Гл. II. Первый член Символа веры

"Верую во единого Бога, Отца Всемогущего, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого."

Бог есть бесконечно совершенный Дух, Творец всего и причина всякого добра.

Бога мы называем Духом, потому что Он имеет разум и волю, но не имеет тела.

Главные свойства Бога таковы:

Он вечен, всегда был, есть и будет; Он выше времени

Он неизменен в Своем существе и свойствах

Он вездесущ, Он безусловно во всех местах;

Он всеведущ, знает все, что было, есть и будет, все наши помыслы и желания;

Он премудр во всех Своих деяниях;

Он всемогущ, может осуществить все, что не противно Его Святости и Премудрости;

Он бесконечно свят и правосуден, любит только добро и ненавидит зло, каждому воздает по заслугам, если не в этой жизни, то в будущей.

Бог допускает столько зла в мире потому, что терпением и борьбою со злом мы достигаем святости и блаженства, и притом не только для себя, но и для других.

Мы узнаем о Боге и Его совершенствах:

через видимый мир и совесть нашу (Рим. 2,15)

в особенности же через Откровение, в котором Бог непосредственно "открывает" людям истины религии.

В Боге три лица: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святый.

Эти три лица - один Бог; Они имеют одну и ту же неповторяемую Божескую природу; поэтому Они совершенно равны между собою.

Три Лица эти различаются в отношениях между собою: Отец не родился, не происходит ни от кого, Сын предвечно рождается от Отца, а Дух Святый исходит от Отца через Сына [1]).

Отцу приписывается сотворение мира, Сыну искупление, а Святому Духу освящение.

Тайна одного Бога в трех Лицах называется тайной Пресвятой Троицы.

Мы не можем понимать этой тайны, ибо конечный, ограниченный человеческий ум не может вместить бесконечную сущность Бога.

Бог сотворил мир из ничего Своею всемогущею волею.

Провидение есть попечение Бога о том, чтобы привести все Твари к предначертанной Его премудростью цели.

Кроме видимого мира Бог сотворил и невидимый мир, т. е. весьма совершенных и счастливых духов, которые называются ангелами.

Не все ангелы пребыли в этом счастливом состоянии; многие из них согрешили непослушанием Богу, гордостью, и таким образом стали демонами или диаволами; за грех непослушания они были низвергнуты в ад.

Добрые ангелы нас любят, имеют о нас попечение и ходатайствуют о нас, злые же ангелы ненавидят нас и стремятся нам повредить; оттого первые называются ангелами хранителями, а вторые искусителями или лукавыми.

Самая главная тварь на земле - человек. Все остальное на земле создано ради человека.

Первые люди, которых Бог сотворил, назывались Адамом и Евою; от них произошли все люди.

Бог сотворил человека по образу и подобию Своему; Он одарил его великими природными и сверхприродными дарами.

Эти сверхприродные дары состояли в том, что первый человек:

имел освящающую благодать (смотри ниже);

не имел склонности ко злу;

не подлежал болезням и смерти.

Грехом наши прародители потеряли все сверхприродные дары и тем погубили самих себя и весь происшедший от них род человеческий. Грех их состоял в том, что они, живя в раю, вкусили от запрещенного плода.

Через грех прародителей род человеческий впал в первородный грех; грех со всеми его последствиями от Адама перешел на всех людей.

Кто из людей был предохранен от первородного греха? Пресвятая Богородица, ради заслуг Сына своего Иисуса Христа. Сам же Иисус Христос, будучи Богом, конечно, ни в каком предохранении от первородного греха не нуждался.

Непричастность Пресв. Богородицы первородному греху, или "беспорочное зачатие", состоит в том, что Пречистая Дева, хотя и зачатая естественным образом, в виду будущих крестных заслуг Иисуса Христа была освобождена от первородного греха уже в первое мгновение существования Ее души.

Все древние Отцы Церкви, особенно восточные, превозносили всестороннюю святость Приснодевы, а св. Иоанн Дамаскин учил, что освящающая, исключающая первородный грех, благодать была присуща Марии точно гак же, как свет присущ солнцу с первого мгновения его существования (I Беседа на Усп. Богородицы).

Пагубные последствия первородного греха:

лишение людей сверхприродного благодатного участия в жизни Бога и всякого с их стороны основания для ожидания царства небесного;

помрачение ума и ослабление воли;

болезни, немощи и смерть;

невозможность собственными силами вернуть себе утраченную благодать.

Бог сжалился над людьми. Уже прародителям Он обещал Искупителя, который в Св. Писании называется Мессией, и, несмотря на все последующие неблагодарности людей, Он сдержал Свое обещание.

Предание об Искупителе сохранилось посредством избранного Израильского народа, а в избранном народе - через святых мужей, сообщавших народу волю Божию, каковы Авраам, праотец Израильского народа, Моисей, Давид, и другие пророки.

О Мессии пророки предсказали:

время и место рождения Его;

обстоятельства Его жизни и смерти;

воскресение и вознесение Его;

основание Его Церкви, ее видимость, единство и непоколебимость.

Обещанный Богом Искупитель мира пришел несколько тысяч лет после сотворения прародителей. Людям пришлось так долго ждать Спасителя, чтобы они поняли всю глубину своего бедствия и уразумели, что, кроме Иисуса Христа, никто их спасти не может.

Когда пришел Спаситель, весь род человеческий был порочен и, за исключением израильтян, поклонялся разным идолам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: