double arrow

Гражданство

(Федеральный закон "О гражданстве РФ" от 31.05.2002 N 62-ФЗ)

Гражданство: понятие, особенности, источники, принципы.

Принцип двойного гражданства.

Понятие гражданства необходимо, для того, чтобы выявить различия по вопросу прав и обязанностей, а также взаимоотношения с государством в зависимости от пола, возраста, национальной принадлежности, места жительства и т. д. Существует много определений, но остановимся на более полно отражающем данное понятие.

Гражданство – это особый статус, который предполагает юридическое признание государственной принадлежности лица внутри страны и за рубежом и наделение его в полном объеме комплексом прав и обязанностей, предусмотренных в законодательстве этого государства. Статус гражданина является гарантией предоставляющей различные права. С точки зрения международного права, лишь граждане могу рассчитывать на правовую защиту в качестве представителей национальных и этнических меньшинств.

Гражданство порождает взаимные обязательства, где государство ждет от своих граждан лояльности, а граждане покровительства и защиты страны. Эти обязательства носят персональный и экстерриториальный характер. В отличие от этого власть государства распространяется на иностранцев и лиц без гражданства только в том случае, когда они находятся на территории государства (речь идет о формальном характере отношений).

Как институт внутреннего права каждой страны гражданство – это совокупность правовых норм регламентирующих критерии, которые определяют принадлежность лица к данному государству; способы и процедуры приобретения и утраты гражданства; особенности правового положения, обусловленные способом приобретения гражданства или фактом двойного гражданства.

Основные начала гражданства:

1. Приобретается и прекращается в соответствии с ФЗ.

2. Каждый гражданин РФ обладает всеми правами и свободами и несет равные обязанности.

3. Гражданин не может быть лишен гражданства или права изменить его.

4. Гражданство может быть двойным, но это не умоляет его прав и свобод. Двойное гражданство – т. е. гражданин РФ может иметь гражданство иного государства. При наличии двойного гражданства лицо несет обязанности предусмотренные не только российским законодательством, но и международным договором.

Источник:

а) ФЗ «О гражданстве» от 31.05.2002 г.

б) Указ Президента «О порядке рассмотрения вопросов гражданства» от 14.11.2002 г.

Что касается понятия, то:

1. Гражданство – это наличие правовой связи с государством. Правовая связь выражена во взаимных правах и обязанностях.

2. Гражданство – это принадлежность лица к соответствующему государству. Данное положение воспринимается не особо, т. к. принадлежность свидетельствует о зависимости лица от государства.

Принципы:

1. Правовая связь – означает, что вопросы гражданства, его приобретения и прекращение регулируется законодательством. Правовыми отношениями считаются те, основой которых являются нормы законов, нормы подзаконных актов. Документом удостоверяющим гражданство является паспорт. Паспорт – это подобие устойчивой связи, устойчивой т. к. ФЗ «О гражданстве» отражает, что государство существует постоянно.

2. Гражданство – это естественное состояние индивида. Россия поощряет принятие российского гражданства лицами без гражданства, а также не препятствует приобретению ими иного гражданства.

3. Наличие гражданства свидетельствует о наличии полного объема прав, свобод и обязанностей закрепленных Конституцией РФ. В отношении иностранцев и лиц без гражданства устанавливается национальный режим, иностранцы и лица без гражданства пользуются практически всеми правами и свободами. Именно практически, а не полностью (Пример: не имеют права избирать и быть избранными в органы государственной власти).

4. Гражданство единое и равное независимо от оснований его приобретения. Это означает, что все граждане имеют одинаковый конституционно – правовой статус. Также существование гражданства у лица вовсе не означает установления льгот и преимуществ по причине, что у кого-то срок приобретения гражданства больше. Устанавливаются требования по осуществлению отдельных прав, свобод, и обязанностей. Определенную специфику имеет проблема гражданства в федеративных государствах. Человек, как правило, одновременно является гражданином страны и субъекта федерации, в котором он проживает. Существуют различные подходы в отношении федеративного и регионального гражданства (Пример: США – первичное гражданство страны – гражданство штата). РФ базируется на тех же подходах.

5. Гражданство и федерализм. Проблема состоит в федеративном устройстве. В Россию входит 21 республика в качестве субъекта. Республика по Конституции – это государство, а гражданство в науке и практике – это характеристика государства. Первая проблема заключалась в том, что установление гражданства в республике пришлось на время, когда республики заботились о своем суверенитете, т. е. наличие гражданства республик не просто характеристика этих республик, но и возможность предъявлять претензии по вопросу существующего порядка приобретения гражданства, т. е порядок приобретения установленный ФЗ. Но субъекты при отстаивании своего суверенитета желали рассматривать, свое гражданство и российское, т. е. субъекты принимали бы двойное гражданство, но это неверно, т. к. при наличии гражданства российского и гражданства субъекта не свидетельствовало бы об особом правовом статусе.

Второй проблемой явилось то, что республики ставила свои условия приема в гражданство (Пример: республика Саха Якутия устанавливала требования постоянного проживания в Якутии не менее 10 лет). Третья проблема в том, что если иностранцы или лица без гражданства проживают на территории субъекта, то они должны были получить согласие соответствующих органов республики, на приобретение федерального гражданства. Отсюда вытекала бы еще одна проблема – это получение иностранцами или лицами без гражданства, гражданства республики. И пятая проблема – это если республика будет возражать на получение иностранцами или лицами без гражданства федерального гражданства. Тем самым республики миновали бы федеральные власти в решении этих вопросов.

Определением Конституционного суда по запросу Государственного собрания Курултая республики Башкортостан о толковании Конституции РФ. Суд пришел к выводу о недопустимости какого-либо суверенитета и источника власти помимо многонационального народа РФ, следовательно, кроме суверенитета РФ другого суверенитета нет и быть не может. По Конституции признание государственного суверенитета республики означает не признание их суверенитета, а отражает особенности их конституционно – правового статуса связанного с историческим, национальным факторами.

Установление принципа единого гражданства исключено из позиции суда – не означает гражданство республик других субъектов.

Также вопрос гражданства относится к исключительному ведению РФ, что означает о взаимосвязи со ст.76, регламентирование института гражданства только ФЗ, который имеет прямое действие. Плюс к этому, Авокьян трактует ст. 71 Конституции РФ, что в ведении РФ находится гражданство РФ, т. е. РФ регулирует свое гражданство; устанавливает общие правила относительно гражданства, обязательные и для субъектов РФ. Таким образом, гражданство субъектов носит символический характер, т. к. речь идет о жителях республик.

Гражданство и подданство.

1. Отличаются по формально – правовому признаку (в СССР термин гражданство употребляют для определения правовых связей лица с государством, а подданство связано с монархией, где есть царь и есть подданные).

2. Два разных состояния (граждане – это свободные люди, в свободном государстве, которые сами решают свои проблемы; подданный служит воли другого человека, а не самому себе). Декретом ВЦИК упразднились все сословные деления, понятие подданство заменено гражданством. Некоторые до сих пор употребляют понятие подданство в его обычном смысле; некоторые употребляют это понятие, но при этом отрицают исторический смысл подданства (Швеция); некоторые вообще отказались от этого понятия и предложили категорию гражданин (Великобритания).

Гражданство имеет 3 значения:

а) гражданство – это суверенное право государства, т. е. государство в одностороннем порядке регулирует отношения гражданства. Само государство состоит из территорий, государственного аппарата, материальных или природных ресурсов, из населения. Государство нелегитимно, если будет отсутствовать хотя бы один элемент. Население государства либо постоянно проживает в нем, либо временно прибывает, следовательно, население не однородно. Одни готовы связать свою судьбу с государством, т. к. оно священно для них, другие нет. Поэтому государство стремится к формально – правовому и неформальному выделению населения той части, на которую государство может рассчитывать при решении проблем, задач – речь идет о гражданах (они составляют богатство для государства), остальные группы населения должны быть полезными. Формально – правовое обособление – это одностороннее установление государством условий порядка признания, приобретения и прекращения гражданства, а так же заключение международного соглашения по вопросам гражданства.

б) гражданство – это публично-правовое положение индивидов, представляющих собой устойчивую правовую связь с государством. Устойчивость связи проявляется в бессрочности и неизменности (т.е. гражданство может быть прекращено в прямо предусмотренных законом случаях), ни граждане, ни государственные органы не в праве изменить правовое содержание гражданства. Первичность гражданства определяет содержание правового статуса индивида, его прав, обязанностей и свобод. Гражданский статус – распространение суверенной воли государства с одной стороны и защиты, покровительства государства с другой стороны.

Гражданству близко понятие подданство: гражданство – это права и обязанности лица по отношению к государству (платить налоги), а подданство – это права и обязанности государства по отношению к гражданину (государственные органы разрешают массовые демонстрации, государство обязано защищать право личной собственности). Если проанализировать ст. 10 ФЗ «О гражданстве», где даются основные понятия. То можно сделать вывод: гражданство (подданство) или иное гражданство – это гражданство (подданство) иностранного государства. В понятии двойного гражданства также используется термин подданство. Двойное гражданство – это наличие у гражданина РФ гражданства (подданства) иностранного государства. Подданство, как институт, присущ государствам с монархической формой правления, это означает принадлежность индивидов к данному государству.

Различие гражданства и подданства необходимо осуществлять по критерию субъекта власти в государстве. Гражданин – это первичный институт власти, будучи институтом государств, с республиканской формой правления, определяет состояние взаимной принадлежности, т. е. не только гражданин принадлежит государству, но и государство принадлежит гражданину. По критерию формы правления не стоит проводить отличие, т. к. на деле различие носит словесный характер. Пример: основы правового положения личности в Великобритании мало чем отличается от ситуации во Франции. Причем, в некоторых конституционных монархиях вводят режим народовластия и дополняют его институтом гражданства. Например, ст.1 Конституции Японии – император символ государства и единства народа, его статус определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть.

в) Гражданство рассматривается в качестве конституционно – правового института, т. е. как совокупность конституционных и обычных норм, опосредующих отношения между государством с одной стороны и гражданами, иностранцами, лицами без гражданства - с другой стороны. Эти нормы устанавливают: круг лиц, которые являются гражданами; основание и порядок приобретения и прекращения гражданства; двойное и множественное гражданство; порядок рассмотрения и решения дел по вопросам гражданства; правовое положение иностранцев и лиц без гражданства. Некоторые институты содержатся в Конституции РФ (ст.6, 61, 62, 63), в ФЗ «О гражданстве», «Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ» утвержденное Указом Президента 14.11.03.г. Президент может предоставить почетное гражданство, у него те же права, но отождествлять их с гражданством не возможно. Следовательно, нельзя рассматривать как способ приобретения гражданства РФ, предоставление такого статуса как почетный гражданин, не делает индивида субъектом власти.

Постановление Конституционного суда от 15.01.98 г. N2-П

По делу о проверки конституционности положений частей 1 и 3 ст.8 ФЗ от 15.08.96г. «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» в связи с жалобой гражданина А.Я. Аванова.

Конституционный суд РФ установил:

1. Гражданин А.Я. Аванов, имеющий постоянную прописку по месту жительства в городе Тбилиси (Республика Грузии), но фактически в течение многих лет проживающий в городе Москве, в 1996 году обращался в УВИР ГУВД города Москвы с заявлением о выдачи ему заграничного паспорта. Однако в этом ему было отказано за неимением жилого помещения, наличие которого позволяло бы ему получить в городе Москве регистрацию по месту жительства или по месту пребывания.

По тем же основаниям Тверской межмуниципальный народный суд Центрального округа города Москвы отказал в удовлетворении жалобы А.Я. Аванова, сославшись на ст. 8 ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ». При этом суд указал, что А.Я. Аванов в соответствии с данной нормой вправе обращаться за выдачей заграничного паспорта лишь в уполномоченные органы – по месту жительства за пределами РФ, т. е. в Республики Грузия.

В своей жалобе в Конституционный суд РФ А.Я. Аванов просит проверить конституционность положений статей 2 и 8 ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ», поскольку, по его мнению, порядок оформления и выдачи заграничных паспортов лишь при условии регистрации по месту жительства является ограничительным, т. к. приводит к дискриминации граждан и необоснованно препятствует реализации конституционного права свободно выезжать за пределы РФ, т. е. не соответствует ст. 19, 27 и 55 Конституции РФ.

2. Согласно ст. 97 ФКЗ «О Конституционном суде РФ» жалоба на нарушение законом конституционных прав и свобод допустима, если закон затрагивает конституционные права и свободы граждан и был применен или подлежит применению в конкретном деле.

В документах, представленных заявителем, ст.2 ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» не упомянута, и, следовательно, ее применение в конкретном деле не подтверждается. Кроме того, данная ст. содержит лишь общее указание на невозможность ограничения права на выезд иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренном настоящим ФЗ, что заявителем фактически не оспаривается. В связи с этим жалобу А.Я. Аванова следует признать допустимой лишь в отношении ст. 8 названого ФЗ о выдачи паспорта гражданам РФ по месту жительства и о выдачи паспорта гражданам РФ, проживающим за пределами территории РФ, в государстве пребывания. Таким образом, именно эти положения являются предметом рассмотрения по настоящему делу.

3. Ст. 8 ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» предусматривает порядок выдачи паспорта, при наличии которого граждане РФ вправе выезжать из страны и въезжать в страну. Согласно ч.1ст.8 паспорт выдается по заявлению гражданина ОВД по месту жительства, но закон не раскрывает понятия места жительства. Другие нормативные акты РФ, в частности ФЗ от 25.06.1993г. «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах РФ», связывают его с жилым помещением, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору любви на иных обстоятельствах, предусмотренных российским законодательством. Наличие соответствующего жилого помещения подтверждается фактом регистрации гражданина органами внутренних дел.

Именно такой смысл придается термину «место жительства» ОВД и судами в практике применения ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ», что подтверждается представленными в Конституционный суд РФ материалами. В частности, пункт 1,7 Инструкции о порядке оформления и выдачи паспортов гражданами РФ для выезда из РФ и въезда в РФ, утвержденной Приказом Министерства внутренних дел РФ от 26.05.1997г. N310, предусматривает, что заявления о выдаче заграничного паспорта принимаются только при наличии в документе отметки о регистрации по месту жительства. Согласно ч.3 ст.8 гражданину РФ, проживающему за пределами ее территории, паспорт оформляется и выдается дипломатическим представительством или консульским учреждением РФ в государстве пребывания этого гражданина.

Таким образом, согласно указанным нормативным актам место жительства как факт, с которым связываются юридические последствия, реально определяется не самим гражданином, а соответствующим ОВД.

Иной порядок выдачи паспорта – не по месту жительства, а по месту пребывания – возможен лишь в исключительных случаях, предусмотренных ч.3ст.10 ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ». Их перечень не может быть расширен (необходимость экстренного лечения, тяжелая болезнь или смерть близкого родственника). Однако в указанных исключительных случаях требуется регистрация по месту пребывания (п.3.7 названной Инструкции), каковым, в отличие от места жительства, признается также жилое помещение, в котором гражданин проживает не постоянно, а временно (ст.2 ФЗ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ»).

Не предусмотрены какие – либо иные исключения и для российских граждан постоянно или преимущественно проживающих за рубежом. Согласно ч.1 и 3 ст.8 ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» они могут обращаться за получением паспорта лишь в государстве, где зарегистрировано их постоянное пребывание, иного порядка закон не устанавливает.

4. Выдача паспорта лишь по месту жительства, подтвержденному регистрацией, жестко увязывает реализацию гражданином права свободно выезжать за пределы РФ с необходимостью обращения только в определенный территориальный исполнительный орган. Однако отсутствие какой – либо альтернативы и ставя реализацию права на выезд в зависимости от регистрации и от жилого помещения, являющегося постоянным или преимущественным местом проживания, приводит к нарушениям названного конституционного права.

В соответствии с законом наличие заграничного паспорта является необходимым условием реализации конституционного права каждого свободно выезжать за пределы РФ. Существующий порядок выдачи паспорта ограничивает данное конституционное право для лиц, постоянно проживающих за пределами РФ, для вынужденных переселенцев, а также для всех граждан РФ, не имеющих жилого помещения в статусе места жительства или места пребывания, которое может быть подтверждено регистрацией, либо вообще не обладающих жилым помещением.

5. Конституционные права и свободы гарантируются гражданам не зависимо от места жительства, включая наличие или отсутствие у них жилого помещения для постоянного или временного проживания, а государство не обязано во всех случаях обеспечивать граждан жилыми помещениями.

Таким образом, осуществление гражданином конституционного права свободно выезжать за пределы РФ и, соответственно, выдача и получение заграничного паспорта не должны зависеть от наличия или отсутствия у гражданина жилого помещения.

Порядок выдачи заграничного паспорта по месту жительства выступает в качестве дискриминирующего признака, противоречащего ст.19(ч.1 и 2) Конституции РФ, гарантирующей равенство прав и свобод человека и гражданина, в том числе независимо от места жительства, от наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания, кроме того, всем российским гражданам гарантируется и равенство при осуществлении ими права на выезд из страны.

Именно так развивает конституционные положения ст.3 ФЗ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», согласно которой регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, законами РФ, конституциями и законами республик в составе РФ.

6. Конституция РФ (ч.3ст.55) допускает возможность ограничения ФЗ прав и свобод человека и гражданина, но только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства.

Ст.15 ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» содержит исчерпывающий перечень случаев, при которых право гражданина РФ на выезд из РФ может быть временно ограничен. Ограничения установлены для лиц, допущенных к сведениям, составляющих государственную тайну, призванных на военную службу, подозреваемых, осужденных, уклоняющихся от исполнения обязательств, наложенных на них судом, сообщивших о себе заведомо ложные сведения при оформлении документов.

Проверкой обстоятельств, препятствующих выезду гражданина за пределы РФ, занимаются территориальные ОВД по месту жительства гражданину. Такой порядок, если он является условием, ограничивающим права граждан, не может быть признан соответствующим положению ст.18 Конституции РФ, согласно которому права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов. Он не согласуется и с указанными в ч.3 ст.55 Конституции РФ целями, которые допускают определенные ограничения прав граждан ФЗ.

Конституционный Суд РФ постановил:

1. Признать не соответствующими Конституции РФ, положения ч.1 ст.8 ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» в части препятствующей в выдаче гражданину РФ заграничного паспорта при отсутствии у него регистрации по месту жительства или по месту пребывания, а также положение ч.3 той же статьи в части, по существу препятствующей выдачи гражданину РФ, имеющему место жительства за пределами ее территории, заграничного паспорта в РФ.

В соответствии с ч.4 ст.79 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» до урегулирования федеральным законодателем порядка оформления документа для выезда из РФ лицам, признанных настоящим Постановлением не соответствующими Конституции РФ. Таким образом, правоприменителю следует руководствоваться ч.2 ст.27 Конституции РФ с учетом настоящего Постановления.

Согласно ч.2 ст.100 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» дело гражданина А.Я. Аванова, разрешенное на основании положений ч.1 и 3 ст.8 ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ», признанных настоящим Постановлением не соответствующими Конституции РФ, подлежит пересмотру компетентным органом в установленном порядке.

Принципы гражданства (ст.4 ФЗ «О гражданстве» определяет эти принципы): данные принципы не должны содержать положений ограничивающих права граждан.

1) Принцип равного гражданства. Основное его содержание в том, что гражданство РФ является равным независимо от оснований приобретения, т. е. все граждане РФ, независимо от времени, оснований и условий приобретения гражданства обладают равными правами и обязанностями. Наше законодательство не знает деление граждан, например, на «природных», т. е. получивших российское гражданство в силу рождения от граждан России, и «натурализованных», т. е. бывших иностранцев, принятых в порядке установленном РФ.

2) Принцип единого российского гражданства. Этот принцип имеет особое значение в условиях федеративного государства, где возникает вопрос о соотношении гражданства Федерации в целом и гражданства ее субъектов. Наш Закон «О гражданстве» 1991года закрепил, что граждане РФ, постоянно проживающие на территории республики в составе РФ, являются одновременно гражданами и этой республики. Конституции соответствующих республик (Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Татарстан и др.) также закрепляют свое республиканское гражданство, существующее в единстве с гражданством РФ.

3) Принцип двойного гражданства (закреплен в Конституции РФ, ФЗ, международных договорах). При СССР двойное гражданство отрицалось. Сейчас допускается, если предусмотрено международным договором. Конституция РФ закрепила в ч.1 ст.62, что гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства в соответствии с ФЗ и международными договорами.

Сущность принципа не в том, что Россия разрешает двойное гражданство или не разрешает, если это не предусмотрено международным договором или законами. А суть в том, что Россия допускает юридические последствия вытекающие из того, что гражданин РФ имеет еще одно гражданство и это предусмотрено законом или международным договором. Часто наличие множественности гражданства возникает из-за кол. законов (пример: процедура приобретения гражданства: а) принцип права почвы (США, Бразилия, Куба); б) принцип права крови (Россия, Афганистан, Дания)).

Представьте ситуацию: россияне переезжают жить в США и у них рождается ребенок. По российскому законодательству он российский гражданин, по американскому законодательству он гражданин США. Двойное гражданство следует рассматривать как исключение, а не правило. Потому что возникают вопросы, как и где платить налоги, нести воинскую обязанность и т. д. Необдуманность в вопросах гражданства может привести к ослаблению самостоятельности и безопасности государства. Градовский в решении этой проблемы предложил ввести институт подданства (гражданства). Только так, по его мнению, индивид вместе с государством могут противостоять другим. Другая проблема, в самом отношении индивида к государству, в котором он живет. Решением этой проблемы видится в дозированном применении двойного гражданства. Также речь идет и о доверительном отношении государства к своим гражданам, т. е. государство расширяет возможности для своих граждан по отношению к другим странам.

Двойное гражданство помогает решить проблему относительно тех стран, которые до распада составляли единое государство. Если запретить в этой ситуации двойное гражданство, то возникнут проблемы духовного, культурного и семейного развития. Решение которой видится в заключение международного договора. Но как показала практика, пока такой договор существуем между Россией, Туркменией (23.12.93) и Таджикистаном (7.09.05).

4) Принцип сохранения гражданства лицом, проживающим за рубежом. Т.е. имея российское гражданство, согласно ст.4 Закона не обязательно проживать на территории РФ. Выезд с целью жить за рубежом не влечет автоматического прекращения гражданства. Пример: Указ СССР был относительно тех, кто уезжал жить в Израиль, что влекло утрату гражданства СССР и эта утрата была связана с желанием выехать.

5) Принцип защиты своих граждан проживающих за рубежом или пребывающих там (ст.5 Закона). Факт нахождения за рубежом не должен истолковываться как ущемляющий конституционные положения. Находясь за рубежом, гражданин становится на консульский учет или на учет в дипломатические представительства, это относится и к вопросам о невыдачи гражданина, кроме случаев предусмотренных в ФЗ или международным договором.

6) Независимости от изменений семейного положения, гражданство не меняется автоматически, если: один из супругов изменил гражданство; расторжение брака не влечет изменения гражданства детей родившихся или усыновленных.

7) Сокращения лиц без гражданства. С этой целью проводится соответствующая политика государства: а) государственное поощрение; б) не препятствовать в получении гражданства у иностранного государства.

8) Не лишение гражданства. Лишение только по собственной воле – это абсолютное правило. Факт выработки процедур государством по приобретению, прекращению гражданства не влечет право на лишение гражданства.

Варианты приобретения двойного гражданства:

1. По решению органа государственной власти, компетентного решать такие вопросы. Возможность получения двойного гражданства предоставляется каждому.

2. Приобрести явочным путем, т. е. гражданин сначала приобретает гражданство другого государства, а затем просит свое государство признать гражданство.

3. Между государствами заключен договор, по которому их граждане одновременно считаются гражданами второго государства (абстрактное понятие).

По прежнему закону вопрос приобретения гражданства предусматривал следующее:

а) иностранные граждане могут получить гражданство при условии отказа от прежнего гражданства;

б) гражданин России может по ходатайству одновременно иметь гражданство другого государства при условии, что между государствами заключен международный договор;

в) граждане, имеющие иное гражданство не могут быть ограничены в правах, уклоняться от обязанностей и ответственности.

Таким образом, получается, что по Закону 1991года, как россияне, так и иностранные лица могут беспрепятственно получать гражданство другого государства, а иностранные лица гражданство России. Но расчет был иным, а именно, что будут договоры между бывшими республиками в ставе СССР по которым русскоязычные лица станут гражданами России, а после, приобретут местное гражданство, т. е. статус двойного гражданства. Тем самым Россия смогла бы учесть и обеспечить интересы всех.

Современный Закон гласит, что признание за российским гражданином иностранного гражданства возможно только по международному договору. Договор был заключен с Туркменией и Таджикистаном. После отказа туркменского президента от двойного гражданства русские попали в разряд иностранцев в 2003 году. А из–за войны в Таджикистане многие уехали от туда потеряв все. После распада СССР гражданам давался срок, в течение которого они должны были избрать оставаться им гражданами России или приобрести местное гражданство. Кто не сделал выбора остался с местным гражданством.

Закон 2003года вопрос двойного гражданства регулирует достаточно сдержано:

1) в законе не упоминается о том, что поощряется инициатива на получение иностранного гражданства;

2) сами формулировки закона приближены к Конституции РФ;

3) закон не содержит положений относительно вопроса получения гражданства без ведома российского государства;

4) вопрос приобретения гражданства решает сам человек, не нужно ходатайство, как это предусматривалось прежним законом;

5) получение второго гражданства не предоставляет особого статуса, т. е. те же права, свободы и обязанности. В науке второе гражданство называют «спящим», т. к. оно ничего не дает. Оно просыпается в том случае, когда человек приезжает в страну второго гражданства.

Особенности ограничений двойного гражданства:

· Если речь идет о получении двойного гражданства государственными служащими Федерального Собрания, то их полномочия автоматически прекращаются.

· Ограничения имеются и по вопросу несения военной службы, за исключением наличия международного договора, предусматривающего условия прохождения военной службы для лиц с двойным гражданством.

· ФЗ «Об избирательном праве граждан» - сокрытие факта наличия двойного гражданства является основанием для отмены регистрации.

· ФЗ «О государственной тайне» предусматривает специальный порядок допуска лица с двойным гражданством к сведениям, составляющим государственную тайну.

· ФЗ «О СМИ» ввел ограничения на возможность быть учредителем теле и видеопрограммы вещания.

9) Принцип невозможности высылки или выдачи, защита и покровительство своих граждан: орган государственной власти, дипломатические и конституционные учреждения содействуют тому, чтобы гражданам РФ была обеспечена возможность пользования всеми правами установленными Конституцией РФ и другими нормативными актами, а также международными принципами и нормами, тем самым защищая граждан. Покровительство - выражение общей заботы государства. Защита – более конкретная, выраженная забота в действиях государства.

Возникает вопрос, а во всех ли случаях Россия оказывает подобного рода защиту и покровительство? И какой вариант поведения при этом должен быть со стороны граждан? Гражданин должен осуществлять правомерное поведение в другой стране, уважать и соблюдать законы страны пребывания, помнить законы своей страны, и считаться с религиозными обычаями, т. к. во многих государствах нарушение религиозных норм считается святотатством.

Государство помогает в случаях:

· Если к россиянину применены меры, ограничивающие его свободу, консультирующие учреждения содействуют, чтобы соблюдались международные и двусторонние договоры о защите чести, достоинства и чтобы оказывалась правовая помощь.

· Если лицо пользуется дипломатическим иммунитетом, то оно не привлекается к уголовной ответственности страны пребывания, а высылается. Но это не означает, что ответственности вообще не будет. Согласно ст.12 УК РФ, гражданин РФ совершивший преступление на территории иностранного государства, подлежит уголовной ответственности в соответствии УК РФ.

· Гражданин РФ не может быть выслан или выдан другому государству. Высылка не возможна, т. к. она является дискриминационной. Эта проблема поднималась еще в Конституции 78 г., когда осуществлялась массовая высылка диссидентов по решению власти.

· Закон 1991 года разрешает выдачу на основании международного договора и закона. Но Конституция 93 года запрещает это. Это вовсе не означает неуважение к иностранному государству. Если гражданин совершил преступление и уехал, а раскрылось преступление после отъезда, то гражданина будут судить по закону РФ, также РФ будет содействовать расследованию преступления, кроме того иностранный следователь может приехать и допросить нашего гражданина, но на этом все.

Основания и порядок приобретения гражданства.

Прием в гражданство в упрощенном порядке.

Приобретение гражданства – обретение статуса гражданина РФ по основаниям, предусмотренным ФЗ «О гражданстве РФ».

Признание гражданства к основаниям приобретения гражданства не относится, его суть заключается в установлении его принадлежности к российскому гражданству. Процедура направлена не на получение гражданства, а на подтверждение его наличия, с целью разрешить вопрос о том обладает лицо гражданством или нет. Гражданами РФ признаются все граждане СССР, которые постоянно проживают на территории России на день вступления Закона в силу, если в течение года они не заявят о своем желании не состоять в гражданстве РФ. Факт проживания подтверждается регистрацией по месту постоянного или преимущественного проживания.

Особенности ФЗ «О гражданстве РФ» 1991 года:

1) Закон 1991 года заложил способы приобретения и утраты гражданства на будущее, и выделил круг лиц обладающих таким статусом. Смена законодательства не должна влиять на само государства, и не должно означать лишение прежнего гражданства, т. е. признание – это институт правопреемства.

2) В связи с распадом СССР и образованием СНГ, куда вошли 15 субъектов, гражданам предоставлялось самостоятельно выбрать гражданство, сообщив при этом в органы паспортно-визовой службы.

3) С введением нового Закона было введено правило: люди родившиеся 30.12.1922 г. позднее утратившие гражданство, считаются состоявшимися в гражданстве по рождению:

- если родился на этой территории;

- если на момент рождения один родитель гражданин СССР или проживал постоянно на территории РСФСР;

- прямые потомки, не изъявившие желание состоять в гражданстве другого государства;

Основания приобретения гражданства изложены в ст.11 ФЗ «О гражданстве ФЗ»:

1. По рождению.

Важным основанием является приобретение граж­данства РФ по рождению.

Из мирового опыта известны два варианта приобретения гражданства по рождению:

а) на основе, так называемого принципа «крови» (jus sangvinis), когда гражданство приобретается детьми по гражданству их родителей (по крови);

б) наоснове территориального прин­ципа или принципа «почвы (jus soli), когда гражданами при­знаются все лица, родившиеся на территории данного госу­дарства, независимо от гражданства их родителей.

По вто­рому принципу («почвы») приобретается гражданство, на­пример, в США и большинстве стран Латинской Америки. В европейских же государствах, в том числе в России, главным для приобретения детьми гражданства является принцип «крови». Он закрепляется и в Законе «О гражданстве РФ» 1991 го­да, хотя возможны случаи приобретения российского граж­данства, в порядке исключения, и на основе территориаль­ного принципа, если это необходимо в интересах ребенка (на­пример, если родители этого ребенка, родившегося на терри­тории России, неизвестны или они являются лицами без ка­кого-либо другого гражданства).

Существует правила в отношении гражданства детей:

а) один родитель гражданин, другой лицо без гражданства - в таком случае ребенок будет гражданином РФ;

б) один родитель гражданин России, другой иностранный гражданин - в таком случае гражданство определяется по соглашению родителей, либо если проживают на территории РФ то российское гражданство;

в) оба иностранные граждане - в таком случае если иностранное государство не предоставляет гражданство ребенку, то тогда действует принцип почвы;

г) родители не известны – по рождению гражданин РФ;

д) если оба родителя без гражданства – ребенок гражданин РФ, с целью сокращения лиц без гражданства;

Прием в российское гражданство иностранных граждан и лиц без гражданства:

Закон о гражданстве РФ предусматривает также порядок приема в российское гражданство иностранных граждан и лиц без гражданства по их личному ходатайству. Этот во­прос решается Президентом РФ с подачей ходатайства на его имя через органы внутренних дел по месту жительства заявителя. При этом устанавливаются определенные условия для положительного решения этого запроса (например, как общее правило, пятилетний срок проживания заявителя на территории РФ).

В то же время Закон 1991 года впервые в истории нашего законодательства установил регистрацион­ный, т. е. упрошенный порядок приобретения гражданства отдельными категориями лиц. Он применяется к тем, кто, ис­торически или кровно связан с Россией и ее гражданами. Например, граждане бывшего СССР, постоянно проживаю­щие на территории других республик, входивших в состав Союза ССР, могут приобрести российское гражданство вплоть до 31 декабря 2000 года без каких-либо дополнитель­ных условий, кроме личного заявления о своем желании на его приобретение. Важно подчеркнуть, что это право распро­страняется на всех граждан бывшего СССР, независимо от их национальной принадлежности, т. е. речь идет не только о россиянах, оказавшихся после распада Союза за грани­цей, но и о лицах всех других национальностей.

Восстановление в гражданстве.

При общем порядке срок составляет 3 года. Срок может быть сокращен до 1 года в следующих случаях:

- при высоких достижениях лица;

- при предоставлении политического убежища;

- при признании беженцем;

- особые заслуги пред государством;

- военная служба по контракту;

В порядке регистрации Закон 98 года распространяется на лиц, у которых гражданство прекратилось в связи с установлением опеки и попечительства (изменение гражданства родителей в течение 5 лет по достижению 18 лет).

Особенностью является принятие Закона «О государственной политике за рубежом в отношении соотечественников», т. е. в отношении лиц, которые без свободного волеизъявления были лишены гражданства, либо утратили. Этот закон имеет свое распространение и в случае, если лицо вернулось жить в Россию, последний факт не так уж и важен, неважно вернулось лицо или нет, а гражданство необходимо вернуть. Срок при таких условиях сокращен до 3 лет.

Оптация.

При изменении границ государства, лицо самостоятельно выбирает гражданство. Заключается договор о сроках такого выбора, во время которого лицо выбирает либо следовать за территорией, либо оставить прежнее гражданство.

Иные основания.

К числу иных оснований также относят правило следования гражданства детей гражданству родителей (до достижения детьми 14 летнего возраста), опекунов или попечителей (в отношении недееспособных лиц).

  • Если родители лишены родительских прав и меняют гражданство, то на ребенке это никак не отражается.
  • Если родитель имеет иностранное гражданство и приобретает российское, то по заявлению родителей ребенок тоже может приобрести российское гражданство.
  • Если один родитель иностранец и приобретает российское гражданство, а второй родитель лицо без гражданства, то по заявлению родителя приобретающего российское гражданство ребенок приобретет российское гражданство.
  • Если один родитель лицо без гражданства и приобретает российское гражданство, а второй родитель иностранец, тогда гражданство ребенка определяется по совместному заявлению родителей.
  • Если ребенок является гражданином России и его усыновляют иностранцы, тогда за ребенком сохраняется российское гражданство.
  • Если ребенка усыновляют российские граждане или когда один усыновитель российский гражданин, а другой лицо без гражданства, тогда ребенок приобретает российское гражданство со дня усыновления по заявлению усыновителей.
  • Один родитель иностранец, другой российский гражданин живут на территории РФ и усыновляют ребенка – ребенок приобретет российское гражданство в упрощенном порядке.
  • В отношении недееспособных лиц, над которыми установлена опеке или попечительство российского гражданина, по заявлению российского опекуна (попечителя), недееспособное лицо приобретает российское гражданство.
  • Если ребенок находится в учреждении на полном государственном обеспечении, ребенок приобретает российское гражданство по заявлению руководителя соответствующего учреждения.
  • Если ребенок в отношении которого установлена опека или попечительство иностранным гражданином, приобретает российское гражданство, то по его заявлению ребенок имеющий иностранное гражданство приобретает российское гражданство вмести с ним.

Сравнительная характеристика Закона 1991 года с Законом 2002 года (предлагает Авокьян):

1) Закон 91 года выделял приобретение гражданства путем признания, т.е. рассматривается как способ приобретения гражданства. Но общество авторов: Кук, Авокьян, Котот и др., придерживаются иной позиции о признании. Они считают, что признание – это решение вопроса о том является лицо гражданином или нет.

Плюсы данной позиции: а) в отношении родившихся 30.12.1922 года – это день образования СССР; б) гражданами РСФСР признавались все граждане СССР, которые постоянно проживали на территории России, им предоставлялся 1 год для выбора гражданства.

2) О регистрации при наличии определенных условий в Законе 2002 года ничего не говорится. Под определенными условиями понимается: наступление 18 лет и в течение последующих 5 лет после наступления 18-летия, лицо, родители которого приняли гражданство другого государства, либо если гражданство было прекращено в связи с оформлением опеки и попечительства, может обратиться на имя Президента в органы ОВД, дипломатические и консульские учреждения за границей, если лицо проживает за границей.

В порядке регистрации гражданство приобретали следующие лица (по Закону 91 года):

- лица, у которых родные по прямой восходящей линии имеют российское гражданство;

- дети, родившиеся после прекращения гражданства родителей (по достижению детьми 18 лет и в течение последующих 5 лет после наступления 18-летия);

- один из родителей гражданин РФ на момент рождения ребенка, но ребенок приобретал иное гражданство.

В 1993 году, после того как союзные республики превратились в независимые государства, началась массовая миграция граждан бывшего СССР, проживавших на отделившихся территориях. В связи с этим был принят Указ Президента «О порядке рассмотрения вопросов гражданства» в 93 году в новой редакции. В пункте 18, термин «граждане бывшего СССР» стал применяться в отношении лиц не являющихся гражданами государств бывших в составе СССР. После прекращения действия этого пункта указанная категория лиц на территории России переходит в категорию лиц без гражданства. Бывшие граждане СССР имеющие статус беженцев приобретали гражданство в порядке регистрации.

- лица (иностранцы, либо лица без гражданства), у которых родственники по прямой восходящей линии состояли в гражданстве РФ по рождению, в течение 1года могут заявить свое желание о принятии гражданства (но после 6.02.93года этот пункт утратил силу);

- лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ или других республиках входивших в состав СССР по состоянию на 1.09.91, могли изъявить желание на приобретение гражданства в течение 1 года;

Новый Закон 1993 года предусматривает прием в гражданство по общим условиям, которые осуществляются согласно ст.13 ФЗ:

1. 5 лет срок проживания со дня получения вида на жительства, при этом срок должен быть непрерывным (т.е. покидать пределы РФ можно не более чем на 3 месяца). Закон 91 года предусматривал срок проживания 5 лет, при этом последние 3 года проживание должно быть непрерывным. Также в Законе 91 года ничего не говорится о моменте, с которого начинает исчисляться срок – считалось со дня обращения.

2. Обязательное соблюдение Конституции. В Законе 91г. об этом ничего не говориться. Также Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства от 14.11.2002г. предусматривает, что при подаче документов в них должно содержаться обязательство о соблюдении и верности Конституции и ФЗ. В этом же условии предусмотрено еще условие о законном источнике средств к существованию. Тоже Положение предусматривает необходимое предоставление справки о доходах физических лиц, декларации из налоговых органов, справка с места работы и т.д.

3. Отказ от иностранного гражданства, за исключением, если это предусмотрено международным договором, или отказ не возможен по причинам не зависящим от лица.

4. Владение русским языком на уровне достаточным для общения. При этом необходим документ, подтверждающий изучение русского языка. Но есть исключения, например это не обязательное условие для недееспособных лиц, инвалидов первой группы, мужчин достигших 65 летнего возраста и женщин, достигших 60 летнего возраста.

Прием в гражданство по общим основаниям предусматривает 5 летний срок проживания в РФ, но Закон 2002 года допускает сокращение срока, в отличие от Закона 1993 года, допускающего не только сокращение сроков, но и снятие требования о сроке вообще.

По новому Закону 2002 года предусмотрено 3 основания сокращения срока до 1 года для подачи заявления:

1) предоставление лицу политического убежища (в Законе 91г. были предусмотрены льготы вплоть до снятия срока, но речь шла не о политическом убежище, а просто об убежище, которое предоставлялось на определенный срок);

2) признание лица беженцем (срок сокращен до 1 года Законом 2002года, а Закон 91года сокращал срок вдвое);

3) наличия у лица особых достижений, заслуг, а также обладание профессией представляющей интерес для РФ (Закон 91 года раскрывал эти заслуги, а Закон 2002года не раскрывает этого перечня, но этот перечень содержится в Положении о порядке рассмотрения вопросов связанных с гражданством от 14.11.2002 года: общая характеристика заслуг сводиться к действиям способствовавшим поднятию престижа РФ);

Порядок обращения: обращаются к Президенту, Федеральному органу исполнительной власти, или к высшему должностному лицу субъекта. В обращении указывается, особые заслуги перед Россией и обосновывается целесообразность принятия в гражданство. При необходимости Федеральный орган государственной власти или высшее должностное лицо субъекта, уведомляют в письменной форме орган внутренних дел, а также дипломатическое представительство или консульское учреждение. К обращению прикладывается заявление лица имеющего заслуги перед Россией. При необходимости запрашивается дополнительная информация. Комиссия при Президенте, прежде чем направить обращение Президенту, направляет заявление в ФСБ для дачи заключения.

Граждане государств входивших в состав СССР проходящих не менее 3-х лет службу по контракту в ВС РФ, имеют право на получение гражданства с соблюдением следующих условий: соблюдение Конституции, наличие средств к существованию, отказ от иностранного гражданства, владение русским языком. Для остальных служащих в правоохранительных органах иностранных государств льгот нет. Также предусмотрено восстановление в гражданстве (Закон 91 года предусматривал восстановление путем регистрации: лиц, у которых гражданство прекратилось в связи с усыновлением, опекой или попечительством; лиц, у которых изменение гражданства произошло в связи с изменением гражданства родителей; либо это лица, которых выслали на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР), автоматически это не происходило, т.е. для этого надо было предоставить заявление и документы. Указом Президента восстановленными считались те граждане, которые выехали до 6.02.92 г.

Прием в гражданство в упрощенном порядке.

Имеется 2 особенности приема в гражданство в упрощенном порядке:

1. Лица с заявлением обращаются не на имя Президента, а в дипломатические и консульские учреждения за рубежом, и в ОВД.

2. В одних случаях не требуется соблюдение сроков проживания, в других случаях не требуется соблюдение требований предусмотренных ФЗ. Например, соблюдение Конституции и Законов, отказ от иностранного гражданства, и др.

Упрощенный порядок установлен для следующих лиц:

- лица, в отношении которых не устанавливается 5 летний срок проживания и лиц, которые могут ходатайствовать о гражданстве;

- лица, имеющие нетрудоспособного родителя, который имеет гражданство РФ;

- лица, имели гражданство СССР, проживали и живут в государствах входивших в состав СССР, и не получившие гражданства этих государств и остаются лицами без гражданства;

- граждане государств входивших в СССР, получивших образование в РФ (среднее или высшее) после 1.07.2002 года. Срок их обучения принимается как срок проживания.

Если речь идет об иностранцах или лицах без гражданства, то это:

- лица, которые родились на территории РСФСР, имели гражданства СССР;

- состоят в браке с гражданином в РФ не менее 3 лет (Закон 91года не предусматривал таких сроков);

- лица нетрудоспособные, имеющие детей достигших 18 лет и являющихся гражданами РФ

- иностранцы и лица без гражданства, проживающие и зарегистрированные в России по состоянию на 1.07.02 г. также получили разрешение на временное проживание позже. При этом они должны быть верны Конституции и законодательству РФ, и обратиться с заявлением об отказе от иностранного гражданства;

- ветераны ВОВ, им достаточно просто приехать жить на территорию РФ.

В статье 16 Закона 2002г. предусматриваются основания, по которым могут отклоняться заявления о приеме в гражданство:

- угроза конституционному строю и безопасности РФ, т.е. если лицо выступает за насильственное изменение конституционного строя, также создает угрозу безопасности для РФ какими – либо действиями, запрещенными Конституцией РФ, Уголовным Кодексом РФ. Причем эти действия должны быть фактическими, их наличие устанавливают компетентные органы. Закон 91года предусматривает это положение и еще предусматривает деятельность партий и организаций против насильственного изменения конституционного строя, но в Законе 2002года этого нет;

- лица, ранее выдворенные за пределы РФ (т.е.перед тем как подать заявление, лицо должно прожить 5 лет, если в течение этого срока его выдворили, то могут отклонить заявление о приеме в гражданство);

- лицом были предложены документы, содержащие ложные сведения, если в судебном порядке будет установлен факт использования заявителем ложных сведений, на основании которых принималось решение, то решение будет отменено. Отказ возможен и при проверке документов органами принимающие эти заявления, также органы принимающие документы могут опираться на данные предоставленные другими органами в форме документов или сведений;

- если лицо совершило уголовное преступление и имеет неснятую или непогашенную судимость; лицо, которое преследуется за совершенное преступление на территории РФ;

- военная служба в иностранном государстве или специальная служба (правоохранительные органы иностранного государства, в ОВД иностранного государства), если иное не предусмотрено международным договором.

Производство по делам о гражданстве.

Ходатайства по вопросам гражданства подаются на имя Президента РФ через органы внутренних дел по месту жи­тельства заявителя. При этом в случаях, когда приобретение или прекращение гражданства РФ оформляется в порядке регистрации (то есть в упрощенном порядке), подаются за­явления. В случаях, не подпадающих подрегистрационный порядок, оформляются ходатайства. Сотрудник органов внут­ренних дел проверяет правильность заполнения заявления или ходатайства, соответствие указанных в нем данных с предъявленными документами, наличие квитанции об упла­те госпошлины, удостоверяет своей подписью подлинность составленных в его присутствии объяснений, заявлений и со­ответствие копий документов подлинникам, а также разъяс­няет заявителю последствия изменения гражданства (поря­док проживания на территории России, выезда за границу, отношение к воинской обязанности и другие).

Все необходи­мые и правильно оформленные материалы направляются в соответствующие управления внутренних дел краев, областей для проверки по учетам информационных центров (ИЦ) по месту жительства заявителей. Кроме того, по ходатайствам оприобретении или прекращении гражданства РФ област­ные (краевые) УВД направляют все материалы на заключе­ние в территориальные органы Федеральной службы контр­разведки РФ, проводят соответствующие проверки по уче­там. После, возвращения материалов органы внутренних дел выносят по ним заключения и все материалы направляют в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ для принятия окончательного решения. В осуществление своих полномочий в области гражданства Президент РФ издает указ (о приеме в гражданство РФ, выходе из гражданства РФ).

Строгие, четкие процедуры решения вопросов гражданст­ва соответствуют важности этих вопросов как для каждого в отдельности гражданина, его последующего правового по­ложения, так и для самого государства, для защиты его на­циональных интересов и государственного суверенитета.

Дело А. Б. Смирнова. Правовая позиция Конституционного суда на предмет проверки конституционности ФЗ «О гражданстве».

Постановление Конституционного Суда от 16.05.1996 г.

По делу о проверке конституционности п. «г» ст.18 Закона РФ «О гражданстве РФ» в связи с жалобой А.Б. Смирнова.

Поскольку многие люди были не довольны тем, что они родились в России и русские по национальности, они должны доказывать это стране путем приобретения гражданства в порядке регистрации, а не в порядке признания – вариант доказывания принадлежности конкретному государству, путем ответа да, нет.

Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба А.Б. Смирнова на нарушение его конституционного права ст.18 ФЗ «О гражданстве РФ», регулирующей вопросы приобретения гражданства в порядке регистрации, п. «г» которой был применен при разрешении исковых требований заявителя. По его мнению, данная норма, согласно которой граждане бывшего СССР, проживающие на территориях государств, входивших в состав бывшего СССР, а также прибывшие для проживания на территории РФ после 6.02.1992 г., приобретают гражданство РФ в порядке регистрации, не соответствует ч3ст.6, ч2ст.17, ч2ст.55 Конституции РФ.

Установил:

1. А.Б. Смирнов родился 9 декабря 1950 года на территории РСФСР – в деревне Клинники Пушкинского района Московской области и до 1979 года проживал в городе Химки Московской области. В 1979г. в связи с регистрацией брака он выехал в Литву на постоянное жительство. В 1992 г. А.Б. Смирнов расторг брак и 8декабря того же года вновь прописался в городе Химки Московской области.

Паспортный отдел ГУВД Администрации Московской области отказал А.Б. Смирнову в выдачи вкладыша к паспорту гражданина СССР, свидетельствующего о принадлежности к гражданству РФ. Смирнов обратился в суд, но все судебные инстанции отказали ему по причине, невозможности признать его гражданином, т. к. на момент вступления в силу Закона «О гражданстве РФ» он проживал за пределами РФ, но имеет право на приобретение российского гражданства путем регистрации как состоявший в гражданстве РФ по рождению (ч.2 ст.13 ФЗ «О гражданстве РФ»).

2. А.Б. Смирнов оспаривает конституционность пункту «г» ст.18 Закона «О гражданстве РФ», непосредственно примененного в его деле.

Однако эта норма применена фактически не в целом, а только в части, касающейся приобретения российского гражданства лицами, которые:

· родились на территории, входившей на момент их рождения в составе территории РФ;

· являлись гражданами бывшего СССР;

· не изъявили свободно своего желания прекратить принадлежность к гражданству РФ;

· выехали ранее на постоянное жительство за пределы РФ, но в пределах бывшего СССР;

· не являются гражданами других государств, входивших в состав бывшего СССР;

· и в последствии вернулись на постоянное жительство в пределы РФ.

Согласно ч.3ст.74 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» Конституционный Суд РФ принимает решение только по предмету, указанному в обращении, т. е. п. «г» ст.18 Закона РФ «О гражданстве РФ», затрагивающей конституционные права лиц, положение которых определяется совокупностью названных выше юридических фактов.

3. При рассмотрении вопроса о гражданстве А.Б. Смирнова суды и другие правоприменительные органы руководствовались положениями ч.1 ст.13 и п. «г» ст.18 Закона РФ «О гражданстве РФ», придавая этим нормам смысл, исключающий признание его гражданином РФ по рождению. Поскольку на день вступления в силу названного закона, А.Б. Смирнов отсутствовал на территории РФ в связи с проживанием на день вступления в силу Закона в одной из республик бывшего СССР – Литве, таким образом, исходя из буквального смысла п. «г» ст.18 Закона, как свидетельствующий об утрате им российского гражданства.

Между тем, согласно ч.2 ст.13 лица, родившиеся 30 декабря 1922 года и позднее и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве РФ по рождению, если они родились на территории России. Из этого положения вытекает, что такие лица состояли в российском гражданстве уже с момента рождения в силу ч.3 ст.6 Конституции не могут считаться лишившимися этого гражданства, если только не утратили его по собственному свободному волеизъявлению.

Следовательно, употребленное в ч.2 ст.13 Закона «О гражданстве РФ» выражение «считаются состоявшими в гражданстве РФ» означает, что такие лица считаются состоявшими в российском гражданстве по рождению не только в прошлом, до утраты ими гражданства СССР, но и после этого они продолжали и продолжают сохранять российское гражданство вплоть до момента, пока оно не будет прекращено по их собственной воле. Они не утрачивают его в силу факта проживания за пределами РФ на момент вступления в силу названного закона, т. к. в его ст.4 установлено, что проживание гражданина РФ за ее пределами не прекращает российское гражданства.

Таким образом, факт нахождения гражданина бывшего СССР за пределами РФ в момент вступления в силу Закона «О гражданстве РФ» может рассматриваться как одно из условий для приобретения гражданства РФ в порядке регистрации только в отношении Лий, которые не считаются состоявшими в гражданстве РФ по рождению. Иное понимание не соответствует ст.27 Конституции РФ, согласно которой гражданин РФ имеет право свободно выезжать за пределы РФ, не утрачивая гражданства, и беспрепятственно возвращаться в РФ.

Придание обжалуемой норме Закона в процессе правоприменительной практике смысла, фактически подтверждающего прекращение гражданства РФ по рождению без свободного волеизъявления гражданина, противоречит ч.3 ст.6 Конституции РФ, в соответствии с которой гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства. Это конституционное положение согласуется с ч.2 ст.15 «Всеобщей декларации прав человека» утвержденной и провозглашенной Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 года, которая устанавливает, что «никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство», тем самым подчеркивая, что лицо выступает как полноправный субъект, что обязывает государство обеспечивать уважение достоинства личности (ч.1 ст.21 Конституции РФ) при реализации права на гражданство.

Произвольное, без учета волеизъявления гражданина лишение или даже временное прекращение законно приобретенного гражданства, нарушая ст.6 Конституции РФ, умоляет достоинство личности, что в соответствии с Конституцией РФ является не допустимым кА при издании, так и при применении законов.

4. Из п. «г» ст.13 и ст.18 Закона РФ «О гражданстве РФ» следует, что их действие распространяется на граждан бывшего СССР, родившихся на территории России, проживавших за ее пределами и возвратившихся для постоянного проживания на российскую территорию:

а) до прекращения существования СССР;

б) после прекращения существования СССР, но до вступления в силу Закона РФ «О гражданстве РФ»;

в) после 6 февраля 1992 года, т. е. после вступления названного закона в силу.

Закон устанавливает единый порядок приобретения российского гражданства, как для первой, так и второй категории лиц, а именно путем признания (ст.13). Требования же, предъявленные Законом к третьей категории лиц, являются существенно иным: такие лица должны пройти процедуру регистрации (п. «г» ст.18). В то же время признание и регистрация как процедуры приобретения гражданства существенно различаются по условиям и правовым последствиям.

Согласно ст.13 Закона и Указу Президента РФ от 10.04.1992г. (в редакции от 27.12.93г), признание принадлежности к гражданству РФ не требует ни каких - либо действий со стороны граждан, ни вынесения по этому вопросу какого бы то ни было решения государственными органами. При признании бывших граждан СССР гражданами РФ на основании ст.13 Закона они считаются состоящими в гражданстве с момента первоначального приобретения ими гражданства Союза.

Приобретение гражданства по другой процедуре – в порядке регистрации требует подачи соответствующего заявления с приложением ряда документов, по которому должно быть принято решение полномочным государственным органом. Только с момента принятия такого решения согласно ст.42 Закона РФ «О гражданстве РФ» лицо считается приобретшим российское гражданство и, следовательно, обладает также и такими конституционными правами, условием реализации которых является принадлежность к гражданству, включ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: