МЕТОДИКА РЕГЛАМЕНТАЦИИ СОСТАВА КОНФИДЕНЦИАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ
7.1. Этапы определения состава конфиденциальных
документов
Документирование конфиденциальной информации включает в себя определение состава внутренних и отправляемых документов и их изготовление.
Документирование конфиденциальной информации является важнейшей составной частью конфиденциального делопроизводства, поскольку от количества, состава и правильности оформления документов зависит качество и эффективность управленческой и производственной деятельности, достоверность и юридическая сила документов, трудоемкость обработки и качество организации. Объем и характер создаваемых документов влияют и на организацию работы по их защите. Кроме того, в процессе документирования создается документальная база, раскрывающая историю предприятия (организации).
В данной главе раскрывается только методика регламентации состава конфиденциальных документов, поскольку их изготовление относится к содержанию дисциплины «Защита и обработка конфиденциальных документов».
|
|
В гл. 4 отмечалось, что одной из особенностей конфиденциального делопроизводства является жесткое регламентирование состояния издаваемых документов. Обусловлено это тем, что документ является потенциально существующим источником утечки содержащейся в нем информации, т.е. попадания ее в руки тех, кому она не предназначена. Поэтому конфиденциальные сведения должны документироваться только при действительной необходимости в письменном удостоверении наличия содержания управленческих, производственных и иных действий. При этом решение задач конфиденциальной деятельности должно обеспечиваться минимальным количеством документов при сохранении полноты необходимой информации.
Установление состава издаваемых конфиденциальных документов направлено не только на предотвращение необоснованного их издания, но и на исключение избыточной конфиденциальной информации, определение количества их экземпляров, адресатов, которым они должны направляться, так как не вызванная
действительной необходимостью рассылка конфиденциальных документов также приводит к утечке информации. На стадии определения состава издаваемых документов решается вопрос и о придании им необходимой юридической силы по установлению должностных лиц, которые должны визировать, подписывать и утверждать тот или другой документ. В конечном итоге регламентация состава издаваемых конфиденциальных документов преследует не только исключение необоснованного, но и неконтролируемого оборота. От состава документированной конфиденциальной информации зависят компетенция и функции предприятия, характер его деятельности, взаимосвязи с другими предприятиями, порядок разрешения вопросов. Такой состав закрепляется перечнями издаваемых предприятиям конфиденциальных документов раздельно по документам, отнесенным к коммерческой тайне, и документам, отнесенным к служебной тайне. Эти перечни должны разрабатываться на основе и в рамках перечней сведений, составляющих коммерческую и служебную тайну. Вызвано это тем, что по существующим нормам сначала определяются сведения, составляющие тот или другой вид тайны. Эти сведения могут быть зафиксированы как в документах, так и в других носителях: памяти человека, ЭВМ, выпускаемой продукции, технологических процессах, физических полях и т. п. Поэтому только после определения состава всех конфиденциальных сведений можно установить те из них, которые должны документироваться. Таким образом, определение состава издаваемых конфиденциальных документов должно начинаться с разработки перечня сведений, составляющих коммерческую и служебную тайну.
|
|
Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, разрабатывается для каждого предприятия самим предприятием — обладателем информации. Это вытекает из действующего законодательства, которым установлено, что состав и объем таких сведений определяется собственником информации. Таким образом, право предпринимателя на состав коммерческой тайны является безусловным. Никто не может диктовать ему, какие сведения относить к коммерческой тайне, за исключением сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну согласно государственным нормативным актам. Следовательно, состав сведений, относимых к коммерческой тайне, должен устанавливаться и изменяться индивидуально, на уровне их обладателя.
В этой связи следует обратить внимание на имеющиеся в отечественной литературе попытки разработки неких типовых перечней сведений, составляющих коммерческую тайну любой коммерческой структуры независимо от сферы и специфики ее деятельности. Такие попытки не могут иметь успех, поскольку состав конфиденциальной информации в коммерческой сфере определяется исходя из специфики деятельности данного конкрет-
ного предприятия: типа предприятия, характера его деятельности, технологии изготовления продукции, объема и себестоимости продукции, состава и количества поставщиков сырья, условий рынка быта, направленности интересов конкурентов и т.д. То, что для одних предприятий является коммерческой тайной, для других может не быть таковой и даже использоваться в рекламных целях. В целом тенденция развития коммерческой тайны направлена на сохранение значения производственной тайны, связанной с новизной и совершенствованием технологических процессов, т.е. с элементами творческой деятельности, и на падение значения тайны финансово-торговой, связанной не с элементами новизны, а с элементами индивидуальности и большей или меньшей степенью исключительности.
Правовым основанием для установления состава сведений, относимых к коммерческой тайне, являются соответствующие законодательные [24, 34, 69, 75, 76] и нормативно-правовые акты [49, 65], а также определение понятия «коммерческая тайна», которыми предусмотрено, что сведения, составляющие коммерческую тайну, могут быть и в любой сфере предпринимательской деятельности, следовательно, и коммерческая тайна может распространяться на все направления и деятельности предприятия.
Разработкой Перечня сведений, составляющих коммерческую тайну, должна заниматься постоянно действующая экспертная комиссия (ПДЭК), которая является важной составной частью организации конфиденциального делопроизводства. На ПДЭК возлагается выполнение, как правило, следующих задач:
|
|
• разработка перечней сведений, составляющих коммерческую и служебную тайну;
• разработка перечней издаваемых предприятием конфиденциальных документов;
• снижение или снятие степени конфиденциальности сведений и грифа конфиденциальности документов;
• разработка положения о системе доступа к конфиденциальным документам;
• экспертиза ценности конфиденциальных документов в целях установления сроков их хранения и отбора документов на основе этих сроков для архивного хранения и уничтожения;
• проведение аналитической работы по предотвращению утечки и утраты конфиденциальной информации.
Учитывая важность задач ПДЭК, в ее состав следует включать высококвалифицированных сотрудников, в первую очередь руководителей подразделений, имеющих доступ к конфиденциальной информации. Кроме того, в состав комиссии должны входить руководитель службы безопасности предприятия и руководитель подразделения конфиденциального делопроизводства, а также руководитель архива предприятия. Председателем комиссии необ-
ходимо назначать одного из заместителей руководителя предприятия, допущенного ко всем конфиденциальным документам.
ПДЭК создается приказом руководителя предприятия, она должна работать на постоянной основе с заменой в необходимых случаях отдельных ее членов. Задачи, функции и порядок работы комиссии определяются положением о ней. На ПДЭК может быть возложено и проведение экспертизы ценности открытых документов, чтобы она могла оценивать значение документов, образующихся в деятельности предприятия в их совокупности и таким образом более правильно определять сроки их хранения.
Таким образом, на первом этапе работы на основе анализа задач, функций, компетенции, направлений деятельности предприятия необходимо: установить состав циркулирующей на предприятии информации, отображенной на любом носителе, любым способом и в любом виде, а также с учетом перспектив развития предприятия и его взаимоотношений с партнерами определить характер дополнительной информации, которая может возникнуть в результате деятельности предприятия. Эта информация классифицируется по тематическому признаку.
|
|
На втором этапе определяется, какая из установленной информации должна быть конфиденциальной, и отнесена к коммерческой тайне. Базовым критерием при этом является возможность получения преимуществ от использования информации за счет неизвестности ее третьим лицам. Этот критерий имеет как бы две составляющие: неизвестность информации третьим лицам и получение преимуществ в силу этой неизвестности. Данные составляющие взаимосвязаны и взаимообусловлены, поскольку, с одной стороны, неизвестность информации третьим лицам сама по себе ничего не значит, если не обеспечивает преимуществ, с другой стороны, преимущества можно получить только за счет такой неизвестности. Конфиденциальность является правовой формой и одновременно выступает инструментом обеспечения неизвестности информации.
Преимущества от использования информации, неизвестной третьим лицам, могут состоять в получении выгоды или предотвращении ущерба и иметь в зависимости от областей и видов деятельности экономические, моральные и другие характеристики, выражаться количественными и качественными показателями.
В сфере коммерческой деятельности ценность информации обусловлена, прежде всего, рыночной потребностью в информации как источнике получения прибыли, поэтому отнесение информации к коммерческой тайне позволяет получить прибыль и предотвратить убытки. Конфиденциальность такой информации создает для ее обладателя преимущества в конкурентной борьбе и выступает как средство защиты от недобросовестной конкуренции.
Названный критерий является объективным показателем возможности отнесения информации к коммерческой тайне, мерилом придания информации статуса конфиденциальной. Это означает, что при отсутствии этого критерия нет оснований для перевода информации в категорию конфиденциальной. Но это не означает, что при его наличии информация во всех случаях может и должна быть отнесена к коммерческой тайне. Законодательством введены два ограничения на отнесение информации к коммерческой тайне.
Первое ограничение состоит в том, что к коммерческой тайне не может быть отнесена информация, составляющая государственную тайну. Второе ограничение заключается в том, что к коммерческой тайне нельзя относить информацию, которая должна быть общедоступной в целях предупреждения сокрытия правонарушений и предотвращения нанесения ущерба законным интересам государства, физических или юридических лиц. Перечни такой информации содержатся в нескольких нормативных актах: Федеральном законе [61], постановлениях правительства [64, 68] и др. Эти перечни в значительной мере дублируют друг друга и имеют различную правовую основу. В Федеральном законе «О коммерческой тайне» [61] имеется специальная статья, посвященная информации, которая не может составлять коммерческую тайну. В этой статье обобщены и дополнены сведения, содержащиеся в ранее изданных нормативных актах.
Запрещение относить к коммерческой тайне ту или иную информацию не означает, что всю ее может получить по требованию любое юридическое или физическое лицо. Часть ее, затрагивающая законные интересы этих лиц, безусловно, должна им предоставляться, а часть предоставляется лишь соответствующим органам власти, наделенным законодательством правом контроля такой информации.
Должно быть и третье ограничение, которое хотя и не предусмотрено законодательством, но диктуется здравым смыслом. Оно состоит в том, что при переводе информации в разряд коммерческой тайны необходимо учитывать сопутствующие этому затраты на ее защиту. Если эти затраты превышают достигаемые в результате защиты количественные и качественные показатели, то придание информации статуса конфиденциальной теряет всякий смысл.
Следует иметь в виду, что в перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, может включаться не только информация, создаваемая данным предприятием, но и информация, полученная им без использования неправомерных средств, при проведении исследований по собственной инициативе, систематических наблюдений и сбора сведений. Информация считается полученной правомерно и самостоятельно не зависимо от того, что ее
содержание может совпадать с содержанием коммерческой тайны другого юридического или физического лица. Кроме того, правомерно полученной считается конфиденциальная информация, полученная от ее обладателя на основании договора или в результате правопреемства. Предприятие, правомерно и самостоятельно давшее информацию, одновременно являющуюся коммерческой тайной того юридического или физического лица, становится обладателем коммерческой тайны со всеми предусмотренными законодательств правами.
К неправомерным методам (способам) получения информации, составляющей коммерческую тайну, Федеральный закон «О коммерческой тайне» относит собирание информации посредством похищения документов, подкупа или угроз, дачи взятки, введения в заблуждение, нарушения или подстрекательства (принуждения) к нарушению обязательств о соблюдении режима коммерческой тайны, а равно иным незаконным способом, без согласия обладателя коммерческой тайны на передачу коммерческой тайны третьим лицам.
После установления состава конфиденциальной информации определяется степень ее конфиденциальности. Степень конфиденциальности — это показатель уровня закрытости информации. Уровень закрытости зависит от величины ущерба, который может наступить при утрате информации. Чем больше этот ущерб, тем выше должна быть и степень конфиденциальности. В практике работы предприятий применяются от одной до нескольких степеней конфиденциальности информации с личными их наименованиями. Наиболее распространенным является подразделение информации на две степени: конфиденциально и строго конфиденциально. Однако Федеральным законом «О коммерческой тайне» установлена одна степень конфиденциальности с названием «коммерческая тайна», свидетельствующая лишь о принадлежности информации к коммерческой тайне. Правда, в законе это названо не степенью, а грифом коммерческой тайны, но суть от этого не меняется, поскольку по определению гриф конфиденциальности — это реквизит, свидетельствующий о степени конфиденциальности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемый на самом носителе и (или) в сопроводительной документации на него. Наименование грифа должно соответствовать наименованию степени конфиденциальности.
Установление законом одной степени (одного грифа) конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, обусловлено, по-видимому, тем, что степень конфиденциальности определяется собственниками информации, которые могут иметь (а зачастую так и бывает) разные подходы к определению степени конфиденциальности однотипной по содержательной части информации. В этом случае при рассмотрении в судеб-
ном порядке дел о неправомерном получении сведении, составляющих коммерческую тайну, сложно определить, кто из собственников установил правильную степень конфиденциальности информации, так как критерии отнесения информации к той или другой степени конфиденциальности выбирает ее собственник.
Однако практика показывает, что сведение информации, требующей разного уровня закрытости, к одной степени конфиденциальности не позволяет выделить наиболее значимую информацию в целях установления для нее более жесткого по сравнению с менее значимой режима защиты. Но закон есть закон, поэтому выход может быть найден путем разделения информации по степеням конфиденциальности на внутреннюю и отправляемую. Информация, не подлежащая отправлению в другие организации, может иметь несколько степеней и наименований грифов конфиденциальности (например, коммерческая тайна (конфиденциально) или коммерческая тайна (строго конфиденциально)), а отправляемая — только одну степень (и гриф) «Коммерческая тайна».
При использовании в организации одной степени конфиденциальности этот этап работы ПДЭК выпадает.
Третий этап — определение конкретных сроков конфиденциальности информации либо обстоятельств и событий, при наступлении которых конфиденциальность снимается. Продолжительность конфиденциальности информации должна соответствовать срокам действия условий, необходимых и достаточных для признания данной информации конфиденциальной в соответствии с законодательством.
Результаты работы ПДЭК по окончании третьего этапа оформляются Перечнем сведений, составляющих коммерческую тайну.
7.2. Особенности определения состава информации, относящейся к служебной тайне
Что касается состава информации, являющейся служебной тайной, следует иметь в виду, что такая информация предусмотрена для организаций государственной и муниципальной власти и подведомственных им предприятиям, в коммерческих структурах она используется главным образом лишь при переписке с органами власти.
В «Положении о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения» [64] сказано, что руководитель федерального органа исполнительной власти в пределах своей компетенции определяет категории должностных лиц, уполномоченных относить служебную информацию к разряду ограни-
ценного распространения. Эти лица несут персональную ответственность за обоснованность такого отнесения. Как видно из этой нормы, она не содержит технологии определения состава информации, относимой к служебной тайне.
На практике, которая существует уже несколько десятилетий, используются обычно два варианта определения состава такой информации. В первом варианте министерства и ведомства разрабатывают единые отраслевые перечни сведений ограниченного распространения и направляют их на подведомственные предприятия. Во втором варианте полномочия по разработке перечней передаются руководителям подведомственных предприятий и перечни разрабатываются применительно к каждому конкретному предприятию. Иногда используется и третий, комбинированный, вариант, при котором перечни разрабатывают и министерства (ведомства) и на основе этих перечней — подведомственные предприятия. Технология разработки перечней сведений ограниченного распространения практически не отличается от технологии разработки перечней сведений, составляющих коммерческую тайну.
Служебная тайна может быть в любой области деятельности органов власти или предприятия, однако в упомянутом положении определен состав сведений, которые не могут быть отнесены к служебной информации ограниченного распространения.
Сведениям, составляющим служебную тайну, установлена одна степень конфиденциальности: «Для служебного пользования». Перечень таких сведений имеет форму перечня сведений, составляющих коммерческую тайну (см. рис. 7.1), без графы 3.
Перечни сведений, составляющих коммерческую и служебную тайну, раскрывают тематическое содержание включенных в них сведений. Но сведения, как уже отмечалось, фиксируются в различном виде на различных носителях и могут быть как документированными, так и недокументированными.
В сферу конфиденциального делопроизводства входит только документированная информация (документы), поэтому из всей совокупности информации, включенной в перечни сведений, отнесенных к коммерческой и служебной тайне, нужно выделить состав документируемой информации и установить виды документов, в которых она должна быть зафиксирована. Определение состава конфиденциальных документов должно осуществляться также ПДЭК. При этом следует руководствоваться следующими критериями документирования информации:
• необходимость документированной информации для правового обеспечения деятельности предприятия, регламентирующего статус предприятия, права, обязанности и ответственность его сотрудников;
• необходимость документированной информации для управленческой деятельности;
. необходимость документированной информации для производственной деятельности: научно-исследовательской, конструкторской, проектной, технологической и др.;
• необходимость документированной информации для управ
ленческой деятельности;
. необходимость документированной информации как доказательство источника на случаи возникновения конфликтных ситуаций;
• необходимость передачи информации в официальном виде;
• важность информации как исторического источника, раскрывающего направления и особенности деятельности предприятия.
В рамках критериев документирования определение состава документируемой информации должно увязываться с решением конкретных задач. В зависимости от назначения документируемой информации определяются конкретные виды документов, в которых эта информация должна быть зафиксирована.
В процессе определения необходимых конфиденциальных документов следует проводить работу по сокращению их количества за счет разработки интегральных документов, в которые можно включить показатели нескольких документов, в том числе путем замены разовых первичных документов накопительными. Однако объединение документов должно осуществляться с таким расчетом, чтобы в итоге не создавалась возможность необоснованного ознакомления со всем документом лиц, имеющих доступ только к части содержания (показателей) документа.
Виды конфиденциальных документов необходимо устанавливать с учетом оптимального объема содержащейся в них информации, исключающего избыточную, в том числе дублетную информацию, поскольку избыточная информация — это конфиденциальные данные, утечка которых может нанести ущерб предприятию.
После установления состава документов определяется круг лиц, имеющих право составлять, визировать и подписывать (утверждать) тот или другой вид документа, а также организации, которым данный документ должен направляться.
7.3. Основные требования, предъявляемые
к составлению и оформлению перечней
конфиденциальных сведений и издаваемых
конфиденциальных документов
Результаты работы ПДЭК по окончанию третьего этапа оформляются Перечнем конфиденциальных сведений (например, составляющих коммерческую тайну), который может иметь следующую форму, представленную на рис. 7.1 [2].
№ п/п | Наименование сведений | Степень конфиденциальности | Срок конфиденциальности |
Рис. 7.1. Примерная форма Перечня сведений, составляющих коммерческую тайну
Если сведениям установлена одна степень конфиденциальности, то графа 3 (см. рис. 7.1) опускается.
При значительном объеме конфиденциальных сведений они классифицируются в перечне по разделам, соответствующим сферам деятельности предприятия.
Перечень подписывается председателем и всеми членами ПДЭК, утверждается и вводится в действие приказом руководителя предприятия. В приказе должны быть определены мероприятия по обеспечению функционирования перечня и контролю его выполнения. С приказом и перечнем необходимо ознакомить под расписку всех сотрудников предприятия, работающих с конфиденциальной информацией. Копии перечня или выписки из него должны быть направлены конфидентам данной коммерческой тайны. Ими являются физические или юридические лица, которым в силу служебного положения, договора либо на ином законном основании известна коммерческая тайна предприятия.
Дополнения и изменения состава, включенных в Перечень сведений, а также изменение степени их конфиденциальности могут осуществляться с разрешения руководителя предприятия и вноситься в перечень подписями руководителя подразделения по принадлежности сведений и руководителя службы безопасности. При существенном изменении состава сведений перечень должен составляться заново. Об изменении в составе коммерческой тайны обладатель информации обязан в письменной форме известить конфидентов данной информации.
Перечни издаваемых конфиденциальных документов составляются раздельно по каждому виду тайны и могут иметь следующую форму, представленную на рис. 7.2 [2].
Грифы и сроки конфиденциальности документов должны соответствовать степеням и срокам конфиденциальности включаемых в документы сведений, определенным Перечнями сведений, составляющих коммерческую и служебную тайну. При установлении таким сведениям одной степени конфиденциальности графа «Гриф конфиденциальности» опускается.
Если документ подлежит утверждению, то в графе 7 (см. рис. 7.2) сначала проставляются инициалы и фамилия лица (лиц), подписывающего документ, затем после слова «УТВЕРЖДАЮ» — инициалы и фамилия лица, утверждающего документ. При значи-
Рис. 7.2. Примерная форма Перечня издаваемых конфиденциальных документов
тельном количестве утверждаемых документов графа может быть разделена на две графы: «Инициалы и фамилии лиц, имеющих право подписывать документы» и «Инициалы и фамилии лиц, имеющих право утверждать документы».
К числу документов, подлежащих утверждению в соответствии с существующими нормативными актами, относятся: уставы, положения о представительствах, филиалах и структурных подразделениях предприятия, структура, штатное расписание, должностные инструкции, акты проверок (ревизий), сметы, расценки на проведение работ и оказание услуг, некоторые другие.
Если при направлении документов другим предприятиям каждый адресат не должен знать, кому еще направлен данный документ, то в графе по соответствующему виду документа после внесения адресатов делается пометка «раздельное адресование», означающая, что на каждом экземпляре документа должен проставляться лишь адресат, которому направляется данный экземпляр.
Графу 10 (см. рис. 7.2) следует использовать (при необходимости) для указания периодичности составления документов, а также для пометки о проставлении оттиска печати на соответствующих документах.
Перечни издаваемых документов подписываются председателем и всеми членами ПДЭК и утверждаются руководителем предприятия. С перечнями под расписку должны быть ознакомлены все лица, наделенные правом составлять, визировать, подписывать и утверждать соответствующие документы.
Внесение возможных последующих частичных уточнений или изменений в перечни может быть возложено на руководителя службы безопасности.
При изменении перечней сведений, составляющих коммерческую и служебную тайну, соответствующие изменения вносятся и в перечни издаваемых конфиденциальных документов. О снятии грифа конфиденциальности с отправленных документов должны быть письменно оповещены предприятия-адресаты.
В случае возникновения необходимости издания разовых документов, не включенных в перечни, или дополнительных экземпляров документов, не предусмотренных перечнями, их изготовление может производиться по совместному разрешению руководителей соответствующего подразделения и службы безопасности (или подразделения конфиденциального делопроизводства). Одновременно определяется целесообразность включения таких документов (дополнительных экземпляров) в соответствующий перечень.
Контрольные вопросы
1. Назовите основные требования, которые необходимо учитывать при определении состава издаваемых конфиденциальных документов.
2. Какие задачи возлагаются на постоянно действующую экспертную комиссию?
3. Какие должностные лица организации (предприятия) должны включаться в состав членов ПДЭК в обязательном порядке и почему?
4. Назовите основные мероприятия, выполняемые членами ПДЭК на первом этапе ее работы по определению состава издаваемых конфиденциальных документов.
5. Назовите основные мероприятия, выполняемые членами ПДЭК на втором этапе ее работы по определению состава издаваемых конфиденциальных документов.
6. Назовите основные мероприятия, выполняемые членами ПДЭК на третьем этапе ее работы по определению состава издаваемых конфиденциальных документов.
7. Назовите основные требования, предъявляемые к составлению и оформлению перечня конфиденциальных сведений организации (предприятия).
8. Назовите основные требования, предъявляемые к составлению и оформлению перечня издаваемых конфиденциальных документов организации (предприятия).
ГЛОССАРИЙ
Автор документа — физическое или юридическое лицо, создавшее документ.
Адрес — указание местожительства определенного лица или местонахождение учреждения; письменное приветствие, обращение к какому-либо лицу или учреждению.
Адресант — лицо, отправляющее по почте письмо или посылку.
Адресат — лицо, которому адресовано почтовое отправление.
Анализ — метод научного исследования путем разложения предмета на составные части или мысленное расчленение обьекта путем логической абстракции.
Анкета — документ, представляющий собой трафаретный текст, содержащий вопросы по определенной теме и место для ответов на них.
Архивная выписка — дословное воспроизведение части текста архивного документа, заверенное установленным порядком.
Архивная справка — информация об имеющихся документальных материалах в архиве по определенному вопросу.
Архивный документ — материальный носитель с зафиксированной на нем информацией, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать; подлежит хранению в силу значимости указанных носителя и информации для граждан, общества и государства.
Архивный фонд Российской Федерации — исторически сложившаяся и постоянно пополняющаяся совокупность архивных документов, отражающих материальную и духовную жизнь общества, имеющих историческое, научное, социальное, экономическое, политическое и культурное значение, являющихся неотъемлемой частью историко-культурного наследия народов Российской Федерации, относящихся к информационным ресурсам и подлежащих постоянному хранению.
База данных — совокупность специально организованных и логически взаимосвязанных элементов фактографической и (или) документальной информации, представленных на машиночитаемых носителях.
Бланк документа — набор реквизитов, идентифицирующих автора официального письменного документа.
Ватман — высший сорт бумаги для черчения.
Вид письменного документа — принадлежность письменного документа к системе документации по признакам содержания и целевого назначения.
Виза официального документа — реквизит документа, выражающий согласие или несогласие должностного лица с содержанием документа.
Владелец архивных документов — государственный орган, орган местного самоуправления либо юридическое или физическое лицо, осуществляющее владение и пользование архивными документами и реализу-
ющее полномочия по распоряжению ими в пределах, установленных законом или договором.
Внутренний документ — официальный документ, не выходящий за пределы подготовившей его организации.
Временное хранение архивных документов — хранение архивных документов до их уничтожения в течение сроков, установленных нормативными правовыми актами.
Входящий документ, поступивший документ — документ, поступивший в учреждение.
Гриф согласования — реквизит официального документа, выражающий согласие учреждения или его органа, не являющегося автором документа, с его содержанием.
Гриф утверждения — реквизит официального документа, придающий нормативный или правовой характер его содержанию.
Данные — зарегистрированные на любых носителях сведения об объекте (реальном или вымышленном) независимо от того, дошли они до какого-либо пользователя (потребителя информации) и интересуют ли они его.
Дата официального документа — реквизит официального документа, содержащий указанное на документе время его создания и (или) подписания, утверждения, принятия, согласования, опубликования.
Дело — совокупность документов (или документ), относящихся к одному вопросу или участку деятельности, помещенных в отдельную обложку.
Делопроизводство, документационное обеспечение управления — отрасль деятельности, обеспечивающая документирование и организацию работы с официальными документами.
Доверенность — письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому.
Документ, документированная информация — зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.
Документирование — запись информации на различных носителях по установленным правилам.
Документированная информация — зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию, или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель.
Документоведение — методология ведения документационного обеспечения управления.
Документооборот — движение документов в организации с момента их создания или получения до завершения исполнения или управления.
Доступ к информации — возможность получения информации и ее использования.
Дублет —- второй экземпляр какой-либо вещи.
Дубликат документа — повторный экземпляр подлинника документа, имеющий юридическую силу.
Заверенная копия документа — копия документа, на которой в соответствии с установленным порядком проставляют необходимые реквизиты, придающие ей юридическую силу.
Заголовок дела — краткое обозначение сведений о составе и содержании документов в деле.
Заголовок официального документа — реквизит документа, кратко излагающий его содержание.
Защита данных — предупреждение несанкционированного или случайного доступа к данным, их изменения или разрушения со стороны пользователей (обеспечение секретности данных); предупреждение изменения или разрушения данных при сбоях аппаратуры и программных средств, а также в результате ошибок в работе сотрудников групп эксплуатации (обеспечение безопасности данных).
Индекс дела, номер дела — цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение дела в номенклатуре дел организации, наносимое на его обложку.
Индексирование — процесс перевода основного смыслового содержания документа и запроса на информационно-поисковый язык.
Индивидуальный срок исполнения документа — срок исполнения документа, установленный организационно-распорядительным документом организации или резолюцией.
Исходящий документ, отправляемый документ — официальный документ, отправляемый из учреждения.
Инструкция — правой акт, утверждаемый или издаваемый в целях установления правил, регулирующих организационные, научно-технические, технологические, финансовые или иные специальные стороны деятельности учреждений, организаций, предприятий (их структурных подразделений и служб), должностных лиц и граждан.
Информационная система — совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств.
Информационно-телекоммуникационная сеть — технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Информационные технологии — процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов.
Информация — сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.
Информация, составляющая коммерческую тайну, — научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация (в том числе составляющая секреты производства (ноу-хау), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны.
Код — способ преобразования информации из одной формы представления в другую.
Коммерческая тайна — конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.
Контроль исполнения документов — совокупность действий, обеспечивающих своевременное исполнение документов.
Конфиденциальность информации — обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя.
Копия документа — документ, полностью воспроизводящий информацию подлинного документа и все его внешние признаки или часть их, не имеющий юридической силы.
Машинописный документ — письменный документ, при создании которого знаки письма наносят техническими средствами.
Наименование документа — обозначение вида письменного документа.
Номенклатура дел — систематизированный перечень наименований дел, заводимых в организации, с указанием сроков их хранения, оформленный в установленном порядке.
Нормативно-правовой акт — правовой акт, изданный в установленном порядке уполномоченным на то органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Носитель документированной информации — материальный объект, используемый для закрепления и хранения на нем речевой, звуковой или изобразительной информации, в том числе в преобразованном виде.
Обладатель информации — лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам.
Объем документооборота — количество документов, поступивших в организацию и созданных ею за определенный период.
Оператор информационной системы — гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.
Организационно-распорядительный документ — вид письменного документа, в котором фиксируют решение административных и организационных вопросов, а также вопросов управления, взаимодействия, обеспечения и регулирования деятельности органов власти, учреждений, предприятий, организаций, их подразделений и должностных лиц.
Организация работы с документами — организация документооборота, хранения и использования документов в текущей деятельности учреждения. ■
Оригинал — подлинник, подлинное произведение.
Официальный документ — документ, созданный юридическим или физическим лицом, оформленный и удостоверенный в установленном порядке.
Оформление дела — подготовка дела к хранению в соответствии с установленными правилами.
Оформление документа — проставление необходимых реквизитов, установленных правилами документирования.
Переменная часть реквизита документа — изменяемая часть реквизита документа, вносимая в бланк документа при его заполнении.
Персонал — личный состав учреждения, организации.
Письменный документ — текстовой документ, информация которого зафиксирована любым типом письма.
Подлинник (официального) документа — первый или единичный экземпляр официального документа.
Подлинный документ — документ, сведения об авторе, времени и месте создания которого, содержащиеся в самом документе или вьывленные иным путем, подтверждают достоверность его происхождения.
Подпись — реквизит документа, представляющий собой собственноручную роспись полномочного должностного лица.
Пользователь архивными документами — государственный орган, орган местного самоуправления либо юридическое или физическое лицо, обращающиеся на законных основаниях к архивным документам для получения и использования необходимой информации.
Постоянная часть реквизита документа — неизменяемая часть реквизита документа, содержащаяся в бланке документа, наносимая при его изготовлении.
Правила документирования — требования и нормы, устанавливающие порядок документирования.
Распоряжение — правовой акт: 1) издаваемый единолично руководителями законодательных, исполнительных органов государственной власти, судебных органов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в пределах компетенции, определенной законом, нормативно-правовыми актами; 2) издаваемый руководителем коллегиального органа для единоначального решения оперативных вопросов; 3) издаваемый органами государственного управления, руководителями организаций, учреждений и предприятий по вопросам информационно-методического характера, а также по вопросам, связанным с организацией исполнения приказов, инструкций и других актов вышестоящего органа управления, а также по производственным, хозяйственным и административным вопросам.
Регистрационный индекс документа — регистрационный номер документа: цифровое или буквенно-цифровое обозначение, присваиваемое документу при его регистрации.
Регистрация документа — запись учетных данных о документе по установленной форме, фиксирующая факт его создания, отправления или получения.
Режим коммерческой тайны — правовые, организационные, технические и иные принимаемые обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, меры по охране ее конфиденциальности.
Резолюция — развернутое решение коллегиального органа: собрания, конференции, съезда, организации.
Резолюция документа — реквизит, состоящий из надписи на документе, сделанной должностным лицом и содержащей принятое им решение.
Реквизит документа — обязательный элемент оформления официального документа.
Релевантность (информации) — показатель качества информации, характеризующий соответствие ее содержания потребностям решаемой задачи.
Рукописный документ — письменный документ, при создании которого знаки письма наносят от руки.
Система документации — совокупность документов, взаимосвязанных по признакам происхождения, назначения, вида, сферы деятельности, единых требований к их оформлению.
Служебный документ — официальный документ, используемый в текущей деятельности организации.
Срок исполнения документа — срок, установленный нормативно-правовым актом, организационно-распорядительным документом или резолюцией.
Табель унифицированных форм документов — перечень разрешенных к применению унифицированных форм документов.
Текст официального документа — информация, зафиксированная любым типом письма или любой системой звукозаписи, заключающая в себе всю или основную часть речевой информации документа.
Типовой срок исполнения документа — срок исполнения документа, установленный нормативно-правовым актом.
Толерантность (информации) — показатель качества информации, характеризующий удобство ее восприятия и использующийся в процессе решения той задачи, для решения которой она применяется.
Унифицированная система документации (УСД) — система документации, созданная по единым правилам и требованиям, содержащая информацию, необходимую для управления в определенной сфере деятельности.
Унифицированная форма документа (УФД) — совокупность реквизитов, установленных в соответствии с решаемыми в данной сфере деятельности задачами и расположенных в определенном порядке на носителе информации.
Фальсификация — сознательное искажение, подмена чего-либо подлинного ложным.
Формирование дела ~ группирование исполненных документов в дело в соответствии с номенклатурой дел и систематизация документов внутри дела.
Формуляр документа — набор реквизитов официального письменного документа, расположенных в определенной последовательности.
Черновой документ — рукописный или машинописный документ, отражающий работу автора или редактора над его текстом.
Экспертиза ценности документов — изучение документов на основании критериев их ценности в целях определения сроков хранения документов и отбора их для включения в состав Архивного фонда Российской Федерации.
Юридическая сила документа — свойство официального документа, сообщаемое ему действующим законодательством, компетенцией издавшего его органа и установленным порядком оформления.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Примерный перечень документов, подлежащих утверждению
Акты — проверок и ревизий; приема законченных строительством объектов, оборудования; списания; экспертизы; передачи дел; ликвидации организаций, учреждений, предприятий и т.д.
Задания — на проектирование объектов, технических сооружений, капитальное строительство; проведение научно-исследовательских, про-ектно-конструкторских и технологических работ; технические и т.д.
Инструкции (правила) — должностные; внутреннего трудового распорядка; по документационному обеспечению управления; технике безопасности и т.д.
Нормативы — расхода сырья, материалов, электроэнергии; технологического проектирования; численности работников и т.д.
Отчеты — о производственной деятельности, командировках, научно-исследовательских работах и т.д.
Перечни — должностей работников с ненормированным рабочим днем; предприятий, на которые распространяются определенные льготы; типовых документальных материалов, образующихся в деятельности министерств, ведомств и других организаций с указанием сроков хранения материалов и т.д.
Планы — производственные; строительно-монтажных, проектно-изыс-кательских, научно-исследовательских работ; внедрения новой техники; кооперированных поставок продукции; распределения продукции по установленной номенклатуре; доходов по жилищно-коммунальному ремонту; работы коллегии, научно-технического совета, ученого совета и т.д.
Положения — об организации, структурном подразделении, премировании и т.д.
Программы — проведения работ и мероприятий, командировок и т.д.
Расценки на производство работ.
Сметы — расходов использования средств фонда предприятия; на содержание аппарата управления, зданий, помещений, сооружений; подготовку и освоение производства новых изделий; капитальное строительство и т.д.
Стандарты — государственные, национальные, организации, отраслевые.
Структура и штатная численность.
Тарифные ставки.
Уставы организаций.
Формы унифицированных документов.
Штатные расписания и изменения к ним.
Приложение 2
Примерный перечень документов, на которые ставится оттиск гербовой печати
Акты — приема законченных строительством объектов, оборудования, выполненных работ; списания; экспертизы и т.д.
Доверенности — на получение товарно-материальных ценностей, ведение дел в арбитраже и т.д.
Договоры — о материальной ответственности, поставках, подрядах, научно-техническом сотрудничестве, аренде помещений, производстве работ и т.д.
Задания — на проектирование объектов, технических сооружений, капитальное строительство; технические и т.д.
Заявки на получение билетов для проезда на транспорте.
Заявления — на аккредитив, об отказе от акцепта и т.д.
Заключения и отзывы организаций на диссертации и авторефераты.
Исполнительные листы.
Командировочные удостоверения.
Нормы расхода на драгоценные металлы.
Образцы оттисков печатей и подписей работников, имеющих право совершения финансово-хозяйственных операций.
Представления и ходатайства — о награждении орденами, медалями, премиями и т.д.
Письма гарантийные — на выполнение работ, услуг и т.д.
Поручения — бюджетные, банковские, пенсионные, платежные, сводные, в банк, на получение валюты со счетов, перевод валюты, на импорт и т.д.
Положения об организациях.
Реестры — чеков бюджетных поручений, представляемые в банк на получение иностранной валюты со счетов, перевод валюты, на импорт и т.д.
Смета расходов — на содержание аппарата управления, подготовку и освоение производства новых изделий, калькуляцию к договору и т.д.
Соглашения, справки — лимитные; о выплате страховых сумм, использовании бюджетных ассигнований на зарплату, начисленной и причитающейся зарплате и т. д.
Спецификации — изделий, продукции и т.д.
Титульные списки.
Уставы организаций.
Штатные расписания и изменения к ним.
Приложение 3
Расположение реквизитов документов и границы зон на формате А4 углового бланка по ГОСТ Р 6.30 — 2003
Приложение 4
Расположение реквизитов документов и границы зон на формате А4 продольного бланка по ГОСТ Р 6.30 — 2003
Приложение 5