double arrow

Социально-экономические методы социальной работы


Развитие человеческой цивилизации всегда определялось технологией. Прогресс человечества выражался в стремительном развитии технологий мировой экономики. Так, за минувшее столетие скорость перемещения человека на планете возросла в сто раз, эксплуатация природных ресурсов — в тысячу- раз, а военная мощь — в миллион раз. Однако только социальные технологии открывают возможность социальных условий жизни людей, обеспечения взаимосвязи экономического прогресса с социальным, решения нравственно- этических вопросов развития общества и личности.

История экономики дает множество примеров, способов и технологий регулирования отношений между людьми в процессах хозяйствования. Среди них можно назвать командно-приказные, насильственно-принудительные, плановые, организационно-распорядительные, разъяснительные, социально-психологические и т.д. Однако любая экономика требует адекватных ей методов, способов ведения хозяйства.

В настоящее время в научной литературе идет порой надуманная дискуссия о преимуществах или недостатках основных методов ведения хозяйства — рыночного и планового. Различные толкования содержания понятий «административные методы» и «экономические методы» приводят к тому, что их нередко противопоставляют друг другу, искусственно возводя между ними непреодолимую «китайскую стену». Некоторые экономисты (в силу политической конъюнктуры) высказывают мнение, что все, связанное с реализацией указаний вышестоящих органов, включая планирование, относится к порицаемому администрированию.

Однако, по нашему мнению, нет оснований представлять дело таким образом, что экономические методы базируются на использовании экономических законов, а административные — только на приказах и директивах. При таком подходе недолго вообще исключить планирование из экономических методов, относя его к административным рычагам, поскольку реализация плана в значительной степени достигается принуждением. Конечно, содержание понятий «административные и экономические методы руководства» нуждается в дальнейшем уточнении. Эти понятия взаимосвязаны и взаимообусловлены. Административные методы могут и должны учитывать действие экономических законов. Иначе говоря, они должны быть экономически обоснованы. Экономические, по своей сущности, рычаги могут быть и нередко являются административными по форме.

Современное мировое экономическое развитие идет в основном по двум моделям.

Первая модель, характерная в настоящее время для американской экономики, связана с резким ограничением прямого административного регулирования, когда активную роль играют рыночные механизмы саморегулирования. Главный принцип — это удовлетворение экономических и других потребностей с опорой на собственные способности, на результаты своего труда. Помощь со стороны государства крайне ограничена, она используется только как временная экстренная мера. Однако на определенных этапах своего развития США активно применяла административные методы в экономике. Например, в 1933 г. США проводили новый курс, суть которого состояла в усилении государственного регулирования экономическими и социальными процессами. Преобладала идея о том, что при умелом использовании методов государственного регулирования они могут обеспечить процветание страны. Надо подчеркнуть, что эта государственная политика получила широкую поддержку населения, помогла людям адаптироваться в условиях глубокого экономического кризиса.

Другая модель — это оказание помощи населению как естественная функция государства, как часть нормальных общественных отношений, которая не унижает достоинство человека, а предназначена оказывать помощь в решении социальных проблем. Эта модель, получившая наиболее полное развитие в ФРГ, Японии и Швеции, характеризуется активным воздействием государства на функционирование национального рыночного хозяйства, мощной системой социального обеспечения и социальной поддержки малоимущих групп населения, сравнительно высокой долей расходов государственного бюджета в валовом внутреннем продукте, существенным весом государственной собственности.

Так, социально-экономическая система ФРГ определяется JI. Эрхардом как «социальное рыночное хозяйство», основу которого составляют свободный рынок и свободная конкуренция. Однако «свободное» рыночное хозяйство ФРГ воссоздавалось при самом активном участии государства: в частности сельское хозяйство, угледобывающая промышленность, черная металлургия, транспорт, жилищное,строительство в значительной степени были исключены из сферы неконтролируемой рыночной конкуренции и активно регулировались госу-дарством. Регулировало оно и обширную сферу коммунальной инфраструктуры и государственного предпринимательства, а также контролировало объем производства, цены, предоставляло субсидии и кредиты из госбюджета.

По мнению профессора X. Ламперта (ФРГ), социальное рыночное хозяйство — это путь, ведущий к свободному, экономически эффективному, стабильному порядку в обществе и экономике.

Термин «социальный» означает:

что рыночное хозяйство в силу своей экономической эффективности создает экономические предпосылки «благосостояния для всех» и предоставляет экономические свободы, а также ограничивает право на свободу тех лиц, кто нарушает конституционный порядок или этические нормы;

что рыночное хозяйство должно ограничиваться там, где это может привести к нежелательным социальным результатам, либо результаты свободного экономического процесса должны корректироваться в том случае, если они не отвечают ценностным представлениям общества.

Поэтому в понятие «социальное рыночное хозяйство» входит идея политического упорядочения, целью которого является соединение общества, построенного на конкуренции и частной инициативе, с социальным прогрессом, обеспеченным именно производительностью рыночной экономики. На основе рыночного экономического порядка может быть создана многообразная и всеобъемлющая система социальной защиты.


Сейчас читают про: