Понятие и основные принципы российского гражданства

В юридической науке понятие гражданство имеет различные значения.

1) гражданство как субъективное право гражданина принадлежать к определенному государству;

2) гражданство как правоотношение, содержание которого составляют взаимные права и обязанности государства и гражданина;

3) гражданство как правовой институт, нормы которого закрепляют отношения гражданства.

В Законе от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации» дано следующее понятие гражданства:

Гражданство Российской Федерации - устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Статья 6 Конституции РФ и ст. 4 Закона о гражданстве закрепляют общепризнанные принципы гражданства.

1. Гражданство РФ является единым независимо от оснований его приобретения. Данный принцип означает, что независимо от того, имеет ли гражданин гражданство республики в составе РФ, он обладает теми же правами и свободами и несет те же обязанности, закрепленные Конституцией РФ и федеральными законами, что и граждане РФ.

2. Гражданство РФ является равным независимо от оснований его приобретения. Т.е. законодательство Российской Федерации не устанавливает никаких отличий и особенностей в правовом положении лиц, ставших гражданами России по различным основаниям.

3. Принцип сохранения российского гражданства гражданами РФ, проживающими за рубежом. Т.е. проживание гражданина РФ за пределами России не прекращает его гражданства Российской Федерации.

4. Гражданин РФ не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его.

5. Гражданин РФ не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству, если это не предусмотрено м/н договором.

6. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами. Т.е. государственные органы РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения, находящиеся за пределами РФ, обязаны содействовать тому, чтобы гражданам РФ была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными Конституцией РФ и ФЗ и защищать их.

7. Заключение или расторжение брака между гражданином РФ и лицом, не имеющим российского гражданства, не влечет за собой изменение гражданства указанных лиц.

8. Россия поощряет приобретение гражданства РФ лицами без гражданства, проживающими на территории РФ.

9. Принцип двойного гражданства.

Статья 62 Конституции РФ закрепила возможность двойного гражданства для гражданина России: гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Смысл двойного гражданства - в снятии с гражданина двойных обязанностей, что может быть установлено только договором между государствами. В законодательстве большинства государств этот принцип не признается, поскольку это связь не только правовая, но и политическая, и обладание им дает человеку возможность реализовать все закрепленные законом политические права.

Вместе с тем в Законе пояснено, что российский гражданин, имеющий и иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин России.

В Законе о гражданстве устанавливаются перечень и полномочия государственных органов, ведающих вопросами гражданства. К ним относятся:

1) Президент России;

2) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы;

3) федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации.

Президент традиционно решает вопросы: приема в гражданство; восстановления в гражданстве; выхода из гражданства; отмены решений по вопросам гражданства. Также Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие полномочных органов, ведающих делами о гражданстве.

ФМС России и его территориальные органы осуществляют следующие полномочия: определяют наличие гражданства у лиц, проживающих на территории России, и принимают от них заявления по вопросам гражданства; проверяют факты и документы, представленные для обоснования заявлений; направляют Президенту заключения на данные заявления, документы и материалы; исполняют принятые Президентом решения по вопросам гражданства; оформляют гражданство.

Министерство иностранных дел РФ, дипломатические представительства (консульские учреждения) осуществляют аналогичные функции, но в отношении лиц, проживающих за пределами России.

Срок рассмотрения поданных заявлений компетентными органами равен одному году.

В судебном порядке можно обжаловать отклонение заявления по вопросам гражданства. А отказ в рассмотрении заявления и иные нарушающие порядок производства по делам о гражданстве и порядок исполнения решения по вопросам гражданства действия должностных лиц могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу либо в суд.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: