Государственный строй

Императору принадлежала неограниченная власть, закрепленная в виде нормат актов. С 1721 года синод провозгласил титул императора. Воинский устав провозгласил, что император - самовластный монарх, власть монарха - есть самодержавная, неограниченность императорской власти распространялась и после его смерти. В 1722 году был издан устав О НАСЛЕДИИ ПРЕСТОЛА, который ввел завещательный принцип престолонаследия и установил право царствующего императора определять будущего наследника престола. Этот устав действовал до 1797 года. Его отменил Павел 1 и установил, что престол на следуемая по праву первородства по мужской линии. Женщины могли получить право на престол при пресечении мужского потомства.

Абсолютная власть императора наиболее полно защищала интересы дворянства. Преобразования, проведенные Петром Первым законодательно закрепили абсолютизм и сформировались такой гос аппарат, который бы беспрекословно выполнял решения императора, которому принадлежала неогр законод, исполн, распоряд власть. Император был высшей суд инстанцией в суд системе, но естественно в выполнении задач, стоящих перед гос, выполняли те гос органы, которые были созданы Петром и были послушны ему. Таким органом был Сенат, который был учрежден в 1711 году, компетенция сената, порядок работы было определено указом Петра первого 1722 года О ДОЛЖНОСТИ СЕНАТА. Сенат был органом, который по поручению царя решал вопросы внутр политики, руководил финансами, мануфактурами, правосудием, комплектовал армию, руководил строительством и тд. Сенаторы входили в состав коллегий, во время отсутствия императора сенат имел право издавать законы, сенат осуществлял надзор за деятельностью всех гос органов и должност лиц. Эти функции выполняли ФИСКАЛЫ во главе с ОБЕРФИСКАЛОМ. Сведения о нарушениях и злоупотреблениях, добытые фискалами, рассматривались в расправной палате, а результаты докладывала сенату. Из других должностей, состоявших при сенате был ГЕНЕРАЛ-РЕКЕТМЕЙСТЕР, который принимал жалобы на неправильные действия коллегии. ГЕРОЛЬД-МЕЙСТЕР контролировать прохождение дворянами военной службы. Особое место среди должностных лиц сената был ГЕНЕРАЛ-ПРОКУРОР и его помощник ОБЕР-ПРОКУРОР. Эти должности учрежденные Петром Первым по указу от 12 янв 1722 года. Первый прокурор - Ягужинский. Генерал-прокурор был руководителем сената и высшим должн лицом среди прочих лиц, при сенате действовала канцелярия во главе с обер-секретарем.

Частые отъезды Петра Первого побудили создать высший гос органис более широкими полномочиями, чем ближняя канцелярия и консилия министров. 22 фев 1711 года на кануне отправления в Прутский поход утвердил указ об учреждении правительственного сената и, видимо, он предполагал его как временный орган, но вскоре он превратился в постоянно действующее высшее правительственное учреждение.

Сенат предст собой коллегиальный орган, члены которого назначались царем. Из 9 членов сената только 3 были представителями старинной титулованной знати(Долгорукий, кн Волконский и Галицын), а остальные были малознатными. В первые деятельности сената при нем была учреждена канцелярия во главе с ОБЕР-СЕКРЕТАРЕМ. Были приняты указы, которые определяли функции и порядок деятельности сената, который должен был заботиться о соблюдении правосудия, о гос доходах и расходах, о явке дворян на службу и др. В первые годы функции сената были разнообразны и неопределенные, а компетенция очень широкой. Однако уже в этот период царь не разделял своей власти с сенатом, а контролировать его деятельность. Сенат был законосовещательным учреждением за искл немногих чрезвыч случаев, когда в отсутствии царя он выполнял законод. функции. Указом об учреждении сената в его ведение были переданы дела разрядного приказа. Сам приказ упразднили, а в составе канцелярии сената создали особый разрядный стол, который вел списки служилых людей, устраивал смотры дворян, вел борьбу с теми, кто уклонялся от службы и тп.

Сенат был органом надзора за правительственным аппаратом и должностными лицами. Этот надзор осущ первонач ФИСКАЛЫ с 1711 года. В их задачу входило тайно подслушивать, доносить о преступлениях, наносящих вред гос-ву(нарушение законов, взятничество, казнокрадство и тд.). За несправедливые доносы фискал не наказывался, а за подтвержденные он вознаграждался. Фискалами руководил ОБЕР-ФИСКАЛ, который поддерживал связь с фискалами через фискальный стол канцелярии сената. Доносы фискалов рассматривало и ежемесячно докладывала сенату РАСПРАВНАЯ палата, восстановленная при сенате в 1712 году особое суд присутствие из 4-х судей и 2-х сенаторов. С 1713 - 1720 в подчинении сената был поместный приказ. Сенат уже стал бюрократия учреждением со штатом назначаемых чиновников, делопроизводителей и подведомственными учреждениями.

С Созданием коллегий президенты их с 1718 года вошли в состав сената, но уже По указу 12 янв 1722 года Петр Первый был вынужден признать присутствие президентов в сенате нежелательном и неправильным, т.к. он считал, что это затруднились надзор за коллегиями и отвлекало президентов от их непосредственных дел. В сост сената после этого указа остались президенты лишь 4-х коллегий: иностранной, военной, адмиралтейской, временной берг-коллегий. После создания коллегии сенат был разгружен от множества второстепенных дел по вопросам управления. В 1722 году во главе сената был поставлен ГЕНЕРАЛ-ПРОКУРОР. Перед отъездом в Астрахань Петр Первый представил сенату назначенного Ягужинского и заявил:"Вот мое око, коим я буду все видеть. Он знает мои намерения и желания. Что он заблагорассудит, то он и делает. " ближайшим помощником генрала-губернатора был обер-прокурор и во все суд учреждения были назначены прокуроры.

В отличие от своих предшественников по надзору за счетом генерал-прокурор получил огромные права, закрепление в законодательстве. На него был возложен надзор за все распорядком работы сената: он созывал сенаторов, наблюдал за посещением ими заседаний, председательствовал во время заседаний, ему же подчинились генерал-фискалы и канцелярия сената. Прокурор обладал даже правом законод инициативы. Мнение генерал-прокурора оказывало влияние на сенатские приговоры.

Созданный к концу правления Петра Первого сложный бюрократ аппарат требовал надзора. С учреждением коллегий сенат был разгружен от множества админ дел, и значение сената как органа надзора значительно возросло. И главную роль играл генерал-прокурор, который, действуя через подчиненных ему прокуроров и фискалов, решал все важнейшие гос проблемы. В 1722 году была учреждена контора в Москве, а также должности ГЕРОЛЬДМЕЙСТЕРА и ГЕНЕРАЛ-РЕКЕТМЕЙСТЕРА с соответвующими конторами. Сенатская контора осущ надзор за находящимся в Москве конторами(фискалами, коллегий). Герольдмейстеру было поручено следить за прохождением воинской службы дворян, представлять их на гос должности, надзирать за образованием молодых дворян, вести дворянские списки, а в последствия составлять гербы дворян. Генерал-рекетмейстер принимал жалобы на неправильные решения и волокиту в коллегиях, рассматривал эти жалобы и докладывал сенату. Таким образом, сенат надзирал за службой господствующего класса в аппарате гос-ва, а также за законностью действий коллегий и их оперативностю.

Сенат контролировать финансовые вопросы и в составе сената была учреждена РЕВИЗИОН-КОНТОРА. За 14 лет существования в период правления Петра 1 сенат из высшего органа правления гос-ва превратился в высший орган надзора за управлением в гос-ве.

Крупнейшим феодалом была церковь, которая сохр полит самост. Когда в 1700 году умер патриарх Адриан, Петр 1 решил "обождать" с избранием нового патриарха и временно во главе всего духовенства был назначен рязанский митрополит Стефан Яворский, которого стали называть "местоблюстителем патриаршего престола" и по всем важнейшим вопросам он должен советоваться с епископами, вызываемыми поочередно в Москву. Эти совещания именовали ОСВЯЩЕННЫМ СОБОРОМ. Однако они в зачатке предст собой подобие дух коллегии.

Патриарший разряд был упразднен, а его функции были переданы в 1701 году монастырскому приказу, во главе которого стояли боярин Мусин-Пушкин и дьяк Зотов. Собранные приказом доходы использовались на гос нужды.

Высоко образованный деятель церкви, поклонник преобразований Петра 1 псковский епископ Прокопович по заданию Петра и с его помощью составил "дух регламент " и научный трактат, в которых давалось теоретическое обоснование абсолютизма. Царь утвердил этот регламент, и в 1721 была учреждена дух коллегия, которая вскоре была преобразована в святейший правительствующий синод.

В ведении синода находились чисто церковные дела (толкование церк догм, распоряжения о молитвах, о церковных службах, о житиях святых, цензура дух книг, борьба с ересями и расколами, заведование учебными заведениями, назначение и смещение церк должност лиц, о мощи икон чудотворных). Синод обладал функциями дух суда, судил представителей духовенства, граждан по некот категорям гражд дел, сомнительных дух завещания рассматривал, а из уг дел - дела по вероотступничеству.

Синод состоял из 12 членов, назначенных царем из представителей высшего духва. При вступлении в должность члены синода приносили присягу на верность императору. Для надзора за деятельность синода Петр Первый назначил обер-прокурора из офицеров и только доброго человека, кто бы имел смелость и знать вопросы управления синодом. Ему подчинились канцелярии и церк феодалы. Первым обер-прокурорм синода был назначен Болдин. Церк имуществом, землями управлял монастырский приказ, подчиненный синоду.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: