Идейно-художественное своеобразие повестей И.С. Тургенева 1860 - 1880-х гг

Повесть «Призраки» (1864) - духовный кризис Тургенева, пессимизм. Причины: писателя обвиняли в потворстве молодому поколению (см. «Отцы и дети») + репрессии правительства после обнародования манифеста об отмене крепостного права. Фантастический сюжет (ночные полеты героя с призраком Эллис).

Повесть «Дым» (1867) -пессимизм Тургенева.Отсутствие центрального героя (подвиг героя заменен медленной и мудрой цивилизаторской работой по преобразованию жизни). Образец подлинной культуры – европейская цивилизация. Критика русской общественной жизни (представлена как хаос, неурегулированный и дикий). Мотив неизбежности рока (философы Потугин и Литвинов – жертвы своей любви к красавице-аристократке Ирине).

Повесть «Новь» (1877) - интерес к событиям современной истории (предмет изображения повести – народническое движение 1870-х гг.). Разочарование в идеале Героя (Нежданов – тип «кающегося» дворянского интеллигента, осознает свою вину перед народом, но слишком пестует свое Я). Самоубийство Нежданова – глобальная неудача всего народнического движения. Симпатия к народникам (народник Маркелов – тип выродившегося Дон Кихота + Марианна, главный женский образ в повести, - народнический вариант тургеневской девушки). Тема Вечности (проявляется через иррациональную силу любви).

«Песнь торжествующей любви» (1881) и «Клара Милич» (1883) -«таинственные» повести, относящиеся к позднему периоду творчества. Тема зависимости от судьбы переплетается с темой непреодолимого чувственного зова.

16. "Стихотворения в прозе" И.С. Тургенева. Философский и нравственный смысл. Жанровое и стилевое своеобразие.

«Стихотворения в прозе» принадлежат к позднему периоду творчества писателя – 1870-80 гг.

Название этому жанру дал не сам Тургенев, а издатель журнала «Вестник Европы» Стасюлевич.

Это предельно сжатые произведения, миниатюры, лишенные пространных описаний природы и подробных характеристик. Они лаконичны подобно эскизам. Написаны в форме притчи. Первоначально для публикации не предназначались. Тургенев записывал их для себя, это были дневниковые записи. Постепенно они стали связываться общими мотивами.

Тематика «Стихотворений» воспроизводит главные темы тургеневский произведений прошлых лет: мотивы и образы «Записок охотника» - в стихотворениях «Деревня», «Щи», «Два богача». Тема «любовных» повестей – в стихотворениях «Роза», «Стой!», «Воробей». Историческая тематика – в стихотворениях «Чернорабочий и белоручка», «Русский язык», «Порог». Тема пессимизма и таинственности – в стихотворениях «Старуха», «Собака», «Конец света».

Характерные черты стихотворений в прозе:

+ Автобиографичность, рассказ от 1 лица. Повышенная выразительность, передающая разные настроения. Дневниковость, носящая исповедальный характер.

+ Философские раздумья: жизнь и смерть, дружба и любовь, правда и ложь. При их решении – интимный контакт с читателем, чуткость и человечность.

+ Предельная краткость каждого стихотворения. От нескольких строк, до полутора-двух страниц.

+ Сокращение огромных временных и пространственных величин до одной фразы («Разговор»): «проходят тысячи лет – одна минута».

+ Острая наблюдательность, позволяющая обыкновенную деталь превращать в символы и эмблемы («Камень»).

+ Мелодичность фразы, строки, абзаца. Часто – при описаниях природы («Лазурное царство»). Тургенев находит для каждой мысли, для каждого образа свое музыкально-речевое звучание.

+ В зависимости от содержания могут меняться тональность, словарь, ритмика, но подчеркнутая эмоциональность, экспрессия, мелодичность остаются всюду.

+ Принцип столкновения реальности с идеалом.

«Собака» - философские размышления о жизни и смерти. Повествование ведется от первого лица. Основная тема – одиночество, незначительность каждой отдельно взятой жизни перед лицом смерти.

«Два богача». Тема стихотворения – богатство духовное ценнее материального. Бедный человек является «богачом» в духовном плане.

«Деревня». Повествование о русской деревне, о ее природе. Идея – как хорошо и спокойно в деревне. Бережное отношение, любовь к Родине, тщательное изображение окружающей природы – все это говорит о положительном отношении Тургенева. В стихотворении много художественных средств, которые и создают благоприятную картину: «до истомы душистое сено», «курчавые детские головки», «белогубый щенок», «жаворонки звенят», «прохладно темнеют сени», «покрыты росинками, словно бисером».

17. "Обыкновенная история" И.Л. Гончарова: система образов; особенности жанра и стиля.

Романная «трилогия» Гончарова – «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв» (общее художественное ядро, сходная система персонажей, единая характелогия)

Роман впервые напечатан в журнале "Современник" в 1847 году.

Жанр – роман воспитания.

Тема - история жизни в Петербурге провинциального барина Александра Адуева, процесс утраты им в большом капиталистическом городе наивного романтического "прекраснодушия". Тему эту дала Гончарову современная ему русская жизнь. Старый крепостнический уклад жизни начинал в ту пору распадаться под напором капиталистических отношений.

Первые главы - Александр Адуев наивный, добрый, простоватый провинциал. Он удивлен городским укладом жизни, "неродственностью" дяди. Александр наивно верит в торжество добра и любви, отвергает меркантильность. Он готов любить весь свет, ждет в ответ таких же искренних и горячих излияний чувств. А его едва замечают, ссылаясь на занятость делами. "Хозяин пятится от объятий, смотрит на гостя как-то странно. В соседней комнате звенят ложками, стаканами; тут-то бы и пригласить, а его искусными намеками стараются выпроводить... Все на заперти, везде колокольчики: не мизерно ли это? Да какие-то холодные; нелюдимые лица".

Дядя Александра пытается образумить племянника. Он говорит, что раз Александр приехал "делать фортуну и карьеру", ему надо измениться или уезжать. Мечтателям не место в этом жестком мире. Александр не мог понять его прагматизма, вечной занятости делами и совершенно не родственным отношением к нему.

Александр сочиняет стихи, так как служба для него - скучная обязанность. Он готов жениться, ему двадцать три, он влюблен и полон планов на будущее. На фразу дяди: "Супружество супружеством, а любовь любовью" Александр наивно удивляется: "Как же жениться... по расчету?" Но Александр терпит поражение в любви -- появился более богатый и знатный жених, и Адуеву отказали.

Не выдержав ударов судьбы, он возвращается в деревню. Но после петербургской жизни он не может принять патриархальности деревни. Он в городе не прижился и от деревни уже "отбился".

Единственным близким ему существом является тетка, жена Петра Ивановича. Лизавета Александровна понимает романтические устремления Александра, она жалеет и утешает его, оставленного возлюбленной. Они родственные души, не сумевшие приспособиться в этом жестком мире.

Во второй приезд в Петербург Александр уже другой человек, он утратил иллюзии, хочет добиться "фортуны и карьеры"; любовь его теперь мало привлекает, если у невесты нет солидного приданого. Он изменился "в корне": потолстел, стал степенным, но главное -- у него "ожирела душа". Он оказался прекрасным учеником Петра Ивановича, даже дядю обошел в цинизме. Александр удивлен, что дядя пожертвовал карьерой из-за здоровья жены. Александр теперь ни о чем не мечтает, он строит свою жизнь на трезвом расчете, любовь там хороша, где деньги есть -- такова его психология. Лизавета Александровна грустит по прежнему "романтичному и доброму Александру", а он утверждает: "Я иду наравне с веком: нельзя же отставать..."

Вот теперь дядя им доволен, он видит кровную связь между собой и племянником. Александр добьется всего, чего хотел, а может быть, и большего...

Это "обыкновенная история", типичная. Гончаров выступает против таких историй.

Повествование, которое начинается как комическая история, изложенная в подлинно юмористическом стиле, идет неумолимо и в то же время почти неуловимо для читателя к безнадежной катастрофе.

Особенности стиля: человек, животные, неодушевленные предметы, обстановка оказываются равными в глазах повествователя, в одинаковой степени заслуживают внимания. Интерес к бытовым деталям, тщательность, внимание, связь деталей и общей картины

18. Поэтика романа И.А. Гончарова "Обломов". Споры о романе в русской критике.

Роман «Обломов» - центральная часть романной трилогии Гончарова. В романе детально, во всех деталях обрисовано явление, которое было сформировано российской крепостнической действительностью - обломовщина.

В центре романа ленивый, апатичный, безвольный герой – Илья Ильич Обломов.

- Повествование плавное и неторопливое

- Отсутствие острых сюжетных поворотов

- Сюжет не богат событиями.

- Портрет Обломова – отсутствие сосредоточенности в чертах, обрюзгшее тело. Неизменные атрибуты такой жизни – тапочки, халат и диван. Обломов носит восточный халат. Это неслучайная деталь. Для восточных религий и философий характерной чертой является пассивность, созерцательность и примирение с действительностью. Герою близко такое мироощущение.

- Добролюбов писал о том, что Обломов – раб своего слуги. Обломов полностью зависит от него.

- С виду Обломов – лентяй, на самом же деле, он видит суету и пустоту светской жизни, понимает, что, посвятив себя карьере, человек обезличивается. Обломов – прекрасный слушатель, но вот его самого никто не хочет слушать.

Гончаров подчеркивает важнейший смысл «обломовщины» как родовой составляющей характера русского человека вообще.

Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?» увидел в Обломове кризис и распад старой крепостнической Руси. Он писал, что это коренной, народный тип, символизирующий лень, бездействие застой всей системы крепостнических отношений. Он – последний в ряду лишних людей. То есть человек, чьи слова всегда расходятся с делом, много мечтающий и практически никчемный. Но в Обломове эти черты доведены до парадокса, логического конца, за которым – распад и гибель человека.

Иной точки зрения придерживался либеральный критик Дружинин. В статье «Обломов», роман Гончарова» Дружинин соглашается с Добролюбовым в том, что характер главного героя отражает существенные стороны русской жизни. Однако он говорит, что обломовщину можно и нужно осуждать только в том случае, если причина ее – в безнадежности, злом упорстве, гнилости. Но если корень ее таится в незрелости общества, то злиться на нее бессмысленно. Доказывает, что заслуга писателя в том, что он показал читателю мирные стороны обломовщины, не скрывая ее недостатков. По мнению критика, Обломов – ребенок. Он бессилен на добро, но он не способен и к злому делу, чист духом и не развращен жизнью.

Лощиц отмечает близость автора к своему герою. Он называет роман «большой сказкой», выделяя «Сон Обломова» ее ядром. “Сон” — образный и смысловой ключ к пониманию всего произведения, идейно-художественного средоточия романа. Действительность, изображенная Гончаровым, простирается далеко за пределы Обломовки, но подлинная столица “сонного царства”, - именно родина Ильи Ильича. Лощиц предлагает интерпретацию фамилии героя: одно из архаических значений слова “обло” — круг, окружность (отсюда “облако”, “область”). Так и жизнь в Обломовке можно изобразить в виде замкнутого круга. Отмечает также связь с однокоренным словом «обломок». Обломовское существование как обломок некогда полноценной жизни. Обломовка как всеми забытый чудом уцелевший “блаженный уголок”. Основной фольклорный прообраз Обломова в романе дурак Емеля — не былинный богатырь Илья, а мудрый сказочный. В ярком сказочном подсвете перед нами — не просто лентяй и дурак. Это мудрый дурак. Штольца критик сравнивает с Мефистофелем, который «буквально подсовывает» Ольгу Обломову, чтобы соблазнить прелестями своего образа жизни. Обломовская мечта о “полном”, “целом” человеке ранит, тревожит, критика. “Проблема Обломова”, заявляет он, остросовременна. Неполнота и несовершенство человека в этой проблеме обескураживающе наглядны.

19. Особенности стиля и жанра романа И.А. Гончаром "Обрыв".

Роман «Обрыв» был напечатан в журнале «Вестник Европы» (1869).

+ Жанры: история о романе (Райский – писатель, и создает свой роман параллельно с тем, как Гончаров создает образ Райкина), роман о художнике, роман о любви (художественное исследование того, что такое любовная страсть).

+ корни образа главной героини лежат в образе Татьяны Лариной

+ культурные тексты, ассоциации в романе

+ разнообразные варианты страстей (слепая любовь, животная страсть, патриархальные отношения и т.д.)

+ тема рока, фатума, трагедийные ноты

+ символика: обрыв – символ внезапного обрыва судьбы, неоконченного романа, но и символ того, что все можно начать сначала.

+ герои получают нравственные уроки

+ принцип обновления через отрицание

+ тема величия женской любви

В центре романа – фигура не просто мечтателя, а человека искусства писателя Райского.

+ внимание Гончарова пейзажным описаниям, бытописаниям в «Обрыве»: в романе описываются родные места самого автора.

+ критика нигилизма

+черты натуральной школы (повествование и описание насыщены множеством конкретных жизненных деталей)

Главный герой наделен немалыми творческими способностями, он необычен и наблюдателен. И именно Райский со специфическими особенностями его личности избирается Гончаровым на роль героя, вокруг которого выстраивается многогранный сюжет «Обрыва» - и его петербургские, и его волжские перипетии. В город на Волге Райский приезжает дважды. В первый раз – юношей. А во второй приезд на волгу из его 6-7летних племянниц уже выросли взрослые девушки. Райский – поклонник красоты и проповедник страсти, оживляющей красоту. Считает, что женщина освободится, если полюбит по-настоящему. Райский широко понимает цели своего искусства: творчество в его повседневной жизни. Марк Волхов – противостоит Райскому. Он «революционер страсти», считает, что женщина освободится, если будет противиться любимому, доказывать свое равноправие. Марк за «свободную» любовь. Общественный прогресс топчется на месте; обе «правды» Райского и Волхова – и старая, и новая – в никуда, в «обрыв».

20. Вера ("Обрыв") и героини русской литературы середины XIX в.

Вера - тип новой русской женщины, сформировавшейся под влиянием идей переломной эпохи. Как характер она сложнее Ольги Ильинской. Вера часами может быть одна и не любит, чтобы нарушали ее уединение. Она не хочет беспрекословно подчиняться любому требованию бабушки. У нее потребность широкого умственного развития. Она много читает, находя в книгах ответы на волнующие ее вопросы. Молчаливая по натуре, Вера в беседах, к которым ее вынуждает Райский, высказывает свои суждения резко и прямо. Ее знание жизни удивляет Райского. «Откуда у тебя эта мудрость?» - допытывается он. Несомненно, что эти знания были почерпнуты из книг. Окружающие Веру люди, их общество не удовлетворяют ее. Патриархальную, обломовскую, беспечную и бездумную жизнь она не приемлет.

Вера принципиально отличается от прочих героинь русской литературы 19 века. Например, Макар Девушкин в романе Достоевского «Бедные люди» сравнивает Вареньку Доброселову «с птичкой небесной, на утеху людям и для украшения природы созданной». Варенька – податливая, скромная, великодушная. Вера отличается от Вареньки нелюдимостью, нежеланием вести легкую и необдуманную жизнь, подчиняться уступать кому-либо.

Островский создал целый ряд очень выразительных женских характеров, способных, по словам Гончарова, “думать, говорить и поступать, как они думают, говорят и поступают сами”, каждый из которых глубоко типичен и в то же время индивидуален и самоценен. Например, образ богатой помещицы Гурмыжской в комедии «Лес».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: