Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам)

Наименование раздела дисциплины Содержание
  Документоведение как научная дисциплина  
Содержание лекционного курса
1.1. Предмет, структура, цели и задачи документоведения Предмет и задачи курса. Структура документоведения. Методы исследования документоведческих проблем. Общенаучные и специальные методы.
1.2. Этапы формирования, практические приложения документоведения Становление и развитие документоведения как научной дисциплины, её место в системе наук. Взаимосвязь документоведения с другими науками. Роль практики в развитии документоведения. Источники и литература.
Темы практических/семинарских занятий
1.1. Документоведение как научная дисциплина Предмет и задачи, методы документоведения. Структура документоведения. Связь документоведения с гуманитарными науками. История и организация делопроизводства в России (ХV- н. ХХ вв.)
  Документ, его функции, способы и средства документирования  
Содержание лекционного курса
2.1. Документ и его функции. Классификация документов Генезис и развитие понятия «документ». Определение документа в государственном стандарте. Свойства и признаки документа. Основные функции документа, их особенности. Способы придания документу юридической силы. Черновики, подлинники, копии документов. Виды копий. Редактирование документов. Фальсифицированные документы, способы подделки документов. Классификация документов. Основания классификации:
2.2. Документ как информационная система Общие и специфические свойства документированной информации: релевантность, ценность, полнота, полезность и др. Рассеяние информации во времени и пространстве. Проблемы поиска документированной информации. Поиск социологической информации. Коммуникативные возможности документа. Информационные барьеры, их классификация и характеристика. Пути преодоления информационных барьеров.
2.3. Способы и средства документирования, Понятия «документирование», «способы, методы и средства документирования». Эволюция способов документирования. Текстовое документирование. Развитие типов письма. Использование фотодокументов в различных сферах человеческой деятельности. Кинодокументирование. Виды кинодокументов. Видеозапись. Фоно(аудио)документирование, его особенности и области применения. Документирование с применением электронно-вычислительной техники. Средства документирования. Историческое развитие и классификация средств документирования.
2.4. Материальные носители информации Понятие носителя документированной информации. Древнейшие материалы для письма. Изобретение бумаги, виды и форматы бумаги. Современные носители информации. Влияние типа носителя информации на долговечность и стоимость документа.
2.5. Техническое документирование. Отчет о НИР Техническое документирование. Основные группы технической документации. Виды технических документов. Требования к составлению и оформлению отчетов о НИР. ГОСТ 7.32-2001 Отчет о научно исследовательской работе (НИР).
Темы практических/семинарских занятий
2.1. Документ и его функции. Классификация документов Понятие «информация», его связь с понятием «документ». Расширение понятия «документ». Функции документа и их особенности. Классификация документов.
2.2. Документ как информационная система Свойства документированной информации. Коммуникативные возможности документа. Информационные барьеры и пути их преодоления.
2.3. Способы и средства документирования, материальные носители информации Текстовое документирование: основные этапы развития. Фото-, кино- аудиодокументирование. Видеозапись. Особенности и области применения. Классификация средств документирования. Материальные носители документированной информации.
3. Системы документации, унифицированые системы документации. Составление и оформление организационно-распорядительных документов  
3.1. Структура документа. Требования к составлению и оформлению ОРД Понятие «система документации». Унификация и стандартизация. Унифицированные системы документации. Единая Государственная Система документационного обеспечения управления /ЕГСДОУ/. "Типовая инструкция по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти". ГОСТ 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов». Формуляр-образец документа.. Требование к оформлению реквизитов. Виды бланков. Текст документа. Правила построения текста, требования к содержанию, стилю документа. Унификация текста документа. Формы унификации:
3.2. Требования к составлению и оформлению организационных и распорядительных документов Организационные документы: основное назначение, общая характеристика. Структура текста, содержание реквизитов основных организационных документов: устава, положения, инструкции, протокола. Распорядительные документы. Особенности подготовки и оформления отдельных видов документов: приказ, распоряжение, решение, указание.
3.3. Справочно-информационные документы Справочно-информационные документы: докладная записка, служебная записка, справка, объяснительная записка, акт, телефонограмма, телеграмма, факс, модем. Деловые и коммерческие письма: классификация, структура, стиль. Правила составления справочно-информационных документов.
3.4. Документы по личному составу Документы по личному составу. Документы личного происхождения; заявление, автобиография, резюме, расписка. Виды документов по личному составу: трудовой договор, приказ по личному составу, трудовая книжка, личное дело, личная карточка Т-2, характеристика, и др. Основные правила составления документов по личному составу.
Темы практических/семинарских занятий
3.1. Структура документа Унификация и стандартизация документов. Оформление основных реквизитов. Требования к тексту документа. Бланки документов. Анализ образцов документов.
3.2. Требования к составлению и оформлению организационных и распорядительных документов Основное назначение и виды организационных и распорядительных документов. Характеристика основных организационных и распорядительных документов.. Анализ образца протокола. Составление текста протокола. Анализ образца приказа. Составление приказа.
3.3. Справочно-информационные документы Анализ образца акта. Составление справки, докладной записки, объяснительной записки, личной доверенности, телефонограммы. Анализ образца служебного письма. Составление служебного письма, рекламации.
3.4. Документы по личному составу Составить личные документы: заявление, автобиографию, характеристику. Анализ трудового договора и должностной инстукции. Контрольная работа «Решение производственных ситуаций» (см. сборник практических заданий в списке дополнительной литературы 21, с. 36-42).
4. Организация работы с документами, обеспечение их сохранности  
4.1. Организация работы с документами Организация документооборота. Регистрация и контроль исполнения документов. Понятие «номенклатура дел», ее значение и основные виды, требования. Работа с документами, содержащими конфиденциальные сведения. Правила секретности и соблюдения государственной и коммерческой тайны. Гриф, обозначающий ограничение доступа к документам. Организация работы по защите конфиденциальных документов от несанкционированного доступа.
4.2. Номенклатура дел и требования к формированию дел Упорядочение документооборота. Номенклатура дел: понятие, виды, функции. Методика составления номенклатуры дел. Формирование дел и их текущее хранение. Признаки группировки документов в дело. Экспертиза ценности документов. Принципы и критерии ценности документов.
4.3. Хранение документированной информации Основные правила подготовки документов к сдаче в архив организации и передаче дел в ведомственный и государственный архив. Государственный архивный фонд как комплекс документов, принадлежащих государству.
4.4. Экскурсия в Государственный архив Кемеровской области. Тема: «Передача дел на архивное хранение и архивное хранение документов» История архива Кемеровской области, нормативные документы, регламентирующие деятельность архивов, передача дел на архивное хранение, систематизация архивных дел (каталог), правила работы в архивными документами и др. Обзорная экскурсия в хранилище архива: обеспечение сохранности архивных документов, требования к архивохранилищу, оформление архивных дел, описи дел и др.
Темы практических/семинарских занятий
4.1. Организация работы с документами Упорядочение документооборота Анализ номенклатуры дел. Режим ограничения доступа к документам.
4.2. Хранение документированной информации Оперативное (текущее) и архивное хранение. Передача документов на архивное хранение. Экспертиза ценности документов Подведение итогов экскурсии.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: