницы не исполнялась каждый раз одним ребенком.
Этот вариант игры вызовет у детей творческие поиски: для игры понадобятся уже совсем другие предметы, чем при первом варианте, когда в роли учеников выступали,куклы (карандаши и счетные палочки, например, могут быть настоящими, а форма -- воображаемой и т. д.). И при этом варианте детям надо помочь в организации игры, в изготовлении для нее атрибутов, в развитии сюжета. Надо посоветовать одним детям взять с собой в школу завтрак, другим • - позавтракать в школьном буфете, напомнить всем детям надеть воображаемую форму перед уходом в школу, не опаздывать на урок, слушаться учительницу, осторожно переходить улицу по дороге в школу, устроить в школе праздник — украсить класс и подготовить выступления, пригласить на праздник малышей из детского сада (детей из другой группы) и т. д.
Все эти советы и предложения воспитателя, а также беседы о школе, рассматривание открыток, картинок,
показ диафильмов на темы школьной жизни натолкнут детей на самостоятельные поиски нового, на творческое отношение к игре, будут способствовать ее видоизменению, развитию.