Особенности построения занятий физической культурой для женщин

Организм женщины имеет анатомо-физиологические особенности, которые необходимо учитывать при проведении занятий физическими упражнениями или спортивной тренировки.

В отличие от мужского, у женского организма менее прочное строение костей, меньшее общее развитие мускулатуры тела, более широкий тазовый пояс и более мощная мускулатура тазового дна.

Для здоровья и репродуктивной функции женщины большое значение имеет развитие мышц брюшного пресса, спины и тазового дна. От их развития зависит нормальное положение внутренних органов. Особенно важно развитие мышц тазового дна.

Одной из причин недостаточного развития этих мышц у студенток является малоподвижный образ жизни. При положении сидя мышцы тазового дна не противодействуют внутрибрюшному давлению и растягиваются от тяжести лежащих над ними органов, мышцы теряют свою эластичность и прочность, что может привести к нежелательным изменениям положения внутренних органов и к ухудшению их функциональной деятельности. Ряд особенностей, характерных для организма женщины, имеется и в деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и других систем. Все это выражается более продолжительным периодом восстановления организма после физической нагрузки, а также более быстрой потерей состояния тренированности при прекращении тренировок.

Особенности женского организма должны строго учитываться в организации, содержании, методике проведения физкультурных занятий. Подбор физически упражнений, их характер и интенсивность должны соответствовать физической подготовленности, возрасту, индивидуальным возможностям студенток. Необходимо исключать случаи форсирования тренировки для того, чтобы быстро достичь высоких результатов. Разминку следует проводить более тщательно и более продолжительно, чем при занятиях мужчин. Рекомендуется остерегаться резких сотрясений, мгновенных напряжений и усилий, например, при занятиях прыжками и в упражнениях с отягощениями. Полезны упражнения в положении сидя и лежа на спине с подниманием, отведением, приведением и круговыми движениями ног, с подниманием ног и таза до положения “березка”, различного рода приседания.

Даже для хорошо физически подготовленных студенток рекомендуется исключить упражнения, вызывающие повышение внутрибрюшного давления и затрудняющие деятельность органов брюшной полости и малого таза. К таким упражнениям относятся прыжки в глубину, поднимание больших тяжестей и другие, сопровождающиеся задержкой дыхания и натуживанием.

При выполнении упражнений на силу и быстроту движений женщинам следует постепенно увеличивать тренировочную нагрузку, плавно доводить ее до оптимальных пределов, чем при занятиях мужчин.

Женщинам при занятиях физическими упражнениями и спортом следует осо-бенно внимательно осуществлять самоконтроль. Необходимо наблюдать за влия-нием занятий на течение овариально-менструального цикла и характер его измене-ния. Во всех случаях неблагоприятных отклонений необходимо обращаться к врачу.
Женщинам противопоказаны физические нагрузки, спортивные тренировки и участие в спортивных соревнованиях в период беременности. Вместе с тем, для них имеется профилактический комплекс физических упражнений.

После родов к занятиям физическими упражнениями и спортом рекомендуется приступать не ранее чем через 8-10 месяцев.

Контрольные вопросы к теме 8 (лекция 42)

1. Краткая историческая справка о виде спорта (системе физических упражнений).

2. Характеристика возможностей влияния избранного вида спорта (системы физических упражнений) на физическое развитие, функциональную подготовленность, психические качества и свойства личности.

3. Модельные характеристики спортсмена высокого класса (для игроков разных линий, для разных весовых категорий и т.п.).

4. Основные мотивационные варианты и обоснование индивидуального выбора студентом вида спорта или систем физических упражнений.

5. Выбор видов спорта для укрепления здоровья, коррекции недостатков физического развития и телосложения.

6. Выбор видов спорта и упражнений для повышения функциональных возможностей организма.

7. Выбор видов спорта и упражнений для активного отдыха.

8. Выбор видов спорта и упражнений для подготовки к будущей профессиональной деятельности.

9. Выбор видов спорта для достижения наивысших спортивных результатов.

10. Краткая характеристика основных групп видов спорта и современных систем физических упражнений, преимущественно развивающих:

  • выносливость;
  • силу;
  • скоростно-силовые качества и быстроту;
  • гибкость;
  • координацию движений (ловкость).
  • Виды спорта комплексного разностороннего воздействия на организм занимающегося.

11. Определение цели и задач спортивной подготовки (занятий системой физических упражнений) в избранном виде спорта в условиях вуза.

12. Специальные зачетные требования и нормативы по избранному виду спорта (системе физических упражнений) по годам (семестрам) обучения.

13. Требования спортивной классификации и правила соревнований в избранном виде спорта. Спортивные соревнования как средство и метод общефизической профессионально-прикладной, спортивной подготовки и контроля их эффективности.

14. Особенности организации двигательной активности среди женщин.

ТЕМА 9. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом (лекция 43, 44)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: