■
Несмотря на обилие учебников и учебных пособий по доку-ментоведению, документационному обеспечению управления, организации и ведению делопроизводства, которые ориентированы в основном на потребности менеджмента, экономических специальностей, бухгалтерского, кадрового учета, в настоящее время нет учебника или учебного пособия, в котором вопросы доку-ментоведения рассматривались бы с точки зрения защиты информации.
В существующих учебниках и учебных пособиях по документо-ведению основное содержание дисциплины излагается с позиций документа как такового; основное внимание акцентируется на форме и истории формы документа; содержательная часть документа рассматривается только в той степени, насколько она соответствует той или иной его форме, запечатленной на том или ином материальном носителе. Информация, содержащаяся в документе, рассматривается лишь как основа для принятия управленческого решения, но не как объект защиты. Хотя изначально истинное назначение документа (в широком смысле) как сообщения состоит в обеспечении защитной функции сохранности наиболее важной (ценной) информации в пространстве и времени в форме, пригодной для восприятия человеком.
|
|
Именно с целью сохранить (защитить) нужную информацию для последующего дальнейшего использования она и фиксировалась на каком-либо носителе, будь то пергамент, береста, наскальный рисунок или память человека.
В дальнейшем понятие «документ» значительно сузилось. Тем не менее основной функцией, которую документ выполняет, была, есть и будет функция защитная, поскольку в противном случае никакой другой полезной функции документ выполнить уже не сможет. Поэтому представляется вполне естественным положить именно этот подход в основу методологии документационного обеспечения управления, т.е. документоведения в современном его понимании. При таком подходе понятия «документ» и «защищенная информация» становятся тождественными понятиями. Если быть более точными, понятие «документ» является подмножеством понятия «защищенная информация».
Тем не менее ни в одном из существующих учебников и учебных пособий с названием «Документоведение» основная функция и предназначение документа (в первую очередь как средства обеспечения защиты информации) не раскрываются, хотя между
строк и подразумеваются, не раскрываются задачи защиты информации при ее документировании, уровни конфиденциальности информации и вытекающие из них назначение и типы конфиденциальных документов, классификация угроз конфиденциальным документам, организационные и технические каналы несанкционированного доступа к документам, методика регламентации состава конфиденциальных документов и т.д.
|
|
Данный учебник имеет своей целью восполнить весьма существенный пробел в изучении дисциплины «Документоведение», ориентированной на потребности профессиональной деятельности специалиста по защите информации.
Представляется, что изложенный в учебнике подход будет интересен и полезен всем интересующимся вопросами документо-ведения, в том числе и в классическом его понимании.
Гл. 1, 2, подразд. 3.1, 3.2, приложения написаны Э.А. Барда-евым; гл. 4, 5, 6, 7, подразд. 3.3 написаны совместно Э.А. Барда-евым и В. Б. Кравченко.