Рекомендации для проведения и интерпретации звукосимволических єкспериментов

При проведении экспериментов по исследованию звукосимволизма необхо­димо соблюдать множество условий, касающихся предъявления материала и подбора испытуемых (см. Taylor / Taylor 1965). Коротко укажем на некоторые из этих условий.

1. Предъявление материала. Материал (звуки или звуковые комплексы) предъявляется в письменном виде, т.к. при произнесении их экспериментатором (или даже диктором) интонация, логическое ударение, экспрессия диктора могут оказать влияние на решение испытуемого (см. Taylor/Taylor 1965: 419). При использовании методики семантического дифференциала рекомендуется предъяв­лять звуковые комплексы, а не отдельные звуки, как это делал, например, А.П. Жу­равлев, предъявлявший испытуемым «звукобуквенные» образы б, в, г и т.д. Испытуемые произносят не [б], [в], [г] и т.д., а бэ, вэ, гэ. Кроме того, необходимо, чтобы звуки, оцениваемые испытуемым, встречались в разных позициях. Это достигается с помощью применения так называемого «латинского квадрата» (см. схему 1).

Схема 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: