Поэтика философской лирики Ф.И. Тютчева

истинный Тютчев раскрылся в стихотворениях на философскую тему.

Центральная тема творчества – тема природы и человека. Он осмысляет её как контекст, следуя идеям философии природы Шеллинга. Именно в природе ключ к истинному бытию, душа мира.

У раннего Тютчева: античный пантеизм. «Не то, что мните вы – природа».

Природа как блаженная прелесть. «Весенняя гроза», «летний полдень».

Постепенно Тютчев начинает писать о преобладании в мире хаотичных сил. «О чем ты воешь, ветр ночной?».

«День и ночь» - метафорическое стихотворение. 2 части: день – светло, разум; ночь – демоническое, хаотичное, иррациональное. Творчеству ночная стихия более дорога (буря, гроза, огонь, ночной ветер) – борются с космосом (гармонией). Этой борьбой объясняется контрастность творческого художественного мира: Север-Юг, зима-лето, буря – тишина, зной-прохлада. Двойственность бытия. Двойственен и человек. Человека также влекут демонические проявления жизни. Безумие, смерть, любовь.

Любовь для Тютчева – страсть, она приближает человека к хаосу. Любимые эпитеты – убийственный и роковой – трагическая концепция любви у поэта – роковой поединок. «Предопределение». Приверженность к хаосу – одиночество лирического героя Тютчева. «Странник» - лирический ерой – вечный скиталец, странник, но вместе с тем он стремится обрести гармонию с природой. Но полная гармония невозможна. «Певучесть есть в морских волнах».

Тема разлада порождает мотив космического одиночество Тютчевского героя. «и от земли до крайних звезд…» Человеческий дух, по Тютчеву, всегда высок и стремится к познанию мира. «Silentium» - глубинное познание возможно только в молчании. Знаки истинного познания – образы звезд, ночи, подземные ключи. Познание до конца не постижимо, не достоверно. «Фонтан» - «водомет», струя всегда доходит до какого-либо предела. Так и познание всегда не выходит за пределы возможностей человеческого познания.

Тема – духовный разлад, безверие современного человека. «я - лютеран, люблю богослужения». Тема поиска веры. Б.Козырев связывает эволюцию поэта с переходом от языческого пантеизма в ранней лирике (до 49 года) к христианскому мировоззрению (с 50гг): «О, вещая душа моя» (образы Марии и Христа), «Над этой тёмною толпой». Даётся негативная характеристика современности, которую должна излечить «риза чистая Христа». Но Тютчев так и не сможет преодолеть мучительную раздвоенность сознания.

Поэтические принципы Тютчева:

1. полные параллели между явлениями природы и состоянием души. Граница между ними стирается (дума за думой, волна за волной)

2. на слиянии внутреннего и внешнего построены эпитеты Тютчева.

3. Тютчев – родоначальник поэзии намёков.

4. фрагментарность: сознательная недоконченность, установка на отрывок. Но они получаются завершенными во многом за счет антитезы. (2 голоса – день и ночь).

5. ораторское начало лирике (это позволяет антитеза): риторичность, ораторские жесты.

6. особый язык – «изысканно-архаический». Обилие эпитетов.

7. Тютчев любит сближать слова разных лексических рядов – текучесть предметов, их новое рождение.

8. мифологическая персонификация (одушевление природы).

9. мифотворчество, в которое переходит персонализация. «Весенняя гроза» - стих о том, как рождается мир.

10. изысканность метра.

11. особая мелодичность стиха.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: