Деформации и разрушения автомобильных дорог

наиболее распространенные деформации и разрушения дорожных одежд и их причины

Наименование и характер деформаций Наиболее вероятные причины возникновения деформаций
Деформации покрытия при достаточно прочной дорожной одежде
1. Истирание (износ) всех видов покрытия. Усиленное и чаще всего неравномерное истирание наблюдается: на участках торможения автомобилей, на спусках, перед кривыми, в населенных пунктах, перед перекрестками и на участках с интенсивным тяжелым движением 1. Недостаточная износостойкость покрытия (слабая связность)
2. Выкрашивание и шелушение - поверхностное и послойное разрушение покрытия и отслаивание вяжущего от минерального материала. Наблюдается на покрытиях, содержащих вяжущее 2. Недостаточно прочное сцепление вяжущего с каменным материалом
3. Выбоины - местные разрушения покрытия, имеющие вид углубления с резко очерченными краями. Наблюдаются на всех видах покрытий 3. Недостаточное сопротивление покрытия касательным усилиям от транспортных средств, выбивающих и выдергивающих каменные частицы, выщелачивание органических вяжущих водой; непрочное сцепление вяжущего с каменным материалом: дефекты укатки покрытия
4. Волны - закономерное чередование (через 0,4-2,0 м) на покрытии гребней и впадин вдоль дороги. Наблюдаются на покрытиях, содержащих органическое вяжущее, а также на гравийных покрытиях, не обработанных вяжущим, - чаще всего в местах остановок транспортных средств, вблизи пересечений в одном уровне, на крутых спусках 4. Излишняя пластичность покрытия из-за избытка вяжущего или недостаточной теплоустойчивости смеси при высоких температурах. Недостаточное содержание щебня. На гравийных необработанных покрытиях образование волн («гребёнки») вызвано динамическим воздействием транспортных средств на смесь с недостаточным количеством частиц, придающих связность покрытию
5. Сдвиги - смещения покрытия по основанию, сопровождающиеся часто наплывом слоя по слою. Наблюдаются на покрытиях, содержащих органическое вяжущее, на крутых спусках, в местах остановок и торможения автомобилей 5. Излишняя пластичность покрытия, обусловленная избытком вяжущего или недостаточной вязкостью его и теплоустойчивостью смеси при высоких температурах. Недостаточно прочное сцепление покрытия с основанием
6. Трещины на покрытии, содержащем органическое вяжущее: одиночные разного направления, расположены обычно один от другого на большом расстоянии; отдельные поперечные трещины, расположенные примерно через одинаковое расстояние - так называемые температурные; редкие поперечные и косые трещины, не связанные между собой (расстояние между соседними трещинами 4-10 м); 6. Дефекты организации работ, технологии укладки и укатки смеси. Недостаточная деформативная способность покрытия и малая сопротивляемость его напряжениям, возникающим от изменения температуры и многократного воздействия нагрузки. Неоднородность свойств покрытий и основания, а также ряд случайных факторов
7. Трещины на цементобетонных покрытиях: 7. Изменение температуры покрытия при большем, чем допустимо, расстоянии между швами сжатия или расширения, при невысоком качестве их устройства, перерыве в бетонировании более 2 ч.
поперечные сквозные
продольные сквозные Дефекты в устройстве продольных швов. Неоднородность качества земляного полотна
неглубокие Неравномерное распределение температуры по толщине плиты, обусловливающее ее коробление, и недостаточная деформативная способность плиты при одновременном с температурой воздействием нагрузок.
волосяные усадочные Усадка бетона, особенно при неправильном уходе после укладки, а также от замерзания воды, попадающей в него.
косые вблизи углов плиты Недостаточно плотное прилегание бетонной плиты к основанию и повышенные напряжения в плите при проезде транспортных средств
Деформации всей конструкции дорожной одежды
8. Сетка трещин с мелкими ячейками (10-20 см) на полосах наката покрытий, содержащих органическое вяжущее 8-11. Недостаточная прочность дорожной конструкции
9. Частые, отстоящие одна от другой на 20-40 см, продольные трещины на полосах наката в сочетании с частыми (1-4 м) поперечными трещинами на всю ширину проезжей части.
10. Просадки - резкие искажения профиля покрытия, имеющие вид впадин с округлой поверхностью. На покрытиях, содержащих органическое вяжущее, нередко сопровождаются сеткой трещин
11. Колейность - плавное искажение поперечного профиля покрытия на полосах наката. Наблюдается на всех типах покрытия
12. Проломы - полное разрушение дорожной одежды с резким искажением поперечного профиля. Наблюдаются на всех типах покрытий 12. Весьма незначительная прочность дорожной одежды в сравнении с требуемой по условиям движения
13. Те же деформации и разрушения, что и в п.п. 8, 10 - 12, когда оттаяла лишь дорожная одежда, а грунт земляного полотна находится в мёрзлом состоянии. Наблюдается на всех типах одежд, за исключением цементобетонных 13. Неустойчивость (пластичность) и недостаточная прочность хотя бы одного промежуточного слоя дорожной одежды
14. Продольные и косые пересекающиеся трещины или паутинообразная сетка трещин при искаженном поперечном профиле проезжей части, связанные с неравномерным поднятием (пучением) земляного полотна при промерзании 14. Неудовлетворительные грунтовые условия при неблагоприятных условиях увлажнения главным образом подземными или длительно застаивающимися поверхностными водами и глубоком промерзании земляного полотна

Наиболее распространенные деформации и разрушения земляного полотна

Наименование и характер деформаций Наиболее вероятные причины возникновения деформаций
Осадки неравномерные Недостаточное уплотнение и переувлажнение грунтов, в результате чего снижаются параметры сдвига (j и С) грунта и под влиянием собственного веса и транспортных нагрузок он деформируется
Просадки насыпей на основаниях из слабых грунтов - болотах, просадочных грунтах, карстах Не обеспечена устойчивость насыпей против выпирания грунта в основании, существенно зависящая от угла внутреннего трения и сцепления грунта, а следовательно, и от соответствия сопротивления сдвигу действующим главным касательным напряжениям
Сползание откосов насыпей и выемок Неправильное возведение насыпей: присыпка грунта на откосах без доброкачественного соединения с основным телом земляного полотна ступеньками; неудовлетворительный отвод воды с его поверхности; необеспечение достаточного укрепления откосов; повышенная против норм крутизна откосов.
Расширение объёма грунта (разуплотнение) главным образом в направлении к поверхности земляного полотна Возникают вследствие интенсивного осенне-зимнего накопления влаги при промерзании пылеватых пучинистых грунтов. Нередко в местах пучинообразования при оттаивании образуются в теле земляного полотна водные мешки, вызывающие его повреждение
Различные формы размывов земляного полотна (обочин, откосов) Происходят, когда неукреплённые поверхности не могут противостоять поверхностному стоку (водная эрозия), обусловленному атмосферными осадками (ливневыми и талыми водами), притекающими к земляному полотну с прилегающей местности, а также притекающими речными, озёрными и морскими водами. При продолжительном застое воды из-за недостаточного уклона водоотводных канав или наличии препятствий в них.
Выдувание обочин и откосов при слабосвязных и несвязных грунтах Происходит из-за того, что поверхности не могут противостоять воздействию ветра - ветровой эрозии
Колеи и выбоины на обочинах Заезды транспортных средств на неукреплённые обочины, особенно в период, когда грунты обочин значительно увлажнены

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: