Сатирическое творчество А.К. Толстого. Козьма Прутков

Т принадлежал к вершинам рус-го дворянства. Гражданская позиция его своеобразна. Он был активным участником обществ движения, отриц-но относился к революц мысли, к нигилизму, к матер-му мировоз-ю, к эстетич-м теориям Чернышевского и Добр-ва. Одновременно он противник света, бюррократич-х, правит-х верхов. В эстетическом отношении придерживался идеалистического понимания сущности и задачи искусства.

Т с большим мастерством владеет смехом: многочисл-е шутки, каламбуры, сатиры, алогизмы. Направл-ть сатир творч-ва Т-го была двойственна:

1)Против демократич лагеря – былина «Поток-богатырь» = против крайних, уродливых форм нигилизма. А также в стих-м «послании Лонгинову» = нападки на материализм, позитивизм, нигилизм.

2)Против правит-х верхов – «Сон Полова»=уник-я сатира, пасквиль на опред-го министра (внутр дел Валуева). Одновр-но здесь изображён собират-й портрет бюрократа, внешнего либерала. Высмеяна тайная полиция.

«Сочинения Козьмы Пруткова» - Т работал над созданием образа вместе с братьями Жемчужниковыми. Осн приём – лит. маски.

К.Прутков – человек обыкновенный, но стремящийся быть романтиком чуть ли не в демоническом духе. Эти претензии вызывают улыбку. Он великолепный подражатель, пишет замеч-е пародии, в этом его дост-во. Пародии на эстетизм и тягу к экзотике, на плоское подраж-е Гейне, на образ самовлбл-го поэты, оторванного от жизни, на чинопочитание, бюрократию.

Большим успехом пользовались сатирические стихотворения Толстого. Среди враждующих политических и литературных группировок эпохи реформ поэт пытался сохранить независимость, о чем неоднократно заявлял («Двух станов не боец, а только гость случайный…»). Свои сатирические стрелы он направлял и на нигилистов («Порой веселой мая»), и на либерализующийся администр. порядок («Сон Попова»), и даже на самую русскую историю («История государства Российского от Гостомысла до Тимашева»).

Произведения К. П., печатавшиеся в 1859—63 в "Искре", "Современнике" и др. изданиях, сыграли значительную роль в литературной жизни. Авторы обнажали в пародиях внутреннюю пустоту поэзии В. Г. Бенедиктова ("Аквилон"), высмеивали так называемое чистое искусство ("Философ в бане") и лженауку ("Предисловие к "Гисторическим материалам...""), спорили со славянофилами ("Разница вкусов"). Политически злободневные произведения К. П. — сатира "Проект: о введении единомыслия в России", комедия "Торжество добродетели" и др. Афоризмы К. П. доныне пользуются популярностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: