Тема 3 Сущность процесса воспитания как социокультурного явления

План

1. Сущность воспитания как социокультурного явления.

2. Цель воспитания.

3. Содержание воспитания.

4. Этапы процесса воспитания как социокультурного явления.

5. Закономерности и принципы воспитания.

6. Диагностика и оценка результатов воспитания.

Ключевые слова: воспитание в широком и узком смысле; сущность процесса воспитания; цель воспитания, содержание воспитания; закономерности и принципы процесса воспитания; результаты воспитательного процесса, критерии воспитанности.

Методические рекомендации

При изучении раздела 1.3. важно выяснить сущность процесса воспитания как социокультурного явления, выявить движущие силы процесса воспитания; раскрыть сущность и дать научное обоснование закономерностям воспитания, а также принципам, которые выводятся из его закономерностей.

Изучая пункт 1, обратите внимание на расхождение подходов ученых к трактовке понятия "воспитание", тщательно проанализируйте категориальные признаки этого понятия.

Изучая пункт 2, важно осознать, что цель воспитания носит конкретно-исторический характер и изменяется в соответствии с социального, духовного и материального уровней развития общества.

Изучая пункт 3, обратите внимание на то, что организованное воспитание должно подготовить человека к выполнению пяти ролей в жизни - гражданина, работника, семьянина, владельца, потребителя. Личность внимание уделит определению этих ролей.

Изучая пункт 4, нужно осознать, что процесс воспитания, как и любой процесс, происходит в результате воздействия совокупности внутренних и внешних, объективных и субъективных противоречий. Выясните истоки внутренних и внешних, объективных и субъективных противоречий процесса воспитания.

Изучая пункт 5, надо иметь в виду, что принципы воспитания выводятся из его закономерностей. Принципу можно считать только тот вывод, основанный на обнаруженной, подтвержденной и обоснованной закономерности.

Изучая пункт 6, обратите внимание на то, что воспитанность школьников - показатель эффективности и качества учебно-воспитательного процесса. Но воспитание - процесс спорный и длительный, его результаты определить сложно.

Прочитать, законспектировать основные положения.

Внимательно прочитать и изобразить структуру процесса воспитания в виде опорной схемы.

Прочитать внимательно пункт 6, сформулировать для себя в виде тезисов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: