Понятие и полномочия органов предварительного следствия

К органам, осуществляющим предварительное следствие, относятся органы государственной безопасности и Следственный комитет.

Предварительное следствие производится органами государственной безопасности по следующим уголовным делам: Террористический акт против представителя иностранного государства; Нападение на учреждения, пользующиеся международной защитой; международный терроризм, экспорт или передача в целях экспорта объектов экспортного контроля; контрабанда; Терроризм;

Угроза совершением акта терроризма; Финансирование деятельности террористической организации. Измена государству. Установление сотрудничества со специальной службой, органом безопасности или разведывательным органом иностранного государства. Заговор или иные действия, совершенные с целью захвата государственной власти. Шпионаж. Агентурная деятельность. Террористический акт. Диверсия. Призывы к действиям, направленным в ущерб внешней безопасности Республики Беларусь, ее суверенитету, территориальной неприкосновенности, национальной безопасности и обороноспособности. Незаконное пересечение Государственной границы Республики Беларусь. Умышленное разглашение государственной тайны. Разглашение государственной тайны по неосторожности. Умышленное разглашение служебной тайны.

Предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями Особенной части Уголовного кодекса Республики Беларусь, за исключением указанных в части 2 настоящей статьи, а также по уголовным делам, возбужденным по фактам исчезновения лиц в соответствии с пунктом 2 статьи 167 настоящего Кодекса, производится следователями Следственного комитета Республики Беларусь.

Следственный комитет в целях реализации возложенных на него задач и функций имеет право:

14.1. запрашивать и получать в установленном порядке на безвозмездной основе от государственных органов и иных организаций документы, материалы и иную информацию, необходимые для выполнения возложенных на Следственный комитет задач, иметь безвозмездный круглосуточный доступ к информационным системам, базам и банкам данных государственных органов и иных организаций с соблюдением требований законодательства об обеспечении защиты информации;

14.2. требовать и получать от организаций и граждан необходимые сведения и объяснения, относящиеся к находящимся в производстве уголовным делам и материалам проверок, назначать инвентаризации и проводить в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством проверки, истребовать и при необходимости в установленном порядке изымать документы, образцы сырья, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции, опечатывать кассы, помещения и места хранения документов, денежных средств и иного имущества;

14.3. приобретать и использовать в установленном порядке оружие, боеприпасы к нему, специальные и транспортные средства, в том числе оперативного назначения, средства связи, организационную технику, средства и системы охраны, здания, сооружения и другое имущество;

14.4. привлекать в установленном порядке к участию в проверках заявлений и сообщений о преступлениях должностных лиц иных правоохранительных, контролирующих (надзорных) органов, а также специалистов других государственных органов и иных организаций;

14.5. поощрять граждан, внесших значительный вклад в оказание помощи Следственному комитету;

14.6. выпускать печатные средства массовой информации за счет средств, предусмотренных в республиканском бюджете на содержание Следственного комитета, и иных источников, предусмотренных законодательством;

14.7. осуществлять иные полномочия, предусмотренные законами и решениями Президента Республики Беларусь.

15. Сотрудники Следственного комитета при осуществлении полномочий, возложенных на них уголовно-процессуальным законодательством, вправе:

15.1. беспрепятственно входить на территории и в помещения, занимаемые государственными органами и иными организациями, и иметь доступ к их документам и материалам в целях проверки находящегося у них в производстве заявления (сообщения) о преступлении или осуществления предварительного следствия по уголовному делу;

15.2. входить с соблюдением установленного порядка в жилые и иные законные владения граждан, на принадлежащие им земельные участки при пресечении совершения преступления, преследовании лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении преступлений, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление;

15.3. требовать и получать от должностных лиц государственных органов и иных организаций необходимые документы, материалы, иные сведения, требовать от них выделения специалистов для выяснения вопросов, возникших в ходе проверки заявления (сообщения) о преступлении и осуществления предварительного следствия по уголовному делу;

15.4. использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства, принадлежащие организациям или гражданам, для выполнения неотложных служебных обязанностей, связанных с преследованием лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении преступлений, при принятии надлежащих мер по обеспечению безопасности водителя и пассажиров транспортного средства, а также использовать при необходимости в служебных целях средства связи, принадлежащие организациям или гражданам. По требованию собственников (владельцев) транспортных средств, средств связи им в установленном порядке Следственным комитетом возмещаются расходы (причиненный вред);

15.5. направлять в установленном порядке на освидетельствование лиц на предмет употребления алкоголя, наркотических средств, психотропных, токсических и других одурманивающих веществ, если результат освидетельствования имеет значение для подтверждения или опровержения факта преступления или обстоятельств его совершения;

15.6. проверять у граждан при производстве по материалам и уголовным делам документы, удостоверяющие их личность;

15.7. изымать имущество и предметы, запрещенные к обороту на территории Республики Беларусь, документы, имеющие признаки подделки, информационную продукцию, содержащую призывы к экстремистской деятельности либо пропагандирующую такую деятельность, и принимать по ним решения в соответствии с законодательством;

15.8. временно ограничивать или запрещать доступ граждан на отдельные участки местности и объекты, обязывать их покинуть определенное место для проведения процессуальных действий;

15.9. вносить в установленном порядке в государственные органы, иные организации и должностным лицам представления об устранении нарушений закона, причин и условий, способствующих совершению правонарушений;

15.10. осуществлять иные полномочия, предусмотренные законами и решениями Президента Республики Беларусь.

Органы государственной безопасности при выполнении возложенных на них задач в пределах своей компетенции вправе:

осуществлять оперативно-розыскную деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

устанавливать на конфиденциальной основе отношения сотрудничества с лицами, давшими на то согласие;

осуществлять проникновение в специальные службы и организации иностранных государств, проводящие разведывательную и иную деятельность, направленную на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь, а также в организованные преступные группы и преступные организации;

принимать решения по организации контртеррористических операций, обязательные для субъектов, непосредственно осуществляющих борьбу с терроризмом;

осуществлять дознание и предварительное следствие по делам о преступлениях, которые законодательными актами Республики Беларусь отнесены к ведению органов государственной безопасности, иметь и использовать следственные изоляторы;

выносить официальные предупреждения физическим лицам о недопустимости незаконных действий при проведении профилактической работы по предупреждению и предотвращению преступлений, дознание и предварительное следствие по которым законодательными актами Республики Беларусь отнесены к ведению органов государственной безопасности;

получать безвозмездно от государственных органов, общественных объединений и иных организаций информацию и (или) материалы, необходимые для выполнения возложенных на органы государственной безопасности задач, иметь доступ к их информационным системам и базам данных в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, за исключением случаев, когда законодательными актами Республики Беларусь установлен запрет на их передачу;

входить беспрепятственно, при необходимости с повреждением запирающих устройств и других предметов, в любое время суток в жилище или иные законные владения физических лиц, в помещения и (или) иные объекты государственных органов и иных организаций (за исключением помещений и иных объектов дипломатических, консульских и иных представительств иностранных государств, международных организаций, пользующихся в соответствии с международными договорами Республики Беларусь дипломатическим иммунитетом, и помещений, в которых проживают сотрудники этих представительств, организаций и их семьи) и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления, либо при наличии достаточных оснований полагать, что там совершается или совершено преступление, дознание и предварительное следствие по которому законодательными актами Республики Беларусь отнесены к ведению органов государственной безопасности, или находится лицо, скрывшееся от органов, ведущих уголовный процесс, либо при производстве неотложных следственных действий с последующим сообщением об этом прокурору в течение двадцати четырех часов;

использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства, принадлежащие государственным органам, общественным объединениям, иным организациям и физическим лицам (за исключением транспортных средств, которые законодательством Республики Беларусь, в том числе международными договорами, освобождены от такого использования), для предотвращения преступлений, преследования, задержания и перевозки лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, доставки лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в организации здравоохранения и для проезда к месту происшествия, а также использовать в случае необходимости в служебных целях средства связи, принадлежащие государственным органам, общественным объединениям, иным организациям и физическим лицам. По требованию собственников (владельцев) транспортных средств, а также средств связи органы государственной безопасности в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, возмещают им расходы либо причиненный вред;

вносить в государственные органы, общественные объединения и иные организации обязательные для исполнения предписания об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз национальной безопасности Республики Беларусь, совершению преступлений, дознание и предварительное следствие по которым законодательными актами Республики Беларусь отнесены к ведению органов государственной безопасности;

проверять у должностных лиц и иных физических лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются основания подозревать их в совершении преступлений, дознание и предварительное следствие по которым законодательными актами Республики Беларусь отнесены к ведению органов государственной безопасности, осуществлять задержание таких лиц;

вызывать должностных лиц и иных физических лиц, получать от них объяснения по делам и материалам, находящимся в производстве органов государственной безопасности;

осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь;

проводить научные, опытно-конструкторские исследования, проектные, экспертные, строительные и производственные работы самостоятельно и по договорам с государственными органами и иными организациями, привлекать для этих целей экспертов и специалистов;

получать в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, полосы (номиналы) радиочастот для исключительного использования их радиоэлектронными средствами и высокочастотными устройствами, применяемыми для нужд национальной безопасности Республики Беларусь и правительственной связи;

осуществлять контроль за использованием на территории Республики Беларусь излучающих радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств любого назначения, запрещать использование излучающих радиоэлектронных средств, работающих с нарушением установленных правил обращения с информацией, содержащей государственные секреты;

принимать предусмотренные законодательством Республики Беларусь правовые, организационные, технические, программные, информационные и иные меры по предотвращению несанкционированного распространения сведений, составляющих государственные секреты;

издавать в установленном порядке самостоятельно или совместно с другими государственными органами правовые акты по вопросам организации, обеспечения функционирования и безопасности правительственной, оперативной и закрытой связи государственных органов и иных организаций, а также в сфере защиты государственных секретов;

осуществлять государственный контроль за состоянием криптографической и инженерно-технической безопасности шифрованной, засекреченной и кодированной связи в государственных органах и иных организациях, а также секретно-шифровальной работы в организациях Республики Беларусь, находящихся за ее пределами;

осуществлять меры по зашифровке сотрудников органов государственной безопасности и их деятельности с использованием в этих целях свидетельств принадлежности к государственным органам и иным организациям, создавать организации либо их подразделения, необходимые для обеспечения деятельности органов государственной безопасности, изготавливать и использовать в целях легендирования личности сотрудника, деятельности и принадлежности подразделений органов государственной безопасности, их помещений и транспортных средств документы государственных органов и иных организаций, а также осуществлять в этих целях другие меры зашифровки;

заключать с физическими и юридическими лицами договоры в целях использования принадлежащих им жилых и нежилых помещений в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, и иные договоры, необходимые для обеспечения и осуществления деятельности органов государственной безопасности;

привлекать по согласованию с органами внутренних дел, органами и подразделениями по чрезвычайным ситуациям сотрудников этих органов и подразделений для зашифровки проводимых специальных мероприятий или для обеспечения выполнения задач органов государственной безопасности;

осуществлять меры по обеспечению собственной безопасности, включая защиту сил и средств органов государственной безопасности, а также пресечение противоправных деяний специальных служб и организаций иностранных государств, организованных преступных групп, преступных организаций и отдельных лиц, предотвращение их несанкционированного доступа к сведениям, защищаемым органами государственной безопасности;

создавать в установленном порядке специальные подразделения по борьбе с организованной преступностью и коррупцией, а также по пресечению актов терроризма и иных общественно опасных посягательств;

заключать с государственными органами и иными организациями договоры на поставку специальной техники, средств связи, вооружения, транспортных средств, военной техники, комплектующих узлов и деталей к ним, военно-технического имущества и других материальных средств в пределах выделенных на эти цели средств из республиканского бюджета и получать от них сведения, касающиеся выполнения ими договорных обязательств по поставке;

приобретать необходимые для осуществления деятельности органов государственной безопасности помещения, здания, сооружения и другое недвижимое имущество, а также пользоваться услугами электрической связи на территории Республики Беларусь в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;

осуществлять государственное хранение оперативных, следственных и других материалов, относящихся к деятельности органов государственной безопасности, определять порядок их учета, хранения и использования;

иметь печатное средство массовой информации, изготавливать и издавать специальную литературу, учебные и наглядные пособия по вопросам, отнесенным к деятельности органов государственной безопасности;

осуществлять взаимодействие со специальными службами, правоохранительными органами и иными организациями иностранных государств, международными организациями, обмениваться с ними на взаимной основе оперативной информацией, специальными и иными средствами в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;

заключать международные договоры по вопросам взаимодействия со специальными службами, правоохранительными органами и иными организациями иностранных государств в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;

направлять официальных представителей Комитета государственной безопасности Республики Беларусь в иностранные государства по согласованию со специальными службами или правоохранительными органами этих государств в целях повышения эффективности борьбы с преступлениями международного характера в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

40. Система органов дознания, их полномочия.

В соответствии со ст. 37 УПК Республики Беларусь органами дознания являются: органы милиции; органы государственной безопасности; командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов; начальники учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, следственных изоляторов; органы пограничных войск; таможенные органы; органы финансовых расследований; органы государственного пожарного надзора; капитаны морских или речных судов, командиры воздушных судов, находящихся вне пределов Республики Беларусь; главы дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь.

Уголовно-процессуальный закон определяет две формы дознания: дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно и дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно.

В первом случае, согласно ст. 186 УПК РБ, орган дознания, при наличии признаков преступления, возбуждает уголовное дело. Деятельность органа дознания в данном случае начинается с производства неотложных следственных и других процессуальных действий по установлению и закреплению следов преступления. К таким действиям уголовно-процессуальный закон относит: осмотр, обыск, выемку, наложение ареста на почтово-телеграфные и иные отправления, прослушивание и запись переговоров, предъявление для опознания, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей, назначение экспертиз. Об обнаруженном преступлении и возбуждении уголовного дела орган дознания немедленно уведомляет прокурора.

После выполнения неотложных следственных и других процессуальных действий, но не позднее десяти суток со дня возбуждения уголовного дела, орган дознания обязан передать дело следователю, а в случае неустановления в этот срок лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, если преступление не представляет большой общественной опасности и является менее тяжким,. то продолжает расследование до установления данного лица. После передачи уголовного дела следователю, орган дознания может проводить по нему следственные, другие процессуальные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя.

По уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необяза-тельно, орган дознания производит расследование в полном объеме, заканчивая вынесением постановления о передаче уголовного дела прокурору для направления в суд или постановления о прекращении производства по уголовному делу (ст. 187, ст. 191 УПК РБ).

Милиция в Республике Беларусь состоит из криминальной милиции, милиции общест-венной безопасности, специальной, транспортной и милиции по организованной преступно-сти и коррупции.

Следует сказать, что милиция, как орган дознания, не должна подме-нять в своей деятельности иной орган дознания, к компетенции которого относится решение вопроса о возбуждении уголовного дела, производстве дознания и т.д.

Начальник милиции, как правило, поручает расследование уголовного дела в форме дознания штатному дознавателю. Он как бы делегирует свои полномочия в части проведения дознания соответствующему сотруднику. Таким образом, начальник милиции или его заместитель, осуществляя ведомственный контроль за деятельностью дознавателя, в то же время выполняют процессуальные функции. Данные функции определены Уголовно-процессуальным законом Республики Беларусь.

Несмотря на то, что дознаватель проводит расследование уголовного дела по поручению начальника милиции и полной процессуальной самостоятельностью не обладает, он является должностным лицом и осуществляет досудебное производство в пределах своей компетен-ции. (ст. 39 УПК РБ.)

Органам государственной безопасности, как органам дознания, присущи полномочия, которые имеются у других органов дознания, с той лишь разницей, что их компетенция в ка-честве органа дознания ограничивается производством по подследственным им делам. Органы государственной безопасности осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотиков, контрабанды и ряда других преступлений.

Командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов ведут дознание по уголовным делам о преступлениях, совершенных лицами, на которых распространяется статус военнослужащих, о преступлениях, совершенных гражданским персоналом Вооруженных сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований в связи с исполнением ими служебных обязанностей в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона. Производство дознания поручается наиболее подготовленным офицерам дознавателям. Их назначение осуществляется путем вынесения воинским начальником приказа. Дознаватель расследует уголовное дело строго следуя уго-ловно-процессуальному закону и Инструкции для органов дознания в Вооруженных Силах.

Начальники учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, следственных изоляторов ведут дознание по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений, а равно по уголовным делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений. Дознание по уголовным делам осуществляется офицерами внутренней службы МВД, которые являются работниками ИТУ. Как правило, эти лица состоят на штатных должностях в качестве дознавателей. Руководитель ИТУ, как орган дознания, осуществляет ведомственный и процессуальный контроль за производством по уголовному делу строго в соответствии с уголовно-процессуальным законом. Наряду с уголовно-процессуальной деятельностью, учреждения уголовно-исполнительной системы наделены правом проводить оперативно-розыскные мероприятия.

В целях осуществления этих задач на руководство пограничных войск возлагаются полномочия по расследованию уголовных дел в форме дознания о незаконном пересечении Государственной границы (ст. 9 Закона “О пограничных войсках Республики Беларусь”), а также проводить оперативно-розыскные мероприятия (ст. 7 Закона РБ “Об оперативно-розыскной деятельности”). Дознание проводят наиболее опытные и подготовленные офице-ры органов пограничных войск. Порядок организации и деятельности по расследованию преступлений в органах пограничных войск аналогичен тому, который установлен для дознания в Вооруженных Силах.

Таможенные органы осуществляют дознание по делам о контрабанде, незаконном экс-порте технологий, научно-технической информации и услуг, сырья, материалов, оборудова-ния, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техни-ки, невозвращении на территорию Республики Беларусь историко-культурных ценностей, ук-лонении от уплаты таможенных платежей, а также по делам об иных преступлениях, произ-водство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов Республики Беларусь. (ст. 220 ТК РБ).

В таможенных органах Республики Беларусь в качестве органов дознания выступают Государственный таможенный комитет, таможенные управления, таможни и таможенные по-сты. Во всех указанных органах, за исключением таможенных постов, действуют подразделе-ния по борьбе с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела. Руково-дство таких подразделений обладает полномочиями по производству дознания..

Органы финансовых расследований, являясь органом дознания, образуют единую цен-трализованную систему, в которую входят: Государственный комитет финансовых расследо-ваний (ГКФР); управления ГКФР по областям и городу Минску; межрайонные отделы управ-лений ГКФР по областям и городу Минску.

Государственный пожарный надзор, как специальный вид государственной надзорной деятельности, возложен на должностных лиц военизированной пожарной службы. Руково-дство республиканского органа управления данной службы, а также территориальных (областных, городских, города Минска, районов) органов службы по должности являются государственными инспекторами по пожарному надзору. На этих должностных лиц, согласно действующему Уголовно-процессуальному законодательству, возложены полномочия по производству дознания по уголовным делам о пожарах и нарушении противопожарных правил. Как правило, в случае пожара на место происшествия выезжает инспектор органов пожарного надзора, который выступает в данном случае как лицо, производящее дознание. Каких-либо отличительных особенностей осуществления дознания этими должностными лицами от дознания, проводимого другими схожими органами, не имеется.

Капитаны морских или речных судов, командиры воздушных судов расследуют уго-ловные дела в форме дознания в связи с совершенным преступлением на судах. Необходимо подчеркнуть, что данные должностные лица полномочны возбудить уголовное дело о любом преступлении, если совершено оно во время плавания корабля или полета воздушного судна. Если преступление совершается в порту приписки (аэропорту) или другом порту, то дознание осуществляется милицией (прокуратурой) на железнодорожном, воздушном, речном транс-порте.

Дознание может быть произведено как самим капитаном, командиром судна, либо по его поручению(приказу) достаточно грамотным членом экипажа. Вся деятельность по рассле-дованию дела должна строго соответствовать нормам УПК Республики Беларусь.

Главы дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Бе-ларусь, являясь органом дознания, осуществляют расследование уголовных дел по преступле-ниям, совершенным в пределах территории дипломатических представительств и консульских учреждений. Дипломатические представительства и консульские службы обладают иммунитетом от юрисдикции иностранных государств, на территории которых они расположены. В этой связи вся деятельность по производству дознания регламентируется действующим уголовно-процессуальным законодательством Республики Беларусь и никаких исключений от общих правил не имеет.

41. Понятие, принципы организации и деятельности адвокатуры.

Адвокатура – правовой институт, призванный оказывать в соответствии с Конституцией Республики Беларусь на профессиональной основе юридическую помощь в целях осуществления и защиты прав, свобод и интересов физических и юридических лиц;

Адвокатская деятельность – юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе адвокатами в порядке, предусмотренном настоящим Законом, физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, а также государству (далее, если не предусмотрено иное, – клиенты) в целях осуществления и защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию;

Принципы организации адвокатуры и адвокатской деятельности

Организация адвокатуры и адвокатской деятельности основывается на принципах:

• обеспечения гарантированного Конституцией Республики Беларусь права на юридическую помощь;

• законности;

• доступности юридической помощи;

• независимости адвокатов при осуществлении своей профессиональной деятельности;

• адвокатской тайны;

• использования всех не запрещенных законодательством средств и способов защиты прав, свобод и интересов клиента;

• обеспечения качества юридической помощи;

• недопустимости вмешательства в профессиональную деятельность адвокатов со стороны органов, ведущих уголовный процесс, других государственных органов, иных организаций и должностных лиц;

• соблюдения Правил профессиональной этики адвоката.

42. Условия и порядок допуска к адвокатской деятельности.

Адвокатом в Республике Беларусь может быть физическое лицо, являющееся гражданином Республики Беларусь, имеющее высшее юридическое образование, прошедшее в установленных настоящим Законом случаях стажировку и сдавшее квалификационный экзамен, получившее специальное разрешение (лицензию) на осуществление адвокатской деятельности (далее, если не предусмотрено иное, – лицензия) и являющееся членом территориальной коллегии адвокатов.

К осуществлению адвокатской деятельности не допускается лицо:

• признанное в установленном порядке недееспособным или ограниченно дееспособным;

• ранее совершившее умышленное преступление;

• исключенное (уволенное) из коллегии адвокатов, а также уволенное из правоохранительных и других органов по дискредитирующим обстоятельствам, в течение трех лет со дня принятия соответствующих решений об увольнении;

• обратившееся за получением лицензии в течение одного года со дня вступления в силу принятого в отношении его либо индивидуального предпринимателя (юридического лица), в качестве которого было зарегистрировано (учредителем или руководителем которого являлось) это физическое лицо, решения об аннулировании специального разрешения (лицензии) на осуществление частной нотариальной деятельности либо деятельности по оказанию юридических услуг соответственно;

• занимавшее в период со дня подачи заявления о допуске к квалификационному экзамену до дня получения лицензии должности, время работы на которых засчитывается в стаж государственной службы.

Прохождение стажировки и сдача квалификационного экзамена

1. Гражданин Республики Беларусь, намеревающийся стать адвокатом (далее – претендент), обязан пройти стажировку и сдать квалификационный экзамен.

2. До сдачи квалификационного экзамена претендент, имеющий стаж работы по специальности не менее трех лет, в том числе в качестве помощника адвоката, проходит стажировку у адвоката юридической консультации, адвокатского бюро либо у адвоката, осуществляющего адвокатскую деятельность индивидуально, по направлению территориальной коллегии адвокатов от трех до шести месяцев, а претендент, не имеющий трехлетнего стажа работы по специальности, – от шести месяцев до одного года.

Министерство юстиции Республики Беларусь в целях обеспечения доступности юридической помощи на территории административно-территориальной единицы вправе вносить в соответствующую территориальную коллегию адвокатов обязательные для исполнения представления о количестве стажеров, подлежащих направлению на стажировку в юридические консультации, с заключением договоров, предусмотренных пунктом 1 статьи 10 настоящего Закона.

3. По окончании стажировки адвокат, под руководством которого стажер проходил стажировку, составляет заключение о готовности стажера адвоката к осуществлению адвокатской деятельности, а стажер – отчет о результатах стажировки в соответствии с требованиями, установленными Министерством юстиции Республики Беларусь.

4. Для допуска к сдаче квалификационного экзамена претендент подает заявление в Квалификационную комиссию по вопросам адвокатской деятельности в Республике Беларусь, создаваемую при Министерстве юстиции Республики Беларусь (далее – Квалификационная комиссия), к которому прилагаются:

• копия диплома о высшем юридическом образовании;

• выписка из трудовой книжки, если претендент осуществлял трудовую деятельность, а в случае ее отсутствия – справка с последнего места работы с указанием оснований прекращения трудовой деятельности;

• копия свидетельства об аттестации юриста (при его наличии);

• заключение о готовности стажера адвоката к осуществлению адвокатской деятельности и отчет о результатах стажировки;

• автобиография.

При подаче заявления претендентом предъявляются оригиналы диплома о высшем юридическом образовании и трудовой книжки (при ее наличии).

5. После подачи заявления в течение месяца Квалификационной комиссией проводится проверка претендента на соответствие требованиям, установленным настоящим Законом. По результатам проверки принимается мотивированное решение о допуске или об отказе в допуске претендента к сдаче квалификационного экзамена.

Решение Квалификационной комиссии об отказе в допуске претендента к сдаче квалификационного экзамена может быть обжаловано в суд в течение месяца со дня принятия решения.

8. На основании результатов квалификационного экзамена Квалификационной комиссией принимается решение о соответствии либо несоответствии претендента лицензионным требованиям и условиям.

9. Претендент, в отношении которого принято решение о несоответствии лицензионным требованиям и условиям, допускается к очередной сдаче квалификационного экзамена не ранее чем через шесть месяцев.

43. Формы адвокатских объединений.

Организационные формы осуществления адвокатской деятельности

1. Адвокатская деятельность не является предпринимательской деятельностью.

2. Адвокаты вправе осуществлять адвокатскую деятельность в адвокатском образовании в форме юридической консультации или адвокатского бюро либо индивидуально.

3. Адвокат, принявший решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально либо стать учредителем (участником) адвокатского бюро (далее – партнер), должен иметь стаж работы в качестве адвоката или лица, оказывающего юридические услуги на основании свидетельства об аттестации юриста, не менее трех лет.

Решение адвоката об осуществлении адвокатской деятельности индивидуально либо решение адвокатов об учреждении адвокатского бюро на территории определенной административно-территориальной или территориальной единицы подлежат согласованию с советом территориальной коллегии адвокатов. В согласовании может быть отказано, если такое решение будет препятствовать обеспечению доступности на соответствующей территории юридической помощи по уголовным делам по назначению через территориальную коллегию адвокатов по требованию органа, ведущего уголовный процесс, либо противоречить иным требованиям настоящего Закона.

Решение совета территориальной коллегии адвокатов об отказе в согласовании может быть обжаловано в судебном порядке в течение месяца со дня его принятия.

Юридические консультации

1. Юридические консультации являются организационной формой осуществления адвокатской деятельности и образуются территориальными коллегиями адвокатов в районах, городах, районах в городах для оказания юридической помощи физическим и юридическим лицам и обеспечения ее доступности. Юридические консультации не являются юридическими лицами.

2. Юридические консультации обеспечивают оказание на территории соответствующей административно-территориальной или территориальной единицы юридической помощи по уголовным делам по назначению через территориальную коллегию адвокатов по требованию органа, ведущего уголовный процесс, а также других видов юридической помощи, оказываемых за счет средств коллегий адвокатов, республиканского и (или) местного бюджетов, и несут ответственность за ее доступность, если иное не установлено территориальной коллегией адвокатов. Руководство деятельностью юридической консультации осуществляется заведующим, назначаемым из числа адвокатов юридической консультации советом соответствующей территориальной коллегии адвокатов.

Адвокатское бюро

Адвокатское бюро является некоммерческой организацией, создаваемой в целях осуществления деятельности по оказанию юридической помощи. Адвокатское бюро вправе нанимать по трудовому договору адвокатов, помощников адвокатов и иных работников.

Партнерами адвокатского бюро могут быть два и более адвоката, если иное не предусмотрено законодательными актами. Один и тот же адвокат не может быть партнером двух и более адвокатских бюро.

Адвокатское бюро не вправе заниматься иными видами деятельности, кроме организации оказания юридической помощи, а также выступать в качестве учредителя (участника) иных юридических лиц или собственника их имущества.

Юридическая помощь в адвокатском бюро оказывается на основании договора на оказание юридической помощи путем осуществления адвокатской деятельности партнерами, а также иными адвокатами в соответствии с заключенными с ними адвокатским бюро трудовыми договорами.

Договор на оказание юридической помощи заключается между адвокатским бюро и клиентом.

Адвокатами в адвокатском бюро, если иное не установлено решением соответствующей территориальной коллегии адвокатов, обеспечивается оказание юридической помощи по уголовным делам по назначению через территориальную коллегию адвокатов по требованию органа, ведущего уголовный процесс, других видов юридической помощи за счет средств коллегий адвокатов, республиканского и (или) местного бюджетов.

Специализированные адвокатские образования

1. Юридические консультации и адвокатские бюро могут быть специализированными в соответствующих отраслях права и (или) направлениях деятельности.

2. Особенности порядка создания и деятельности отдельных специализированных адвокатских образований могут устанавливаться актами Президента Республики Беларусь.

Индивидуальная адвокатская деятельность

1. Адвокат, принявший решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально, должен иметь помещение, пригодное для осуществления адвокатской деятельности, принадлежащее ему на праве собственности, аренды или ином законном основании.

2. Помещение для осуществления адвокатской деятельности может использоваться совместно несколькими адвокатами, осуществляющими адвокатскую деятельность индивидуально.

3. До начала осуществления адвокатской деятельности индивидуально адвокат обязан зарегистрироваться в Министерстве юстиции Республики Беларусь и получить свидетельство о регистрации.

Форма свидетельства о регистрации адвоката, осуществляющего адвокатскую деятельность индивидуально, и порядок его выдачи определяются Министерством юстиции Республики Беларусь.

4. Адвокат, осуществляющий адвокатскую деятельность индивидуально, если иное не установлено решением соответствующей территориальной коллегии адвокатов, обеспечивает оказание юридической помощи по уголовным делам по назначению через территориальную коллегию адвокатов по требованию органа, ведущего уголовный процесс, других видов юридической помощи за счет средств коллегий адвокатов, республиканского и (или) местного бюджетов.

44. Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами.

1. Адвокаты оказывают клиентам следующие виды юридической помощи:

дают консультации и разъяснения по юридическим вопросам; составляют заявления, жалобы и другие документы правового характера; представляют интересы клиентов в судах, в том числе на стадии исполнения судебных постановлений, а также в государственных органах, иных организациях, в том числе их органах управления, и перед физическими лицами;

участвуют в досудебном производстве и суде по уголовным делам в качестве защитника, а также представителя потерпевших, гражданских истцов, гражданских ответчиков; участвуют в административном процессе в качестве защитника, представителя потерпевшего, иных физических или юридических лиц, являющихся участниками административного процесса;

проводят правовую оценку документов и деятельности; ведут правовую работу по обеспечению хозяйственной и иной деятельности; ведут правовую работу по вопросам привлечения инвестиций в Республику Беларусь; совершают от имени и в интересах клиентов юридически значимые действия в пределах полномочий, предоставленных им клиентом и законодательством;

оказывают иные виды юридической помощи.

2. Профессиональная защита прав и интересов клиентов по уголовным, гражданским делам, делам, возникающим из хозяйственных (экономических) споров, и делам об административных правонарушениях в общих и хозяйственных судах, органах, ведущих уголовный или административный процесс, осуществляется только адвокатами.

3. Адвокатам запрещено заниматься другой оплачиваемой работой (деятельностью), кроме работы в органах управления адвокатских образований и коллегий адвокатов, преподавательской, научной, творческой деятельности

Оказание адвокатами юридической помощи на возмездной основе

Юридическая помощь оказывается адвокатами на основании договора на оказание юридической помощи.

Договор, предметом которого является оказание юридической помощи, заключается между адвокатом либо адвокатским бюро и клиентом или иным лицом, действующим в интересах клиента, в письменной форме. При даче устной консультации договор на оказание юридической помощи в письменной форме не заключается.

Оказание юридической помощи за счет средств коллегий адвокатов, республиканского и (или) местного бюджетов

1. Юридическая помощь гражданам Республики Беларусь, иностранным гражданам и лицам без гражданства (далее – граждане) оказывается за счет средств коллегий адвокатов:

• истцам – в судах первой инстанции при ведении дел, связанных с трудовыми правоотношениями, о взыскании алиментов;

• ветеранам Великой Отечественной войны – при даче устной консультации по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью;

• гражданам – при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий;

• инвалидам I и II группы – при даче устной консультации, не требующей ознакомления с документами;

• несовершеннолетним – в их интересах, их родителям (опекунам, попечителям) – в интересах детей;• иным категориям граждан – по решению коллегии адвокатов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: