Изучите и законспектируйте основные положения касающиеся определения предмета педагогики

Предмет изучения педагогической науки - одна из важнейших и в то же время, один из самых сложных вопросов педагогики. Надо отметить, что до сих пор продолжается давняя дискуссия: "Чем считать педагогику - наукой или искусством"? Чтобы предоставить аргументированный ответ на этот вопрос, приводим ряд критериев, которые позволяют определенную область знаний называть наукой, а именно: а) четко определен предмет изучения б) имеются объективные методы исследования явлений и процессов в) зафиксированы объективные свя Обязанности (законы и закономерности) между явлениями и процессами, которые составляют предмет изучения г) обнаружены законы и закономерности дают возможность предсказывать (прогнозировать) развитие событий в будущем.

Долгое время предметом педагогики признавалось воспитания, как подготовка подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Однако воспитание как общественное явление возникло и существует как средство подготовки человека к жизни, развития у него необходимых общественных свойств и качеств. Таким образом, закономерности воспитания, его характер и методические основы производятся не в самой воспитательной деятельности как таковой, а обусловливаются закономерностями развития и формирования человека как существа социального, а также социальными требованиями к его подготовке. Уровень развития современного общества требует постоянного самосовершенствования человека, непрерывного образования и воспитания на протяжении всей его жизни. Поэтому современный комплекс педагогических наук вмещает также отрасли, изучающие закономерности и принципы воспитания, образования и развития зрелого человека (акмеология).

Предмет изучения педагогики развивался и уточнялся на протяжении всей истории развития педагогической мысли. На современном этапе существует несколько подходов к его определению. Можно выделить, как минимум, три из наиболее распространенных.

Подход первый - предметом изучения педагогики является воспитание как функция общества передавать новым поколениям общественно-исторический опыт, воспитание как специально организованный процесс; воспитательная деятельность, которая осуществляется в учебно-воспитательных учреждениях. Итак, ведущим процессом, который изучает педагогическая наука считается воспитания.

Подход второй - предметом изучения педагогики признается исследование сущности развития и формирования личности человека и определение на этой основе теории и методики воспитания как специально организованного педагогического процесса. То есть, наряду с процессом воспитания к предмету изучения педагогики добавляется исследования закономерностей развития человека.

Подход третий - предметом изучения педагогики признается образование как реальный целостный процесс, целенаправленный и специально организованный. Этот подход достаточно распространен, в последние годы, как в отечественной, так и в зарубежной педагогике.

Несмотря на разнообразие подходов к определению предмета педагогики, ведущими задачами педагогической науки остаются изучение воспитания как общественного явления, в широком его понимании охватывает образование и обучение; его закономерностей, исследования сущности и закономерностей развития и формирования личности в условиях специально организованного воспитания, определение целей воспитание содержания, форм и методов воспитательной деятельности, исследования роли воспитания в процессе развития и формирования личности, разработка основ теории и практики воспитания и обучения. Вместе с тем, предмет педагогики расширен и на современном этапе развития науки - он вмещает воспитание, образование и обучение как детей, молодежи, так и взрослого человека.

Итак, на современном этапе развития педагогических знаний мы называем педагогикой науку о закономерностях, принципах, формах и методах воспитания, образования и обучения человека на всех этапах его возрастного развития. Она является организованным влиянием на мировоззрение и поведение людей, анализирует и раскрывает объективные закономерности воспитательного процесса, исследует его сущностные связи, причинно-следственные зависимости.

Объект педагогики - реальная педагогическая действительность - все явления целенаправленного формирования личности.

Предмет педагогики - закономерные связи и отношения, которые существуют в этой действительности.

Основные задачи педагогики как науки - познание законов воспитания, обучения и образования людей в процессе формирования и развития личности и на их основе создания путей и средств внедрения теоретических задач в учебно-воспитательный процесс.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: