Типология политических систем представляет основу для более обстоятельной их характеристики, необходимой для ориентации в сложной динамике взаимодействия политических институтов, сил и власти, в современных политических процессах. Типология должна быть комплексной, позволяющей дать всестороннюю характеристику системе.
Политические системы различаются, прежде всего, в зависимости от того, интересы какого класса они выражают и обеспечивают. В соответствии с этим критерием они подразделяются на буржуазные, социалистические и политические системы освободившихся стран. Такой подход, по сути, отражал только идеологическую функцию, не требовал кропотливого анализа функционирования и эволюции политической системы. Поэтому под влиянием политического культурного сближения стали выявляться разнообразные признаки типологизации политических систем.
По мнению М. Вебера, важнейшим признаком типологизации политических систем являются формы и способы их функционирования. Такой подход отрицает главенство экономического детерминизма и форм собственности в развитии политических систем. Под влияние веберовской классификации получило признание деление политических систем на традиционные и рациональные (бюрократические).
Традиционная система политической власти функционирует по принципу: выполнять надо потому, что так предписывает авторитет - монарх или обычай. Рациональная система - на обосновании разумности порядка, действии абстрактных принципов и норм, доверии компетентности властных органов.
С позиции социокультурной среды выделяют политические системы англо-американского и континентально-европейского типа, традиционные и развивающиеся системы, коммунистические системы. Главное здесь - выявление ценностей, которые лежат в ней. Так, американская система (по мнению С. Липсета) основана на антиэтатизме, индивидуализме, эгалитаризме, секуляризированной культуре. В ее основе лежат идея свободы человека и разнообразия позиций, признание всеми основных целей и средств политики. Характерными чертами такой политики являются развитость разделения функций, властей, противовесов; четкая организованность и бюрократири-зованность, высокая стабильность. Для систем европейско-континентального типа характерно влияние этатизма, социалистических мотивов, элементов авторитарности.
Достаточно актуальной является типологизация на основе характера распределения власти и взаимоотношений политической системы и общества. Базовыми моделями здесь являются авторитарные и плюралистические системы. Суть авторитаризма заключается в сосредоточении власти в едином центре. Такой тип властвования в наиболее последовательном виде исключает коллективность, широкое поле деятельности представительных органов, самостоятельность на нижних уровнях иерархии, существование действенной оппозиции, самостоятельность средств массовой информации. Плюралистическая система предполагает существование множественности противовесов любой власти, децентрализации и многопартийности, исключает господство устойчивого неизменного большинства.
Вопрос 4 Цели, задачи и содержание процесса исследования социально-экономических и политических процессов.
Объектами системного анализа в теоретическом аспекте являются:
- общие закономерности проведения исследований, направленные на поиск наилучшего решения проблем на основе системного подхода (отработка методики системного анализа, содержание отдельных этапов системного анализа, взаимосвязи, существующие между ними и другие);
- конкретные научные методы исследования - определение целей и их ранжирование, дезагрегирование систем на их составные элементы; определение взаимосвязей, существующих как между элементами системы, так и между системой и внешней сферой и другое;
- процесс интегрирования различных методов и приемов исследования, разработанных как в рамках системного анализа, так и в рамках других научных направлений, взаимообусловленных совокупностью методов системного анализа.
Объектом системного анализа в прикладном аспекте являются конкретные различные проблемы, возникающие при создании и функционировании систем, и выработка рекомендаций по конструированию новых или усовершенствованию действующих систем. В то же время они являются и объектом целого ряда других научных дисциплин как общетеоретических, так и прикладных. Системный анализ играет роль каркаса, объединяющего все необходимые методы, знания и действия.
Целью системного анализа является выработка практических рекомендаций по выбору наилучшего варианта решения на основе полной и всесторонней проверки различных вариантов с точки зрения количественного и качественного сопоставления затраченных ресурсов с полученным эффектом. Анализ практики проводимых системных исследований и возможных постановок задач показывает, что для конкретного исследования цели проведения системного анализа могут быть совершенно различными. Возможны следующие постановки задач:
- правильно и с возможно большей четкостью сформулировать проблему и перевести ее из разряда неструктурированных в разряд слабо структурированных;
- собрать информацию, относящуюся к делу, для того, чтобы наметить хотя бы приблизительные мероприятия по исследованию проблемы и последующей разработке системы;
- выявить в полной мере назначение системы, решающей проблему, с тем, чтобы определить ее состав, методы действия и взаимодействия с другими системами;
- разработать несколько вариантов возможного развития системы при различных внешних условиях, которые создаются в будущем, для того, чтобы подготовить информацию для последующего принятия решений;
- выбрать единственный наилучший курс развития системы при определенных внешних условиях с учетом динамики их изменения в перспективе;
- выявить основные цели развития социально-экономических объектов, детализировать их по подсистемам и видам деятельности;
- выявить критерии эффективности функционирования системы в целом и взаимосвязь критериев эффективности ее подсистем;
- проверить эффективность взаимодействия подсистем экономической системы, выявить образовавшиеся диспропорции и узкие места, наметить мероприятия по их совершенствованию;
- сформулировать цели создания автоматизированной системы управления, обосновать ее функциональную структуру, составить план ее последовательной разработки и внедрения;
- упорядочить руководство разработкой сложного комплексного проекта, выявить функции управления и на их основе обосновать организационную структуру управления;
- проверить эффективность работы предприятия, взаимодействия различных подразделений организации вплоть до отдельных исполнителей.
Даже этот достаточно неполный перечень задач показывает, что системный анализ направлен на решение в первую очередь конкретных проблем.
При этом системный анализ ориентирует исследователя не на разработку окончательной модели или процесса принятия решения, а на разработку методики, содержащей средства, позволяющие постепенно формировать модель, обосновывая ее адекватность.
Системный анализ, как научное направление имеет присущие ему определенные принципы, логические элементы, этапность и методы его проведения. Наличие этих компонентов и делает анализ какой-либо проблемы системным. Умение правильно их использовать при решении проблем во многом предопределяет возможность получения требуемого результата.