Реализация идеи всестороннего развития личности с учетом индивидуальности и существующих социально-экономических условий предполагает единство нравственного, гражданского, умственного, нравственно-эстетического, трудового и физкультурно-оздоровительного воспитания. Процесс воспитания направлен на формирование научного мировоззрения и общечеловеческих ценностей, народной и национальной культуры, высоконравственных человеческих отношений, высоких гражданских качеств, глубокую профессиональную подготовку к полноценному, социально активной жизни. Поэтому содержание воспитания содержит общие стороны и характеристики этого процесса, привлечения к основным видам человеческой деятельности в условиях гуманных отношений, а также индивидуальную программу самовоспитания и развития (формирование целостного научного мировоззрения и ценностных ориентаций, культуры деятельности, культуры гуманных отношений, способностей, опыта эмоционально- ценностного отношения к окружающей действительности и себя). Итак, содержание воспитания - система знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами.
|
|
Хорошо организованное воспитание должно подготовить человека к выполнению пяти ролей в жизни - гражданина, работника, семьянина, владельца, потребителя. Каждая из этих ролей требует от человека определенных знаний, умений, приобретенных качеств.
Гражданин: выполнение гражданских обязанностей; чувство национальной гордости и патриотизма, уважение к Конституции, органов государственной власти, символам государственности, ответственность за судьбу страны; бережное отношение к национальным богатствам страны, языка, культуры, общественная активность соблюдение демократических принципов; активная жизненная позиция.
Рабочий: дисциплинированность и ответственность; работоспособность и организованность, общие, специальные и экономические знания; творческое отношение к труду; профессиональная гордость, уважение к мастерству, уважение к людям труда.
Семьянин: трудолюбие, ответственность, тактичность, культура общения; разносторонняя образованность, знание правовых норм, законов, знание практической педагогики; психосексуальная подготовленность, готовность жениться и выполнять брачные обязанности, уважение к своим родителям, к старикам.
Владелец: ответственность, знание правовых норм и законов; правосознание; трудолюбие; экономические знания, уважение к государственным органам власти, общая культура.
Потребитель: предусмотрительность, бдительность, экономические знания, знание прав и обязанностей потребителей, культура общения, тактичность, общая культура и культура потребления, общественная активность, ответственность.