Управление в сфере юстиции: понятие, назначение и органы его осуществляющие

Юстиция – вид правоохранительной и правоприменительной деятельности, совокупность судебных учреждений, судебных ведомств, правосудие.

Управление юстиции (управление в сфере юстиции) – деятельность, направленная на выполнение задач, укрепление законности, организации защиты прав и свобод граждан, общества и государства; разновидность государственного управления, то есть часть исполнительно – распорядительной деятельности компетентных государственных органов (Министерство юстиции, его главные управления облисполкомов и Минского горисполкома).

Объекты управления в сфере юстиции: суды, коллегии адвокатов, нотариальные государственные конторы, юрисконсульты, судебно – экспертные учреждения и другие.

Включает в себя организационные, кадровые, материально-технические обеспечения объектов юстиции, проверку деятельности этих объектов (проверка на месте, проверка жалоб, ревизионные проверки и т.д.), оказание этим органам практической помощи в организации работы (идеология, повышение квалификации и т.д)

47. Полномочия Министерства юстиции Республики Беларусь по организационному и кадровому обеспечению судов.

Задачи Минюста организация работы по развитию и совершенствованию системы получения, хранения и распространения полной, достоверной и своевременной правовой информации в судах и организациях системы Минюста; материально-техническое, финансовое, организационное и кадровое обеспечение областных, Минского городского, районных (городских) судов и организаций системы Минюста, повышение квалификации кадров этих органов и организаций;

организационное и кадровое обеспечение Белорусского военного суда и межгарнизонных военных судов;

организационное и материально-техническое обеспечение органов судейского сообщества;

Также Минюст:

организует разработку проектов международных договоров о правовой помощи, об обмене правовой информацией, по вопросам, связанным с деятельностью судов, нотариата и органов, регистрирующих акты гражданского состояния, обеспечивает их выполнение, анализирует и обобщает опыт этой работы, принимает участие в подготовке проектов иных международных договоров Республики Беларусь;

распространяет правовую информацию в судах и организациях системы Минюста;

изучает состояние работы по систематизации законодательства Республики Беларусь и обеспечению правовой информацией в судах и организациях системы Минюста, оказывает им методическую помощь и разрабатывает меры, направленные на совершенствование данной деятельности; координирует деятельность по внедрению компьютерных систем правовой информации в судах и организациях системы Минюста;

разрабатывает и осуществляет меры, направленные на совершенствование организации работы судов и укрепление независимости судей;

осуществляет в установленном порядке материально-техническое, финансовое, организационное и кадровое обеспечение областных, Минского городского, районных (городских) судов и организаций системы Минюста, повышение квалификации кадров этих органов и организаций, методическое, организационное и кадровое обеспечение Белорусского военного суда, межгарнизонных военных судов, участвует в проверках хозяйственных судов областей, города Минска, специализированных хозяйственных судов в части их кадрового обеспечения; осуществляет организационное и материально-техническое обеспечение органов судейского сообщества;

назначает на должность и освобождает от должности:

по представлению начальника главного управления юстиции облисполкома, Минского горисполкома консультантов, стажеров судей, старших судебных и судебных исполнителей районных (городских) судов;

по представлению председателя областного, Минского городского суда начальников отделов (секторов), консультантов и старших судебных исполнителей этих судов;

осуществляет меры по внедрению научно-методических рекомендаций, имеющегося положительного опыта организации работы в практику судов и организаций системы Минюста;

осуществляет контроль за исполнением приговоров, определений и постановлений судов по уголовным делам в части имущественных взысканий, решений, определений и постановлений судов по гражданским делам, постановлений по делам об административных правонарушениях, а также постановлений и решений других органов, исполнение которых возложено на судебных исполнителей; организует проектирование и утверждает проектно-сметную документацию капитального строительства зданий судов и организаций системы Минюста;

обеспечивает эффективное использование капитальных вложений в строительство зданий этих органов и организаций;

осуществляет ведение государственной статистики в соответствии со своей компетенцией, обеспечивает формирование банков данных о рассмотрении общими судами Республики Беларусь уголовных, гражданских дел, дел об административных правонарушениях и функционирование автоматизированной информационной системы ведения возбужденных исполнительных производств, а также готовит обзоры о работе судов;

организует разработку и обеспечение судов и организаций системы Минюста программно-техническими средствами и технологиями сбора, обработки и анализа информации;

в соответствии с законодательством Республики Беларусь совместно с Председателем Верховного Суда вносит представления Президенту Республики Беларусь об организации работы районных (городских) судов, Белорусского военного суда, межгарнизонных военных судов, их количественном составе, кандидатурах председателей, их заместителей и судей этих судов и совместно с председателем областного, Минского городского судов вносит представления Президенту Республики Беларусь об организации работы областных и Минского городского судов, их количественном составе, кандидатурах председателей, их заместителей и судей этих судов;

в соответствии с законодательством Республики Беларусь совместно с Председателем Верховного Суда вносит представления Президенту Республики Беларусь о количественном и персональном составе президиумов областного, Минского городского, Белорусского военного судов, совместно с Председателем Высшего Хозяйственного Суда - представления Президенту Республики Беларусь о кандидатурах председателей хозяйственных судов областей, города Минска, специализированных хозяйственных судов и их заместителей;

предлагает на альтернативной основе кандидатуры для избрания на должности председателей президиумов республиканской, областных, Минской городской коллегии адвокатов;

входит в местные исполнительные и распорядительные органы с предложениями о создании надлежащих условий для деятельности судов, организаций системы Минюста и социально-бытовом обеспечении их работников;

вносит в соответствии с законодательством Республики Беларусь представления о назначении на должность и освобождении от должности Председателя Республиканского трудового арбитража и его заместителя, о численности и персональном составе трудовых арбитров Республиканского трудового арбитража, выполняющих обязанности на внештатной основе; по представлению Председателя Республиканского трудового арбитража назначает на должности и освобождает от должностей руководителей структурных подразделений и трудовых арбитров областных, Минского городского подразделений Республиканского трудового арбитража; согласовывает представление Председателя Республиканского трудового арбитража об общей численности работников центрального аппарата Республиканского трудового арбитража, численность и персональный состав президиума Республиканского трудового арбитража, а также порядок его функционирования;

утверждает графики проверок соблюдения в организациях системы Минюста, судах порядка рассмотрения обращений;

48. Взаимоотношения Министерства юстиции Республики Беларусь с адвокатурой.

Адвокатура и Министерство юстиции Республики Беларусь

1. Полномочиями Министерства юстиции Республики Беларусь в сфере адвокатской деятельности являются:

• принятие нормативных правовых актов, регулирующих деятельность адвокатуры, в пределах полномочий, предусмотренных настоящим Законом;

• создание Квалификационной комиссии и организация ее деятельности;

• государственная регистрация коллегий адвокатов, адвокатских бюро, изменений и (или) дополнений, вносимых в уставы коллегий адвокатов и адвокатских бюро, регистрация адвокатов, осуществляющих адвокатскую деятельность индивидуально;

• установление по согласованию с Республиканской коллегией адвокатов минимальной численности адвокатов в юридических консультациях на территории административно-территориальных или территориальных единиц;

• разработка по предложениям адвокатов и адвокатских образований Правил профессиональной этики адвоката и их утверждение;

• ведение Реестра адвокатов;

• внесение в коллегию адвокатов представлений о привлечении адвокатов к дисциплинарной ответственности, о проведении общего собрания (конференции) членов территориальной коллегии адвокатов, а также внесение в Квалификационную комиссию представлений о проведении внеочередной аттестации адвоката для определения возможности выполнения адвокатом своих профессиональных обязанностей в случае выявления фактов, свидетельствующих о его недостаточной квалификации;

• определение порядка проведения аттестации адвокатов;

• получение сведений, связанных с осуществлением адвокатской деятельности, от государственных органов и иных организаций, которые обязаны их представлять в пятнадцатидневный срок со дня получения запроса;

• получение от коллегий адвокатов, юридических консультаций, адвокатских бюро, адвокатов сведений и документов, необходимых для осуществления предусмотренных законом полномочий, при условии соблюдения адвокатской тайны;

• отстранение адвоката от осуществления профессиональных обязанностей на срок ведения дисциплинарного производства в случае его возбуждения Министром юстиции Республики Беларусь;

• внесение в органы управления коллегий адвокатов предложений по кандидатурам для избрания на должности председателей коллегий адвокатов;

• внесение на рассмотрение общего собрания (конференции) территориальной коллегии адвокатов (совета Республиканской коллегии адвокатов) представления о досрочном отзыве председателя территориальной коллегии адвокатов (председателя Республиканской коллегии адвокатов), допускающего систематическое нарушение требований законодательства, принятие иных мер по устранению выявленных нарушений;

• досрочное прекращение полномочий председателя коллегии адвокатов на основании заключения Квалификационной комиссии в случае необоснованного отказа в удовлетворении представления Министерства юстиции Республики Беларусь о досрочном отзыве председателя коллегии адвокатов за систематическое нарушение требований законодательства;

• осуществление в установленном порядке контроля за соблюдением адвокатами, коллегиями адвокатов, юридическими консультациями и адвокатскими бюро законодательства;

• приостановление не соответствующих законодательству либо принятых с нарушением установленного порядка решений органов управления коллегий адвокатов и внесение в эти органы представлений об отмене таких решений, а также обращение в суд с заявлениями об отмене этих решений в случае необоснованного отказа в удовлетворении соответствующих представлений;

• осуществление в соответствии с законодательными актами других полномочий, связанных с регулированием адвокатской деятельности.

2. В целях надлежащей организации оказания юридической помощи и деятельности коллегий адвокатов Министерство юстиции Республики Беларусь:

• обобщает статистические данные о деятельности адвокатов, изучает и распространяет положительный опыт их работы;

• принимает меры по защите интересов адвокатов от незаконного и необоснованного вмешательства в их профессиональную деятельность, обеспечению защиты профессиональных прав адвокатов;

• содействует коллегиям адвокатов в информационно-правовом обеспечении их деятельности, проведении мероприятий по повышению квалификации адвокатов.

49. Полномочия Министерства юстиции Республики Беларусь по государственному управлению нотариатом. Понятие и система нотариата в Республике Беларусь.

В системе правоохранительных юрисдикционных органов особое место занимает нотариат, удостоверяющий сделки и имеющие правовое значение факты в целях придания им юридической достоверности (бесспорности), а также совершающий иные, предусмотренные законом и связанные с гражданским оборотом действия.

Назначение нотариата, таким образом, в юридическом оформлении и подтверждении правильности, законности договоров и других сделок или подлинности бесспорных обстоятельств, имеющих значение для защиты субъективных прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

В отличие от суда, предметом рассмотрения которого являются гражданские споры, нотариат занимается бесспорными делами. Нотариальное производство отличается от гражданского процесса и тем, что оно осуществляется единолично, без состязательности и публичности, но при строгом соблюдении закона.

Выполняя свои функции по удостоверению сделок, свидетельствованию верности копий документов, обеспечивая исполнение бесспорных обязательств, нотариат способствует предупреждению правонарушений, укреплению законности, охране гражданских прав. Обнаружив при совершении нотариальных действий нарушение законности гражданскими или отдельными должностными лицами, нотариусы сообщают об этом для принятия мер учреждениям, предприятиям, организациям или прокурору. При сомнении в подлинности представленных документов нотариус вправе задержать их и направить на экспертизу.

Согласно Положению о нотариате и нотариальной деятельности нотариат – это система, включающая государственные органы и должностных лиц, которые обеспечивают защиту государственных интересов, прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем осуществления нотариальной деятельности (ст. 1).

Систему нотариата в Республике Беларусь образуют: нотариусы; уполномоченные должностные лица (руководитель, его заместитель, секретарь или член исполкома) местных исполнительных и распорядительных органов в населен-ных пунктах, где нет государственных нотариальных контор (нотариусов); соответствующие должностные лица консульских учреждений Республики Беларусь, совершающие нотариальные действия для граждан Республики Беларусь, находящихся за границей; нотариусы, занимающиеся частной нотариальной практикой.

В городе Минске и областях (в городах, являющихся областными центрами) одна из государственных нотариальных контор учреждается в качестве первой государственной нота-риальной конторы. Она совершает наиболее ложные нотариальные действия и осуществляет методическое руководство государственными нотариальными конторами соответствующей административно-территориальной единицы.

Реестр государственных нотариальных контор ведет Министерство юстиции. Оно же утверждает штаты этих контор в пределах установленной для них штатной численности и вы-деленных на эти цели средств.

На должность государственного нотариуса может быть назначен гражданин Республики Беларусь, имеющий высшее юридическое образование, свидетельство на право занятия нотариальной деятельностью и отвечающий иным требованиям законодательства.

Назначение на должность государственного нотариуса лиц, претендующих на занятие этой должности впервые, после трехлетнего перерыва в работе, непосредственно связанной с совершением нотариальных действий в качестве нотариуса, и в иных случаях, предусмотрен-ных законодательством, допускается при соблюдении следующих дополнительных условий: прохождение стажировки в качестве стажера нотариуса сроком до одного года (при назна-чении на должность после соответствующего перерыва в работе – до 6 месяцев); сдачи квалификационного экзамена квалификационной комиссии по вопросам нотариаль-ной деятельности, образованной Министерством юстиции.

Порядок принесения присяги определяется Министерством юстиции.

Согласно ст. 15 указанного положения заведующий государственной нотариальной конторы назначается на должность и освобождается от должности начальником управления юстиции местного исполнительного и распорядительного органа по согласованию с Мини-стерством юстиции, а заведующий первой государственной нотариальной конторой.

Министерством юстиции, как правило, по представлению соответствующего управле-ния юстиции;

Назначение на другие должности в государственной нотариальной конторе и освобож-дение от этих должностей осуществляется управлением юстиции местного исполнительного и распорядительного органа.

Руководство нотариатом осуществляется Министерством юстиции, управлениями юс-тиции местных исполнительных и распорядительных органов, другими государственными органами в пределах их компетенции.

Управления юстиции местных исполнительных и распорядительных органов осуществляют непосредственный контроль за: исполнением служебных обязанностей нотариусами; правильностью совершения нотариальных действий уполномоченными должностными лицами, а также за правильностью удостоверения завещаний и доверенностей другими должностными лицами, которые наделены правом совершать определенные нотариальные действия.

Должностные лица органов юстиции, уполномоченные на осуществление указанного контроля, имеют право знакомиться со сведениями и документами, касающимися исполнения нотариусами служебных обязанностей, совершаемых (совершенных) нотариальных действий, расчетов с гражданами и юридическими лицами, а также другими необходимыми документа-ми.

Органы юстиции (Министерство юстиции и их управления на местах) и другие упол-номоченные государственные органы рассматривают также жалобы, не связанные с законно-стью нотариальных действий или с отказом в их совершении (нарушение сроков совершения таких действий, несоблюдение установленных часов приема, грубое отношение к гражданам и т.п.).

Согласно Положению лицензия на право занятия частной нотариальной деятельностью может быть выдана гражданину Республики Беларусь, постоянно проживающему в том горо-де, в котором проводится эксперимент – частной нотариальной деятельности, имеющему высшее юридическое образование и опыт работы в качестве нотариуса не менее одного года, а также прошедшему собеседование на предмет знания нотариальной деятельности в соответ-ствующей Комиссии Министерства юстиции. Лицензия не могла быть выдана гражданину, признанному в установленном законом порядке недееспособным или ограниченно дееспособ-ным, ранее судимому за умышленные преступления, уволенному из правоохранительных и других органов по компрометирующим обстоятельствам. Решение об отказе в выдаче лицен-зии и об аннулировании ее могло быть обжаловано в суд в течение 30 дней со дня вынесения решения. Лицензия может быть аннулирована Министерством юстиции при нарушении част-ным нотариусом законодательства, регулирующего нотариальную деятельность.

После выдачи лицензии частный нотариус должен был получить регистрационное свидетельство в Управлении юстиции облисполкома (Мингорисполкома) и в течение трех месяцев начать нотариальную деятельность. Частный нотариус работает индивидуально или может объединиться с одним, двумя или более частными нотариусами, создав нотариальное бюро. Частный нотариус должен иметь свою печать, а также удостоверительный штамп и бланки нотариальных документов, открыть расчетный счет и другие счета (в том числе и ва-лютный) для хранения денежных средств.Частный нотариус может совершать все виды нотариальных действий, предусмотрен-ные ст. 13 Закона Республики Беларусь “О государственном нотариате”, за исключением: выдачи свидетельств о праве на наследство; выдачи свидетельств о праве собственности на долю в общем имуществе пережившему супругу; наложения и снятия запрещения отчуждения недвижимого имущества, в том числе земель-ного участка.

Вместе с тем Министерство юстиции вправе разрешить частному нотариусу совершать все виды нотариальных действий без исключения. Частный нотариус имеет право совершать любые нотариальные действия, для которых не предусмотрено определенное место их совер-шения. Нотариальные действия, для которых установлено определенное место их совершения, частный нотариус совершает в том регионе, на который ему выдана лицензия на осуществле-ние этого вида деятельности.

50. Функции Министерства юстиции Республики Беларусь по правовому и методическому обеспечению юридической службы предприятия. Юридическая служба: понятие, задачи и функции.

Минюст вносит в государственные организации обязательные для исполнения представления об устранении нарушений законодательства, допущенных юридической службой государственной организации, в случае невыполнения указанных представлений вносит в государственный орган, в подчинении которого находится организация, и иную государственную организацию, подчиненную Правительству Республики Беларусь, в состав которой входит организация, предложения о привлечении руководителя государственной организации к дисциплинарной ответственности;

вносит в государственные организации обязательные для исполнения представления об устранении нарушений законодательства, допущенных юридической службой государственной организации, в случае невыполнения указанных представлений вносит в государственный орган, в подчинении которого находится организация, и иную государственную организацию, подчиненную Правительству Республики Беларусь, в состав которой входит организация, предложения о привлечении руководителя государственной организации к дисциплинарной ответственности;

проводит семинары (научно-практические конференции, совещания) для работников юридических служб государственных организаций, республиканских органов государственного управления (их департаментов) и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций системы Минюста, трудовых арбитров, содействует информационно-правовому обеспечению их деятельности;

Как указывается в преамбуле Типового Положения о юридической службе предприятия (объединения) в Республике Беларусь, утвержденного Министерством юстиции Республики Беларусь от 24 декабря 1998 г. № 371, в условиях строительства демократического правово-го государства, развития предпринимательства и осуществления деятельности предприятий различных форм собственности, предоставления хозяйственной самостоятельности государст-венным предприятиям и объединениям, углубления развития и изменения экономических от-ношений в Республике Беларусь значительно возрастает роль правовой работы как органи-зующей и координирующей деятельности по применению действующего законодательства в сфере гражданского оборота. Организация и ведение правовой работы на предприятии (объе-динении) возлагается на юридическую службу.

Юридическая служба предприятия (объединения) – это самостоятельные подразделения – юридические отделы (бюро) либо специалисты-юристы: главные (ведущие) юрисконсульты, юрисконсульты, заместители руководителя по правовым вопросам.

Правовое обслуживание предприятий (объединений) возможно также на договорных началах адвокатами, юридическими лицами и предпринимателями, осуществляющими свою деятельность без образования юридического лица, имеющими специальные разрешения (ли-цензии) на осуществление данного вида деятельности.

Возложение на юридическую службу иных, не связанных с правовой работой и не пре-дусмотренных в Положении обязанностей, не разрешается.

Основными задачами юридической службы являются: обеспечение законности в деятельности предприятия (объединения); активное использование правовых средств для укрепления хозяйственного расчета, соблю-дения договорной и трудовой дисциплины, выполнения договорных обязательств, улучшения экономических показателей работы предприятия (объединения); защита имущественных прав и законных интересов предприятия (объединения); обеспечение соответствия действующему законодательству издаваемых на предприятии (объединении) локальных нормативных актов, а в случае издания данных актов, противореча-щих действующему законодательству, принятие мер к их отмене в установленном порядке.

В соответствии с основными задачами юридическая служба предприятия (объединения) выполняет следующие основные функции: организует правовое обеспечение работы предприятия (объединения) в условиях рыночной экономики; участвует в работе по подготовке и внедрению системы локальных нормативных актов предприятия (объединения), регламентирующих взаимоотношения и экономическую ответст-венность подразделений, иные вопросы производственно-хозяйственной и социальной дея-тельности предприятия (объединения) в условиях хозрасчета; по согласованию с руково-дством привлекает к участию в этой работе должностных лиц и специалистов других подразделений предприятия (объединения);

контролирует соблюдение установленного на предприятии (объединении) порядка предъ-явления и рассмотрения внутрихозяйственных претензий; совместно с экономической, финансовой службами и другими подразделениями проводит экономико-правовой анализ результатов хозяйственной деятельности предприятия (объединения), изучает условия и причины возникновения непроизводительных расходов, состояния числящейся на балансе дебиторской и кредиторской задолженности, нарушений договорных обязательств, подготавливает материалы по недостачам и хищениям денежных средств и товароматериальных ценностей для направления их в судебные и следственные органы; проверяет соответствие законодательству представляемых на подпись руководителю пред-приятия (объединения) проектов приказов и других документов нормативного характера, ви-зирует их;

подготавливает и вносит предложения об изменении действующих или отмене фактически утративших силу локальных нормативных актов предприятия (объединения); осуществляет контроль за соответствием законодательству локальных нормативных актов, изданных руководителями структурных единиц и подразделений предприятия (объединения), а в случае противоречия их законодательству вносит предложения об их отмене; принимает меры по улучшению использования правовых средств для укрепления хозяйст-венного расчета и самофинансирования, внедрению прогрессивных форм организации и сти-мулирования труда, повышения роли хозяйственных договоров и усилению ответственности за их выполнение; оказывает правовую помощь структурным подразделениям предприятия (объединения) при установлении экономических и научно-технических связей с предприятиями и органи-зациями других стран.

Юридическая служба имеет право:

• проверять соблюдение действующего законодательства в структурных подразделениях предприятия (объединения);

• получать от должностных лиц в порядке, установленном на предприятии (объединении), документы, справки, расчеты и другие сведения, необходимые для выполнения своих обя-занностей, причем, все должностные лица обязаны незамедлительно представлять эти до-кументы по требованию юридической службы;

• привлекать по согласованию с руководством предприятия (объединения) работников дру-гих подразделений для подготовки проектов локальных нормативных актов и других до-кументов, а также для осуществления мероприятий, проводимых юридической службой в соответствии с возложенными на нее обязанностями;

• участвовать в работе высшего органа управления предприятия (объединения).

На должность руководителя юридической службы назначаются лица, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по специальности не менее 3 лет. На должность юрисконсульта назначаются (принимаются на работу) лица, имеющие высшее юридическое образование, а также лица, обучающиеся на последних курсах высших учебных заведений по специальности правоведение.

Руководитель юридической службы назначается на должность и освобождается от должности руководителем предприятия (объединения). На него возлагаются такие обязанно-сти как создание необходимых условий для работы этой службы, повышение квалификации работников службы, обеспечение оргтехникой, юридической литературой и справочными ма-териалами, предоставление соответствующих помещений. Руководитель юридической службы несет и всю полноту ответственности за качество и своевременность выполнения возложенных на службу задач и функций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: