Понятие о развитии и формировании личности

Изучите! Обратите внимание и законспектируйте утверждение, что понятие воспитания человека, формирования личности, развитие личности, социализация личности близкие по значению, но не тождественны. Объясните, почему индивид может стать личностью только в человеческом обществе. Ответ оформите в виде конспекта!

Главной целью работы школы является процесс формирования личности ребенка, ее гармоничное развитие. Под развитием личности следует понимать взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, происходящих при анатомо-физиологическом созревании человека, становления его мировоззрения, нравственных взглядов, убеждений, эмоционально-чувственной сферы.

Формирование - процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности.

Социализация личности - процесс усвоения индивидом социального опыта, ценностей, норм, элементов культуры, учреждений, присущих обществу, социальных групп, к которым он принадлежит. При этом человек является не только объектом, но и субъектом этого процесса.

Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы. Таким образом, все эти понятия не тождественны, как не тождественные понятия человек и личность.

Человек - живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими. Человек представляет собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и приобретенного.

Индивид (от лат. Иndиvиduum - неделимое) - человек, как целостный и неповторимый представитель рода с его психофизическими свойствами, которые выступают как предпосылка развития личности и индивидуальности.

Личность - человек как субъект отношений и сознательной деятельности, способный к самопознанию и саморазвитию; устойчивая система социально значимых черт, отношений, установок и мотивов, что характеризует человека как члена общества.

Человек как биологическое существо и как индивид - неповторимый представитель человеческого рода - предстает перед нами прежде всего в своих природных и биологических особенностях, составляющих предпосылку и условие ее социального развития. Человек-личность как социальное существо - высшая ценность, ради которой осуществляется развитие общества.

Если понятие человека как биосоциального существа отражает одновременно и биологические, и социальные качества, то понятие личности означает специфическую общественную особенность человека и связано с усвоением материального и духовного опыта, накопленного человечеством. Личность наделена определенной степенью осознания мира и самосознания. Индивид становится личностью, когда он в состоянии оценить не только окружающую его среду, но и свое положение в нем и тем самым действовать сознательно и целенаправленно.

Индивидуальность характеризует непохожесть, своеобразие, отличие одного человека, личности от другой.

Итак, человек, как личность, характеризуется:

• самосознанием (основа формирования умственной активности и самостоятельности личности, познания себя и поиск смысла жизни);

• активностью (стремление выйти за пределы реализованных возможностей);

• наличием "Я-образа", - системы представлений человека о себе реальную, себя ожидаемую, себя идеальную (выявляются в самооценке, чувстве самоуважения, уровне притязаний и т.д.)

• направленностью - устойчивой системой мотивов: потребностей, интересов, идеалов, убеждений и т.д.

• способностями (свойства и качества, обеспечивающие успешность в выполнении определенной деятельности);

• характером (совокупность устойчивых индивидуальных качеств человека, что обусловливает типичные для него способы поведения и эмоционального реагирования).

На основе сопоставления понятий "человек", "индивид", "личность", "индивидуальность" психологи утверждают (А.Асмолов, А.Петровський): взаимоотношения между индивидом как продуктом антропогенеза, личностью, усваивает общественно-исторический опыт, и индивидуальностью, преобразующую мир, может быть передано формуле: индивиды рождаются, личностью становятся, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ отстаивают.

Таким образом, исходя из того, что биологические свойства и качества человека ему имманентно присущи, личностные качества - психические и социальные - формируются, развиваются пожизненно, можно сделать вывод: объект и предмет педагогики - личность человека во всем многообразии ее природных и социальных свойств, качеств и проявлений; процесс воспитания, обеспечивающей целенаправленное формирование и развитие личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: