Типология политических систем

Типология политических систем представляет основу для более обстоятельной их характеристики, необходимой для ориентации в слож­ной динамике взаимодействия политических институтов, сил и власти, в современных политических процессах. Типология должна быть ком­плексной, позволяющей дать всестороннюю характеристику системе.

Политические системы различаются, прежде всего, в зависимо­сти от того, интересы какого класса они выражают и обеспечивают. В соответствии с этим критерием они подразделяются на буржуазные, социалистические и политические системы освободившихся стран. Такой подход, по сути, отражал только идеологическую функцию, не требовал кропотливого анализа функционирования и эволюции поли­тической системы. Поэтому под влиянием политического культурного сближения стали выявляться разнообразные признаки типологизации политических систем.

По мнению М. Вебера, важнейшим признаком типологизации по­литических систем являются формы и способы их функционирования. Такой подход отрицает главенство экономического детерминизма и форм собственности в развитии политических систем. Под влияние веберовской классификации получило признание деление политиче­ских систем на традиционные и рациональные (бюрократические).

Традиционная система политической власти функционирует по принципу: выполнять надо потому, что так предписывает авторитет - мо­нарх или обычай. Рациональная система - на обосновании разумности порядка, действии абстрактных принципов и норм, доверии компетент­ности властных органов.

С позиции социокультурной среды выделяют политические сис­темы англо-американского и континентально-европейского типа, традиционные и развивающиеся системы, коммунистические сис­темы. Главное здесь - выявление ценностей, которые лежат в ней. Так, американская система (по мнению С. Липсета) основана на анти­этатизме, индивидуализме, эгалитаризме, секуляризированной куль­туре. В ее основе лежат идея свободы человека и разнообразия пози­ций, признание всеми основных целей и средств политики. Характер­ными чертами такой политики являются развитость разделения функ­ций, властей, противовесов; четкая организованность и бюрократири-зованность, высокая стабильность. Для систем европейско-континентального типа характерно влияние этатизма, социалистиче­ских мотивов, элементов авторитарности.

Достаточно актуальной является типологизация на основе харак­тера распределения власти и взаимоотношений политической систе­мы и общества. Базовыми моделями здесь являются авторитарные и плюралистические системы. Суть авторитаризма заключается в со­средоточении власти в едином центре. Такой тип властвования в наи­более последовательном виде исключает коллективность, широкое поле деятельности представительных органов, самостоятельность на нижних уровнях иерархии, существование действенной оппозиции, са­мостоятельность средств массовой информации. Плюралистическая система предполагает существование множественности противовесов любой власти, децентрализации и многопартийности, исключает гос­подство устойчивого неизменного большинства.

Вопрос 4 Цели, задачи и содержание процесса исследования социально-экономических и политических процессов.

Объектами системного анализа в теоретическом аспекте являются:

- общие закономерности проведения исследований, направлен­ные на поиск наилучшего решения проблем на основе системного подхода (отработка методики системного анализа, содержание от­дельных этапов системного анализа, взаимосвязи, существующие ме­жду ними и другие);

- конкретные научные методы исследования - определение це­лей и их ранжирование, дезагрегирование систем на их составные элементы; определение взаимосвязей, существующих как между эле­ментами системы, так и между системой и внешней сферой и другое;

- процесс интегрирования различных методов и приемов иссле­дования, разработанных как в рамках системного анализа, так и в рам­ках других научных направлений, взаимообусловленных совокупно­стью методов системного анализа.

Объектом системного анализа в прикладном аспекте являются конкретные различные проблемы, возникающие при создании и функ­ционировании систем, и выработка рекомендаций по конструированию новых или усовершенствованию действующих систем. В то же время они являются и объектом целого ряда других научных дисциплин как общетеоретических, так и прикладных. Системный анализ играет роль каркаса, объединяющего все необходимые методы, знания и действия.

Целью системного анализа является выработка практических ре­комендаций по выбору наилучшего варианта решения на основе полной и всесторонней проверки различных вариантов с точки зрения количест­венного и качественного сопоставления затраченных ресурсов с полу­ченным эффектом. Анализ практики проводимых системных исследова­ний и возможных постановок задач показывает, что для конкретного ис­следования цели проведения системного анализа могут быть совершен­но различными. Возможны следующие постановки задач:

- правильно и с возможно большей четкостью сформулировать проблему и перевести ее из разряда неструктурированных в разряд слабо структурированных;

- собрать информацию, относящуюся к делу, для того, чтобы на­метить хотя бы приблизительные мероприятия по исследованию про­блемы и последующей разработке системы;

- выявить в полной мере назначение системы, решающей про­блему, с тем, чтобы определить ее состав, методы действия и взаимо­действия с другими системами;

- разработать несколько вариантов возможного развития систе­мы при различных внешних условиях, которые создаются в будущем, для того, чтобы подготовить информацию для последующего принятия решений;

- выбрать единственный наилучший курс развития системы при определенных внешних условиях с учетом динамики их изменения в перспективе;

- выявить основные цели развития социально-экономических объектов, детализировать их по подсистемам и видам деятельности;

- выявить критерии эффективности функционирования системы в целом и взаимосвязь критериев эффективности ее подсистем;

- проверить эффективность взаимодействия подсистем экономи­ческой системы, выявить образовавшиеся диспропорции и узкие мес­та, наметить мероприятия по их совершенствованию;

- сформулировать цели создания автоматизированной системы управления, обосновать ее функциональную структуру, составить план ее последовательной разработки и внедрения;

- упорядочить руководство разработкой сложного комплексного проекта, выявить функции управления и на их основе обосновать ор­ганизационную структуру управления;

- проверить эффективность работы предприятия, взаимодейст­вия различных подразделений организации вплоть до отдельных ис­полнителей.

Даже этот достаточно неполный перечень задач показывает, что системный анализ направлен на решение в первую очередь конкрет­ных проблем.

При этом системный анализ ориентирует ис­следователя не на разработку окончательной модели или процесса принятия решения, а на разработку методики, содержащей средства, позволяющие постепенно формировать модель, обосновывая ее адек­ватность.

Системный анализ, как научное направление имеет присущие ему определенные принципы, логические элементы, этапность и ме­тоды его проведения. Наличие этих компонентов и делает анализ ка­кой-либо проблемы системным. Умение правильно их использовать при решении проблем во многом предопределяет возможность полу­чения требуемого результата.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: