Пути совершенствования государственной службы в Республике Казахстан

Вопрос модернизации отечественной системы государственного управления, в частности государственной службы, обретает все большую актуальность в связи с необходимостью принятия решительных мер в пользу повышения конкурентоспособности страны.

Международная практика показывает, что первоочередным направлением повышения общей эффективности государственной службы выступает ее оптимизация. Согласно данным Агентства РК по делам государственной службы и Агентства РК по статистике, доля госслужащих в Казахстане в настоящее время составляет 1,02%. Это сравнительно небольшая цифра, свидетельствующая: кадровый состав государственного аппарата уже оптимизирован до уровня выполняемости основных функций.

Что касается иных аспектов повышения эффективности государственного управления, то они индивидуальны для каждой страны. Так, например, в США модернизация государственной службы и системы государственного управления проявляется в децентрализации власти, о необходимости которой отечественные политологи говорят уже очень давно. Это выражается в так называемом «разделении труда», при котором федеральное правительство осуществляет важнейшие функции (управление экономикой страны, обеспечение обороны, установление внешнеполитического курса), тогда как правительства штатов и местных органов управления специализируются на реализации внутренних социально-экономических программ.

Качество исполнения должностных обязанностей в США принято оценивать на основе нескольких критериев: улучшении действенности и эффективности управленческого труда, качества работы, включая сокращение объема делопроизводства; экономии средств; своевременности исполнения должностных обязанностей; иных показателях, применяемых в зависимости от специфики работы органа.

Здесь заслуживает внимания пункт об экономии средств, который, впрочем, отечественные чиновники сочтут неэффективным. Ведь практика показывает, что при неосвоении средств, заложенных на текущий бюджетный период, соответствующие расходы на следующий сокращаются, бюджет урезается. А этого наши управленцы хотят менее всего.

В Великобритании по сравнению с США органы местного управления выполняют гораздо меньше функций. Однако на местном уровне присутствует относительная самостоятельность в вопросах распоряжения бюджетом и оперативно-исполнительной деятельности: вышестоящие органы осуществляют, скорее, контроль, чем непосредственное руководство. Мониторинг улучшения системы оказания государственных услуг населению выделяет следующие приоритетные направления: разработку государственной политики с ориентацией на общенациональные интересы и стратегические цели, а не только на конъюнктурные факторы; повышение целенаправленности и ответственности за распределение государственных услуг за счет дифференциации интересов различных социальных групп (пожилых людей, инвалидов, женщин, национальных меньшинств); использование инновационных технологий; внедрение новых видов услуг для малого бизнеса.

В Германии модернизация государственной службы сводится к оптимизации кадров. Численность служащих за значительный исторический период неуклонно сокращается, но повышается их качество. Это обусловлено высоким статусом государственного служащего в этой стране. Кроме того, госорганы Германии имеют приоритетное право перед частными структурами «забирать» себе выпускников высших учебных заведений с наилучшими результатами. Также принцип «пожизненного назначения», выражаемый системой правовой защищенности и прочных социальных гарантий госслужащих, является одной из мер модернизации всей системы.

Как видим, в мире накоплен разнообразный опыт модернизации систем государственного управления. Изучая его и оценивая собственные возможности, Казахстан формирует свой механизм реформирования сферы.

В Республике Казахстан процесс оптимизации и совершествования структуры управления определен целью создания профессионального государственного аппарата, способствующему эффективному развитию политического процесса, в котором роль государственных и гражданских служб существенно возрастает [56, c.5].

Так, среди наиболее важных аспектов, которые нуждаются в скорейшем разрешениии является проблема внедрения передовых методов управления, которые с успехом используются как в государственном секторе, так и в бизнесе. Речь в данном случае идет о совершенствовании менеджмента в государственных оранах.

Внедрение современных форм менеджмента в государственнаых органах имеет принципиальное значение в решении общей для всех стран задачи повышения эффективности государственного аппарата.

Понятие «качество», «результат» становятся основными критериями менеджмента и лейтмотивом преобразований. Актуальность совершенствования менеджмента в государственных органах обусловлена несколькими факторами.

Во-первых, сегодня государство вынуждено работать в условиях жестких ресурсных ограничений.

Во-вторых, значительную часть руководителей госорганов сегодня представляют люди с достаточно большим опытом работы в прошлой системе экономики, когда функции и возможности государства были гораздо шире.

В-третьих, специфика государственного менеджмента на настоящем этапе заключается в отходе от директивных методов государственного управления, предоставлении большей самостоятельности государственным органам в центре и на местах, децентрализации государственных функций [57, c.136-137].

Сегодня, когда государственная служба все более приобретает проектный характер, когда руководитель самостоятельно определяет оптимальный путь достижения цели, организационные формы и методы достижения поставленной задачи, государственный менеджмент должен быть гибкой системой, адаптирующийся к меняющимся условиям. Т.е. от руководителя госоргана, от его искусства управления финансовыми, материальными, человеческими ресурсами, от слаженной командной работы зависит эффективное выполнение задач, стоящих пред государством.

В этой связи, концепция эффективного менеджмента в госорганах в новых условиях сегодня выдвигается на первый план. И для ее успешной реализации необходима последовательная и кропотливая работа самих руководителей государственных органов по совершенствованию внутреннего менеджмента и культуры управления.

В целом, анализ общих характеристик системы государственной службы в Республике Казахстан и проблемных аспектов ее развития дал возможность определения наиболее перспективных направлений ее совершенствования.

Реализация комплекса мер по совершенствованию системы государственной службы представляется наиболее целесообразной по следующим 2 направлениям:

-оптимизация государственного аппарата и повышение его эффективности;

-повышение социального престижа и ответственности государственных служащих.

1) Оптимизация государственного аппарата и повышение его эффективности

Создание эффективного и оптимального по количеству и составу государственного аппарата является одним из приоритетов административных реформ. В этой связи необходимо предпринять ряд шагов, которые будут способствовать ускоренной модернизации системы государственной службы.

Первое. Представляется целесообразным доработать механизм формирования кадрового резерва политических государственных служащих. Для этого представляется необходимым следующее: расширять круг лиц, имеющих право на зачисление в кадровый резерв политических государственных служащих. К примеру, видится целесообразным зачисление в кадровый резерв наиболее успешных менеджеров по корпоративному управлению из частного сектора, поскольку очевидно, что финансово-экономический блок Правительства ощущает нехватку грамотных менеджеров среднего и низшего звена.

В этом случае критериями отбора могут служить выход определенной компании на международный уровень конкурентоспособности, присвоение высокого коммерческого рейтинга доверия, вхождение в международный листинг товаров и услуг данной компании и другие формы международного признания успешной деятельности компаний и ее управленцев.

Вместе с тем, целесообразно рассмотреть включение в кадровый резерв политических государственных служащих отечественных ученых, чьи научные разработки в области совершенствования государственного управления были признаны в международных академических кругах.

Поэтапно сокращать реестр политических должностей, до уровня руководителя ведомства. Принятие данной меры позволит установить баланс, когда на одного политического руководителя будет приходиться три-четыре его заместителя административных (профессиональных) служащих. Тем самым, нивелируется возможность принятия непрофессиональных решений, что значительно повысит эффективность деятельности государственного аппарата.

Расширение кадрового резерва и сокращение реестра политических государственных служащих приведет к усилению профессионализации кадрового состава государственного аппарата, стимулирует государственных служащих совершенствовать свои навыки, обеспечит стабильное функционирование системы государственного управления при смене политических руководителей, тем самым минимизируется возможность нарушения межведомственной координации.

Думается, что данные меры будут способствовать развитию здоровой конкуренции среди политических государственных служащих.

Второе. Одним из самых актуальных направлений совершенствования системы государственной службы представляется дальнейшее развитие административных услуг государства. Поскольку именно в этой сфере выявлены основные недоработки и проблемные узлы. К тому же состояние дел в данном сегменте государственного управления значительно влияет на ход борьбы с коррупцией и социально-экономическое развитие страны.

В этой связи, представляется необходимым как разработка национальных стандартов оказания государственных услуг, так и внедрение международных систем контроля и менеджмента качества, для всех категорий государственных служащих, предоставляющих административные услуги. При этом необходимо учитывать отраслевые особенности каждого государственного органа, в связи с чем, для различных ведомств видится целесообразным разработка диверсифицированных стандартов предоставления государственных услуг. Необходимо отметить, что нерационально разрабатывать единые стандарты для различных ведомств, характер функционирования и способы предоставления услуг, которых существенно различаются [58, c.327].

К тому же, важно наладить работу, как по направлению создания единых критериев оценки эффективности и качества функционирования государственных органов, так и по направлению внедрения критериев оценки деятельности государственного органа в целом, и отдельно взятого государственного служащего. В целях обеспечения объективного замера деятельности государственных органов, предполагается внедрение системы оценки эффективности и качества их деятельности.

Наряду с этим следует запустить процесс постепенного перевода документооборота в электронную форму с использованием электронной подписи, поскольку данная мера приведет к минимизации непосредственного контакта населения с государственными служащими, оказывающими административные услуги. Тем самым, сокращение бюрократизма в государственных органах предполагается реализовывать посредством широкого внедрения и использования современных информационных технологий в государственном управлении.

Третье. Повышение эффективности реализации государственными органами соответствующих программ. Достаточно остро проявилась проблема реализации государственных программ профильными ведомствами. Для решения данной задачи целесообразно:

-повышение персональной ответственности администраторов программ, в случае неудовлетворительной реализации принятие мер вплоть до лишения права на администрирование программ на определенный срок;

-оптимизация деятельности государственных комиссий по контролю за реализацией государственных программ путем усиления межведомственной координации;

-совершенствование процедуры конкурсных государственных закупок и заказов, повысить их транспарентность, поскольку именно этот сегмент создает проблемы связанные с неосвоением бюджетных средств;

-обеспечение контроля за эффективным и целевым расходованием бюджетных средств, как со стороны государства, так и со стороны общества;

-усиление адресности и прозрачности государственных программ, конкретизировать ожидаемые результаты от реализации программных средств;

-предусмотрение возможности быстрого реагирования на изменения условий реализации государственных программ.

Четвертое. Совершенствование процесса внедрения информационной системы «электронное Правительство». Для этого целесообразно:

-продлить сроки внедрения «электронного правительства», поскольку определенные для этого сроки неадекватны объему предстоящих работ;

-рекомендовать государственным органам увеличить частоту обновления веб-страниц, с перспективой доведения до ежедневного обновления, поскольку информация на некоторых сайтах государственных органов носит неактуальный характер;

-разработать единые стандарты веб-сайтов центральных и местных органов власти, включающие обязательные компоненты предоставления интерактивных услуг [59, с.14].

2) Повышение социального престижа и ответственности государственных служащих

На сегодняшний день достаточно актуально стоит вопрос о повышении статуса государственной службы, решение которого потребует повышения социального престижа и ответственности государственного служащего.

Необходимо заметить, что наблюдается значительная социальная дифференциация по уровню жизни между государственными служащими, с одной стороны, и работниками бизнес-структур и частного сектора, с другой.

Известно, что профессиональная деятельность государственного служащего характеризуется существенным ограничением определенных личных прав и свобод, что, несомненно, требует адекватной социальной компенсации со стороны государства [55, c.133]

Отсутствие существенных льгот и социальных привилегий делают государственную службу неконкурентоспособной и малопривлекательной для перспективных и высокопрофессиональных кадров. В этой связи, необходимо понимание того, что именно привилегии являются объективной потребностью любой управленческой системы в любом обществе.

Поэтому, для повышения уровня престижности государственной службы в обществе целесообразно усилить уровень социальной поддержки государственных служащих.

Первое. Одной из острых проблем является разработка стимулирующей системы оплаты труда для государственных служащих, которая будет предполагать:

-ориентирование уровня заработной платы на конечный результат, оперативность и качество работы;

-адекватность уровня заработной платы объему и сложности функциональных обязанностей;

-поэтапное повышение уровня заработной платы и постепенное приближение к уровню частного сектора. К примеру, в Англии, Франции и США устанавливают нижний порог заработной платы государственных служащих в соответствии со средним уровнем заработной платы в частном секторе.

Второе. Требует доработки вопрос создания дополнительных механизмов обеспечения доступным жильем государственных служащих. В этой связи, необходимо:

-рассмотреть возможность участия государственных служащих в долевом строительстве на льготных условиях, которое предполагает разработки законодательного механизма покрытия определенного процента от всей суммы взноса государством;

-следует дальше развивать систему жилищно-строительных сбережений, при этом, целесообразно рассмотреть возможность премирования государственных служащих за выслугу лет начислением определенной суммы в счет погашения кредита Жилищно-Строительного Сберегательного Банка, также одним из возможных механизмов обеспечения доступности жилья видится использование пенсионных накоплений государственных служащих для покрытия недостающей суммы с последующим пополнением своего пенсионного счета;

-необходимо совершенствовать механизмы ипотечного кредитования, которые учитывали бы количественный состав семьи, тем самым механизм предполагает покрытие государством определенной части ипотечного кредита с гарантированным сроком отработки на государственной службе многодетным и молодым семьям;

-видится целесообразным развитие социального и муниципального жилья для государственных служащих, в том числе, предусматривающее механизм арендной платы с фиксированной суммой, определяемой государством.

В целом, необходимо изыскание новых механизмов обеспечения доступным жильем государственных служащих на оптимальных условиях, а также привлечения дополнительных источников внебюджетного финансирования жилищного строительства для данной категории лиц.

Третье. Параллельно с этим, следует разработать оптимальную модель медицинского страхования государственных служащих. Для этого представляется целесообразным разработать для государственных служащих механизм медицинского страхования, предполагающий обеспечение здоровья государственного служащего путем определения объема пакета гарантированных медицинских услуг для государственных служащих, а также за счет функционирования системы добровольного медицинского страхования. Наряду с этим, необходимо предусмотреть бесплатное лечение профессиональных болезней.

Четвертое. Тщательного рассмотрения требует вопрос об улучшении условий труда государственных служащих. Данный вопрос должен предусматривать:

-максимальную информатизацию профессиональной деятельности;

-предоставление транспорта и связи для служебного пользования;

-полную комплектацию необходимыми принадлежностями;

-обеспечение комфортными служебными помещениями;

-возможность получения дополнительного оплачиваемого отдыха за высокую результативность на работе.

Тем самым, для повышения престижа государственной службы нужно разработать достаточно объемный социальный пакет для государственных служащих, предполагающий поэтапное увеличение, включаемых в его состав социальных услуг и преференций, а также ежегодное обнародование его рыночной стоимости.

Вместе с тем, становится все более очевидным, что необходимо дальнейшее совершенствование системы государственной службы через повышение ответственности представителей органов государственной власти перед гражданами за принимаемые ими решения. Нравственный облик и уровень профессионализма отдельного государственного чиновника оказывает мультипликативный эффект в сознании населения, тем самым распространяется определенный стереотип на весь государственный аппарат.

Поэтому, для недопущения дискредитации государственного аппарата в целом и укрепления положительного имиджа государственных служащих следует повысить уровень их ответственности. Для чего целесообразно принять меры следующего характера:

Шестое. Усилить не только юридическую, но и моральную ответственность за действиями государственных служащих.

-законодательно ужесточить ответственность государственных служащих за халатное отношение, злоупотребление служебным положением и коррупционные преступления при исполнении служебных обязанностей;

-организовать информационную кампанию по существующим мерам общественного контроля (телефоны доверия, книги контроля этики) за действиями государственных служащих, более широко привлекать гражданские институты для повышения прозрачности деятельности государственного аппарата;

-в общедоступных местах ведомственных зданий помещать информацию о правах граждан и обязанностях государственных чиновников при непосредственной работе государственных служащих с населением;

-развивать и совершенствовать институты служебного (внутреннего) контроля.

Седьмое. Принять комплекс мер по повышению эффективности борьбы с коррупцией. Для этого целесообразно:

-повысить коллегиальность принятия решения в дисциплинарных советах (комиссиях), разработать механизмы автономности членов дисциплинарных советов (комиссий);

-организовать распространение информации о правах граждан и обязанностей государственных служащих при приеме населения должностным лицом по рабочим вопросам;

-разработать механизмы гражданского контроля над действиями государственных служащих путем законодательного закрепления норм, позволяющих осуществлять общественный мониторинг за деятельностью государственных служащих со стороны институтов гражданского общества [56, c.138].

Таким образом, предполагается, что вышеуказанные меры будут способствовать дебюрократизации управленческих процессов, повысят эффективность функционирования государственного аппарата. Данные меры направлены на систематизацию и структуризацию государственного управления.

В целом изучение международного опыта реформирования государственной службы показало, что в интересах общества необходимо, во-первых, уменьшить влияние политических процессов на аппарат государства, и, во-вторых, осуществлять его профессионализацию.

Следует отметить, что создание высокопрофессиональной государственной службы в Казахстане еще находится на стадии становления. Изучение опыта реформирования в зарубежных странах позволяет использовать положительную практику развития государственной службы, адаптируя ее к изменяющимся условиям.

В заключении, хочется подчеркнуть, что государство не ставит целью, чтобы отечественная модель государственной службы отвечала какой-либо концепции развитых стран. Для нашего государства важно, чтобы государственная служба была привержена демократическим ценностям, чтобы законодательство о государственной службе соблюдало интересы общества и налогоплательщиков, чтобы государственный служащий действительно служил обществу в целом и каждому гражданину в отдельности, и в конечном счете, чтобы граждане Республики Казахстан были уверены, что управлением их общими делами занимаются настоящие профессионалы, руководимые умелыми менеджерами, стоящие на страже конституционного строя и независимости.

В заключение третьей главы можно сделать следующие выводы:

1. 21 июля 2011 г. Указом Президента РК была утверждена Концепция новой модели государственной службы в Республике Казахстан. Принятие этого документа явилось итогом продолжительной работы органов государственной власти, научных сотрудников, специалистов по внедрению принципиально новых механизмов в развитии отечественного института государственной службы с учетом успешного опыта формирования моделей государственной службы в зарубежных странах.

2. К результативным мероприятиям реализации Концепции можно отнести следущие:

а) По вопросу прозрачности конкурсных процедур впервые законодательством введен институт наблюдателей при проведении конкурсов в госорганах. Наблюдатели могут знакомиться с работой конкурсной комиссии и представить свое мнение о ее работе руководству госоргана. В качестве наблюдателей могут выступать представители СМИ, общественных объединений и иных организаций. Тестирование проводится по обращению граждан в явочном порядке в любое время, без привязки к конкурсам в госорганах. Время проведения конкурсных процедур госорганами сократилось в 3 раза. Усилена система технической защиты процедуры тестирования, усложнены программы тестирования.

б) Для сокращения «командных перемещений» кадров при смене первого руководителя госоргана на законодательном уровне минимизированы возможности для назначений в порядке перевода. Они осуществляются только внутри госорганов, а также в случаях, установленных Президентом. Все остальные назначения осуществляются только на конкурсной основе.

в) Если в 2012 году в среднем в квартал между госорганами осуществлялось 3500 переводов, то во 2 квартале 2013 года (после внесения изменений в законодательстве) переводов стало менее 70, т.е. сократились более чем в 50 раз. Конкурс на одно место вырос с 4,7 чел - до 8,5 чел. Другими словами число претендентов на одно место в конкурсах увеличилось почти в два раза.

г) Усилена роль кадрового резерва. Резервисты могут быть трудоустроены только в госорган, рекомендовавший их в кадровый резерв. Этот госорган обязан рассматривать в первую очередь своих резервистов для занятия вакантных должностей.

д) В целях немонетарной мотивации введен нагрудный знак «Үздік мемлекеттік қызметші». Им будут награждаются госслужащие, имеющие стаж безупречной службы не менее 15 лет, и внесшие значительный вклад в развитие госслужбы.

е) На стадии завершения разработка автоматизированной системы управления персоналом «е-қызмет», которая позволит в режиме он-лайн получать полную кадровую информацию касательно госслужащих, повысить производительность работы кадровых служб, концентрировать их человеческие ресурсы на вопросах управления персоналом

ж) 15 апреля 2013 года принят Закон «О государственных услугах», в котором впервые предусмотрен уполномоченный орган по оценке и контролю за качеством оказания государственных услуг и определены его функции. Указом Главы государства данные функции возложены на Агентство.

3.Реформа в сфере повышения эффективности государственного сектора характеризуется масштабностью целей и задач, а так же большим количеством вовлеченных в данный процесс сторон. Успешная модернизация казахстанской государственной службы будет являться результатом согласованной и эффективной работы Администрации Президента, депутатов Сената и Мажилиса Парламента Республики Казахстан, Правительства, Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы, его подведомственных организаций, а также руководителей госорганов и самих госслужащих.

4.Реализация комплекса мер по совершенствованию системы государственной службы в Республике Казахстан представляется наиболее целесообразной по следующим 2 направлениям:

- оптимизация государственного аппарата и повышение его эффективности;

- повышение социального престижа и ответственности государственных служащих.

5. Создание высокопрофессиональной государственной службы в Казахстане еще находится на стадии становления. Изучение опыта реформирования в зарубежных странах позволяет использовать положительную практику развития государственной службы, адаптируя ее к изменяющимся условиям.

В заключении, хочется подчеркнуть, что государство не ставит целью, чтобы отечественная модель государственной службы отвечала какой-либо концепции развитых стран. Для нашего государства важно, чтобы государственная служба была привержена демократическим ценностям, чтобы законодательство о государственной службе соблюдало интересы общества и налогоплательщиков, чтобы государственный служащий действительно служил обществу в целом и каждому гражданину в отдельности, и в конечном счете, чтобы граждане Республики Казахстан были уверены, что управлением их общими делами занимаются настоящие профессионалы, руководимые умелыми менеджерами, стоящие на страже конституционного строя и независимости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: