План
1. Сущность воспитания как социокультурного явления.
2. Цель воспитания.
3. Содержание воспитания.
4. Этапы процесса воспитания как социокультурного явления.
5. Закономерности и принципы воспитания.
6. Диагностика и оценка результатов воспитания.
Ключевые слова: воспитание в широком и узком смысле; сущность процесса воспитания; цель воспитания, содержание воспитания; закономерности и принципы процесса воспитания; результаты воспитательного процесса, критерии воспитанности.
Методические рекомендации
При изучении раздела 1.3. важно выяснить сущность процесса воспитания как социокультурного явления, выявить движущие силы процесса воспитания; раскрыть сущность и дать научное обоснование закономерностям воспитания, а также принципам, которые выводятся из его закономерностей.
Изучая пункт 1, обратите внимание на расхождение подходов ученых к трактовке понятия "воспитание", тщательно проанализируйте категориальные признаки этого понятия.
Изучая пункт 2, важно осознать, что цель воспитания носит конкретно-исторический характер и изменяется в соответствии с социального, духовного и материального уровней развития общества.
Изучая пункт 3, обратите внимание на то, что организованное воспитание должно подготовить человека к выполнению пяти ролей в жизни - гражданина, работника, семьянина, владельца, потребителя. Личность внимание уделит определению этих ролей.
Изучая пункт 4, нужно осознать, что процесс воспитания, как и любой процесс, происходит в результате воздействия совокупности внутренних и внешних, объективных и субъективных противоречий. Выясните истоки внутренних и внешних, объективных и субъективных противоречий процесса воспитания.
Изучая пункт 5, надо иметь в виду, что принципы воспитания выводятся из его закономерностей. Принципу можно считать только тот вывод, основанный на обнаруженной, подтвержденной и обоснованной закономерности.
Изучая пункт 6, обратите внимание на то, что воспитанность школьников - показатель эффективности и качества учебно-воспитательного процесса. Но воспитание - процесс спорный и длительный, его результаты определить сложно.
Прочитать, законспектировать основные положения.
Внимательно прочитать и изобразить структуру процесса воспитания в виде опорной схемы.
Прочитать внимательно пункт 6, сформулировать для себя в виде тезисов.