Особенности формы правления и государственного устройства Российской Федерации

В ст.1 Конституции РФ сказано, что Российская Федерация – республика, т.е. провозглашается республиканская форма правления.

В современном мире имеется три основные разновидности республик - президентские, парламентские и смешанные. Наиболее распространенными из смешанных республик являются полупрезидентские.

В полупрезидентской республике имеются посты как президента, так и главы правительства (премьер-министра), а также правительство. Президент осуществляет общее руководство правительством, а непосредственно руководит им его глава (премьер-министр). Президент избирается населением страны. Правительство несет двойную ответственность и перед парламентом, и перед президентом. Парламент может выразить вотум недоверия правительству, но отправить его в отставку вправе только президент. Впервые такая форма правления была установлена во Франции в 1958 г.

В Конституции РФ не конкретизирована разновидность республиканской формы правления. По своим основным чертам она является полупрезидентской республикой.

Президент формирует правительство, но Государственная Дума дает согласие на назначение кандидатуры Председателя Правительства. Кроме того, Государственная Дума может выразить недоверие Правительству, однако Президент РФ, при определенных условиях, может распустить Государственную Думу. Все вышеперечисленное характеризует смешанную республиканскую форму правления.

Государственное устройство РФ основывается на принципе федерализма. Это означает, что Россия состоит из равноправных субъектов – республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Разные наименования субъектов, к определенной степени неодинаковый статус, говорит о том, что Россия – несимметричная Федерация. В симметричной - все субъекты имеют одинаковые наименования, например, в ФРГ – земли, в США – штаты.

В ч. 3 ст. 5 Конституции РФ предусмотрены наиболее общие принципы федеративного устройства РФ. К ним относятся:

1) государственная целостность. Этот принцип конкретизируется в ст. 67 Конституции РФ о единой территории РФ; в ст. 70 Конституции РФ о единых гербе, гимне, флаге, столице РФ; в ст. 74 Конституции РФ о едином экономическом пространстве РФ, в ст. 75 Конституции РФ о единой денежной единице РФ;

2) единство системы государственной власти. Этот принцип конкретизируется в ст. 77-78 Конституции РФ,

3) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Этот принцип конкретизируется в ст. 71-73 и 76 Конституции РФ;

4) равноправие и самоопределение народов РФ. Народы, населяющие РФ, неодинаковы по своей численности, уровню культурного и экономического развития. Часть наиболее крупных народов РФ: татары, башкиры, народы Поволжья и Северного Кавказа и другие являются «титульными нациями», дающим и наименование республикам в составе РФ: Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Республика Марий Эл и т. д.

Народы, представленные отдельными субъектами РФ, равноправны также и в политическом отношении, В соответствии с ч. 4 ст. 5 Конституции РФ, эти и все остальные субъекты РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти равноправны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: