Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)

На лекциях излагается основное содержание тем курса, даются методические указания по дальнейшей работе студента. Работа на семинарах и самостоятельная работа направлены на освоение отдельных тем курса, знакомство с литературой, выработку умений и навыков, указанных в требованиях к уровню освоения дисциплины.

Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Документоведение», предусмотренная учебным планом в объеме свыше 50% общего количества часов. Основными видами и формами самостоятельной работы студентов по данной дисциплине являются:

- ознакомление с основной и дополнительной литературой;

- самоподготовка по вопросам;

- написание эссе

- выполнение практических заданий

- составление и оформление документов;

- подготовка к контрольной работе

- подготовка к тестам.

Приступая к изучению материалов занятия, студенты вначале должны ознакомиться с методическими рекомендациями, литературой, первоисточниками (нормативными документами) по соответствующей теме. В планах семинарских занятий предложен круг вопросов, заданий и тем эссе, который подобран так, чтобы было по частям раскрыто содержание темы в целом. Вместе с тем, вопросы и задания направляют студентов на творческий подход к освоению дисциплины.

Наиболее распространенной формой самостоятельной работы студентов является чтение основной и дополнительной литературы по курсу, конспектирование и заучивание материала. Во время чтения материала по той или иной теме необходимо обратить внимание на содержание основных понятий, категорий и терминов, употребляемых в данной дисциплине. Их определение в различной литературе может быть различным. Вчитываясь внимательно и размышляя над тем или иным определением понятия, категории, термина можно заметить, что определение предлагает особый срез видения проблемы. Плюрализм содержания понятий, категорий и терминов стоит учитывать и по возможности при ответе обращать на это внимание, давая сравнительный анализ различий и сходства определений и представлений о каком-либо общественном явлении.

- Процесс изучения учебной, научной, методической литературы требует внимательного и обстоятельного осмысления и конспектирования. Конспекты бывают нескольких видов:

- 1. Плановый конспект – конспект книги по ее содержанию: разделам, главам и параграфам. Такой конспект полностью отражает структуру книги.

- 2. Свободный конспект – конспект, сочетающий цитаты с собственным пересказом содержания отдельных разделов.

- 3. Текстуальный конспект – конспект в виде собрания цитат, которые передают основное содержание книги через авторские высказывания наиболее важных идей.

- 4. Тематический конспект – конспект, в котором цитаты из разных источников или пересказ авторских мыслей группируются по рубрикам, раскрывающим содержание темы.

- Конспект должен последовательно и логично отражать взаимосвязь важнейших суждений и позиций автора или авторов, отражать основную суть конспектируемой темы курса. Составленный конспект поможет в запоминании прочтенного материала. Рекомендуется основные понятия темы выучить наизусть. Выученные понятия и категории позволят легко ориентироваться в теме и принимать активное участие в обсуждении ее на семинарских занятиях.

В процессе изучения данной дисциплины учитывается посещаемость лекций, оценивается активность студентов на семинарских занятиях, а также качество и своевременность подготовки теоретических материалов, творческих заданий и презентаций эссе, выполнение тестовых и контрольных заданий. В конце каждого занятия преподаватель объявляет количество баллов, заработанных студентом. По окончании изучения дисциплины преподаватель и студент (ведет самостоятельно учет) подсчитывают баллы, заработанные в течение семестра, и по итогам выставляется зачет. Если баллов не хватает, то проводится индивидуальный зачёт по предложенным вопросам. Студент, показавший высокий уровень владения знаниями, умениями и навыками по предложенному вопросу, считается успешно освоившим учебный курс. В случае большого количества затруднений при раскрытии вопроса студенту предлагается повторная подготовка и перезачёт.

Подготовка эссе. Эссе студента — это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем). Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Написание эссе позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем речи. Формы эссе могут быть различными. В некоторых случаях это может быть анализ имеющихся статистических данных по изучаемой проблеме, подробный разбор предложенной задачи с развернутыми мнениями, подбор и детальный анализ примеров, иллюстрирующих проблему и т. д. Тема эссе должна содержать в себе вопрос, проблему, мотивировать на размышление. Структура эссе включает в себя: вступление, где ставится проблема, мысли автора по проблеме в форме кратких тезисов, подкрепление каждого тезиса доказательствами (аргументами), заключение, в котором резюмируется мнение автора.

Для освоения дисциплины необходимо выполнение практических заданий. Некоторые задания рассчитаны на индивидуальную работу студентов, некоторые на групповую.

Групповая работа используется при изучении 3 и 4 модулей. На практических занятиях студенты учебной группы объединяются по интересам (по 3-4 человек), создают свое «предприятие», определяют его цель, направление деятельности. Совместно разрабатывают дизайн бланков «предприятия». На бланках составляют письма, приказы, докладные и объяснительные записки, протоколы, акты и другие документы согласно требованиям ГОСТа Р 6.30-2003. Итогом работы «предприятий» с документами является составление Номенклатуры дел предприятия и подготовка документов к сдаче их на архивное хранение.

Для подготовки к тесту № 2 и контрольной работе по 3 и 4 модулям рекомендуется использовать учебное пособие Л. П. Салазкиной Документирование управленческой деятельности. Сборник практических заданий, в котором содержатся примеры выполнения контрольной работы, 40 вариантов тестов и ключ к ним. Если вопросы тестов показались достаточно сложными, нужно еще раз вернуться к учебным текстам, глоссарию. Затем повторить попытку ответить на вопросы тестов.

Для успешного овладения дисциплиной необходимо выполнять следующие требования:

1) посещать все занятия, т. к. весь тематический материал взаимосвязан между собой и теоретического овладения пропущенного недостаточно для качественного усвоения;

2) все рассматриваемые на семинарских занятиях вопросы обязательно фиксировать в отдельную тетрадь, а документы, оформленные студентами, подшивать в папку;

3) обязательно выполнять все домашние задания; Отсутствие на семинарских занятиях не освобождает студента от выполнения домашнего задания. Выполненные задания необходимо предоставить преподавателю в письменном виде;

4) проявлять активность на занятиях и при подготовке, т. к. конечный результат овладения содержанием дисциплины необходим, в первую очередь, самому студенту;

Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости)

Набор слайдов;

Электронные образцы документов

Программы, обеспечивающие доступ в сеть Интернет (например, «Google chrome»);

Программы для демонстрации и создания презентаций (например, «Microsoft PowerPoint»);

Электронный ресурс Салазкина Л.П. Документирование управленческой деятельности учреждений социально-культурной сферы: текст документов: учебное пособие. Учебно-методический комплекс для студентов ВУЗов: - 2010г. 5,14 Мб. (1 CD-R). (УМК в соавторстве с Мажениной Е.А.) Диск находится в библиотеке КемГУ и методическом кабинете экономического факультета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: