Цель – выработка практических рекомендаций по выбору наилучшего варианта решения на основе всесторонней или нашей проверки различных вариантов.
Как отмечалось ранее, в настоящее время не существует единой точки зрения на содержание понятия системный анализ. Среди специалистов в этой области нет единства в формировании основных характеризующих его категорий. Причем эта неоднозначность имеет в первую очередь объективные причины, а не связана лишь с недостаточной разработанностью методологии системного анализа. Ч. Хитч называет следующие "универсальные логические элементы системного анализа":
1) цель и ряд целей;
2) альтернативные средства (системы), с помощью которых может быть достигнута цель и которые представляют собой множества системных элементов или стратегий;
3) затраты ресурсов на систему;
4) математическая и логическая модель, то есть система связей между целями, альтернативными средствами, средой и требованиями, накладываемыми на ресурсы;
5) критерий выбора предпочтительных альтернатив
|
|
Существуют и другие подходы к формированию категориального аппарата системного анализа. При более внимательном рассмотрении можно заметить, что различные варианты этого аппарата достаточно тесно связаны с аппаратом исследования операций и теории игр и решений. Эта связь объясняется тем, эти дисциплины являются, основными "поставщиками" методов и конкретных идей для системного анализа наряду с общими принципами. Вместе с тем, системный анализ отнюдь не совпадает с исследованием операций, хотя и заимствует у него математические методы. Эти две дисциплины отличаются, прежде всего, по масштабу проблем, к решению которых они прилагаются. Кроме того, системный анализ в отличие от исследования операций связан с ориентацией на длительные отрезки времени, с наличием специальных процедур, направленных на учет фактора неопределенности, занимающего важное место во всякой сложной проблеме. В системном анализе большее внимание уделяется организационным факторам.
Наиболее точной представляется трактовка системного анализа как конкретного теоретико-прикладного направления исследований, основанного на системной методологии, и характеризующегося определенными принципами, методами и областью применения.
С истемный анализ - это методология исследования трудно наблюдаемых и понимаемых свойств и отношений в объектах путем представления этих объектов в качестве целенаправленных систем и изучения свойств этих систем, взаимоотношений между целями и средствами их реализации.
Если подавляющее большинство методов исследования и анализа ориентировано на непосредственное наблюдение точно определенных объектов с учетом их природы и специфики, то системный анализ, базирующийся на теории систем, учитывает принципиальную сложность исследуемого объекта, его разветвленные и прочные взаимосвязи с окружающей средой, не наблюдаемость целого ряда его свойств. Исследователь в рамках системного анализа, отталкиваясь от реального явления, от имеющихся фактических данных о его свойствах, внутренних и внешних связях, переводит их в абстрактные категории и на основе известных свойств систем выявляет новые свойства и новые взаимосвязи.
|
|
Главное в системном анализе - как сложное превратить в простое, как не только трудноразрешимую, но и труднопонимаемую проблему превратить в четкую серию задач, имеющих методику решения. Системный анализ не исчерпывается расчленением сложной проблемы на более мелкие, а направлен на то, чтобы понять сущность целого, выявить факторы, влияющие на принятие решений и, в конечном счете, вернуться к целому, к проблеме.
Системный анализ представляет собой совокупность определенных научных методов и практических приемов, используемых при исследовании и конструировании сложных и сверхсложных объектов и решения разнообразных проблем, возникающих во всех сферах целенаправленной деятельности, при проектировании и управлении социальными, экономическими, человеко-машинными и техническими системами. Характерным для системного анализа является то, что поиск лучшего решения проблемы начинается с определения и упорядочения целей деятельности системы, при функционировании которой возникла данная проблема. При этом устанавливается соответствие между целями, возможными путями их реализации и потребными для этого ресурсами.
Системный анализ предназначен для исследования в первую очередь слабоструктурированных систем, состав элементов и взаимосвязей которых установлен только частично, для решения задач, возникающих в ситуациях, характеризующихся неопределенностью и содержащих неформализуемые элементы, которые не переводятся на язык математики. Поэтому основная особенность методик системного анализа заключается в сочетании формальных методов и неформализованного экспертного знания.
Вопрос 7 Место и роль системного анализа в решении социально-экономических и политических проблем
Увеличение масштабов экономики и усложнение ее структуры, повышение дефицитности потребляемых ресурсов, увеличение стоимости реализации проектов, возрастание "цены" неоптимальности принимаемых решений - все это предопределяют актуальность вопросов повышения эффективности всех аспектов работы, что невозможно без использования современных методов анализа.
Усиление ориентации на конечные результаты, многообразие целей социально-экономических систем требуют повышения внимания к проблемам целеполагания, определению задач развития экономики государства, отдельных отраслей и регионов, а также предприятий и объединений. Их решение возможно также только при использовании специальных методов анализа.
Ускоренное внедрение достижений науки и техники в производство, обеспечение единства развития отдельных этапов воспроизводственного процесса и жизненного цикла новых товаров, составление оптимальной производственной программы в условиях рыночной экономики невозможно без взаимоувязанного анализа отдельных этапов воспроизводственного процесса.
Системный анализ возник в начале 60-х годов и первоначально развивался исключительно как средство решения военно-стратегических проблем. Особый характер проблем, выдвигаемых для решения методами системного анализа, определил и особый характер этих методов:
|
|
1. Жизненная важность каждой из таких грандиозных комплексных задач практически исключала право на ошибку.
2. Создание современных систем вооружений было связано с привлечением огромных материальных и человеческих ресурсов, и потому заказчик, который, как правило, представлял интересы безопасности всей страны, должен был быть уверен, что допустимый риск в работе такой системы или ее надежности является минимальным.
3. Исключительная сложность системы не позволяла при ее создании двигаться традиционными методами, как это, как правило, бывало раньше, от частей к целому, поскольку все или, почти все основные характеристики каждой части (подсистемы) задавались не наилучшей комбинацией свойств самой части как таковой, а извне, требованиями со стороны целого и его исходных целей.
Объектами системного анализа, в первую очередь, являются социально-экономические и политические процессы. Они характеризуются целым рядом особенностей, предопределяющих необходимость системного подхода и специальных методик его реализации. Их сущность и особенности были раскрыты в работах отечественных и зарубежных ученных.
Конечный результат социально-экономической системы распадается на материально-вещественный, представляющий собой готовую продукцию и услуги с конкретными характеристиками и свойствами; экономический, показывающий, за счет каких средств, какой ценой достигаются материально-вещественные и социальные результаты. Именно они предопределяют необходимость учета взаимодействия различных по своей природе и сущности факторов и явлений, комплексный характер их исследования, успех которого в существенной степени зависит от умения решать слабоструктурированные многокритериальные задачи.
Так как неотъемлемой частью и самым активным элементом социально-экономических и политических систем является человек, то это придает им следующие особые свойства:
- уникальность и непредсказуемость поведения системы в конкретных условиях, так как субъективные характеристики, трудно поддаются формализации;
|
|
- наличие у системы предельных возможностей, которые обусловлены ограниченными экономическими ресурсами;
- способность адаптироваться к изменяющимся условиям, что, являясь полезным свойством в одних ситуациях, в других - будет проявляться в форме противодействия управляющим воздействиям, в затруднении управления системой;
- способность и стремление к целеобразованию, формированию целей внутри системы;
- способность изменять свою структуру и формировать различные варианты поведения, сохраняя целостность;
- наличие большого числа факторов различной природы, являющихся предметом исследования разных областей знаний;
- способность противостоять разрушающим систему тенденциям, благодаря обмену материальными, энергетическими и информационными ресурсами со средой.
Исходя из отмеченных особенностей, можно сформулировать следующие основные аспекты системного анализа социально-экономических объектов:
1. Переход от разработки и использования отдельных локальных, изолированных моделей совокупности взаимосвязанных моделей, позволяющих исследовать систему в целом; совместное использование формальных и неформальных методов исследования; обеспечение единства процесса разработки и реализации программ.
2. Снижение действия фактора неопределенности путем: прогнозирования и многовариантного долгосрочного планирования; учета влияния решений, принимаемых в настоящее время, на функционирование системы в будущем; использования системы скользящего прогнозирования и планирования в целях периодического уточнения ранее полученных оценок.
3. Проведение исследований в направлении от общего к частному при глубокой проработке как общих, так и частных вопросов и совместном использовании методов анализа и синтеза.
4. Анализ и выбор для практической реализации наиболее важных проблем и целей функционирования и развития системы на базе разработки альтернативных вариантов решений, использования итеративных процедур согласования целей, мероприятий и ресурсов, применения многокритериальных оценок при поиске оптимальных вариантов решений.
Вопрос 9 Закономерности функционирования систем и их свойства.
Целостность системы, как одна из основных закономерностей ее развития, проявляется в возникновении у системы новых интегральных качеств, не свойственных ее компонентам. Для понимания сущность целостности, необходимо учитывать две ее стороны: свойства системы как единого целого не являются суммой свойств элементов; свойства системы зависят от свойств элементов. В силу этого объединенные в систему элементы могут терять ряд свойств, присущих им вне системы, или приобретать новые свойства.
Двойственной по отношению к закономерности целостности является обособленность или суммативность системы. Она проявляется в полной мере у системы, как бы распавшейся на независимые элементы. Для такого состояния свойства системы равны сумме свойств отдельных элементов.
Любая система не изолирована от других систем, она тесно связана со средой. Последняя, в свою очередь, представляет собой сложное и неоднородное образование более высокого порядка, которое задает требования и ограничения исследуемой системе. Отдельную группу представляют системы одного уровня с рассматриваемой. И, наконец, есть соподчиненные системы. Тесное единство системы со средой является закономерностью, которая называется коммуникативностью.
С коммуникативностью тесно связана закономерность иерархичности, характеризующая, с одной стороны, отношения между элементами разных уровней, и с другой стороны - взаимодействие элементов одного уровня. Более высокий иерархический уровень оказывает направляющее воздействие на нижестоящий, подчиненный ему уровень. Это проявляется в том, что подчиненные элементы иерархии приобретают новые свойства, отсутствующие у них в изолированном состоянии. Между элементами одного уровня иерархии нет явных связей. Однако в силу иерархичности они связаны между собой через вышестоящий уровень. Таким образом, каждый уровень иерархической упорядоченности имеет сложные взаимоотношения, как с вышестоящим, так и нижестоящим уровнями.
Принципиально важным условием эффективности функционирования системы является соблюдение следующего требования: разнообразие задач управления должно превышать разнообразием элементов системы. В случаях усложнения объекта управления, обусловленного изменением целей, временных горизонтов, совокупностью связей и их характера, состоянием среды и другими факторами, необходимо изменить и привести в соответствие структуру управления.
Закономерность потенциальной эффективности предполагает возможность и необходимость своевременного изменения системы в связи с необходимостью реализации новых целевых требований, обусловленных средой. Она реализуется в количественной или качественной оценке надежности, помехоустойчивости, управляемости и других качествах системы. При создании социально-экономических систем необходимо учитывать закономерности их функционирования и развития. К ним, в первую очередь, относятся: историчность и самоорганизация.
Историчность. В условиях динамичной среды любая система не может быть неизменной, она не только функционирует, но и развивается, проходит стадии становления, стабильного существования,старения и разрушения. Поэтому уже на стадии создания сложных систем должны рассматриваться не только вопросы создания и обеспечения их развития, но и вопросы о ликвидации системы, когда ее функционирование перестает быть целесообразным. Закономерность историчности требует, чтобы время являлось непременной характеристикой системы.
Самоорганизация является одной из наиболее важных наблюдаемых черт сложных социально-экономических систем и характеризует их способность противостоять воздействию негативных факторов, адаптироваться к внешним воздействиям, изменять при необходимости свою структуру. В основе этой закономерности лежит сочетание и взаимодействие двух противоречивых тенденций. С одной стороны, для любой системы свойственно стремление к распаду, разделению. Но, с другой стороны, наблюдается стремление развития в направлении объединения с другими системами и перехода на более высокий иерархический уровень. Обе тенденции присущи всем социально-экономическим системам. В иерархических системах в зависимости от преобладания одной из них система любого уровня иерархии может развиваться в направлении к более высокому уровню и даже переходить на него, или, напротив, может происходить процесс упадка и перехода системы на более низкий уровень развития.
Закономерности проявляются в свойствах систем, рациональное использование которых позволяет находить пути разрешения проблем и принимать рациональные решения. К сожалению, в большинстве работ, раскрывающих сущность системного подхода и методологию системного анализа, многие свойства систем не рассматриваются, что ведет к недостаточной глубине системного анализа. Исключение составляет работа Б.АРайзберга и Р.А. Фатхутдинова "Управление экономикой", в которой свойства систем представлены в полном объеме, классифицированы и объединены в четыре группы:
- свойства, характеризующие сущность и сложность системы;
- свойства, характеризующие связь системы с внешней средой;
- свойства, характеризующие методологию целеполагания системы;
- свойства, характеризующие параметры функционирования и развития системы.
Вопрос 10 Классификация систем
Системы могут быть классифицированы по следующим признакам: природа элементов, роль человека в создании системы, степень участия людей в реализации управляющих воздействий, степень взаимодействия с внешней средой, уровень сложности, характер взаимосвязей между элементами системы, степень организованности, степень управляемости, уровень централизации, целеполагание, вид отображаемого объекта, реакция на возбуждающее воздействие.
В зависимости от природы элементов различают реальные (физические) и абстрактные системы. Реальные (физические) системы представляют объекты, состоящие из материальных элементов. Среди них могут быть механические, энергетические, биологические, природные, социальные и другие. Абстрактные системы состоят из элементов, не имеющих прямых аналогов в реальном мире. Они создаются путем мысленного отвлечения от тех или иных сторон, свойств, связей, реальных объектов и являются результатом творческой деятельности человека.
В зависимости от роли человека в создании систем различают естественные и искусственные системы. Естественные системы созданы и функционируют без участия человека. Такие системы, как правило, обладают свойством адаптации, то есть способностью реагировать на воздействие окружающей среды так, чтобы получить благоприятные результаты для деятельности системы. Системы подобного типа имеют как бы заранее запланированное "конечное состояние", и их поведение таково, что они достигают этого состояния, несмотря на неблагоприятные условия окружающей среды.
Искусственные системы созданы человеком, и им присущи многие свойства естественных систем. Вместе с тем, существуют дополнительные свойства искусственных систем, например, совместимость и оптимизация. Под совместимостью понимается согласованность характеристик независимых систем при их совместной деятельности. Системы могут быть совместимыми друг с другом в одном отношении и несовместимыми в другом. Оптимизация означает приспособление системы к окружающей среде, в результате которого обеспечивается наилучшее функционирование системы в определенном отношении, то есть в одних отношениях она может быть оптимальна, в других - нет. Поэтому важнейшим направлением анализа искусственных систем является определение критериев оптимальности функционирования и их приоритетности.
По степени участия людей в реализации управляющих воздействий выделяют технические, человеко-машинные и организационные системы.
К техническим относятся системы, которые функционируют без участия человека. Это системы автоматического управления (регулирования), представляющие собой комплексы устройств для автоматического изменения координат объекта управления с целью поддержания желаемого режима его работы. Они могут быть как адаптивными, то есть приспосабливающимися к изменению внешних и внутренних условий в процессе работы путем изменения своих параметров или структуры для достижения требуемого качества функционирования, так и неадаптивными. Человеко-машинные системы предполагают, что деятельность человека сопряжена с техническими устройствами, причем окончательное решение принимает человек, а средства автоматизации лишь помогают ему в обосновании правильности этого решения. К организационным системам относятся социальные системы - группы, коллективы людей, общество в целом.
По степени взаимодействия с внешней средой различают закрытые и открытые системы. Закрытая система отличается тем, что в нее не поступает и из нее не выделяется энергия, масса и информация и, следовательно, она изолирована от внешней среды и ее компоненты не меняются. Открытая система имеет такие отличительные черты, как способность обмениваться со средой массой, энергией и информацией. Закрытость и открытость системы имеют относительный характер и могут меняться в процессе ее развития. По степени сложности можно выделить простые, большие, сложные и очень сложные системы. Простые системы характеризуются малым числом внутренних связей и легкостью математического описания. Большая система - это система, не наблюдаемая единовременно с позиции одного наблюдателя либо во времени, либо в пространстве, либо в других параметрах, и которая не может рассматриваться иначе как в качестве совокупности априорно выделенных подсистем. Для исследования большой системы необходимо последовательно рассматривать ее по частям, строя ее подсистемы по иерархическим уровням. Сложная система имеет разветвленную структуру и разнообразные внутренние связи, которые поддаются описанию. К ним в первую очередь относятся закрытые системы, построенные для решения многоцелевых задач и отражающие разные стороны характеристики объекта, краткосрочные научно-технические и социально-экономические проблемы. К очень сложным системам относятся следующие: имеющие разные, трудно сравнимые аспекты характеристик объекта; построенные для решения долгосрочных многоцелевых программ; для описания которых необходимо использование нескольких языков; не поддающиеся непосредственному математическому описанию ввиду исключительного многообразия и сложности связей; описание которых включает взаимосвязанный комплекс разных моделей; долгосрочные научно-технические и социально-экономические проблемы.
В зависимости от характера взаимосвязей между элементами системы делятся на детерминированные и вероятностные. Детерминированной считается система, в которой составные части взаимодействуют точно предвиденным образом и если известно предыдущее состояние, то безошибочно можно предсказать ее последующее состояние. Вероятностная система имеет неопределенный характер развития, для нее невозможно сделать точного детального предсказания и любое предсказание относительно поведения такой системы не может выйти из логических рамок вероятностных категорий, при помощи которых это поведение описывается
Управляемые системы - это системы, способные изменить свое развитие и движение, переходить в различные состояния под влиянием управляющих воздействий. В них всегда присутствует орган, осуществляющий функции управления. Управляемые системы иерархичны, то есть имеют многоступенчатое построение, при котором функции управления распределяются между соподчиненными частями системы. Такая система постоянно находится в движении, ей присущ динамический характер.
Класс самоорганизующихся систем характеризуется стохастичностью, непредсказуемостью поведения, нестабильностью отдельных параметров, способностью адаптироваться к изменяющимся условиям среды. Системы подобного типа имеют как бы заранее запланированное "конечное состояние", и их поведение направлено на то, чтобы достичь этого состояния, несмотря на неблагоприятные условия окружающей среды. Моделирование самоорганизующихся систем наиболее сложно в связи с ограниченностью применения математических моделей и сложностью доказательства адекватности их применения. Накопление информации об объекте, как правило, носит многошаговый характер.
В зависимости от уровня централизации различают централизованные и децентрализованные системы. Централизованной называется система, в которой некоторый элемент (подсистема) играет главную, доминирующую роль в ее функционировании и его небольшие изменения вызывают значительные изменения всей системы. Децентрализованная система не имеет главной подсистемы. В ней важнейшие подсистемы имеют приблизительно одинаковую ценность и построены не вокруг центральной подсистемы, а соединены между собой последовательно или параллельно.
Вопрос 13 Понятие цели и требования к ее формированию.
Цель является одной из центральных категорий теорий систем и системного анализа. Как и все абстрактные категории, она имеет весьма широкое толкование и разные интерпретации. Цель - это совокупное представление о некоторой модели будущего результата, способного удовлетворить исходную потребность при имеющихся реальных возможностях, оцененных по результатам опыта. В широком понимании цель рассматривается как констатация предназначения и смысла существования системы, проблемы или объекта. Целевое начало возникает как отражение целей и интересов различных субъектов, так или иначе связанных с существованием и функционированием системы, что и должно учитываться при его формировании.
Цель определяют как желаемое состояние системы или результатов ее деятельности, которые должны быть достигнуты в пределах некоторого интервала деятельности. Хорошо сформулированные цели проясняют то, чем является система, какой она стремится быть и чем она отличается от других ей подобных. Они должны исключить возможность разного толкования и в то же время оставлять простор для гибкого развития системы.
Иерархия целей в системе играет очень важную роль, так как она устанавливает взаимосвязь и обеспечивает ориентацию функционирования всех подсистем и элементов на достижение целей верхнего уровня. При правильно построенной иерархии целей каждое структурное подразделение, достигая своей цели, вносит необходимый вклад в достижение общих целей. Если цели неверно или плохо определены, это может привести к очень серьезным негативным последствиям для
анализируемого объекта.
Накопленный опыт по установлению целей позволяет выделить несколько ключевых требований, которым должны удовлетворять правильно сформулированные цели.
1. Цели должны быть достижимыми, не выходящими за предельно допустимые возможности. Нереальная для достижения цель приводит к потере ориентиров, демотивации субъектов и объектов управления и негативно сказывается на функционировании системы.
2. Цели должны быть напряженными, то есть достижимыми лишь при эффективном управлении и рациональном использовании ресурсов.
3. Цели должны быть гибкими и оставлять возможности для их корректировки в соответствии с теми изменениями, которые могут произойти во внешней и внутренней среде. Наблюдатель должен помнить об этом и быть готовым внести модификации в установленные цели с учетом новых требований или новых возможностей.
4. Цели должны быть сформулированы таким образом, чтобы их можно было количественно измерить или каким либо другим объективным способом оценить, была ли цель достигнута. Если цели неизмеримы, то они порождают разное толкование, затрудняют процесс оценки результатов функционирования системы.
5. Цели должны быть конкретными, обладать необходимой специфичностью, которая помогает однозначно определить направление функционирования системы. Цель должна четко фиксировать, что необходимо получить в результате деятельности, в какие сроки следует ее достичь и кто должен достигать цель. Чем более конкретна цель, тем легче определить оптимальные пути ее достижения.
6. Цели должны быть совместимыми. Это предполагает соответствие долгосрочных и краткосрочных целей, целей тех подсистем, от которых зависит эффективность функционирования системы.
7. Цели должны быть приемлемыми для основных объектов влияния и в первую очередь для тех, кому придется их достигать. Они должны свести воедино разнонаправленные интересы субъектов системного анализа.
Процессу формирования целей предшествует качественное описание развития системы и ее состояний в будущем при определенных условиях внешней среды. Это дает возможность более четко их сформулировать, а в дальнейшем наметить пути достижения. На формирование целей оказывают влияние как внешние по отношению к системе факторы, так и внутренние. Цели могут возникать на основе их взаимодействия, а часто и противоречия между ними. Именно здесь заложено основное важное отличие открытых социально-экономических систем, в которых цели формулируются как внутри систем, так и устанавливаются внешним, по отношению к системе, субъектом.
Достаточно часто при формировании целей возникает необходимость их декомпозиции по времени и по исполнителям. Это значит, что общий конечный результат, к которому стремится система, надо расчленить на частные задачи, решаемые в более короткие сроки. Кроме того, цели, стоящие перед системой в целом, конкретизируются по отдельным подсистемам. В частности, для производственных систем необходимо добиваться того, чтобы в результате структуризации каждое подразделение четко знало общие цели и свою роль в их достижении. Существуют системы, где цели могут быть точно сформулированы только по мере достижения предыдущих целей, и эффективное управление системой невозможно без их установления. Возникает потребность в декомпозиции обобщенной цели во времени. Представление развернутой последовательности подцелей в виде сетевой модели требует хорошего знания объекта исследования, а следовательно, сочетание декомпозиции цели в пространстве и во времени.
Вопрос 14 Критерии и их место при проведении системного анализа
Критерий представляет собой некоторую функцию от принятого решения, которая позволяет количественно оценить его целесообразность. Конкретное значение критерия характеризует уровень достижения цели, эффективность используемых при этом методов и средств. Если цель в общем случае указывает направление действия, то критерий дополняет понятие цели и указывает эффективный способ ее достижения. Критерий является как бы представителем системы при целях подсистем. Его функцией является обеспечение того, чтобы путь, избранный для достижения цели данной подсистемы, не противоречил общей цели системы и ее подсистем.
Существует несколько подходов к учету системы критериев. Первый из них состоит в сведении нескольких критериев к одному через их коэффициенты значимости, определяемые экспертными или другими методами. Преимущества такого подхода заключаются в возможности строгого математического решения задачи оптимизации. Ограниченность его использования в сложности определения коэффициентов значимости критериев, которые имеют самую разную, трудно сопоставимую природу.
Второй подход состоит в превращении части критериев в ограничения. Он возможен в случаях, когда имеется возможность обосновать количественно величину ограничений по определенным критериям.
Третий подход заключается в ранжировании критериев и расположении их в порядке важности. На первом этапе производится оптимизация по наиболее значимому критерию, а затем определяется область, где этот критерий отличается от оптимального его значения не более чем на 10%. В этой области и производится оптимизация по второму по важности критерию и т.д.
Используемые в системном анализе критерии можно разделить на две группы:
- оптимизационные - наилучший вариант решения соответствует максимальному или минимальному значению этого критерия;
- ограничительные, вводятся для того, чтобы установить диапазон желаемых значений важнейших характеристик системы и исключить варианты решений, по которым хотя бы одна характеристика не попадала в требуемый диапазон.
Правильный выбор оценочных критериев во многом предопределяет успешное функционирование систем. Поэтому критерии должны, как минимум, отвечать следующим основным требованиям: быть представительными, чувствительными к изменениям исследуемых параметров и быть по возможности простыми.
Представительность критерия означает оценку основных целей системы и учет всех главных сторон ее функционирования.
Чувствительность состоит в значительных изменениях величины критерия при сравнительно малых изменениях исследуемых параметров. Это в ряде случаев облегчает проведение математических исследований.
Заранее почти невозможно установить надежный критерий. Поэтому сначала следует выбрать весьма грубую шкалу ценностей, затем исследовать, к каким решениям она приводит, и, если решение содержит противоречия, выбрать другую меру ценностей.
При выборе критерия необходимо соблюдать следующее условие: критерии, используемые для решения задач низшего уровня, должны увязываться с критериями, используемыми на следующем, более высоком уровне.
Процесс формирования критериев должен идти сверху вниз при условии, что снизу вверх поступает необходимая для этого информация. Таким образом, важным условием является обеспечение нижестоящих иерархических уровней критериями оценки, а вышестоящих -необходимой информацией.
Так как при функционировании систем, большая роль принадлежит случайным процессам, критерий может быть основан на случайных величинах. В подобных обстоятельствах оперируют с математическими ожиданиями (средними значениями) критериев.
Вопросами формирования критериев эффективности, не связанными с их простым суммированием или делением, анализа влияния нескольких различных критериев эффективности на принятие решения занимаются особые области науки - теория оптимизации, теория принятия решения. Однако на их базе решаются такие сложные задачи системного анализа как установление связей между целями и средствами конкретной системы, доказательство правомерности применения полученных аналитических выражений, отбор учитываемых критериев. В этой связи исследователи, должны обладать глубокими знаниями об изучаемой системе, о ее взаимосвязях с внешней средой, а также, быть свободны от традиционного мышления, от какой бы то ни было предвзятости, то есть быть совершенно независимыми в суждениях.
Основные ошибки, совершаемые при разработке критерия, которые обрекают дальнейшую работу на полную неудачу:
1. Передавать право выбора критерия специалистам в области исследования операций, владеющим аппаратом моделирования, которые принимают его без достаточного обоснования и быстро переходят к более знакомым им сторонам работы.
2. Передавать право выбора критерия заказчику, не владеющему необходимыми знаниями.
3. Фанатизм, то есть стремление до конца отстаивать ведомственную или заранее установленную точку зрения и конформизм.
Вопрос 15 Понятие и особенности методик системного анализа
Методика системного анализа - это программа планомерно направленных действий, совокупность определенным образом выделенных и упорядоченных этапов и подэтапов с рекомендованными методами и приемами их выполнения, призвана систематизировать эвристическую деятельность и избавить исследователя от заведомо неверных шагов.
Методики решения сложных и сверхсложных проблем чаще всего недостаточно формализованы. Это связано с тем, что направления выхода из большинства логических блоков и этапов определяются чаще лишь интуицией наблюдателя, на любой стадии может возникнуть необходимость вернуться назад, иногда на несколько шагов. При решении конкретных проблем отдельные этапы могут быть пропущены. Используя конкретную методику, разные исследователи могут прийти к разным решениям одной и той же проблемы, а могут и вовсе не найти решения.
Любая методика имеет границы применимости, за которыми она перестает работать. Нет алгоритмов универсальных, работающих при решении любых проблем. Поэтому доказательство эффективности использования конкретной методики состоит в том, чтобы установить границу, четко разделяющую области системного анализа, где она может дать желаемый результат. И, наконец, избранная методика даст результаты, во многом зависящие от умения пользоваться ею.
Универсальность методики, предложенной Ю.И. Черняком, объясняется тем, что автор критически проанализировал содержание методик других авторов (СЛ. Оптнер, С.Янг, Н.П. Федоренко, СП. Ни-коноров), определил причины ограниченности области их применения и предложил новый вариант совокупности этапов системного анализа. Представленный вариант классификации этапов системного анализа базируется на наличии принципиального единства в последовательности проведения системного анализа с любой целью и на любом объекте. Он учитывает различные типы системных исследований в области социально-экономического управления, обеспечивает полную увязку с логической конструкцией теории систем. Все это дает основание рассматривать предложенную методику в качестве базовой.
Этап 1. Анализ проблемы Поэтому правильное и точное формулирование проблемы является первым и необходимым этапом любого системного исследования и равносильно половине решения проблемы. На этом Этапе выясняется, существует ли проблема, дается точное формулирование проблемы, анализируются логическая структура проблемы, ее развитие в прошлом и будущем, внешние связи проблемы, принципиальная решаемость проблемы.
Этап 2. Определение системы. Чтобы реализовать системный подход, проблему необходимо разложить на комплекс четко сформулированных задач. Для этого должны быть определены объект исследования и спецификация задач, установлены критерии решения проблемы, обоснованы границы структуризации системы, описаны подсистемы и окружающая среда.
Этап 3. Анализ структуры системы. Содержание этого этапа в значительной степени зависит от вида системы. В больших системах -это определение уровней иерархии, в сложных - определение аспектов и языков, в динамических - определение процессов и функций, в кибернетических - определение и спецификация процессов управления и каналов информации и т.д.
Этап 4. Формирование общей цели и критерия системы. В зависимости от характера объекта или проблемы, подходов к их исследованию эта процедура включает: определение общей цели и основного критерия с дальнейшей декомпозицией их по подсистемам или определение целей - требований и критериев отдельных подсистем и композиция общей цели и критерия системы.
Этап 5. Декомпозиция цели, выявление потребности в ресурсах и процессах. Декомпозиция целей на этом этапе должна быть доведена до такой степени, чтобы цели можно было увязать с конкретными мероприятиями по их достижению. Это важная и трудоемкая работа, как правило, является центральной в системном анализе. Она породила метод построения дерева взаимосвязей, которое является главным инструментальным достижением системного анализа.
Этап 6. Выявление ресурсов и процессов, композиция целей. Этот этап имеет место в тех случаях, когда мы имеем дело с непроизводственными, а тем более не экономическими системами (система здравоохранения, народного образования и целым рядом других), в которых часто не удается логическим путем четко сформулировать цели и критерий эффективности развития системы. В этих условиях приходится идти в определенной мере традиционным путем от анализа существующего положения, достигнутого уровня и последовательного прогноза. Такой путь предполагает: оценку существующих технологий реализуемых и запланированных проектов; оценку возможности взаимодействия с другими системами; оценку социальных факторов; композицию цели.
Этап 7. Прогноз и анализ будущих условий. Прогнозирование включает: анализ устойчивых тенденций развития системы; прогноз развития и изменения среды; предсказание появления новых факторов, оказывающих сильное влияние на развитие системы; комплексного анализа взаимодействия факторов будущего развития и возможных сдвигов целей и критериев.
Этап 8. Оценка целей и средств. Целый ряд факторов, оказывающих решающее влияние на формирование целей и отбор средств их реализации, а также на оценку ресурсов, в принципе, не исчисляются количественно и, следовательно, не могут быть выявлены количественными методами. Единственный способ их оценки -это получение субъективных оценок экспертов, специалистов по данной проблеме.
Этап 9. Отбор вариантов. Центральным моментом в системном анализе является оценка значимости целей, направленная на усечение тех из них, которые признаны мало значащими, а также отбор конкретных вариантов достижения взаимосвязанного комплекса важнейших целей. Содержание этого этапа включает: анализ целей на совместимость и входимость; проверку целей на полноту; отсечение избыточных целей; планирование вариантов достижения отдельных целей; оценку и сравнение вариантов; совмещение комплекса взаимосвязанных вариантов.
Этап 10. Диагноз существующей системы. Социальные экономические проблемы, решаемые методами системного анализа, возникают не на пустом месте, а в реально существующих условиях. В этих условиях возникает необходимость в диагностическом анализе, направленном на выявление потенциальных возможностей действующей системы, недостатков ее организации и управлении, на устранение узких мест и т.п. Результат диагностического анализа способствует построению обоснованного организационного плана реализации вновь спроектированной системы.
Этап 11. Построение комплексной программы развития. На данном этапе на основе результатов решения задач системного анализа создаются комплексные программы развития. В них средства достижения целей распределяются по времени, закрепляются за разными исполнителями, устанавливается порядок руководства и координации, создается система ответственности.
Этап 12. Проектирование организации для достижения целей. В случаях, когда для реализации комплексных программ необходимо создавать постоянный или временный орган управления, осуществляется организационное проектирование. При этом определяются цели организации, формируются функции организации, проектируются организационная структура, информационные коммуникации, режим работы и механизм мотивации.
Вопрос 16. Классификация Методов системного анализа.
1. Неформальные методы. Метод сценариев Формирование проблемы, ее развития в прошлом и будущем, прогноз и анализ будущих условий, устойчивых тенденций развития, прогнозирование развития среды. Метод экспертных оценок Анализ существующего состояния; оценка вариантов развития; оценка взаимодействия с другими системами; прогнозирование развития и изменения среды; предсказание новых факторов, оказывающих существенное влияние на развитие системы; исследование возможных сдвигов целей и критериев; оценка реальности целей и путей их достижения. Диагностические методы Анализ существования проблемы и возможности ее разрешенности; анализ структуры системы; выявление потенциальных возможностей действующей системы; выявление "узких мест" и недостатков в управлении, проектирование организационных структур.
2.Графические методы. Метод дерева целей. Формирование целей и критериев системы; декомпозиция целей и выявление потребности в ресурсах и мероприятиях; исследование возможных сдвигов целей и критериев; анализ целей на совместимость, входимость и полноту; планирование вариантов достижения целей; совмещение комплекса взаимосвязанных вариантов; проектирование организационных структур управления. Матричные методы. Разложение проблемы на комплекс четко сформулированных задач; анализ внутренних связей между элементами системы; отбор средств для достижения целей; выявление потенциальных возможностей действующей системы; построение комплексной программы развития; проектирование матричных структур управления. Сетевой метод. Выявление потребности в процессах и ресурсах; прогноз и анализ будущих условий; проектирование комплексной программы решения проблемы и развития системы и ее распределение в пространстве и времени; проектирование организации ДЛЯ достижения целей.
3. Количественные методы Методы экономического анализа. Анализ развития системы в прошлом; анализ внутренней и внешней среды; оценка современного состояния ресурсов; оценка реализованных и запланированных проектов; оценка целей и отбор средств их реализации, анализ ресурсов; оценка экономической эффективности вариантов достижения целей, диагноз эффективности функционирования существующей системы; оценка эффективной комплексной программы развития. Морфологические методы: Анализ структуры системы; композиция общего критерия из критериев подсистемы, оценка факторов, влияющих на цели и средства; оценка процессов; проверка цели на совместимость и полноту. Статистические методы. Прогноз и анализ будущих условий, комплексный анализ взаимодействия факторов будущего развития.
4.Методы моделирования: Кибернетические методы Определение взаимосвязи между элементами системы и окружающей среды; определение и спецификация процессов управления и каналов информации, формирование общей цели и критерия системы; выявление недостатков в организации и управлении системой; проектирование организации для достижения целей. Описательные модели Композиция целей и критериев в системах, где их трудно выразить явным образом; оценка взаимодействий между элементами и средой в слабо структурированных системах, прогнозирование тенденций развития системы и окружающей среды; исследование возможных сдвигов целей и критериев; создание системы ответственности при построении комплексной программы развития Нормативные операционные модели Определение целей - требований подсистем; формирование процедуры определения общей цели и конструирование критериев; формирование комплексных программ развития; поиск оптимальных вариантов развития подсистемы и достижения локальных целей.
Большинство перечисленных методов разработано задолго до появления системного анализа и используется самостоятельно. Системный же подход позволяет более точно очертить круг задач, наиболее эффективно решаемых каждым методом, а в отношении некоторых - переосмыслить и переоценить их значение, границы применяемости и найти типовые постановки задач. Новое, что вносит системная методология, - это подход не от метода, а от задачи, требования комплексного использования целой серии методов, или их системного использования для решения различных частей и этапов проблемы.