Существующее определение: документ — это зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать (где реквизит документа — обязательный элемент оформления официального документа) [43], — на наш взгляд, в свете изложенного подхода недостаточно полно и адекватно существующим реалиям, поскольку за его рамками остались некоторые весьма важные свойства документа как сообщения.
Для передачи или хранения информации используют различные знаки (символы), позволяющие выразить (представить) ее в некоторой форме. Этими знаками могут быть слова и фразы в человеческой речи, жесты и рисунки, формы колебаний, математические знаки и т. п. Совокупность знаков, отображающих ту или иную информацию (сведения), называется сообщением. Так, при телеграфной передаче сообщением является текст телеграммы, представляющий собой последовательность отдельных знаков —
букв и цифр. При разговоре по телефону сообщением является непрерывное изменение во времени звукового давления, отображающее не только содержание, но и интонацию, тембр, ритм и иные свойства речи. При передаче движущихся изображений в телевизионных системах сообщение представляет собой изменение во времени яркости элементов изображения.
Таким образом, сообщение представляет собой кодированный эквивалент события, зафиксированный источником информации и выраженный с помощью последовательности условных физических символов (алфавита), образующих некоторую упорядоченную совокупность [31].
Передача сообщений (следовательно, и информации) на расстояние осуществляется с помощью какого-либо материального носителя (бумаги, магнитной ленты и т.д.) или физического процесса (звуковых или электромагнитных волн, электрического тока, являющихся также материальными носителями). Физический процесс, отображающий (несущий) передаваемое сообщение, называется сигналом.
В целях выяснения сходства и отличия свойств сообщения и документа рассмотрим следующую математическую модель сообщения [15]:
М(х, t),
где переменная х характеризует его месторасположение в физическом пространстве X, х е X; переменная t характеризует его местоположение во временном пространстве Т, t e Т.
Это вполне естественно, так как отображение информации (прием-передача сообщения) происходит в пространственно-временном континууме. При этом особый интерес представляют два предельных случая:
1) М(х) — сообщение локализовано только в физическом пространстве конечного объема % с X точки хине зависит от /, поскольку отображение информации одинаково в любой момент времени, т.е. М(х, t) = М(х). Отображение считывается сканированием по пространству и одинаково в любой момент времени, интервал времени х на съем информации определяется только средой существования сообщения; как правило, х -» 0, поскольку информация воспринимается практически мгновенно;
2) M(t) — сообщение существует только во временном интервале х с Т точки t и не зависит от х, поскольку присутствует во всех точках пространства X, т.е. М(х, t) = M(t). Отображение считывается сканированием во времени, объем пространства на съем информации ограничивается только воспринимающим объектом; как правило, х -» 0.
Первая запись означает, что для отображения информации (изготовления сообщения) используется только пространственное
изменение физических параметров материи, материального предмета, сосредоточенного в конечном объеме пространства %, что характеризует применение традиционных технологий изготовления сообщений (документов). Примерами таких предметов: твердых объектов с меняющимися в пространстве, но устойчивыми во времени характеристиками, — могут служить: азбука Брайля для слепых, грампластинка, CD (изменяется рельеф поверхности носителя), аудиопленка, дискета (изменяется намагниченность поверхности носителя), кинопленка (изменяется прозрачность носителя) и др. Для электронного сообщения в пассивном (не активированном) состоянии магнитный носитель есть та же самая страница с буквами, где «буквы» отображены «раскраской» поверхности носителя в виде различной ориентации соответствующих магнитных доменов его физического пространства. Таким образом, отображение информации параметрами предмета характеризуется конечным объемом пространства и относительно бесконечным временем существования (если пренебречь старением материального носителя).
Вторая запись означает, что для отображения информации (изготовления сообщения) используется только временное изменение физических параметров материального сигнала, процесса, наблюдаемого в интервале времени т, что характеризует применение активных электронных технологий изготовления сообщений (документов). Примерами таких процессов являются соответствующие сигналы с изменяющимися во времени, но устойчивыми в пространстве физическими характеристиками, отображающими собственно информацию: акустические, аналоговые электромагнитные сигналы (изменяется амплитуда, фаза, частота сигнала); дискретные электромагнитные сигналы (изменяется уровень сигнала «О» или «1», частота следования импульсов) и др. При этом активное электронное сообщение (ЭС) принципиально должно отображаться в последовательном виде, так как время передачи, в течение которого сигнал индицируется на контакте, конечно, а объем контакта (пространства) можно считать нулевым.
Следовательно, в настоящее время существуют два принципиально отличных (относительно системы восприятия человека) вида носителей сообщения (документа): предмет и процесс — и соответственно два направления защиты: традиционная защита носителя сообщения (документа) и новое направление — защита информационных технологий как процессов обработки электронных сообщений (документов).
Главной характеристикой предмета в качестве носителя сообщения (документа) является неизменность его параметров в течение длительного времени, что позволяет ему успешно выполнять функцию транспортировки во времени, т.е. хранения сообщения
(документа). При передаче и обработке электронного сообщения (документа) оно существует в форме процесса, что позволяет ему более успешно выполнять функцию транспортировки информации в пространстве.
В качестве иллюстрации взаимопреобразования и взаимопереходов внутренней (структурной) информации, внешней (оперативной) и соответствующих им сведений и сообщений рассмотрим следующий пример [15]. При оплате покупки в супермаркете кассир считывает информацию с бумажного аналогового документа (штрихового кода товара) специальным устройством, преобразующим его в электронный запрос в базу данных о цене товара. В ответ на электронный запрос компьютер выдает электронный ответ, поступающий в кассовый аппарат. Контроллер кассового аппарата на основе электронного ответа формирует электронное сообщение (электронный образ будущего документа) — чек на покупку, который преобразуется в бумажный аналоговый документ с соответствующими реквизитами (документообразу-ющими признаками) — чек с указанием даты, стоимости, сдачи, времени и пр. Ни одно из промежуточных электронных сообщений не зафиксировано на носителе, каждый существует только как процесс. Хотя цена покупки, время, номер кассы, наименование магазина где-то хранятся в памяти кассового аппарата, но это всего лишь отдельные компоненты, а не электронный документ в целом.
Приведенный пример наглядно демонстрирует использование принципа гетерогенности управления и связи, обусловливающего различие в целевой направленности понятий документ и сообщение. Так, в понятии «документ» проявляется прежде всего управленческая, социально-регулятивная функция правоотношений, а в понятии «сообщение» превалирует функция коммуникативная именно как средства обеспечения в первую очередь информационного обмена и взаимодействия.
Поскольку технологии изготовления сообщений (документов) относятся к информационным, приведем существующее определение этого понятия [63].
Информационные технологии — процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов. Следовательно, в процессе изготовления электронного сообщения (документа) участвуют следующие объекты: компьютеры, данные (другие ЭС), сетевые (телекоммуникационные) средства и информационные технологии
Коренным отличием новых (цифровых, электронных) информационных технологий от традиционных аналоговых является то, что при изготовлении электронного сообщения (документа) отсутствует его привязка к конкретному (уникальному) носителю.
Так, в ходе его изготовления исчезают все параметры характеристик носителя аналогового сообщения (документа) в виде предмета, определяющие его единственность, уникальность и отличие от других, что существенно затрудняет определение его подлинности и облегчает возможность подделки.
Таким образом, электронное сообщение (в том числе и документ) может существовать в виде предмета в аналоговой среде и в виде процесса в цифровой среде. Принципиальное отличие этих сред обусловливает существование двух качественно разных направлений в защите электронного информационного обмена: защиту предмета как собственно результата отображения информации и защиту процессов преобразования, т.е. технологий, инвариантных к защищаемой информации. Первое направление характерно для статической формы представления информации физическими свойствами объекта. Информация фиксируется параметрами предмета, которые должны быть постоянны в течение жизненного цикла документа, причем доступ к их измерению (наблюдению) ограничивается. В этом случае говорят о защите информации, понимая защиту предмета4-носителя от несанкционированного доступа. Такая форма представления информации характерна для аналоговой среды существования документа, тем не менее она имеет место и в электронной среде при хранении, например электронного сообщения (документа) в устройствах памяти.
Методы защиты зафиксированной аналоговой информации (сообщения-предмета), достаточно хорошо отработаны теорией и практикой применения традиционных аналоговых документов [2, 26, 64]. Поэтому защита электронного сообщения (документа) в аналоговой форме существования не имеет принципиальных отличий от защиты традиционных аналоговых сообщений (документов).
Принципиальным отличием защиты электронного сообщения как процесса является не защита информации, а защита самой технологии его изготовления в ходе создания сообщения (документа) в виде объекта или процесса. Поэтому основным требованием к защите информации является сохранение отношения упорядоченности знаков, символов, ее отображающих (т.е. изоморфизма). При защите технологии в качестве главного требования выступает сохранение отношения упорядоченности компонентов ее составляющих.
С этой точки зрения более адекватным представляется следующее определение информационной технологии. Информационная технология — это заданная сектором действенности (государством, ведомством и т.п.) определенная последовательность применения процессов, методов поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способов осу-
ществления таких процессов и методов. Поэтому любое сообщение М является функцией соответствующих отображаемых сведений / и информационной технологии (технологии отображения сведений в сообщения Г и обратно):
MfF(l2 Т).
Таким образом, с учетом инвариантных свойств понятия информация и определения информационной технологии представляется целесообразным задать сообщение в виде следующей его обобщенной формальной модели:
М= F(UH, S,Z,K, У, Сс, Н),
где М — сообщение; Цн — целевая направленность содержащихся в нем сведений; S — содержание сведений, отражаемых в сообщении; Z — пространственно-временные характеристики сообщения; Я — язык преобразования (алфавит, правила, способы, методы, алгоритмы, программы) сведений в сообщения и обратно, в том числе при изменении носителя информации, устройств воспроизведения, фиксации, сбора, передачи, хранения, обработки, ввода-вывода сообщений; У — устройства (технические средства), обеспечивающие взаимодействие источника и приемника при приеме-передаче сообщений, а также их обработку, в том числе регистрацию, сбор, хранение, копирование, редактирование, ввод-вывод сообщений, воспроизводство сообщения в форме, пригодной для восприятия человеком, и т.д.; Сс — способ сохранения (закрепления, записи) сведений на носителе; Н — носитель информации.
В первом приближении переменные, функцией которых является сообщение, могут быть заданы следующим далеко не полным перечнем.
1. Целевая направленность сведений, отраженных в сообщении,
определяющая область их применения:
• научно-техническая информация;
• экономическая информация;
• управленческая информация;
• технологическая информация;
• производственная информация;
• юридическая информация;
• справочная информация;
• социальная информация;
• медицинская информация;
• прочая информация (в том числе художественная, религиозная, музыка, искусство, литература).
2. Содержание сообщения — различные сведения, отражаемые в сообщении и определяющие его прагматическую ценность.
3. Пространственно-временные характеристики сообщения — сведения о его местонахождении в определенный момент времени.
4. Языки (алфавиты, правила, способы, методы, алгоритмы,
программы) преобразования информации (сведений и соответ
ствующих им сообщений), в том числе при изменении носителя
информации, устройств воспроизведения, фиксации, сбора, пе
редачи, хранения, обработки, ввода-вывода сообщений:
• алфавит преобразования сведений в сообщения:
буквы, цифры;
символы иероглифических систем письменности;
• знаки — математические и химические, почтовые, картографические, железнодорожные и пароходные, метеорологические, астрономические, правил уличного движения, прочие системы специальных знаков и условных обозначений (знаки радиоэлектронных схем, технологических процессов и т.п.);
• преобразования:
информации (сведений и сообщений) — кодирование-декодирование, транслитерация, транскрибирование; носителей; технических средств; алгоритмов, программ, правил;
5. Устройства, обеспечивающее взаимодействие источника и при
емника при приеме-передаче сообщений, а также их обработку:
• средства ручной обработки;
• оргтехника;
• кинофототехника;
• электронно-вычислительная техника;
• средства и каналы связи.
6. Способ сохранения (закрепления, записи) информации:
• тексты;
• графика (рисунки, чертежи, карты, изображения, видеоматериалы и т.п.);
• представление пространственных данных;
• аудиоинформация;
• аудиовизуальная информация;
• цифровая и аналоговая информация, записываемая различной регистрирующей аппаратурой;
• перфорация (от азбуки для слепых до кодовых комбинаций на перфоносителях).
7. Носитель информации:
• бумажный носитель для традиционных средств полиграфии, печатающих устройств, перфолента, перфокарта;
• магнитные и магнитооптические носители — магнитная лента, магнитные диски, CD ROM, оперативная память;
• микрофильмовые носители и кинофотоматериалы — микрофильмы, микрофиши, фотоносители, киноматериалы;
• устройства отображения — табло для алфавитно-цифровой информации, экраны, самописцы;
• сигналы — переносчики сообщений, передаваемых по линиям связи.
Например, метаинформация о сообщении (т.е. сообщение о сообщении) имеет аналогичную семиуровневую структуру:
1) идентификационная информация, способствующая одно
значной идентификации сообщения, его места в совокупности
взаимосвязанных сообщений (документов), а также его связей с
другими сообщениями (документами), фондами документов, вла
дельцами и т.п.;
2) описание информации, включаемой в сообщение (документ): лингвистические средства, раскрывающие содержание сообщения (документа) — классификации, классификаторы, рубрикаторы, тезаурусы и дескрипторные словари, прочие словарно-термино-логические средства;
3) реферативно-библиографические данные в соответствии с принятыми нормами описания конкретного вида сообщения (документа), в том числе год и место его издания;
4) описание структуры сообщения (документа), применяемой системы кодирования, а также правил, алгоритмов, программ, обеспечивающих работу с ним;
5) описание технических средств, необходимых для обработки сообщения (документа) и содержащихся в нем сведений;
6) описание способов сохранения информации, а также операций, разрешенных над сведениями, включаемыми в сообщение (документ);
7) описание рекомендуемых типов носителей информации для данного сообщения (документа).
2.1.3. Отличительные свойства документа
Документ как частный случай сообщения обладает всеми инвариантными свойствами информации, но в отличие от сообщения документ также обладает рядом свойств (функций и признаков), налагаемых на него социумом или его частью (сектором действенности) в целях его последующего общественного использования.
Отличительной характеристикой документа является возможность использования его (как сообщения о юридическом факте) в качестве инструмента, регулирующего отношения в социальной среде, что обеспечивается обществом в лице государства.
В правовой сфере есть понятие «юридический факт» — предусмотренные в законе обстоятельства, при которых сохраняются или изменяются (возникают, прекращаются) конкретные правоотношения между участниками взаимодействия. Поскольку любой сектор действенности есть часть иерархически структуриро-
ванного общества, то можно построить иерархию секторов, например государство, министерство, отрасль, фирма, семья и т. п.
Отсюда следует, что участниками электронного взаимодействия являются сектора из неодушевленных объектов. В этом случае сектор действенности накладывает на свои объекты (по аналогии прав и обязанностей субъектов) определенные возможности и ограничения. В электронном секторе правила (алгоритмы) трактовки электронных сообщений детерминированы, заданы извне, но также доводятся («сообщаются») «членам» (программно-техническим объектам) сектора. Как и в социальной среде, эти возможности и ограничения относительно объектов сектора действенности электронного сообщения определяются внешней силой, в качестве которой выступает субъект, определяющий состав и конфигурацию программно-технических средств, правила доступа, алгоритмы, порядок обработки, передачи и хранения электронных сообщений в системе.
Таким образом, все требования, отличающие документ от сообщения, формируются его сектором действенности. Поэтому документ представляет собой явление исключительно социальное, присущее только общественной жизни мыслящих субъектов: в мире животных документа нет и быть не может, хотя обмен информацией (сообщениями) имеется.
Назначение документа — признаваемое обществом, т.е. легитимное, объективно существующее формальное информационной основание для тех или иных действий участников информационного обмена. В широком смысле понятие «документ» означает следующее [15]. Документ — это сообщение о факте, которое признается в рамках сектора действенности легитимным (юридическим) основанием для установления, сохранения, изменения, прекращения определенных взаимоотношений между членами сектора.
Таким образом, выделяются два взаимосвязанных аспекта, характеризующие особые свойства документа, отличающие его от сообщения в широком смысле:
1) правовой аспект, определяющий юридическую и управленческую силу документа, т.е. формальное основание для определенных взаимоотношений (взаимодействий), признаваемое группой общества (сектором действенности);
2) технологический аспект, позволяющий подтвердить или опровергнуть статус проверяемого сообщения как документа путем формирования и последующей проверки необходимых доку-ментообразующих признаков, закрепленный определенным сектором действенности способом, результат отображения информации в виде изделия, которое может быть предъявлено сектору как некоторый предмет или процесс.
Второй аспект определяет требования к структуре документа, выделяя в ней переменную и постоянную части документа: содержание и атрибуты.
2 Бардаев
При предъявлении изделия-документа сектору требуется, чтобы содержащиеся в нем сведения были неизменными, т.е. тождественными в момент создания. Это может быть достигнуто тем, что некоторые параметры, прямо связанные с отображением информации (содержанием) предъявляемого документа, должны быть не случайны, а заранее заданы и известны членам сектора действенности. Поскольку сведения произвольны, неслучайным может быть только оформление: атрибуты документа и технология его создания, преобразования, передачи и хранения.
Примером, подтверждающим правильность такого подхода, могут служить п. 3 и 4 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» [57], который четко устанавливает, когда электронное сообщение становится электронным документом и таким образом получает юридическую силу: «электронное сообщение, подписанное ЭЦП или иным аналогом собственноручной подписи, признается документом, равнозначным документу, подписанному собственноручной подписью, в случаях, если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами не устанавливается или не подразумевается требование о составлении такого документа на бумажном носителе. В целях заключения гражданско-правовых договоров или оформления иных правоотношений, в которых участвуют лица, обменивающиеся электронными сообщениями, обмен электронными сообщениями, каждое из которых подписано ЭЦП или иным аналогом собственноручной подписи отправителя такого сообщения, в порядке, установленном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или соглашением сторон, рассматривается как обмен документами». Так закон четко различает понятия «электронное сообщение» и «электронный документ».
Таким образом, сектор действенности, определяя технологию изготовления документа, задает ряд параметров (документоооб-разующих признаков), значения которых для предъявляемого документа являются необходимым условием признания не только отсутствия искажений его содержания (как достоверного сообщения), но и его соответствующего статуса (т.е. собственно документа). Следовательно, документ как изделие должен характеризоваться двумя группами параметров:
1) основными (условно-переменными), отражающими содержание;
2) вспомогательными (условно-постоянными), эталонными.
Вспомогательную группу параметров будем называть атрибутами документа, включая в их состав и реквизиты документа как частный случай априорно заданных (эталонных) констант реализации документа в виде предмета или процесса.
Только тогда, когда в адекватности им атрибутов предъявленного документа будет убежден сектор действенности, возникают
основания для признания сектором информации документированной, сообщения — документом, а его содержания (сведений) — юридическим фактом. Поэтому в состав документа-изделия непременно входит ряд эталонных (условно-постоянных) параметров. Задаваемые сектором действенности эталонные параметры должны быть не только считываемы с предъявляемого документа, но и сравнимы (совпадают или нет) с параметрами эталона. Следовательно, в ходе процедуры предъявления документа в обязательном порядке осуществляется измерение его эталонных параметров определенными сектором действенности средствами измерения. При этом если отличие всех измеренных параметров от параметров эталона лежит в допустимых пределах, разрешенных сектором (т.е. в пределах допустимой погрешности измерения), то изделию присваивается статус документа, в противном случае изделие бракуется.
Окончательное решение о признании сообщения с признаками документа документом принимается в момент его предъявления сектором действенности после проведения процедуры аутентификации — измерения и сравнения его параметров с эталонными (т.е. процедуры проверки его подлинности). Следовательно, корректное задание документа определяется:
• сообщением, закрепляющим сведения по определенной сектором действенности технологии;
• эталоном, подлежащих считыванию с сообщения (документа) обязательных параметров (примером такого эталона может служить формуляр документа, содержащий перечень реквизитов и требований к ним);
• сектором действенности.
С учетом изложенного формальная модель документа может быть представлена в следующем виде:
А = \Щ Э^; SVk),
где D, — /-й документ; Mt — /-е сообщение на материальном носителе; Э^ — набор эталонных параметров (реквизитов), определяющих возможность отнесения подмножества параметров сообщения Mi к разрешенному множеству эталонных параметров К, характеризующих документы данного вида; SVk — сектор действенности множества документов вида V, определяемого К.
Общественное использование документа обеспечивается его предъявлением (демонстрацией) по требованию сектора действенности в заранее неопределенных точках пространства и моментах времени. Отсюда вытекают следующие дополнительные свойства, которыми должно обладать сообщение, чтобы стать документом [15]:
• доступность — понимаемая как физическая возможность из
мерения заданных параметров изделия-документа (содержания,
атрибутов, технологии) определенными сектором действенности средствами в заданных точках «пространства —времени» в течение конечного времени с момента возникновения потребности в его предъявлении;
• подлинность — при любом предъявлении сообщения (доку
мента) значения его считанных физических параметров при срав
нении их с эталонными (заданными сектором) должны находиться
в допустимом диапазоне, заданном при его создании (в началь
ной точке жизненного цикла);
«легитимность — предъявляемое сообщение, рассматриваемое как документ, должно содержать параметры, объективно подтверждающие правомерность использованных на протяжении жизненного цикла документа технологий.
Таким образом, если сообщение содержит документоообразующие признаки (параметры), называемые реквизитами, то оно признается документом после положительного результата проведения процедуры их аутентификации (проверки подлинности). Для электронного документа таким реквизитом является электронная цифровая подпись либо удостоверительное письмо, составленное создателем документа на машинном носителе по ГОСТ 6.10.4—84 [36].
2.2. Функции сообщений и документов
Каждое сообщение, в том числе и документ, обладает определенными функциями. Функция сообщения (документа) отражает его целевую направленность независимо от того, осознана или не осознана она автором.
Изучение функций позволяет:
• определить и уяснить подлинную цель создания сообщения (документа) и заключенной в нем информации;
• правильно понять роль и ценность сообщения (документа) в данной социальной структуре, в данной системе экономических и социально-политических связей;
• провести более четкую научную классификацию сообщений (документов);
• определить и сформулировать требования к их содержанию и форме и, следовательно, частично — к технологии их создания и обработки;
• подвести теоретическую базу под рационализацию документооборота и отчасти управления.
Любое сообщение (документ) полифункционально, т.е. в одном и том же сообщении (документе) всегда одновременно присутствуют различные функций с разной степенью проявления. Поэтому разграничить их можно только условно для удобства классификации и анализа.
Поскольку понятия «сообщение» и «документ» неразрывно связаны с материализацией информации (см. подразд. 2.1), обобщающей (интегральной) функцией сообщения (документа) служит информационная. Характерная особенность информационной функции состоит в том, что она отражает процессы, происходящие в материальном мире; она присуща всем без исключения сообщениям (документам) как первопричина появления любого из них.
Информационная функция имеет сложную структуру. Важнейшим качеством документа, выполняющим эту функцию, является его информационная емкость (или информационный потенциал), т. е. количество и качество информации. Она определяется такими показателями, как полнота, объективность, достоверность, оптимальность, актуальность информации. На информационную функцию оказывают влияние специфика и способы поиска, хранения, передачи, использования информации, а также ее доступность.
Все остальные функции документа в принципе можно трактовать как различные аспекты, составные части, подфункции именно информационной функции, основополагающей функции, поскольку они базируются на разных модификациях или интерпретациях содержащейся в документах информации. Однако специфика этих аспектов столь существенна, что позволяет каждой из них с полным правом претендовать на статус самостоятельной функции.
Критерием классификации функций является специфика содержания документа, которая в свою очередь определяется потребностью в реализации той или иной общественной функции. Эта потребность и обеспечивает целенаправленный характер документирования явлений и объективной действительности.
В целях выявления инвариантной (относительно социума) структуры функций сообщения (документа) и их основных взаимосвязей применим принцип функционально-семантической декомпозиции. Осуществим с помощью указанного принципа (в соответствии с его критериями) декомпозицию интегральной информационной функции (рис. 2.2) исходя из того, что ее целевой направленностью является удовлетворение и обеспечение потребностей социума в необходимой информации.
Главной целевой функцией документа является социальная, поскольку любой документ содержит социально значимую информацию, т.е. информация о процессах, проходящих в обществе. Социальная функция документа состоит:
• в его принадлежности к выражению интересов определенного социального слоя, группы, индивидуума;
• запечатлении, сохранении и передаче именно социальной информации, отражающей устройство и функционирование общества;
■ ■. Рис. 2.2. Иерархическая инвариантная модель системы функций документа
• степени отражения в нем деятельности, места и роли конкретного человека, тех или иных социальных групп данного общества на определенной ступени его развития.
Социально значимым, т.е. выполняющим определенную социальную функцию, является любой документ, поскольку он порожден той или иной общественной формацией. Социальная информация может содержаться в документе как в готовом виде, не требующем расшифровки, так и в форме, которая позволяет извлечь ее только в результате анализа с помощью применения специальных приемов исследования.
Существование общества (поддержание устойчивого равновесия между его слоями) обеспечивается в первую очередь его культурой (многовековой системой ценностей), определяющей и упорядочивающей текущую систему ценностей (и их приоритетов) в обществе на данном историческом этапе его развития.
Поэтому следующая важнейшая функция документа — культурная, где она выступает в качестве средства закрепления, сохранения и передачи культурной традиции. Документы, в которых превалирует эта функция, фиксируют и закрепляют системы ценностей, поведения и деятельности, традиции, навыки, ритуалы, выработанные и сохранившиеся в обществе на всем историческом пути его развития.
Принятая в обществе система ценностей обеспечивается правовой функцией, которая законодательно ее оформляет и закрепляет в определенных пространственно-временных рамках (например, свод законов Российской Империи, законы СССР, законы РФ, законы США). Таким образом, правовая функция — функция закрепления и изменения правовых норм и правоотношений в обществе, отражающая и законодательно закрепляющая принятую в нем на определенном (пространственно-временном) этапе его развития систему ценностей. Она позволяет вырабатывать и закреплять правовые нормы и правила взаимоотношений человека, общества и государства в соответствии с многовековой культурной традицией, воплощенной в системе ценностей данного социума, его нравственностью и моралью. Все документы по степени проявления правовой функции можно подразделить на две категории:
1) долговременного проявления правовой функции — изначально ею наделенные в момент создания и сохраняющие ее длительное время до момента вывода данных документов из действия;
2) кратковременного проявления правовой функции — приобретающие ее в зависимости от возникшей ситуации и отношения содержания документа к установлению юридических фактов, и, как правило, на непродолжительный промежуток времени.
К первой категории относятся документы, устанавливающие, закрепляющие, изменяющие правовые нормы и правоотношения или прекращающие их действие, а также другие документы, влекущие за собой юридические последствия: правовые акты органов государственной власти (законы, указы, постановления); судебные, прокурорские, нотариальные и арбитражные акты; акты управления, издаваемые учреждениями, предприятиями и организациями (приказы, распоряжения, инструкции); документы, фиксирующие договорные отношения: между государствами (пакты, договоры); между государством и учреждением; между учреждениями (договор поставки); между лицом и государством; между лицом и учреждением (трудовое соглашение, контракт); между частными лицами (купчая, расписка). В эту категорию также входят паспорта, дипломы об образовании, свидетельства о рождении и браке, справки с места работы и места жительства и оправдательные финансовые документы (приемные и сдаточные акты, накладные, приходные ордера на поступившие материалы, счетно-платежные требования на отпущенную продукцию и т.д.).
Ко второй категории принадлежат любые сообщения, которые могут быть использованы как доказательство в суде, органах следствия и прокуратуры, нотариате, арбитраже и органах управления.
В принципе любое сообщение может быть доказательством и тем самым временно будет наделено правовой функцией (в этом
случае оно приобретает статус документа). Так, сообщение, признанное судом в качестве вещественного доказательства, приобретает характер юридического факта и, следовательно, правовую функцию.
Все документы, относящиеся к первой категории в еще большей степени, чем управленческие документы, играют социально-регулятивную роль.
Управленческая функция обеспечивает преобразование законодательно закрепленной системы ценностей на данном этапе развития общества в систему адекватных ей управляющих воздействий (предписаний), осуществляющих ее реализацию (внедрение) в текущую жизнь общества в рамках установленного правового поля.
С управленческой функцией документ выступает как средство управленческой деятельности. Эту функцию выполняют документы, созданные для управления и (или) обеспечивающие процесс его реализации, т.е. наиболее значительный массив документации. К ним относятся: документы организационно-распорядительного характера (положения, уставы, постановления, распоряжения, решения, приказы, протоколы, предписания), а также документы отчетно-информационные (справки, сводки, служебные письма, отношения). Управление может быть эффективным лишь при наличии новой, актуальной, в том числе опережающей, информации, которая позволяет принимать своевременные и правильные решения. Поэтому основное свойство документов, обладающих управленческой функцией, — их оперативный характер.
Требование оперативности дополняется требованием оптимальности решений и других управляющих воздействии, фиксируемых документом.
Управленческие документы преобразуют требования правовых и нормативно-правовых документов в конкретные управляющие предписания органам исполнительной власти и другим органам и учреждениям для выполнения определенных действий в соответствии со складывающейся в обществе ситуацией в целях стабилизации функционирования и совершенствования как государственной системы в целом, так и каждого члена данного социального института и данного общества в его конкретной социальной роли.
Документы, выполняющие управленческую функцию, можно классифицировать в соответствии с элементами государственного управления (прогнозирования, планирования, работа с информацией, принятие управленческих государственно-властных решений, организаторская работа и регулирование, контроль) или в соответствии с функциями учреждения (общее руководство, планирование, финансирование, материально-техническое обеспечение, подготовка кадров).
Управленческие документы отражают в специфической форме как структуру, так и стадии и циклы управления, и оказывают серьезное воздействие на процесс управления. В управленческой функции документ представлен прежде всего в регулятивной, нормативной роли как регулятор различных сторон деятельности общества, государства, учреждения.
Доведение управляющих воздействий (предписаний) до субъектов социума и обеспечение их взаимодействий путем осуществления информационного обмена между ними выполняет коммуникативная функция. Следовательно, коммуникативная функция документа — это функция организации и поддержания информационного взаимодействия (обмена) между членами общества и между различными частями общественной и государственной организации. У коммуникативной функции две подфункции, что позволяет соответственно выделить две категории документов:
1) документы, ориентированные в одном определенном на
правлении: сверху вниз (т.е. от законодателя к исполнителю, от
начальника к подчиненному) и снизу вверх (от исполнителя к
начальнику);
2) документы двухстороннего действия, взаимосвязанные между
собой (служебная и личная переписка, договоры и т.д.).
Осуществление коммуникативной функции с заданной степенью достоверности, сохранности и конфиденциальности сообщений (документов) в ходе осуществления информационных взаимодействий между субъектами социума обеспечивает функция защиты информации. Преднамеренное закрепление (сохранение) информации от исчезновения (разрушения) путем ее материализации и выполнения заданных требований по обеспечению ее достоверности, сохранности и конфиденциальности в целях последующего правомочного использования для обеспечения деятельности общества определяет основное содержание функции защиты информации. Эта функция присуща всем сообщениям (документам), а не только документам, содержащим информацию ограниченного доступа или информацию, содержащую государственную тайну. Документам этих групп присваивают отличительные обозначения, чтобы облегчить их выделение из общего документного массива, создать строго регламентированные условия работы с ними и тем самым предотвратить несанкционированный доступ к содержащимся в них сведениям.
Подфункцией функции защиты информации является архивная функция, обеспечивающая особые условия хранение наиболее ценных для жизнедеятельности общества документов в течении продолжительных периодов времени.
Подфункцией архивной функции является функция исторического источника. Реализуя функцию исторического источника, документ выступает в качестве источника исторических сведений
о развитии общества. Эту функцию приобретает только часть наиболее ценных создаваемых в обществе документов и только после того, как документы выполнят свои оперативные функции и поступят на хранение в архив.
Функция учета выступает в качестве необходимого условия, обеспечивающего выполнение всех рассмотренных функций.
Функция учета есть функция регистрации и группировки в формализованном цифровом выражении сведений, связанных с хозяйственными, демографическими и любыми другими видами общественной, экономической и государственной деятельности. По сути учет — это необходимый начальный этап любого вида деятельности возможного в человеческом обществе. В документах, выполняющих функцию учета, отражены и систематизированы прежде всего многообразные проявления деятельности государства и его исполнительно-распорядительных органов. Поэтому документы, наделенные функцией учета, фиксируют в специфической форме весьма широкий спектр различных сведений.
Информацию (сведения), содержащуюся в документах, можно подразделить на ретроспективную (относящуюся к прошлому), оперативную (текущую) и перспективную (относящуюся к будущему). Существуют и другие системы классификации информации, в частности разделение ее на первичную и вторичную, динамическую и статическую, по жанрам, видам, носителям, срокам использования и т.д.
Любой документ (сообщение) всегда сочетает в себе одновременно (синтезирует) весь спектр рассмотренных функций, часть из них находится в активном (проявленном) состоянии, а часть — в пассивном, которые при создании определенных условиях (ситуации) могут быть проявлены. Поэтому полифункциональность документа не исключает доминирующей роли какой-либо одной его функции (в акте управления преобладает управленческая, но он выполняет и информационную, коммуникативную, социальную, культурную, а также функцию исторического источника). Например, указ — информационную, культурную, коммуникативную, социальную, управленческую, правовую, исторического источника; аттестат зрелости — информационную, культурную, социальную, правовую, исторического источника. Активность той или иной функции со временем изменяется, так как изменяется роль самого документа (сообщения) в общественных отношениях, данной социальной системе, процессе управления. Таким образом, одни функции со временем полностью исчерпываются и вытесняются другими, также объективно заложенными, как и первые, при создании сообщения (документа).
Как уже отмечалось, принцип гетерогенности управления и связи также обусловливает различие в целевой направленности понятий «документ» и «сообщение». Так, определяющей функди-
ей в понятии «документ», является прежде всего управленческая, социально-регулятивная функция, а в понятии «сообщение» превалирует функция коммуникативная именно как средства обеспечения в первую очередь информационного обмена и взаимодействия между субъектами социума. Следовательно, функции сообщения и документа как такового различаются в основном целевым назначением, т. е. сообщение выступает прежде всего как средство обеспечения коммуникации субъектов социума, а документ — как регулятор социальных отношений; остальные функции идентичны и отличаются только степенью активности и конкретным наполнением содержания, определяемым необходимостью реализации той или иной общественной потребности.
2.3. Основные признаки документа
В документоведении главным объектом изучения и исследования является документ в любых формах его представления.
Процессы изучения и исследования документа как предмета, являющегося результатом осознанной человеческой деятельности, строятся на основе общенаучных, частных и специальных методов, а также использования общефилософских категорий.
Одним из основополагающих понятий в документоведении является понятие «качество документа», под которым понимается совокупность присущих документу существенных признаков и особенностей, позволяющих выделить его из среды других предметов, созданных человеком.
Признак документа — показатель (параметр, атрибут), по которому возможно определить тот или иной предмет, как документ (см. подразд. 2.1).
Признаки документа подразделяют на внешние и внутренние.
Внешние признаки документа — признаки, отображающие форму и размер документа, носитель информации, способ записи, элементы оформления (реквизиты).
К внутренним признакам документа можно отнести его язык, стиль, юридическую и управленческую силу.
Конкретный набор реквизитов для каждого документа определяется его разновидностью, однако существует определенная группа элементов, присущих любому документу, поскольку определяет его юридическую силу, т.е. позволяет его идентифицировать именно как документ, а не как сообщение. К их числу относятся: авторство; наименование вида документа; датирование; удостоверение, — которые в совокупности с формой и размером документа, способом документирования и используемым носителем документированной информации составляют документообразующие признаки.
Авторами (создателями документа) могут быть юридические и физические лица. Юридическими авторами — авторами служебных документов — являются учреждения, организации, предприятия. Физические лица выступают авторами документов, составленных от своего имени. Такими документами могут быть личные письма, заявления, жалобы, предложения, рапорты.
Авторы могут быть индивидуальные и коллективные. Если документ составлен одним учреждением (предприятием) или одним физическим лицом, то он имеет индивидуального автора. Если документ разработан двумя или более министерствами (организациями) или физическими лицами, то автор такого документа называется коллективным.
В настоящее время на официальных документах наименование организации, учреждения, являющейся автором документа, указывается, как правило, на первом листе документа в левом верхнем углу. Оно должно полностью соответствовать наименованию, закрепленному в учредительных документах данной организации.
Если в учредительных документах закреплено сокращенное или условное наименование организации, то оно пишется в скобках ниже полного. В документах должна быть указана подчиненность данной организации министерству, ведомству. Если организация подведомственна одновременно нескольким органам управления или общественным организациям, то указываются не более трех степеней подведомственности.
Наименование организаций субъектов Российской Федерации, имеющих наряду с русским языком в качестве государственного национальный язык, печатают на двух языках: русском и национальном.
Наименование на иностранном языке воспроизводят в тех случаях, когда оно закреплено в учредительных документах организации. Оно должно располагаться ниже наименования на русском языке.
Наименование структурного подразделения организации указывается в том случае, если оно является автором данного документа; его располагают ниже наименования организации. Наименование организации — автора документа — обычно указывается в именительном падеже.
Вид документа — классификационное понятие, употребляемое для обозначения группы документов одного наименования, имеющих общее назначение и единую структуру построения (например, протоколы — один вид, приказы — другой, отчеты — третий и т.д.). Разновидность документа — более узкое, частное понятие. Она детализирует, уточняет характер деятельности, документируемой тем или иным видом. Например, акт экспертизы, акт приемки, акт инвентаризации.
Указание вида документа — обязательный элемент его оформления. Оно дает первое, самое общее представление о документе, его целевом назначении, юридическом значении и характере изложения информации и определяет структуру его построения.
Одним из основных элементов оформления документа является датирование, которое обеспечивает ему прежде всего юридическую и управленческую силу.
В документах выделяются авторские даты, к которым относятся даты составления и подписания документа.
Особую роль в характеристике документа играют даты, относящиеся к его содержанию. Документ может содержать даты визирования, опубликования и вступления его в силу, а также даты резолюций и служебных пометок. В процессе отработки документа на нем проставляются даты поступления в организацию (учреждение), регистрации, рассмотрения, исполнения, печатания и др.
Большое значение при оформлении документа имеет состав его удостоверения. В него входят: подпись, печать и гриф утверждения.
Подпись на документе является обязательным элементом его оформления. Она проставляется лицом, которое несет ответственность за содержание данного документа.
В настоящее время подпись официального документа состоит из наименования должности лица, его подписавшего, личной подписи, а также инициалов и фамилии.
Право подписи на официальных документах имеют только уполномоченные должностные лица организации. Такие полномочия определяются локальными нормативными актами (уставами, положениями, приказами).
От имени организации документы, как правило, подписывают руководитель и его заместители (согласно приказу о распределении обязанностей).
Документы структурных подразделений могут подписывать их руководители. По ряду вопросов право подписи может предоставляться и другим сотрудникам организации.
На документах разных видов может ставиться разное количество подписей.
Одна подпись ставится на документах, издаваемых единона-чально. Так, одним должностным лицом подписываются распоряжения, доверенности, телефонограммы и другие документы.
Если за содержание документа несут ответственность несколько должностных лиц или структурных подразделений, то на нем ставятся две подписи и более. Так, гарантийные письма подписывают руководитель организации и главный бухгалтер; трудовые договоры (контракты) подписываются работодателем и работником; акты проверок подписываются всеми членами комиссии.
Во всех случаях подпись ставится обязательно на первом экземпляре документа. При необходимости могут подписываться и другие его экземпляры.
Под лицом, подписавшим официальный документ, не всегда следует понимать его автора, так как должностные лица, подписывающем служебные документы, выступают не в качестве самостоятельных авторов, а как представители организаций (учреждений).
Ряд документов кроме подписи удостоверяются проставлением оттиска печати. Для заверения документов применяются гербовые и различные негербовые печати. Использование печатей для удостоверения документов определяется соответствующими инструкциями и руководствами [28, 44].
Если решение вопросов, изложенных в документе, входит в компетенцию вышестоящего должностного лица или организации, то после подписания такой документ подлежит утверждению. Необходимость утверждения документов определяется соответствующими нормативными актами [64, 70].
Утверждение — это способ удостоверения документа после его подписания, санкционирующий распространение действия документа на определенный круг подразделений, должностных лиц, работников.
Обязательному утверждению подлежат следующие документы: штатное расписание, акты проверок, ревизий, приема-сдачи материальных ценностей, должностные инструкции и т. п.
Утверждение документов может проводиться тремя способами: грифом утверждения, изданием соответствующего распорядительного документа, большинством голосов.
Важнейшим внутренним признаком документа является его юридическая и управленческая сила.
Юридическая и управленческая сила — свойство официального документа, сообщаемое ему действующим законодательством, компетенцией издавшего его органа и установленной технологией его изготовления и оформления.
Из определения следует, что для приобретения документом юридической и управленческой силы при его изготовлении должны выполняться следующие необходимые требования.
Прежде всего это требование законности. Любой документ должен соответствовать действующему законодательству, приказам, директивам и другим руководящим документам вышестоящих органов и организаций; основываться на фактах и содержать конкретные и реальные указания или предложения; не дублировать требования, содержащиеся в ранее изданных документах, а при необходимости иметь ссылку на них. Кроме того, на обретение документом юридической и управленческой силы оказывает влияние компетенция издавшего его органа. Компетенция того или иного
органа управления определяется на основе действующих нормативных актов.
Чтобы издаваемый документ приобрел бесспорность, обязательность для всех лиц, кому он адресован и чьи действия в будущем будут основаны на его положениях, документ должен быть изготовлен и оформлен по определенной технологии. Несоблюдение при подготовке документа технологии изготовления и оформления принижает, а иногда и полностью лишает документ юридической и управленческой силы.
Элементы оформления документа играют важную роль в обретении юридической и управленческой силы, однако значение их в этом вопросе различно. Так, отсутствие в документе почтового адреса организации затрудняет работу с данным документом, но не влияет на его юридическую и управленческую силу. А отсутствие подписи должностного лица в приказе или грифе утверждения в акте делают эти документы в правовом смысле бессильными.
Таким образом, такие элементы оформления документа, как подпись, утверждение, наличие оттиска печати, являются юридически значимыми. Их значение — в юридически значимой форме закрепить и довести до адресата и всех лиц, которые будут работать с документом, предписания о совершении управленческих действий, подтвердить факты, имеющие юридическое значение, удостоверить происхождение документа.
Кроме того, к юридически значимым элементам оформления документа относятся:
• наименование организации, являющейся автором документа;
• дата подписания, утверждения документа или того события, которое зафиксировано в документе. Дата необходима для правовой оценки отношений, возникающих, прекращающихся или изменяющихся в связи с отражением в документе воли организации, ее органа или должностного лица. Отсутствие даты на некоторых видах документов является основанием для признания их недействительными. Так, не имеющей юридической силы является доверенность, выданная без указания даты ее совершения [49], не будет иметь управленческой силы приказ директора, если на нем отсутствует дата его отдания;
• регистрационный номер документа, являющийся гарантией того, что документ прошел все предусмотренные в организации стадии обработки и подтверждением официального характера документа, его законности, отражения действительного мнения организации по тому или иному вопросу;
• подпись документа — подтверждает ответственность поставившего ее лица за содержание, изложенное в документе. Ряд документов обретает юридическую силу только с момента их утверждения руководящими органами или должностными лицами орга-
низации, в компетентность которых входит решение вопросов, изложенных в документах;
• оттиск печати — применяется для заверения подписи должностного лица на некоторых видах документов и является дополнительным свидетельством подлинности документа, его принадлежности к указанному на документе наименованию организации. Проставляется, как правило, на документах, в которых отражена информация о фактах, имевших особое юридическое значение (о создании, реорганизации или ликвидации организации); удостоверяющих право организации или отдельных лиц (доверенности); фиксирующих факты, связанные с финансовыми средствами и материальными ценностями (акты, поручения, гарантийные письма). Такие документы обретают юридическую силу лишь с момента заверения их оттиском печати.
Юридическая сила электронного (машиночитаемого) документа удостоверяется в современном российском законодательстве двумя способами:
1) с помощью удостоверяющего письма, составленного создателем документа на машинном носителе [36];
2) с помощью электронной цифровой подписи [57].
Кроме удостоверяющего письма, чтобы обладать юридической силой, документ на машинном носителе (ДМН) должен содержать следующие пять обязательных реквизитов [4]:
1) наименование организации — создателя документа (идентификационный код по ОКПО — Общероссийскому классификатору предприятий и организаций;
2) местонахождение организации — создателя документа (идентификационный код по ОКАТО — Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления);
3) наименование документа — идентификационный код и наименование формы документа по ОКУД — Общероссийскому классификатору управленческой документации или отраслевому классификатору;
4) дату создания и время записи документа на носитель;
5) код лица, ответственного за правильность изготовления ДМН или утвердившего ДМН (идентификационный код, должность и Ф.И.О.).
Электронная цифровая подпись (ЭЦП) [57, ст. 3] — реквизит электронного документа, предназначенный для его защиты от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа ЭЦП и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также устанавливать отсутствие искажения информации в электронном документе. Таким образом, ЭЦП — это необходимый документообразующий признак и реквизит электронного документа, предназначенный для защиты электронной записи
документа от подделки, полученный в результате записи результата криптографического преобразования исходного сообщения (проекта документа) с использованием закрытого ключа ЭЦП и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также устанавливать отсутствие искажения электронной записи документа.
Электронное сообщение, подписанное электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи, признается электронным документом, равнозначным документу, подписанному собственноручной подписью в случаях, если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами не устанавливается или не подразумевается требование о составлении такого документа на бумажном носителе при одновременном соблюдении следующих трех условий:
1) сертификат ключа подписи, относящийся к этой ЭЦП, не утратил силы (действует) на момент проверки или на момент подписания ЭД при наличии доказательств, определяющих момент подписания;
2) подлинность ЭЦП подтверждена;
3) ЭЦП используется в соответствии со сведениями, указанными в сертификате ключа подписи [57, ст. 4].
Сертификат ключа подписи — документ (традиционный или электронный, заверенный ЭЦП), выдаваемый специальной организацией (удостоверяющим центром) участникам обмена информацией для удостоверения подлинности ЭЦП. Сертификат содержит все сведения об условиях использования ЭЦП. ЭЦП имеет юридическую силу, пока не аннулирован сертификат ключа подписи. В среднем сертификат ключа действует не более года в связи с необходимостью периодической смены ключей во избежание «взлома» ЭЦП. После аннулирования сертификата ключа ЭЦП сохраняет юридическую силу только в том случае, если можно доказать, что данный сертификат действовал на момент подписания документа. Однако в настоящее время аннулированные сертификаты имеют временный срок хранения в удостоверяющих центрах, равный сроку исковой давности, 3 года.
Для обретения документом своего основного свойства — юридической и управленческой силы — он должен отвечать следующим требованиям [4], определяемым сектором действенности:
• документ не должен противоречить действующему законодательству, нормативным и правовым актам, а также руководящим документам вышестоящих органов;
• орган, издавший данный документ, должен обладать соответствующей компетенцией, определяемой ему нормативно-правовыми актами;
• документ должен быть изготовлен и оформлен по определенной технологии.
2.4. Конфиденциальность информации и конфиденциальность документов
Согласно Федеральному закону от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» [63] информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.
Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).
Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на следующие четыре категории:
1) свободно распространяемую;
2) предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;
3) подлежащую предоставлению или распространению в соответствии с федеральными законами;
4) распространение которой ограничено или запрещено в Российской Федерации.
Конфиденциальность информации — обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя [63]. Таким образом, ценная информация, утрата которой представляет серьезную опасность для существования организации (предприятия) или ее деятельности, называется конфиденциальной. По сути термин «конфиденциальность» является синонимом секретности, но используется исключительно для обозначения информационных ресурсов ограниченного распространения, не относящихся к государственной тайне. Это понятие отражает ограничение на доступ к ним других лиц, накладываемое обладателем информации в соответствии с законом.
Защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.
Федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.
Информация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении ими профессиональных обязанностей или орга-
низациями при осуществлении ими определенных видов деятельности (профессиональная тайна), подлежит защите в случаях, если на эти лица федеральными законами возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации.
Информация, составляющая профессиональную тайну, может быть предоставлена третьим лицам в соответствии с федеральными законами и (или) по решению суда.
Срок исполнения обязанностей по соблюдению конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну, может быть ограничен только с согласия гражданина (физического лица), предоставившего такую информацию о себе.
Запрещается требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами.
Порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается Федеральным законом от 27.07.2006 № 150-ФЗ «О персональных данных».
Таким образом, ценная информация в зависимости от отнесения к одному из видов тайны — государственная или негосударственная (служебная, коммерческая, банковская и пр.) — включается в соответствующие документы, секретные или конфиденциальные.
Под конфиденциальным (закрытым, защищаемым) документом понимается соответствующим образом оформленный носитель документированной информации, содержащий сведения ограниченного доступа, имеющие обладателя. Обязательным признаком конфиденциального документа является наличие в нем информации, подлежащей защите. К конфиденциальным документам относятся:
• в государственных структурах — документы, проект