Положения органов артикуляции при произнесении гласных звуков

ТЕХНИКА И КУЛЬТУРА РЕЧИ ДИКТОРОВ ТЕЛЕВИДЕНИЯ И РАДИО

(Тренинги, упражнения по технике речи и постановке голоса. Логика речи. Орфоэпия)

1.Комплекс упражнений по постановке дыхания на опоре:

а) Упражнение «Задуй свечу»

б) Выполнение дыхательной гимнастики А.Стрельниковой. Упражнения для головы: «Повороты», «Ушки», «Малый маятник».

в)Выполнение дыхательной гимастики А.Стрельниковой. Основные движения: «Обними плечи», «Насос», «Большой маятник»

Все упражнения выполняются по схеме: 8-16-32-64-96 раз, в три подхода.

2 ) Артикуляционная гимнастика.

Упражнения для губ:

1.Волейбольная сетка.

2. Хобот

3. Маятник

4. Круговые движения хоботом

5. Массаж губ: а) покусывание, б) «кто сильней»

6. Сигнал (установка на звуки «и», «у»)

7. Верблюд

8.Расслабление

Упражнения для языка:

1. Круговые движения языком за губами, перед зубами

2. Жало

3. Большой мост.

4. Массаж купола ротовой полости

5. Уздечка.

6. Малый мост.

7. Нос.

8. Подбородок

9.Лодочка

10. Трубочка.

11. Дразнилки.

Упражнения для нижней челюсти:

«Кто сильней»

Расслабление

Выдвижение н/ч вперед

Маятник

Круговые движения в горизонтальной плоскости

Круговые движения в вертикальной плоскости.

Верблюд-2

Расслабление

3. Снятие лицевых зажимов:

Массаж лицевых мышц

Упражнение «Маски»

4. Подготовка резонаторов к работе:

1.Разогревающий и вибрационный массаж грудного резонатора

2.Выведение звука в ротовой резонатор. Упр. «Полоскание»

3. Выведение звука «М» в носовой резонатор. Вибрационный массаж.

4. Выведение звука в головной резонатор

5. Микст

5. Постановка гласных звуков:

1.Функции гласных звуков:

- Смысловая

- Эмоциональная

-Музыкальная.

2.Тренинг гласных звуков с выведением в резонаторы:

- ми-мэ-ма-мо-му-мы, ме-мё-мю-мя

- мим-мэм-мам-мом-мум- мым, мем- мём-мюм-мям

- ми-ми-мим, мэ-мэ-мэм, ма-ма-мам, мо-мо-мом, му-му-мум, мы-мы-мым,

ме-ме-мем, мё-мё-мём,мю-мю-мюм, мя-мя-мям.

Положения органов артикуляции при произнесении гласных звуков.

· И - Нижняя челюсть слегка опущена. Верхняя губа поднята. Края нижних и верхних резцов обнажены. Расстояние между зубами небольшое (2 – 3 мм). Кончик языка упирается в нижние резцы.

· Э - Нижняя челюсть опущена несколько больше, чем при произнесении И. Верхние резцы обнажены. Расстояние между зубами – 1,5-2 см., кончик языка у нижних резцов.

· А - Рот раскрыт. Нижняя челюсть опускается больше, чем при произнесении Э. Края верхних резцов обнажены. Расстояние между передними зубами – 2 см. Язык лежит плоско на дне ротовой полости.

· О - Губы имеют округлую форму и выдвинуты вперед. Язык несколько оттянут назад. Нижняя челюсть опущена на расстояние 1,5 см. между передними зубами.

· У - Губы выдвинуты вперед в виде воронки. Язык сильно оттянут назад.

· Ы - Артикуляция Ы такая же, как при произнесении И; меняется только положение языка. Кончик языка оттянут назад (как при О).

Йотированные звуки Е, Я, Ё, Ю состоят из согласного звука [Й] и гласных звуков [Э], [А], [О], [У].

Упражнения на гласные звуки могут служить хорошей артикуляционной гимнастикой.

Произнесение гласных звуков в различных сочетаниях способствует развитию и укреплению верхней губы, языка, нижней челюсти.

Гласные звуки образуют мелодику речи, ее звучность. Гласных звуков 6:

[И], [Э], [А], [О], [У], [Ы].

Из этих звуков составьте таблицу, которая будет взята за основу тренировки:

И – Э, И – Э, И – Э;

Э – А, Э – А, Э – А;

А – О, А – О, А – О.

У – Ы, У – Ы, У – Ы;

О – У, О – У, О – У;

Это упражнение можно комбинировать по-разному, изменяя порядок и последовательность гласных, а затем и согласных звуков.

Для тренировки внимания рекомендуется добиваться различных акцентов:

И – Э – А – О – У – Ы Под ударением первый звук, остальные произносятся ровно;

И – Э – А – О - У – Ы. Под ударением второй звук и т. д.

ЙОТИРОВАННЫЕ ЗВУКИ: Е, Я, Ё, Ю звуки образуются из сочетания двух звуков для каждой согласной: Е=Й+Э, Я=Й+А, Ё=Й+О, Ю=Й+У.

Для выполнения упражнений нужно чередовать гласные звуки с йотированными.

Например: Э–Е, А–Я, О–Ё, У-Ю.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: