Учет закономерностей возрастного и индивидуального развития личности

Изучите!

Возможности воспитания велики, но не безграничны. Они зависят не только от общественных условий, но и от возрастных и индивидуальных особенностей развития детей. Если учитывается эта зависимость, то расширяют возможности воспитания, его влияние на развитие.

Учет индивидуальных особенностей учащихся в обучении и воспитании - это не приспособление целей и содержания обучения и воспитания к отдельного ученика, а приспособление приемов, методов и форм педагогического воздействия к индивидуальным особенностям с целью обеспечения запрограммированного уровня развития личности. Индивидуальный подход создает благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и дарований каждого ученика. Такого подхода требуют прежде тяжелые воспитанники, малоспособные школьники, а также дети с четко выраженной задержкой развития.

Основные периоды психического развития личности определяются психолого-педагогическими критериями, которые включают характерные для каждого возраста социальные ситуации развития, прежде всего содержание и формы обучения и воспитания, ведущую деятельность, соответствующий уровень развития сознания и самосознания.

Такими периодами являются: ранний возраст (от рождения до 3 лет), дошкольный возраст (от 3 до 7), младший школьный возраст (от 7 до 10), средний школьный или подростковый возраст (от 10 до 15) и юношеский возраст (от 15 до достижения зрелости).

На каждом этапе развития ребенка есть своя ведущая деятельность, которая характеризуется своими целями, мотивами и способами выполнения. Ведущая деятельность - не просто форма активности, чаще всего встречается в этом возрасте. Это деятельность, призванная удовлетворить актуальные потребности индивида, развивается, в ней дифференцируются новые виды деятельности, например, элементы обучения в игре, формируются познавательные и другие психические процессы. Характером ведущей деятельности обусловлены в этот период изменения в потребностях, интересах, чувствах индивида, развивается. На каждом возрастном этапе развития человека формируются и индивидуальные особенности высшей нервной деятельности, физического, духовного развития, способностей, интересов, характерологических черт и др.

Знание закономерностей возрастного и индивидуального развития детей - одно из условий эффективной педагогической деятельности.

Запишите в словарь педагогических терминов следующие понятия: личность, развитие личности, формирование личности, наследственность, среда, социальная среда, активность личности, акселерация.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: