(СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ)
Адаптация — приспособление организма к внешним условиям. В настоящее время различают физиологическую, психофизиологическую, психическую, социально-психическую и социальную. Адаптация психическая — психическое явление, выражающееся в перестройке динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среды.
Акмеология — наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин и изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии — акме.
Активность психическая — процесс психического отражения в форме психических актов, действий, деятельности, поведения.
Акцентуированные типы характера — типичные сочетания черт характера, при которых одна или несколько черт получают сильное, необычное развитие за счет других и доминируют над остальными, определяя собой поведение человека в различных ситуациях.
|
|
Алкоголизм — болезненное пристрастие к спиртным напиткам, возникающее в результате нерешенных жизненных проблем, остановки личностного роста и стремления компенсировать недостаток положительных эмоций искусственным способом.
Ассимиляция (в теории Ж. Пиаже) — использование в новых условиях готовых умений и навыков без их существенного изменения. Ассоциация — соединение, связь психических явлений друг с другом, при которой возникновение в сознании человека одного из этих явлений закономерным образом влечет появление другого.
Ассоциация — связь между двумя или более психическими явлениями (ощущениями, восприятиями, представлениями, идеями, образами и т.д.), проявляющаяся рефлекторно, бессознательно, актуализация хотя бы одного члена а. влечет за собой появление другого. Психофизиологической основой а. считается условный рефлекс. Запоминание по ассоциации является одним из путей совершенствования памяти.
Аутогенная тренировка - метод психической саморегуляции организма, разработанный немецким врачом И. Шульцем на основе практики индийских йогов, на основе самовнушения в различных частях тела ощущения тепла и тяжести. Применяется для психического и физического оздоровления организма.
Аффект — эмоциональное состояние человека, характеризующееся бурным и относительно кратковременным протеканием и возникающее в связи с резким критическим изменением жизненно важных для субъекта обстоятельств при неспособности его найти адекватный выход из сложившейся ситуации. Формами проявления а. могут быть ярость, гнев, ужас и т. д.
|
|
Аэробные упражнения —вид физической нагрузки, при котором организму требуется наличие кислорода в течение продолжительного времени.
Атавизм — проявление растущим организмом каких-либо признаков, унаследованных от его далеких предков, выполнявших ранее важную приспособительную роль, со временем утраченную.
Аутотренинг (аутогенная тренировка) — комплекс специальных упражнений, основанных на саморегуляции поведения и самовнушении. А. используется человеком для управления собственными психическими состояниями и поведением.
Аффилиация — потребность человека в установлении, сохранении и упрочении эмоционально положительных, дружеских, товарищеских отношений с окружающими людьми. Стремление к личному эмоциональному сближению с людьми.
Бессознательное — открытая 3. Фрейдом часть психической жизни, неосознаваемая человеком, но влияющая на его чувства и поступки.
Биогенетический закон — постоянное, систематическое воспроизводство в процессах и стадиях актуального физиологического, психологического и поведенческого развития индивида явлений, характерных для филогенетического развития соответствующего биологического вида.
Болезнь — нарушения гомеостатического равновесия организма человека со средой в результате неправильного образа жизни.
Валеология — наука о личностном росте человека и самореализации его природных потенций на основе хорошего здоровья и моральных принципов.
Ведущий вид деятельности — деятельность, в наибольшей степени способствующая психическому развитию человека в данный период его жизни и ведущая развитие за собой.
Ведущий тип общения — преобладающий в данный возрастной период тип общения с окружающими людьми, благодаря которому у человека формируются его основные личностные качества.
Вероятностная (стохастическая) теория развития — теория, утверждающая, что на каждой стадии психическое развитие человека определяется случайным сочетанием факторов и зависит только от того уровня, который был достигнут на предыдущей стадии развития. Вербальное научение — научение, осуществляемое через словесные воздействия: инструкции, разъяснения и словесно представленные образцы поведения и т. п., без обращения к конкретным предметным действиям (см. метод проб и ошибок), условнорефлекторному (см. рефлекс условный) или оперантному (см. оперантное научение) обусловливанию.
Викарное научение — научение, осуществляемое через прямое наблюдение за сенсорно представленными образцами и подражание им.
Внутренняя позиция — система социальных установок (см.) человека, тесно связанных с его актуальными потребностями и определяющих собой основное содержание и направленность деятельности в данный период жизни.
Внутренняя речь — особая, неосознаваемая, автоматически действующая форма речи, которой человек пользуется, размышляя над решением разных словесно-логических задач. В. р. является производной от внешней речи и представляет собой мысль, не выраженную в произнесенном или написанном слове.
Внушение — неосознаваемое воздействие одного человека на другого, вызывающее определенные изменения его психологии и поведения.
Возраст психологический — возраст физический (см.), которому соответствует человек по уровню своего психологического развития.
Вытеснение — перевод негативного психического опыта из сознания в бессознательное. Вытесненное содержание оказывает тормозящее влияние на личностный рост.
Гастрит — заболевание желудочно-кишечного тракта в результате нервного перенапряжения и нарушения кислотно-щелочного баланса от неправильного питания.
Генотип — совокупность генов или каких-либо признаков, унаследованных человеком от своих предков, в частности от родителей.
|
|
Гештальт — конфигурация элементов воспринимаемого опыта, в котором части организуются так, что образуют нечто целое, которое в своей сумме больше составляющих по отдельности ее частей.
Гештальттерапия — метод лечения невротических отклонений и достижения оптимального физического и психического здоровья на основе восстановления организмических процессов и правильного контакта с реальностью.
Голодание — лечебно-профилактическая процедура, применяемая для восстановления гомеостатического равновесия организма со средой. В христианской традиции известно под словом «пост».
Группы телесной терапии — группы, в которых в процессе психотерапевтической работы большое значение придается прямым телесным контактам людей как средству избавления от психологических проблем.
Группы тренинга умений — бихевиористски ориентированные группы, рассчитанные на выработку у их участников полезных для жизни умений и навыков, в частности коммуникативных. Благодаря умениям, вырабатываемым в этих группах, человек может избавиться от тревожности, неуверенности в себе, агрессивности и других привычных форм отрицательного поведения.
Движение — наряду с пространством и временем один из основных способов существования материи. Может осуществляться в материальных и психологических формах. В валеологии является системообразующим понятием. Психологическое и физическое движение — основа валеологии.
Движущие силы развития — цели, которые взрослые ставят перед собой в обучении и воспитании детей, а также собственные детские потребности в самосовершенствовании.
Детство — период жизни человека, в течение которого в его психике и поведении доминируют так называемые детские черты, отличающие ребенка от взрослого человека. Д. охватывает период жизни от рождения до примерно младшего юношеского возраста.
Диетология — раздел валеологии, раскрывающий принципы рационального питания.
|
|
Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) — специальный индекс, указывающий рабочий объем легких. Чем он выше, тем больше физическая выносливость человека. У здоровых людей ЖЕЛ составляет 3000—3500 см3, у легкоатлетов - 4500, у пловцов - 5000-6000.
Закаливание — воздействие на кожу в целях укрепления физического здоровья с помощью низких и высоких температур воды и воздуха, а также различных видов массажа.
Защитные механизмы — психоаналитическое понятие (см. психоанализ), обозначающее совокупность бессознательных приемов, с помощью которых человек оберегает себя от психологических травм и неприятных переживаний, стремясь вместе с тем сохранить в целостности сложившийся образ «Я».
Здоровье — состояние физического и психического комфорта человека, достигаемое в результате следования валеологическим принципам жизни. Является важнейшим условием осуществления личностного роста.
Знак — какое-либо условное изображение, представляющее действительность в символической форме (см. символ).
Зона ближайшего (потенциального) развития — реально имеющиеся у ребенка возможности, которые могут быть раскрыты и использованы для его развития при минимальной помощи или подсказке со стороны окружающих людей.
Идентификация — бессознательный процесс отождествления со значимыми другими. Чаще всего наблюдается во взаимоотношениях родителей и детей.
Индекс развития человеческого потенциала (ДОРЧП), исчисляемый на основе продолжительности жизни, реального душевого валового внутреннего продукта, уровня образования населения.
Интеллект — совокупность врожденных или приобретенных при жизни общих умственных способностей, от которых зависит успешность освоения человеком различных видов деятельности.
Интроверсия — обращенность сознания и интересов человека на самого себя, психологическая погруженность в свой внутренний мир, поглощенность собственными переживаниями и проблемами. И. является одной из базовых черт личности (см.) и обычно сопровождается ослаблением внимания человека к тому, что происходит вокруг него, в том числе к другим людям.
Инфантильность — проявление детскости в психологии и поведении того человека, который уже вышел из детского возраста. Когнитивная сфера—часть психологии человека, связанная с его познавательными процессами и сознанием, включающая в себя знания человека о мире и о самом себе.
Кислотно-щелочной баланс — главное условие существования внутренней среды организма. Основным поставщиком кислот в организм являются мясо-молочные продукты и дрожжевой хлеб. Щелочи — фрукты и овощи. Поскольку состав крови имеет сдвиг в сторону щелочи, то питание с преобладанием овощей и фруктов в диетологии считается предпочтительным.
Комплекс — совокупность содержащихся в бессознательном жизненных представлений человека, оказывающих влияние на его поведение в реальной жизни. Образуется в детстве в результате неправильного воспитания или тяжелых болезней. Различают комплексы неполноценности, кастрации, сверхценных идей и др.
Комплекс неполноценности — неприятное длительно существующее чувство человека, система отрицательных эмоциональных переживаний, связанных с реальным или кажущимся отсутствием у него каких-либо ценных психологических или физических свойств и сопровождаемых соответствующими негативными психологическими симптомами: низкая самооценка (см.), заниженный уровень притязаний (см.), повышенная тревожность (см.) и мотив избегания неудачи (см.).
Кризис возрастного развития — задержка в психическом развитии человека, сопровождаемая депрессивными состояниями, выраженной неудовлетворенностью собой, а также трудноразрешимыми проблемами внутреннего (личностного) и внешнего (межличностного) характера. К. в. р. обычно возникает при переходе из одного физического или психологического возраста (см.) в другой.
Лидер — член социальной группы, чей авторитет, власть и полномочия безоговорочно признаются остальными членами этой группы, находящимися под его психологическим влиянием и готовыми следовать за ним.
Лидерство — система социально-психологических явлений, связанных с выходом человека в лидеры и его поведением в роли лидера. Л.- также приобретение, выполнение или утрата индивидом функций лидера (см.).
Личность —понятие, обозначающее совокупность психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность и определяющих его социальные поступки (см.), поведение среди людей.
Личностный рост — процесс психического развития человека, основанный на актуализации заложенных в нем природных способностей и дарований, достижения независимости, самостоятельности в суждениях и в действиях.
Массаж — воздействие на нервные рецепторы, расположенные в коже, мышцах и суставах.
Медитация — состояние глубокого погружения в объект в процессе его восприятия на основе сосредоточенного внимания. Обладает возможностью проникать в бессознательные сферы психики. Имеет выраженный оздоровительный эффект.
Метод проб и ошибок — один из видов научения (см.), при котором умения и навыки приобретаются в результате многократного повторения связанных с ними движений и постепенного устранения допускаемых ошибок.
Мотив — устойчивая внутренняя психологическая причина поведения человека, его поступков.
Мотив достижения успеха — потребность человека добиваться успехов в различных видах деятельности, особенно в ситуациях соревнования с другими людьми. М. д. у.— устойчивая мотивационная черта личности.
Мотив избегания неудачи — стремление человека в любой ситуации действовать так, чтобы избежать неудачи, особенно там, где результаты его деятельности воспринимаются и оцениваются другими людьми. М. и. н.— черта личности, противоположная мотиву достижения успеха (см.). Мотивация — динамический процесс физиологического и психологического управления поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость. Навык — приобретенное в результате научения (см.) и автоматически осуществляемое движение, неизменно приводящее к вполне определенному результату. Н. не требует сознательного контроля и специальных волевых усилий для его осуществления.
Наглядно-действенное мышление — совокупность способов и процесс решения практических задач в условиях зрительного наблюдения за ситуацией и выполнения действий с представленными в ней предметами. Наглядно-образное мышление — совокупность способов и процесс образного решения задач в плане зрительного представления ситуации и оперирования образами составляющих ее предметов без выполнения реальных практических действий с ними.
Нарциссизм — невротическое отклонение в личностном росте; характеризующееся самолюбованием и самовосхвалением, отсутствием критического взгляда на свои мысли и действия.
Направленность личности — понятие, обозначающее совокупность доминирующих у человека мотивов и потребностей, определяющих главную линию его поведения, деятельности и общения с людьми.
Научение — процесс и результат приобретения человеком знании, умений и навыков.
Невроз — болезненное состояние человека, характеризуемое нарушениями сначала в психической, а затем и в соматической сфере человека в результате неправильного воспитания и отклонения от валеологических принципов жизни.
Обжорство — неукротимая тяга к еде в результате заболевания неврозом.
Обучение — профессиональная деятельность учителя, направленная передачу учащимся знаний, умений и навыков.
Обучаемость — способность человека к научению (см.). )
Оперантное научение — вид научения (см.), происходящего за счет
спонтанного порождения организмом множества разнообразных реакций на один и тот же стимул или ситуацию с последующим закреплением только тех из реакций, которые оказались наиболее дачными с точки зрения полученного эффекта.
Операция (в теории Ж. Пиаже) — практическое или умственное цействие человека, обладающее свойством обратимости, т. е. действие, которое можно выполнять как в прямом, так и в обратном порядке, возвращаясь к его исходному положению или повторно воспроизводя полученный результат.
рекомендации по обучению и воспитанию детей.
Повторение — многократное воспроизводство какого-либо материала с целью его заучивания и сохранения в памяти.
Подражание — вид научения (см.), происходящего в результате буквального копирования поведения объекта, являющегося образцом для п. (см. также викарное научение).
Подкрепление — то, что способно удовлетворить возникшую потребность организма, снять или уменьшить вызванную ею внутреннюю напряженность. Для поведения п. является подтверждением его правильности (положительное п.) или ошибочности (отрицательное п.).
Полоролевая идентификация — процесс и результат приобретения ребенком психологических черт и особенностей поведения человека одного и того же с ним или другого пола.
Полоролевая типизация — приобретение индивидом психологии и типичных форм поведения человека определенного пола.
Поступок — сознательное действие, совершенное человеком исходя из определенных убеждений, ценностей или нравственных норм.
Предметная деятельность — практические действия человека с реальными предметами материальной и духовной культуры, подчиненные их функциональному, культурно обусловленному назначению. П. д. рассчитана на усвоение человеком способов употребления предметов материальной и духовной культуры людьми и на развитие человеческих способностей, умений и навыков.
Проблемная ситуация — учебная ситуация, которая содержит в себе какой-либо трудноразрешимый для ученика вопрос.
Проблемное обучение — обучение, построенное на основе создания и использования проблемных ситуаций (см.).
Полоролевое поведение — поведение, свойственное человеку определенного пола при выполнении им различных социальных ролей (см.).
Профессиограмма — подробное описание какой-либо профессии через систему требований, предъявляемых ею к человеку, включая качества личности, особенности мыслительных процессов, знания, умения и навыки, которыми он должен обладать для того, чтобы успешно справиться с данной профессией.
Психоанализ — 1. Метод исследования психической жизни человека. 2. Метод лечения неврозов, основанный на осознании бессознательного психического содержания. 3. Теоретическое направление в психологии, раскрывающее, структуру психической жизни человека.
Психологическая защита — бессознательное стремление человека различными приемами и способами избегать травмирующих переживаний и их осознание.
Реакция выбора — специальное действие, в котором человеку необходимо выбрать один из двух или нескольких объектов по определенным признакам.
Регрессия — механизм психологической защиты, характеризующийся уходом в детство и оживлением способов приспособления, характерных для ранних этапов развития человека, в том числе и эмбриональных.
Референтная группа — группа людей, значимых и привлекательных для индивида. Р. г.— источник индивидуальных ценностей, норм, правил поведения, суждений и поступков для тех людей, по отношению к которым она является референтной.
Референтная личность — человек, особенно значимый и ценный для другого человека как образец для подражания. Р. л. оказывает сильное психологическое влияние на того, по отношению к кому она является референтной. Р. л. выступает как источник основных ценностей, норм и правил поведения, суждений и поступков для другого человека.
Рефлекс условный — реакция организма на раздражитель, приобретенная в результате научения — сочетания данного раздражителя с удовлетворением актуальной потребности организма.
Роль социальная — понятие, включающее описание особенностей личности, психологии и поведения человека, занимающего определенное положение в обществе, например роль учителя, руководителя, родителя, ученика и т. п.
Самоактуализация — процесс и результат использования, максимальное развитие человеком имеющихся у него задатков и способностей, их реализация в практических делах. С.— это также стремление личности к постоянному самосовершенствованию.
Самооценка — оценивание человеком своих собственных психологических качеств и поведения, достижений и неудач, достоинств и недостатков.
Семиотическая функция — свойственная человеку способность создавать и использовать знаковые системы — символы (см.), представляющие или замещающие реальные объекты, и оперировать ими как с реальными объектами, которые они представляют.
Сензитивный период развития — период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения.
Сенсомоторная координация — согласованная работа и взаимодействие органов чувств и движений.
Сенсорный эталон — наглядный образец, с которым сравнивается сенсорный образ при его построении.
Сериация (в теории Ж. Пиаже) — упорядочение предметов по какому-либо признаку, например по длине, высоте, цвету, весу, объему и т. п.
Символ — знак, (см.), ассоциированный с определенным объектом, представлением, убеждением, мыслью и чувством, относимыми к той части действительности, которую этот знак представляет.
Синкретизм мышления — характеристика логически неразвитого мышления, выражающаяся в проведении операции классификации предметов и явлений, определяемых данным понятием, по разнородным, логически непоследовательным признакам.
Система — понятие из области общей теории систем (наука, пограничная между математикой и кибернетикой), обозначающее совокупность качественно различных элементов, связанных друг с другом сложными и динамическими отношениями.
Системный анализ — подход к изучению объектов и явлений, предполагающий их рассмотрение как развивающихся систем (см.) с выделением структуры (состава элементов и связей между ними), а также законов преобразования и развития системы в целом.
Слияние — механизм психологической защиты, характеризуемый полным отождествлением с другим человеком, при котором человек не может отделить свои собственные мысли и чувства от мыслей и чувств своего партнера.
Созревание — естественный процесс преобразования анатомических структур и физиологических процессов организма по мере его роста.
Социализация — процесс и результат присвоения ребенком социального опыта по мере его психологического интеллектуального и личностного развития, т. е. преобразование под влиянием обучения и воспитания его психических функций, присвоение социально-нравственных ценностей, норм и правил поведения, формирование мировоззрения.
Социальная позиция — место, занимаемое человеком в системе общественного разделения труда и соподчинения в социальных структурах, группах и организациях.
Социальная психология — отрасль психологии, содержащая в себе знания об общении, взаимодействии, взаимоотношениях и взаимовлиянии людей, ставящая и решающая соответствующие проблемы.
Социальная ситуация развития — социальные условия, в которых происходит психологическое и поведенческое развитие человека. С. с. р. включает в себя также систему факторов, от которых зависит развитие.
Социальная установка — отношение человека к людям, социальным событиям, фактам и многому другому, что для него значимо. С. у. включает в себя три компонента такого отношения: когнитивный (знания об объекте), эмоциональный (чувства, которые он вызывает) и поведенческий (действия, которые он порождает).
Среда — совокупность внешних условий, факторов и объектов, среди которых рождается, живет и развивается организм.
Стресс — состояние нервного напряжения, вызываемого неблагоприятными внешними и внутренними факторами.
Схема (в теории Ж. Пиаже) — типичная и повторяющаяся последовательность действий и операций в способах приспособления организма к условиям окружающей среды. Внутренняя интеллектуальная психологическая структура, управляющая организацией мышления и поведения человека в различных жизненных ситуациях.
Теория социального научения — социально-психологическая теория, объясняющая процесс приобретения человеком жизненного опыта на основе социальных влияний и связанных с ними подкреплений и наказаний.
Теория черт личности — теория личности, в основе которой лежит научно определенное понятие «черта личности». Т. ч. л. рассматривает строение, происхождение, формирование и развитие личности как системы черт (см. черта личности).
Тест — стандартизированный метод психологического исследования, предназначенный для точных количественных и определенных качественных оценок психологии и поведения человека путем сравнения этих оценок с некоторыми, заранее заданными стандартами — нормами теста.
Точечный массаж — массаж, при котором оказывается воздействие не на все тело, а только на биологически активные точки, связанные с важнейшими функциями организма.
Тревожность — постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях, связанных или с экзаменационными испытаниями, или с повышенной эмоциональной и физической напряженностью, порожденной причинами иного характера.
Убеждение — процесс и результат обретения человеком уверенности в правильности собственных суждений и выводов, подтверждаемый им самим ссылками на соответствующие факты и аргументы.
Упражнение — систематическое повторение какого-либо действия, движения и т. п. с целью его совершенствования. Уровень притязаний — достижения в том или ином виде деятельности и в той или иной сфере общения, на которые рассчитывает человек, оценивая свои способности и возможности.
Уровень психологического развития — совокупность способностей, знаний, умений и навыков, имеющихся у данного человека в сравнении с достаточно большой, представительной группой других людей или самим собой в иной период жизни. Усвоение — приобретение знаний, умений и навыков.
Условия развития — факторы, от которых зависит развитие человека. В у. р. входят люди, окружающие данного человека с детства, отношения между ними, предметы материальной и духовной культуры, многое другое.
Условнорефлекторное научение — приобретение реакции на новые раздражители по механизму рефлекса условного (см.).
Учебная деятельность — процесс приобретения человеком новых знаний, умений и навыков или изменения старых.
Учение — собственные действия ученика, направленные на развитие у него способностей, а также знаний, умений и навыков.
Факторы развития — система факторов, определяющих собой психическое и поведенческое развитие человека. Ф. р. включают содержание обучения и воспитания, педагогическую подготовленность учителей и воспитателей, методы и средства обучения и воспитания, многое другое, от чего зависит психологическое развитие человека.
Фрустрация — психическое переживание жизненной неудачи, возникающее при осуществлении профессионального или социального роста.
Характер —способ отношения человека к окружающему его миру. Суждение о нем выносится на основе отношения к самому себе, к другому человеку, к материальным ценностям, особенностям поведения в критических ситуациях.
Черта личности — прижизненно складывающаяся устойчивая психофизиологическая система, включающая в себя элементы психологии и физиологии человека и определяющая его индивидуальность, характерное для него мышление и поведение.
Эволюционная теория развития — теория, утверждающая, что в процессе психического и поведенческого развития ребенка все или почти все определяется генотипом (см.), что в развитии не появляется ничего такого, что хотя бы в зародыше не имелось бы с самого начала.
Эгоизм — отрицательная черта характера человека, выражающаяся в его стремлении к личному благополучию, не считаясь с благом и интересами других людей.
Эгоцентризм — сосредоточенность внимания и мышления человека исключительно на себе, его отвлеченность от всего, что происходит вокруг.
Эйдетическая память — вид зрительной памяти человека, связанный со способностью четко, точно и в деталях, без особого труда восстанавливать в памяти зрительные образы виденного.
Эмпатия — способность человека к сочувствию и сопереживанию другим людям, к пониманию их состояний, готовность оказать им посильную помощь.
Программа составлена в соответствии с ФГОС
Программу составил:
Колокольцев М.М., д.м.н., профессор кафедры физической культуры ФФК и С.
_________________________ “____”_________ 2013г.
(подпись)
Программа согласована
с кафедрой:«Архитектурное проектирование»
Зав. кафедрой _______________ /Хохрин Е.В./ “____”_________ 2013 г.
(подпись)
Программа одобренана заседании кафедры физической культуры
Протокол № __ от “____” ______________ 2013 г.
Зав. кафедрой _________ / Шпорин Э.Г. / “___”______________2013 г.
(подпись)
Программа одобрена на заседании Методической комиссии факультета ФФК и С
Протокол № ___ от “__” _________ _______2013г.
Декан __________________ / Шпорин Э.Г. / “___”____________ 2013г.