Принципы федеративного устройства

Федеративное устройство РФ основано на конс-титуционных принципах, закреплённых в ст 5 Конституции РФ:1) Государственная целостность РФ. РФ-единое и неделимое гос-во.Гос-ва и гос образования - субъекты РФ не имеют права выхода из состава РФ. Суверенитет РФ распространяется на всю её тер-рию. РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей тер-рии.

2) Единство системы гос влас-ти. Органы гос власти РФ и субъектов РФ образуют единую си-стему гос власти. Полномочия фед органов гос власти распространяются на всю тер-рию РФ. Система органов гос власти субъектов РФ устанавливается субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами констит строя РФ и общими принципами организации законодательной и исполнительной власти в субъектах РФ.

3) Разграничение предметов ведения и полномочий между органами гос власти РФ и её субъектов. Разграничение предметов ведения и полномочий осуществляется К РФ, Федеративным договором, иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

4) Равноправие и самоопределение народов. Формами самоопределения народов являются субъекты РФ, образованные по национально-тер-риальному принципу - республики в составе РФ и автономные округа, а также национально-культурные автономии. РФ гарантирует всем её народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития, а также права коренных малочисленных народов.

5) Равноправие субъектов РФ (принцип симметричной федерации). Во взаимоотношениях с фе-деральными органами гос власти все субъекты РФ между собой равноправны. Субъекты РФ имеют равную компетенцию (круг предметов ведения и полномочий),хотя есть и небольшие различия (например, в праве установления гос язы-ка), равное представительство в Совете Федерации, на равных основаниях заключают договорыи соглашения с РФ и др её субъектами.

Особенности федеративного устройства РФ.

РФ - неоднородная федерация, построенная по национально-территориальному принципу, при-чём республики, автономные округа образованы по национальному принципу, а края, области, города фед значения - по территориальному принципу. РФ является конституционной, а не договорной федерацией, поскольку Конституция РФ имеет верховенство и высшую юрсилу, а Феде-ративный договор не является государствообразующим (его сущность и содержание - разграничение предметов ведения и полномочий между органами гос власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ). Несмотря на неоднородность федерации и различный конституционно-правовой статус её субъектов, К РФ провозглашает равноправие её субъектов, поэтому вопрос о симметричности или асимметрии РФ яв-ляется дискуссионным.

Конституционно-правовой статус Российской Федерации. Состав Российской Федерации.

Российская Федерация - это федеративное государство, созданное по воле ее многонационального народа. Ее правовой статус определяется Конституцией РФ, Декларацией о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Федеративным договором от 31 марта 1992 г.

Конституционно-правовой статус Российской Федерации характеризуется прежде всего тем, что, она является суверенным государством, обладающим всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией РФ находятся в ведении органов власти ее субъектов.

Российская Федерация имеет свою Конституцию, которая устанавливает основы конституционного строя государства, взаимоотношений между человеком, гражданином, обществом, государством, форму государственного устройства России и взаимоотношения Федерации с ее субъектами, форму правления, взаимоотношения с другими суверенными государствами. Возможность самостоятельно решать все эти вопросы свидетельствует об учредительном характере федеральной государственной власти. Это свидетельствует и о том, что Российская Федерация носит конституционно-правовой характер и не может рассматриваться в качестве договорно-конституционной модели федерации.

Неотъемлемым элементом конституционно-правового статуса Российской Федерации является ее территориальное единство. Российская Федерация имеет свою территорию, складывающуюся из территории ее субъектов и включающую сушу, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними, которые образуют материальное содержание государственного суверенитета. Территория Российской Федерации является пространственным пределом ее власти. На эту территорию распространяется суверенитет Российской Федерации.

Российская Федерация обладает высшей властью в отношении своей территории. Ее Конституция, федеральные законы имеют верховенство на всей ее территории. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в своей исключительной экономической зоне в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.

Согласно Конституции (ст. 74), на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Важным элементом конституционно-правового статуса Российской Федерации является ее единое гражданство. Вопросы гражданства Российской Федерации регулируются ее Конституцией, Законом Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. "О гражданстве Российской Федерации" с изменениями и дополнениями от 17 июня 1993 г. <*>.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: