Демокрит. Познание через разделение на элементы

В решении задач обоснования уверенности индивида в собственной силе субъекта и преодоления зависимости человека от воли детерминирующего его мирового субъекта Демокрит достиг больших успехов, чем софисты. Способ возвышения человека над мировым пространством, найденный Демокритом, оказался настолько успешным, что стал опорой укрепления субъектности личности на многие века. Во всех случаях, когда людям, в силу определенного исторического момента, нужно было верить в свои права и возможности влиять на мир, идеи Демокрита становились основой философских, политических и научных концепций.

Демокрит (ок. 460-370 до н.э.) родился в г.Абдеры, в далекой милетской колонии на Фракийском побережье на северо-востоке Эллады. Он был из богатой семьи, но, получив в наследство от отца денежное состояние, растратил его в путешествиях. Демокрит учился у египетских жрецов, постигал, как и Пифагор, мистические тайны геометрии, общался с халдейскими мудрецами Вавилона и с гимнософистами Индии. Демокрит говорил о себе: «Я объездил больше земли, чем кто-либо из современных мне людей, подробнейшим образом исследуя ее; я видел больше, чем все другие, мужей и земель и беседовал с наибольшим числом ученых людей».[5]

В далеких путешествиях он провел около восьми лет. По некоторым документам, он был учеником Аримнеста, любимого сына Пифагора, открывшего пропорцию золотого сечения и гармонические интервалы музыки, встречался в Афинах с Сократом и общался с ним, не открыв тому своего имени. Демокрит вернулся домой бедняком и за растрату отцовского имущества по законам Абдер должен был лишиться права погребения на родине. Но своими умными речами и сочинениями он вернул себе уважение земляков.

Идеи Демокрита оказали, пожалуй, наибольшее влияние как на западно-европейскую психологию, так и на всю мировую науку. В его концепции были заложены основы одной из наиболее долгоживущих мировых религий - материалистического атомизма. Конечно, атомизм никогда не причислял себя к разряду мировых религий, а уж материализм тем более. Тем не менее, атомизм возникает и распространяется как одно из изначальных базовых представлений о мире. Он принимается не логическими рассуждениями и анализом, а верой в его бесспорную истинность. В древней Греции вначале Левкипп, а затем Демокрит кладут принципы атомизма в основу объяснения устройства мира.

Согласно представлениям Демокрита, мир состоит из неделимых, непроницаемых элементарных частиц – атомов, летящих в пространстве и при соединении образующих различные тела. Душа тоже состоит из атомов, только очень маленьких, легких и подвижных, напоминающих атомы огня. Атомы души круглые. Эти легкие круглые атомы летают между более тяжелыми атомами тела и, ударяясь о них, придают атомам тела направленное движение.

Концепции души в значительной мере определялись общими представлениями философов о природе космоса. Ведь душа всегда была тем, что соединяет человека с миром, передает человеку жизненность и логос Вселенной. Например, в концепции веданты образ души как реальности, связующей человека с миром, соотносился с единой психо-физиологической природой космоса, представлявшейся в образах Атмана, Брахмана и Пуруши. В Греции же локализация логических сил космоса в образах антропоморфных богов изменяла и картину души человека. Душа тоже становилась локально-телесной, воспроизводящей, подобно богам, формы человеческого тела. Исчезала возможность слияния души человека с нелокальным Абсолютом, душа могла существовать лишь в мире теней, сохраняя свою отделенность. Но все еще велика была зависимость судьбы человека от воли богов.

Преодолевая тревожность маленького человека в распадающемся большом мире, атомисты придают этому человеку уверенность, уменьшая чувство его зависимости от детерминирующего мирового субъекта. Левкипп и Демокрит максимально устраняют из мира черты его субъектности и окружают человека безличностным и фактически бездушным пространством. Единственным космическим источником души остается у атомистов теплота. Теплота – это космическая энергия, согревающая землю и производящая все живое из земли.

Существует множество миров, возникающих самопроизвольно и беспричинно, спонтанно. Атомы рассеяны в пространстве, но в центре космоса собираются более крупные и тяжелые атомы, образующие землю. Они сжимаются и выдавливают воду. Вода скапливается в низинах Земли и обеспечивает возникновение жизни под влиянием тепла. Миров много, каждый мир замкнут в себе. Миры находятся в непрестанном развитии, одни из них только возникают, другие находятся в фазе расцвета, третьи гибнут. Миры шарообразны и в чем-то похожи на картину разбегающейся Метагалактики.

Было у атомистов и представление об одушевленности космоса. Человек и животное уподоблялись Демокритом микрокосму. В космосе есть и душа, и разум. Но одушевленность космоса понималась лишь как наличие в нем тепла и огня. В космосе этой одушевленности мало, тепло концентрируется в животных, а особенно в человеке. В воздухе есть атомы души, которые человек вдыхает и выдыхает при дыхании. Это своеобразный обмен душевной энергией. При смерти человека его душа просто рассеивается своими атомами в воздухе.

В общих чертах, атомистическая концепция Демокрита совпадает с современными научными взглядами на устройство вещей. Физики построили почти завершенную картину мира, образуемого движением атомов и элементарных частиц. Атомные взаимодействия объясняют химические и физиологические процессы. Обнаружив сложную организацию и делимость атомов, физики открыли протоны, нейтроны, электроны, мезоны, гипероны и др. элементарные частицы, принявшие на себя роль исходных атомов, объясняющих устройство мира. Наличие атомарной структуры материи сегодня практически ни у кого не вызывает сомнения.

Можно видеть, что Демокрит учел в своем представлении о быстрых атомах души многие доступные наблюдению качества психики, требовавшие объяснения. Во-первых, получило подтверждение понимание психики как причины движения тела. Душевные порывы и устремления приводят к движениям и действиям человека. Это наблюдаемый всеми нами факт. И у Демокрита быстрые атомы души, ударяясь о тяжелые атомы тела, наполняют энергией наши поступки.

Также получила какое-то объяснение и невидимость души. Атомы души, у Демокрита, очень маленькие. А мы знаем по опыту, что чем мельче вещь, тем труднее нам ее увидеть. Рассуждения о мелкоте атомов помогают представить прозрачность и невидимость души. Представление о «шарообразности» атомов, тоже по опыту, связывается с их подвижностью и позволяет понять, почему же все так легко и быстро движется в мечтах и мыслях, и так медленно и трудно в "угловатом" физическом мире. "Души прекрасные порывы" не всегда легко превращаются в прекрасную реальность наших поступков.

Источником души, по Демокриту, является теплота, которая произвела все живое из земли. Картина возникновения всех форм жизни из «грязи» (соединения воды и земли), под влиянием космического тепла, удивительно напоминает концепции возникновения жизни, принятые в современной биологии.

Аристотель так излагает идеи Демокрита: «Демокрит утверждает, что душа есть некий огонь и тепло. А именно: из всего бесконечного множества фигур и атомов шаровидные атомы, говорит он, – это огонь и душа, они подобны так называемым пылинкам в воздухе, которые видны в солнечных лучах, проникающих через узкую щель; образуемую ими смесь всякого рода семян он называет элементами всей природы. Подобным же образом толкует Левкипп. Оба они считают шаровидные атомы душой, потому что атомы такой формы больше всех в состоянии проникать повсюду и, сами будучи приведенными в движение, двигать и остальное; при этом они полагают, что именно душа сообщает живым существам движение».[6]

Атомы души, по Демокриту, имеют ту же природу, что и тепло. В основе души – очень маленькие и очень быстрые атомы, похожие на атомы огня. Сегодня физиологической основой психических процессов принято считать электрические импульсы и химические процессы нервной системы. Все эти процессы связаны с движением сверх-подвижных и очень маленьких электронов, которые Демокрит мог бы назвать маленькими атомами, сходными с атомами огня. И эти идеи Демокрита похожи на психофизиологические представления нашего времени. Все эти совпадения не могут не вызвать удивления.

Но с самого начала нужно разделить, с одной стороны, признание и изучение атомарного устройства вещества, а с другой стороны, атомистическое объяснение природы явлений. Атомарное строение материи является давно открытым фактом, эмпирической данностью, с которой в современной науке никто не пытается спорить. Да и к психологии атомарное строение души имеет косвенное отношение, мало затрагивая и устройство, и происхождение психики. Сегодня трудно найти явных сторонников идеи Демокрита о том, что психика, подобно веществу, состоит из атомов.

Совсем другое дело, когда речь идет об атомизме как о способе объяснения природы вещей и явлений мира. Это тесно касается проблем психологии. Без критического анализа атомизма как логического принципа мышления мы не сможем правильно понять ни теорий психологии, ни той борьбы, которая многие столетия напряженно проходит вокруг разных представлений о природе психики. Демокрит же был не просто интерпретатором картины атомарного строения материи, но и одним из основоположников атомизма как способа объяснения вещей.

Представление, что душа состоит из атомов, круглых или каких-то иных, не нашло дальше фактического подтверждения и не оказало серьезного влияния на психологию. Иное дело – атомизм как способ мышления и объяснения вещей. Атомизм – это логический прием объяснения целого и сложного путем разложения этого целого на части или на элементы. Вот это и стало тем, не подвергаемым критике убеждением, которое легло не только в основу многих теорий и представлений науки, но и в основу логики нашего привычного житейского понимания вещей.

Как же иначе можно понять строение и природу предметов, если не раскладывать их на части? За логикой атомизма стоят настолько глубинные природные основы способов видения вещей, что для переосмысления этой логики и готовности принять иные принципы мышления порой необходима целая душевная операция над своим мироощущением. У многих людей любые попытки такой операции порождают острую боль и стремление искренне защищать привычный способ понимания предметов через их расчленение.

Начало атомистической логики понимания следует искать задолго до Демокрита и, возможно, до появления человека вида "Hоmо sapiens". Уже обезьяне, проявляющей любопытство по отношению к предмету, брошенному в клетку, свойственно исследовать эту вещь способом разламывания на части. Это же делает и ребенок, «познающий» подаренную ему игрушку.

Именно такой способ познания природы в форме ее разборки на части применяет физик, погружающийся "в глубины материи": от молекул к атомам, от атомов к нейтронам и протонам, от протонов к "кваркам". "Кварки" – не найденные в реальности гипотетические частицы, которые, согласно надеждам некоторых физиков, уже не нужно будет делить на составляющие, потому что те окажутся исходными частицами материи. А значит, и объяснение природы мира придет, наконец, к своему основанию, и ученые смогут отдохнуть на финише объяснения природы вещей.

За безграничным стремлением современной ядерной и квантовой физики исследовать все более мелкие частицы можно заметить вполне мистическую веру, что там, в глубинах частиц скрыты тайны мира, приближающие человека к познанию основ мира, к постижению Бога. Это познание тайн материи, а «материя» во многих концепциях современной науки выполняет роль бога, порождающего в своем самодвижении весь мир.

Действительно, на какой стадии разборки игрушки нужно остановиться, чтобы решить, что теперь уже все стало понятно? Л.К.Науменко дает вполне точную характеристику роли "атома" в таком способе познания вещей: "Атом постулирован лишь для того, чтобы остановить безудержную деструкцию вещи, вещественную редукцию. Атом - своеобразная логическая "пробка", прекращающая истечение корпускулярного анализа".[7] Именно поэтому Демокрит вынужден был приписать атомам такие свойства как неделимость и монолитность. Раз атом не делится, то он уже ни из чего не состоит и может служить как бы исходным объясняющим началом для всех предметов.

Для возникновения логики атомизма особую роль сыграла неспособность восприятия одновременно схватывать и перерабатывать множественность признаков сложного объекта. И наоборот, способность более быстро и легко видеть простые объекты создает у людей ощущение их большей понятности. Понятность вещей подсознательно связывается с элементарностью их конструкции. В русском языке это находит естественное выражение в последовательной синонимичности слов: "понятно – просто – элементарно"; "непонятно – сложно"; "непонятный – сложный – составной – комплексный". Хотя сам вопрос: "Насколько объект, состоящий из одного элемента, более понятен нам по его природе?" – не так уж прост.

Свойства восприятия определяют исходные логические приемы мышления и содержание многих научных концепций. Вспомним, что недоступность «души» непосредственному восприятию направляла логику поиска ее первых аналогов греческими философами. Такие аналоги души как воздух, огонь или пар использовались в объяснении как нечто более понятное, чем сама душа, потому что эти формы субстанции были хоть как-то наблюдаемы и этим порождали чувство их большей понятности. В таких аналогиях проявлялась наивная хитрость ума, ищущего успокоения в наглядном восприятии. Пар, воздух или огонь могут быть «почти невидимы» и потому сравнимы с «невидимой» душой или психикой. Но они все же могут быть иногда видимы и ощущаемы при прикосновении и потому кажутся более понятными, чем психика или душа. Потому они и становились чувственной опорой для объяснения невидимой души.

Атомы Демокрита были восприняты его современниками и введены в философию в качестве устойчивого в самом себе основания мира. Атомы у Демокрита, по сути, выполняют функцию богов-производителей, создающих мир своим движением и своими «совокуплениями». Сами же они ни из чего не возникают, ничем не создаются и, подобно любым другим богам, живут вечно и неизменно. Функционально атомы и выполняют логическую роль детерминирующего мир субъекта – ни откуда не возникающей первопричины, объясняющей природу и происхождение всех вещей. Неразложимость атомов давала твердую отправную точку в логике текучего и рассыпающегося греческого мира, давала надежду на стабильность жизни, хотя бы в ее основании.

На фоне глубокой дестабилизации картины мира и ощущения угрозы его неустойчивости, концепция Демокрита имела терапевтический смысл. Она разрушала в представлении людей подавлявший их образ целостного нелокального космического субъекта, детерминирующего судьбы людей. Но делала это лучше, чем концепции софистов. Разрушая образ логоса, как и всего реального мира, детерминирующего человека, софисты могли предложить взамен лишь скепсис и нигилизм – болезненные формы утверждения личной независимости индивида. Демокрит же поднимал человека над миром, превращая этот мир из детерминирующего мирового субъекта в композицию мелких атомов. Если все в мире есть только атомы, то ты индивид можешь возвышаться над этим миром, ощущая не страх, а величие своей мощи.

Атомизм всегда выступает концепцией, вдохновляющей человека на уверенные действия. Атомы, хотя и выполняют логическую роль первоисточника природы, но никак не напоминают собой величественное богоподобное начало. Перед великим божественным началом человек ощущает свою слабость и ничтожество. В совокупности с растерянностью от распада стабильности мифов, это создает не слишком радостное самочувствие. Атомизм же позволяет людям смотреть на само основание мира свысока, с чувством превосходства. Физическая ничтожность атома делает образ мира более безопасным, а наблюдающего этот мир человека более уверенным. Атомизм поддерживал самоуверенность и подсознательную амбициозность не только греков. Далее во всей истории человечества мы видим, что атомизм становится религией восстающих, свергающих и разрушающих, претендующих на собственное господство над миром.

Драматизм Гераклита и скепсис софистов превратились у Демокрита в насмешливо-ироническое отношение к миру. Если Гераклита называли «плачущим философом», то Демокрита, наоборот, – «смеющимся философом». Сенека писал об этом так: «Каждый раз, как Гераклит выходил из дому и видел вокруг себя такое множество дурно живущих и дурно умирающих людей, он плакал, жалея всех… Демокрит же, как говорят, напротив, без смеха никогда не появлялся на людях: настолько несерьезным казалось ему все, что делалось всерьез»[8].

Демокритовское понимание души отличалось тем, что Демокрит фактически размещал душу в теле человека, отрывая ее истоки от внешнего детерминирующего субъекта. Для большинства других концепций, душа выступала компонентом мирового духа, космоса, Атмана, мирового эфира и т.п. Душа связывала человека с оживляющим его миром, приносила человеку энергию мирового субъекта. Но при разрушении стабильности этого мирового субъекта душа получала боль и страдание. У Демокрита же душа представлялась автономным личным двигателем, несущим энергию движения в атомах, мечущихся между атомами тела. Человек терял некоторое количество души при выдохе и вновь вбирал ее при вдохе. Но, благодаря теплу своего жизненного огня, человек удерживал энергию души в своем теле.

Автономность души, ее оторванность от единого логоса мирового духа позволяли Демокриту ощущать свою независимость от страданий внешнего мира, от психологического состояния окружавших его людей. Сходную, по сути, теоретическую процедуру производили буддисты, также отрицавшие реальность души как целостного образования, связующего человека с мировым Абсолютом, разрушавшие душу на потоки атомов-дхарм и видевших идеал освобождения души в ее отделении от сансары. И у Демокрита, и у буддистов мы можем видеть психологически сходную логику защиты личности от сопереживания окружающему миру.

Начиная с атомизма Демокрита, возникло явное противоречие между психологией и другими науками, которые стали успешно применять принципы атомизма в познании своих объектов. Однако психика никак не желала распадаться на атомы или какие-либо другие неделимые частицы. Она не состояла и не составлялась ни из каких элементов. Ни из легких и шарообразных атомов, ни из других устойчивых и отделяемых частиц. Поэтому любые попытки применить логические приемы атомизма в психологии и объяснить природу души ее частицами всегда вызывали ощущение какой-то натяжки, фиктивности этого объяснения. Для научного атомизма 17-20 в.в. более надежными казались исследования медиков и физиологов, имевших возможность расчленять тела на органы, клетки или их рефлекторные связки. Не имея возможности наглядно расчленять душу, психологи с удовольствием прибегали к опоре на результаты физиологических «расчленений» мозга, чтобы получать видимость типичного «научного» объяснения душевных проблем.

В то время, как представители других наук уверенно изучали мир путем его разборки и сборки, психологи и философы вынуждены были искать для психики какие-то другие способы познания. В результате, теоретическая психология постоянно увязала в проблемах методологии науки, углублялась в них, теряя чувство уверенности в своей научности, присущее работам физиков, химиков, биологов. Но именно благодаря этой неуверенности, активизировавшей работу мысли, психология 20-го века вышла на такие проблемы и способы познания, которые сделали некоторые ее концепции стимулом для развития других наук.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: