Глоссарий

(СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ)

Адаптация — приспособление организма к внешним условиям. В настоящее время различают физиологическую, психофизиологическую, психическую, социаль­но-психическую и социальную. Адаптация психическая — пси­хическое явление, выражающееся в перестройке динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окру­жающей среды.

Акмеология — наука, возникшая на стыке естественных, обще­ственных и гуманитарных дисциплин и изучающая феноменоло­гию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии — акме.

Активность психическая — процесс психического отражения в форме психических актов, действий, деятельности, поведения.

Акцентуированные типы характера — типичные сочетания черт ха­рактера, при которых одна или несколько черт получают сильное, необычное развитие за счет других и доминируют над остальными, определяя собой поведение человека в различных ситуациях.

Алкоголизм — болезненное пристрастие к спиртным напиткам, возникаю­щее в результате нерешенных жизненных проблем, остановки личностного роста и стремления компенсировать недостаток положительных эмоций искусственным способом.

Ассимиляция (в теории Ж. Пиаже) — использование в новых усло­виях готовых умений и навыков без их существенного изменения. Ассоциация — соединение, связь психических явлений друг с другом, при которой возникновение в сознании человека одного из этих явле­ний закономерным образом влечет появление другого.

Ассоциация — связь между двумя или более психическими явлениями (ощущениями, восприятиями, представлениями, идеями, образами и т.д.), проявляющаяся рефлекторно, бессознательно, актуализация хотя бы одного члена а. влечет за собой появление другого. Психофизиологической основой а. счи­тается условный рефлекс. Запоминание по ассоциации является од­ним из путей совершенствования памяти.

Аутогенная тренировка - метод психической саморегуляции организма, разработанный немецким врачом И. Шульцем на основе практики индий­ских йогов, на основе самовнушения в различных частях тела ощущения тепла и тяжести. Применяется для психического и физического оздоровле­ния организма.

Аффект — эмо­циональное состояние человека, характеризующееся бурным и от­носительно кратковременным протеканием и возникающее в свя­зи с резким критическим изменением жизненно важных для субъ­екта обстоятельств при неспособности его найти адекватный вы­ход из сложившейся ситуации. Формами проявления а. могут быть ярость, гнев, ужас и т. д.

Аэробные упражнения —вид физической нагрузки, при котором организму требуется наличие кислорода в течение продолжительного времени.

Атавизм — проявление растущим организмом каких-либо признаков, унаследованных от его далеких предков, выполнявших ранее важ­ную приспособительную роль, со временем утраченную.

Аутотренинг (аутогенная тренировка) — комплекс специальных упражнений, основанных на саморегуляции поведения и самовну­шении. А. используется человеком для управления собственными психическими состояниями и поведением.

Аффилиация — потребность человека в установлении, сохранении и упрочении эмоционально положительных, дружеских, товарище­ских отношений с окружающими людьми. Стремление к личному эмоциональному сближению с людьми.

Бессознательное — открытая 3. Фрейдом часть психической жизни, не­осознаваемая человеком, но влияющая на его чувства и поступки.

Биогенетический закон — постоянное, систематическое воспроиз­водство в процессах и стадиях актуального физиологического, психо­логического и поведенческого развития индивида явлений, характер­ных для филогенетического развития соответствующего биологи­ческого вида.

Болезнь — нарушения гомеостатического равновесия организма человека со средой в результате неправильного образа жизни.

Валеология — наука о личностном росте человека и самореализации его природных потенций на основе хорошего здоровья и моральных прин­ципов.

Ведущий вид деятельности — деятельность, в наибольшей степени способствующая психическому развитию человека в данный период его жизни и ведущая развитие за собой.

Ведущий тип общения — преобладающий в данный возрастной период тип общения с окружающими людьми, благодаря которому у чело­века формируются его основные личностные качества.

Вероятностная (стохастическая) теория развития — теория, ут­верждающая, что на каждой стадии психическое развитие человека определяется случайным сочетанием факторов и зависит только от того уровня, который был достигнут на предыдущей стадии развития. Вербальное научение — научение, осуществляемое через словес­ные воздействия: инструкции, разъяснения и словесно представлен­ные образцы поведения и т. п., без обращения к конкретным предмет­ным действиям (см. метод проб и ошибок), условнорефлекторному (см. рефлекс условный) или оперантному (см. оперантное научение) обусловливанию.

Викарное научение — научение, осуществляемое через прямое наблю­дение за сенсорно представленными образцами и подражание им.

Внутренняя позиция — система социальных установок (см.) человека, тесно связанных с его актуальными потребностями и определяющих собой основное содержание и направленность деятельности в данный период жизни.

Внутренняя речь — особая, неосознаваемая, автоматически дейст­вующая форма речи, которой человек пользуется, размышляя над решением разных словесно-логических задач. В. р. является произ­водной от внешней речи и представляет собой мысль, не выражен­ную в произнесенном или написанном слове.

Внушение — неосознаваемое воздействие одного человека на друго­го, вызывающее определенные изменения его психологии и поведения.

Возраст психологическийвозраст физический (см.), которому со­ответствует человек по уровню своего психологического развития.

Вытеснение — перевод негативного психического опыта из сознания в бессознательное. Вытесненное содержание оказывает тормозящее влияние на личностный рост.

Гастрит — заболевание желудочно-кишечного тракта в результате нерв­ного перенапряжения и нарушения кислотно-щелочного баланса от непра­вильного питания.

Генотип — совокупность генов или каких-либо признаков, унаследо­ванных человеком от своих предков, в частности от родителей.

Гештальт — конфигурация элементов воспринимаемого опыта, в кото­ром части организуются так, что образуют нечто целое, которое в своей сумме больше составляющих по отдельности ее частей.

Гештальттерапия — метод лечения невротических отклонений и дости­жения оптимального физического и психического здоровья на основе вос­становления организмических процессов и правильного контакта с реаль­ностью.

Голодание — лечебно-профилактическая процедура, применяемая для восстановления гомеостатического равновесия организма со средой. В христианской традиции известно под словом «пост».

Группы телесной терапии — группы, в которых в процессе психоте­рапевтической работы большое значение придается прямым телесным контактам людей как средству избавления от психологических проблем.

Группы тренинга умений — бихевиористски ориентированные группы, рассчитанные на выработку у их участников полезных для жизни умений и навыков, в частности коммуникативных. Благодаря уме­ниям, вырабатываемым в этих группах, человек может избавиться от тревожности, неуверенности в себе, агрессивности и других при­вычных форм отрицательного поведения.

Движение — наряду с пространством и временем один из основных спо­собов существования материи. Может осуществляться в материальных и психологических формах. В валеологии является системообразующим по­нятием. Психологическое и физическое движение — основа валеологии.

Движущие силы развития — цели, которые взрослые ставят перед собой в обучении и воспитании детей, а также собственные детские потребности в самосовершенствовании.

Детство — период жизни человека, в течение которого в его психике и поведении доминируют так называемые детские черты, отличающие ребенка от взрослого человека. Д. охватывает период жизни от рож­дения до примерно младшего юношеского возраста.

Диетология — раздел валеологии, раскрывающий принципы рациональ­ного питания.

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) — специальный индекс, указывающий рабочий объем легких. Чем он выше, тем больше физическая выносливость человека. У здоровых людей ЖЕЛ составляет 3000—3500 см3, у легкоатле­тов - 4500, у пловцов - 5000-6000.

Закаливание — воздействие на кожу в целях укрепления физического здо­ровья с помощью низких и высоких температур воды и воздуха, а также различных видов массажа.

Защитные механизмы — психоаналитическое понятие (см. психо­анализ), обозначающее совокупность бессознательных приемов, с помощью которых человек оберегает себя от психологических травм и неприятных переживаний, стремясь вместе с тем сохранить в це­лостности сложившийся образ «Я».

Здоровье — состояние физического и психического комфорта человека, достигаемое в результате следования валеологическим принципам жизни. Является важнейшим условием осуществления личностного роста.

Знак — какое-либо условное изображение, представляющее дейст­вительность в символической форме (см. символ).

Зона ближайшего (потенциального) развития — реально имеющиеся у ребенка возможности, которые могут быть раскрыты и использо­ваны для его развития при минимальной помощи или подсказке со стороны окружающих людей.

Идентификация — бессознательный процесс отождествления со значи­мыми другими. Чаще всего наблюдается во взаимоотношениях родителей и детей.

Индекс развития человеческого потенциала (ДОРЧП), исчисляемый на осно­ве продолжительности жизни, реального душевого валового внутреннего продукта, уровня образования населения.

Интеллект — совокупность врожденных или приобретенных при жиз­ни общих умственных способностей, от которых зависит успешность освоения человеком различных видов деятельности.

Интроверсия — обращенность сознания и интересов человека на са­мого себя, психологическая погруженность в свой внутренний мир, поглощенность собственными переживаниями и проблемами. И. является одной из базовых черт личности (см.) и обычно сопровож­дается ослаблением внимания человека к тому, что происходит вокруг него, в том числе к другим людям.

Инфантильность — проявление детскости в психологии и поведении того человека, который уже вышел из детского возраста. Когнитивная сфера—часть психологии человека, связанная с его познавательными процессами и сознанием, включающая в себя зна­ния человека о мире и о самом себе.

Кислотно-щелочной баланс — главное условие существования внутренней среды организма. Основным поставщиком кислот в организм являются мясо-молочные продукты и дрожжевой хлеб. Щелочи — фрукты и овощи. Поскольку состав крови имеет сдвиг в сторону щелочи, то питание с преоб­ладанием овощей и фруктов в диетологии считается предпочтительным.

Комплекс — совокупность содержащихся в бессознательном жизненных представлений человека, оказывающих влияние на его поведение в реаль­ной жизни. Образуется в детстве в результате неправильного воспитания или тяжелых болезней. Различают комплексы неполноценности, кастра­ции, сверхценных идей и др.

Комплекс неполноценности — неприятное длительно существующее чувство человека, система отрицательных эмоциональных пережи­ваний, связанных с реальным или кажущимся отсутствием у него каких-либо ценных психологических или физических свойств и сопро­вождаемых соответствующими негативными психологическими симп­томами: низкая самооценка (см.), заниженный уровень притязаний (см.), повышенная тревожность (см.) и мотив избегания неуда­чи (см.).

Кризис возрастного развития — задержка в психическом развитии человека, сопровождаемая депрессивными состояниями, выраженной неудовлетворенностью собой, а также трудноразрешимыми пробле­мами внутреннего (личностного) и внешнего (межличностного) характера. К. в. р. обычно возникает при переходе из одного физи­ческого или психологического возраста (см.) в другой.

Лидер — член социальной группы, чей авторитет, власть и полномо­чия безоговорочно признаются остальными членами этой группы, находящимися под его психологическим влиянием и готовыми сле­довать за ним.

Лидерство — система социально-психологических явлений, связанных с выходом человека в лидеры и его поведением в роли лидера. Л.- также приобретение, выполнение или утрата индивидом функций ли­дера (см.).

Личность —понятие, обозначающее совокупность психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность и опреде­ляющих его социальные поступки (см.), поведение среди людей.

Личностный рост — процесс психического развития человека, основан­ный на актуализации заложенных в нем природных способностей и дарова­ний, достижения независимости, самостоятельности в суждениях и в дейст­виях.

Массаж — воздействие на нервные рецепторы, расположенные в коже, мышцах и суставах.

Медитация — состояние глубокого погружения в объект в процессе его восприятия на основе сосредоточенного внимания. Обладает возможнос­тью проникать в бессознательные сферы психики. Имеет выраженный оз­доровительный эффект.

Метод проб и ошибок — один из видов научения (см.), при котором умения и навыки приобретаются в результате многократного повто­рения связанных с ними движений и постепенного устранения допус­каемых ошибок.

Мотив — устойчивая внутренняя психологическая причина поведения человека, его поступков.

Мотив достижения успеха — потребность человека добиваться успехов в различных видах деятельности, особенно в ситуациях соревнования с другими людьми. М. д. у.— устойчивая мотивационная черта личности.

Мотив избегания неудачи — стремление человека в любой ситуа­ции действовать так, чтобы избежать неудачи, особенно там, где ре­зультаты его деятельности воспринимаются и оцениваются другими людьми. М. и. н.— черта личности, противоположная мотиву дости­жения успеха (см.). Мотивация — динамический процесс физиологического и психо­логического управления поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость. Навык — приобретенное в результате научения (см.) и автомати­чески осуществляемое движение, неизменно приводящее к вполне определенному результату. Н. не требует сознательного контроля и специальных волевых усилий для его осуществления.

Наглядно-действенное мышление — совокупность способов и процесс решения практических задач в условиях зрительного наблюдения за ситуацией и выполнения действий с представленными в ней пред­метами. Наглядно-образное мышление — совокупность способов и процесс образного решения задач в плане зрительного представления ситуа­ции и оперирования образами составляющих ее предметов без выпол­нения реальных практических действий с ними.

Нарциссизм — невротическое отклонение в личностном росте; характе­ризующееся самолюбованием и самовосхвалением, отсутствием критичес­кого взгляда на свои мысли и действия.

Направленность личности — понятие, обозначающее совокупность доминирующих у человека мотивов и потребностей, определяющих главную линию его поведения, деятельности и общения с людьми.

Научение — процесс и результат приобретения человеком знании, умений и навыков.

Невроз — болезненное состояние человека, характеризуемое нарушения­ми сначала в психической, а затем и в соматической сфере человека в ре­зультате неправильного воспитания и отклонения от валеологических прин­ципов жизни.

Обжорство — неукротимая тяга к еде в результате заболевания неврозом.

Обучение — профессиональная деятельность учителя, направленная передачу учащимся знаний, умений и навыков.

Обучаемость — способность человека к научению (см.). )

Оперантное научение — вид научения (см.), происходящего за счет

спонтанного порождения организмом множества разнообразных реакций на один и тот же стимул или ситуацию с последующим за­креплением только тех из реакций, которые оказались наиболее дачными с точки зрения полученного эффекта.

Операция (в теории Ж. Пиаже) — практическое или умственное цействие человека, обладающее свойством обратимости, т. е. дейст­вие, которое можно выполнять как в прямом, так и в обратном порядке, возвращаясь к его исходному положению или повторно воспроизводя полученный результат.

рекомендации по обучению и воспитанию детей.

Повторение — многократное воспроизводство какого-либо мате­риала с целью его заучивания и сохранения в памяти.

Подражание — вид научения (см.), происходящего в результате буквального копирования поведения объекта, являющегося образ­цом для п. (см. также викарное научение).

Подкрепление — то, что способно удовлетворить возникшую по­требность организма, снять или уменьшить вызванную ею внут­реннюю напряженность. Для поведения п. является подтверждением его правильности (положительное п.) или ошибочности (отрица­тельное п.).

Полоролевая идентификация — процесс и результат приобретения ребенком психологических черт и особенностей поведения челове­ка одного и того же с ним или другого пола.

Полоролевая типизация — приобретение индивидом психологии и типичных форм поведения человека определенного пола.

Поступок — сознательное действие, совершенное человеком исходя из определенных убеждений, ценностей или нравственных норм.

Предметная деятельность — практические действия человека с ре­альными предметами материальной и духовной культуры, подчи­ненные их функциональному, культурно обусловленному назна­чению. П. д. рассчитана на усвоение человеком способов употреб­ления предметов материальной и духовной культуры людьми и на развитие человеческих способностей, умений и навыков.

Проблемная ситуация — учебная ситуация, которая содержит в себе какой-либо трудноразрешимый для ученика вопрос.

Проблемное обучение — обучение, построенное на основе создания и использования проблемных ситуаций (см.).

Полоролевое поведение — поведение, свойственное человеку опре­деленного пола при выполнении им различных социальных ро­лей (см.).

Профессиограмма — подробное описание какой-либо профессии через систему требований, предъявляемых ею к человеку, включая качества личности, особенности мыслительных процессов, знания, умения и навыки, которыми он должен обладать для того, чтобы успешно справиться с данной профессией.

Психоанализ — 1. Метод исследования психической жизни человека. 2. Метод лечения неврозов, основанный на осознании бессознательного психического содержания. 3. Теоретическое направление в психологии, раскрывающее, структуру психической жизни человека.

Психологическая защита — бессознательное стремление человека различ­ными приемами и способами избегать травмирующих переживаний и их осознание.

Реакция выбора — специальное действие, в котором человеку не­обходимо выбрать один из двух или нескольких объектов по опре­деленным признакам.

Регрессия — механизм психологической защиты, характеризующийся ухо­дом в детство и оживлением способов приспособления, характерных для ранних этапов развития человека, в том числе и эмбриональных.

Референтная группа — группа людей, значимых и привлекательных для индивида. Р. г.— источник индивидуальных ценностей, норм, правил поведения, суждений и поступков для тех людей, по отно­шению к которым она является референтной.

Референтная личность — человек, особенно значимый и ценный для другого человека как образец для подражания. Р. л. оказывает сильное психологическое влияние на того, по отношению к кому она является референтной. Р. л. выступает как источник основных ценностей, норм и правил поведения, суждений и поступков для дру­гого человека.

Рефлекс условный — реакция организма на раздражитель, при­обретенная в результате научения — сочетания данного раздражи­теля с удовлетворением актуальной потребности организма.

Роль социальная — понятие, включающее описание особенностей личности, психологии и поведения человека, занимающего опре­деленное положение в обществе, например роль учителя, руководи­теля, родителя, ученика и т. п.

Самоактуализация — процесс и результат использования, макси­мальное развитие человеком имеющихся у него задатков и способ­ностей, их реализация в практических делах. С.— это также стрем­ление личности к постоянному самосовершенствованию.

Самооценка — оценивание человеком своих собственных психологи­ческих качеств и поведения, достижений и неудач, достоинств и недостатков.

Семиотическая функция — свойственная человеку способность соз­давать и использовать знаковые системы — символы (см.), пред­ставляющие или замещающие реальные объекты, и оперировать ими как с реальными объектами, которые они представляют.

Сензитивный период развития — период в жизни человека, создаю­щий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения.

Сенсомоторная координация — согласованная работа и взаимодей­ствие органов чувств и движений.

Сенсорный эталон — наглядный образец, с которым сравнивается сенсорный образ при его построении.

Сериация (в теории Ж. Пиаже) — упорядочение предметов по какому-либо признаку, например по длине, высоте, цвету, весу, объему и т. п.

Символзнак, (см.), ассоциированный с определенным объектом, представлением, убеждением, мыслью и чувством, относимыми к той части действительности, которую этот знак представляет.

Синкретизм мышления — характеристика логически неразвитого мышления, выражающаяся в проведении операции классификации предметов и явлений, определяемых данным понятием, по разно­родным, логически непоследовательным признакам.

Система — понятие из области общей теории систем (наука, погра­ничная между математикой и кибернетикой), обозначающее сово­купность качественно различных элементов, связанных друг с другом сложными и динамическими отношениями.

Системный анализ — подход к изучению объектов и явлений, пред­полагающий их рассмотрение как развивающихся систем (см.) с выделением структуры (состава элементов и связей между ними), а также законов преобразования и развития системы в целом.

Слияние — механизм психологической защиты, характеризуемый пол­ным отождествлением с другим человеком, при котором человек не может отделить свои собственные мысли и чувства от мыслей и чувств своего партнера.

Созревание — естественный процесс преобразования анатомических структур и физиологических процессов организма по мере его роста.

Социализация — процесс и результат присвоения ребенком соци­ального опыта по мере его психологического интеллектуального и личностного развития, т. е. преобразование под влиянием обуче­ния и воспитания его психических функций, присвоение социально-нравственных ценностей, норм и правил поведения, формирование мировоззрения.

Социальная позиция — место, занимаемое человеком в системе общественного разделения труда и соподчинения в социальных структурах, группах и организациях.

Социальная психология — отрасль психологии, содержащая в себе знания об общении, взаимодействии, взаимоотношениях и взаимо­влиянии людей, ставящая и решающая соответствующие проблемы.

Социальная ситуация развития — социальные условия, в которых происходит психологическое и поведенческое развитие человека. С. с. р. включает в себя также систему факторов, от которых за­висит развитие.

Социальная установка — отношение человека к людям, социальным событиям, фактам и многому другому, что для него значимо. С. у. включает в себя три компонента такого отношения: когнитивный (знания об объекте), эмоциональный (чувства, которые он вызы­вает) и поведенческий (действия, которые он порождает).

Среда — совокупность внешних условий, факторов и объектов, среди которых рождается, живет и развивается организм.

Стресс — состояние нервного напряжения, вызываемого неблагоприят­ными внешними и внутренними факторами.

Схема (в теории Ж. Пиаже) — типичная и повторяющаяся после­довательность действий и операций в способах приспособления организма к условиям окружающей среды. Внутренняя интеллек­туальная психологическая структура, управляющая организацией мышления и поведения человека в различных жизненных ситуациях.

Теория социального научения — социально-психологическая тео­рия, объясняющая процесс приобретения человеком жизненного опыта на основе социальных влияний и связанных с ними подкреп­лений и наказаний.

Теория черт личности — теория личности, в основе которой лежит научно определенное понятие «черта личности». Т. ч. л. рассмат­ривает строение, происхождение, формирование и развитие лич­ности как системы черт (см. черта личности).

Тест — стандартизированный метод психологического исследова­ния, предназначенный для точных количественных и определенных качественных оценок психологии и поведения человека путем срав­нения этих оценок с некоторыми, заранее заданными стандарта­ми — нормами теста.

Точечный массаж — массаж, при котором оказывается воздействие не на все тело, а только на биологически активные точки, связанные с важнейши­ми функциями организма.

Тревожность — постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испы­тывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях, связанных или с экзаменационными испытаниями, или с повышенной эмоциональной и физической напряженностью, порожденной при­чинами иного характера.

Убеждение — процесс и результат обретения человеком уверен­ности в правильности собственных суждений и выводов, подтвержда­емый им самим ссылками на соответствующие факты и аргументы.

Упражнение — систематическое повторение какого-либо действия, движения и т. п. с целью его совершенствования. Уровень притязаний — достижения в том или ином виде деятель­ности и в той или иной сфере общения, на которые рассчитывает человек, оценивая свои способности и возможности.

Уровень психологического развития — совокупность способностей, знаний, умений и навыков, имеющихся у данного человека в срав­нении с достаточно большой, представительной группой других людей или самим собой в иной период жизни. Усвоение — приобретение знаний, умений и навыков.

Условия развития — факторы, от которых зависит развитие чело­века. В у. р. входят люди, окружающие данного человека с детства, отношения между ними, предметы материальной и духовной куль­туры, многое другое.

Условнорефлекторное научение — приобретение реакции на но­вые раздражители по механизму рефлекса условного (см.).

Учебная деятельность — процесс приобретения человеком новых знаний, умений и навыков или изменения старых.

Учение — собственные действия ученика, направленные на разви­тие у него способностей, а также знаний, умений и навыков.

Факторы развития — система факторов, определяющих собой пси­хическое и поведенческое развитие человека. Ф. р. включают содер­жание обучения и воспитания, педагогическую подготовленность учителей и воспитателей, методы и средства обучения и воспита­ния, многое другое, от чего зависит психологическое развитие человека.

Фрустрация — психическое переживание жизненной неудачи, возникаю­щее при осуществлении профессионального или социального роста.

Характер —способ отношения человека к окружающему его миру. Сужде­ние о нем выносится на основе отношения к самому себе, к другому человеку, к материальным ценностям, особенностям поведения в критических ситуа­циях.

Черта личности — прижизненно складывающаяся устойчивая пси­хофизиологическая система, включающая в себя элементы психоло­гии и физиологии человека и определяющая его индивидуальность, характерное для него мышление и поведение.

Эволюционная теория развития — теория, утверждающая, что в процессе психического и поведенческого развития ребенка все или почти все определяется генотипом (см.), что в развитии не появ­ляется ничего такого, что хотя бы в зародыше не имелось бы с самого начала.

Эгоизм — отрицательная черта характера человека, выражающаяся в его стремлении к личному благополучию, не считаясь с благом и интересами других людей.

Эгоцентризм — сосредоточенность внимания и мышления человека исключительно на себе, его отвлеченность от всего, что происходит вокруг.

Эйдетическая память — вид зрительной памяти человека, связан­ный со способностью четко, точно и в деталях, без особого труда восстанавливать в памяти зрительные образы виденного.

Эмпатия — способность человека к сочувствию и сопереживанию другим людям, к пониманию их состояний, готовность оказать им посильную помощь.

Программа составлена в соответствии с ФГОС

Программу составил:

Колокольцев М.М., д.м.н., профессор кафедры физической культуры ФФК и С.

_________________________ “____”_________ 2013г.

(подпись)

Программа согласована

с кафедрой:«Архитектурное проектирование»

Зав. кафедрой _______________ /Хохрин Е.В./ “____”_________ 2013 г.

(подпись)

Программа одобренана заседании кафедры физической культуры

Протокол № __ от “____” ______________ 2013 г.

Зав. кафедрой _________ / Шпорин Э.Г. / “___”______________2013 г.

(подпись)

Программа одобрена на заседании Методической комиссии факультета ФФК и С

Протокол № ___ от “__” _________ _______2013г.

Декан __________________ / Шпорин Э.Г. / “___”____________ 2013г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: