Служебная переписка организации является носителем определенной информации и является правовым документом.
Письмо — обобщенное название различных по содержанию документов, пересылаемых по почте, курьером, посредством факсимильной связи, электронной почтой и т.д. рекомендуется.
Письмо должно имеет реквизиты:
1. Наименование организации и ее справочные данные;
2. дата, регистрационный номер;
3. ссылка на дату и номер полученного письма (в письмах-ответах);
4. адресат;
5. заголовок к тексту (отвечающий на вопрос "о чем?");
6. текст;
7. отметка о наличии приложений;
8. подпись;
9. отметка об исполнителе.
Текст письма должен быть лаконичным, последовательным, убедительным и корректным.
Служебная переписка включает много видов и разновидностей служебных писем
Письмо-просьба. Излагая какую-либо просьбу, необходимо подчеркнуть заинтересованность в ее исполнении и заранее выразить благодарность за усилие по ее исполнению
Письмо-запрос - представляет собой обращение с просьбой дать информацию о каких-либо данных или услугах.
|
|
Письмо-предложение содержит заявление о желании сотрудничать. Используются выражения
Сопроводительное письмо - сообщает факт отправки прилагаемых к этому письму документов или материальных ценностей.
Гарантийное письмо - составляется с целью подтверждения определенных обещаний или условий, как правило, заверяется печатью организации.
Письмо-подтверждение – направляется для подтверждения получения документов и материальных ценностей
Письмо-извещение – сообщает или подтверждает что-либо. Обычно они являются ответом
Письмо–напоминание следует направлять тогда, когда не удается с помощью телефонных переговоров или личного контакта получить необходимый ответ
Письмо-приглашение и письмо–поздравление - может адресоваться конкретному должностному лицу или нескольким лицам
Циркулярные письма - это письма от вышестоящей организации. Как правило, они носят распорядительный характер.
34. ДЕЛОВАЯ РЕЧЬ И ЕЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
Деловую речь отличают, прежде всего, ясность, точность, краткость, систематичность.
Ясность - простой, понятный язык без злоупотребления иностранными словами, жаргоном.
Точность - приведенные факты отражают действительное положение вещей, а содержание документов точно выражает мысли автора, не вызывая иного толкования отдельных слов и фраз.
Краткость - полнота содержания документа, а также ясность и точность изложения достигнуты без лишних слов, фраз и повторений.
Систематичность - логическая последовательность изложения документов.
|
|
В коммерческой практике термином официально-деловой стиль принято называть язык служебных, в первую очередь организационно-распорядительных документов (приказы, распоряжения, протоколы, акты и др.). Язык коммерческих документов в сравнении с другими имеет резкое сужение диапазона используемых речевых средств: высокую степень повторяемости отдельных языковых форм на определенных участках текстов документа.
Необходимыми качествами делового стиля служебных документов являются полнота и своевременность, лаконизм формулировок, предельно четкое отражение сведений, имеющих правовую силу.
Деловая речь формируется с учетом требований этики делового общения (этикета).
Деловой этикет требует, чтобы документы были достоверными, объективными, убедительными. Точность в подборе фактов, оценка ситуации особенно необходима в документации, отражающей конфликтные моменты в сфере деловых отношений
Нормой делового этикета является нейтральный тон изложения документов
Недопустимо использование разговорных, просторечных, жаргонных, диалектных и других слов и фразеологических оборотов.
В деловой речи следует учитывать лексическую сочетаемость
Деловая речь становится фразеологически устойчивой, наполняется готовыми формулами, трафаретами, штампами.
В деловой речи следует употреблять наиболее точные, простые, общеупотребительные коренные русские слова. Не следует увлекаться иностранными словами, обитающими в коммерческой терминологии (менеджмент, маркетинг, конъюнктура
В деловой речи и тем более в служебной переписке не рекомендуется употреблять малопонятные слова старославянского происхождения и отжившие канцелярские слова,
. Их следует заменять на слова современного стиля
В деловой речи недопустимы восклицательные и вопросительные предложения с выражением иронии, шутки и иных эмоций
35. ЛОГИЧЕСКОЕ ПОСТРОЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ
Текст служебных документов должен содержать элементы логики, необходимые для последовательного изложения содержания. В документах различают три логических элемента - заключение, доказательство и введение.
Деловая часть письма, содержащая формулировку его цели, называется заключением.
Как видим, заключение может быть активным или пассивным.
Активное заключение бывает прямым или косвенным. Прямое заключение непосредственно побуждает к определенным действиям..
В косвенном заключении нет непосредственного воздействия и побуждения. В нем только указывается действие, которое ожидается от адресата
В служебной переписке лучше пользоваться прямыми активными заключениями, имеющими более определенную форму.
Кроме заключения, деловые письма содержат доказательство. Цель его - доказать адресату целесообразность, необходимость, своевременность требования, содержащегося в заключении
Активное заключение точно указывает, какое действие должен произвести адресат. Цель пассивного заключения - уведомить адресат о каком-либо факте, обстоятельстве и т.д.
В доказательстве могут быть изложены обстоятельства и доводы, показывающие необходимость выполнения требования заключения,
Факты, доводы, соображения, приведенные в доказательствах, излагаются в самых различных вариантах в зависимости от обстоятельства дела
Для многих деловых писем необходимо введение. Во введении указывают причины составления документа, иногда кратко излагают историю вопроса, если необходимо ссылаются на директивы вышестоящих органов. В отдельных случаях во введении указывают зависимость между данным письмом и посланным ранее,
36. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОКУМЕНТООБОРОТА
Под документооборотом понимается движение документов на предприятии, в учреждении с момента их получения или создания до завершения исполнения или отправки.
|
|
Основными принципами организации документооборота являются следующие
-прохождение документов должно быть оперативным.
-каждое перемещение документа должно быть оправданным, необходимо исключить или ограничить возвратные перемещения документов;
-порядок прохождения и процессы обработки основных видов документов должны быть единообразными.
Основная задача организации документооборота - прямоточность в движении документов, однократность и единообразие их обработки.
Учет объема документооборота осуществляется с целью получения данных для расчета штатной численности персонала делопроизводственной службы, выбора технических средств при механизации и компьютеризации делопроизводственных процессов и корректировки загрузки подразделений и отдельных исполнителей работой с документами.
Существует три основные формы организации работы с документами: централизованная, децентрализованная и смешанная.
Централизованная форма организации документооборота применяется на предприятиях с небольшим документооборотом; при децентрализованной форме работы с документами все операции выполняются в структурных подразделениях. Смешанная форма работы с документами используется на крупных предприятиях со сложной структурой и большим объемом документооборота.