Гл. IX. Девятый член Символа веры

"Во едину святую, соборную и апостольскую Церковь."

Церковь, или таинственное Тело Христово, есть установленное Спасителем нашим, и Им Самим возглавляемое общество христиан, пасомое и обучаемое подлинной Христовой церковной иерархией, или священноначалием.

Г. н. Иисус Христос установил Церковь, поручив Своим избранным ученикам, т. е. Апостолам, пасти, освящать и обучать всех уверовавших в Него.

Христос поручил руководить и объединять Апостолов Первоверховному Апостолу Петру, на котором Он обещал построить всю Свою Церковь, как на непоколебимой основе (Матф.16: 13 - 19), которому Он поручил утверждать веру Апостолов (Лук. 22: 32) и которому Он велел пасти Своих овец (Иоан. 21: 15-17).

Вот какими выражениями восточные Отцы Церкви представляют это главенство Петра над другими Апостолами: Св. Ефрем называет Петра "главою и князем" Апостолов, "главою общества учеников" (Толк. на Четвероевангелие. ТВОРЕНИЯ, Сергиев Посад, 4.8,1914, стр. 197, 190) Св. Иоанн Златоуст говорит, что Петру вверены все Апостолы (Бес. на Деяния, С. Петербург, 1856, I, стр. 58), что он "глава в лике апостольском" (ТВОРЕНИЯ, изд. СПБ Дух. Акад., 1911, VII, стр. 553). Оттого св. Амвросий говорил: "Где Петр, там Церковь" (Толк. на пс. 40). Для св. Иоанна Дамаскина Петр был "начальником вселенской Церкви" (Слово на Преображение). Об Ап. Петре св. Григорий Богослов писал: "Из Христовых учеников один именуется камнем и ему поверяются основания Церкви" (ТВОРЕНИЯ, Москва, 1844, III, стр. 149). Св. Епифаний Кипрский учит: "Господь избрал Петра быть началовождем Своих учеников" (О ЕРЕСЯХ, Творения, Москва, 1864, ч. II, стр. 370) и т. д.

В православных богослужебных книгах Петр именуется "Апостолов предначальником" Мес. Минеи, 29 июня), "Церкви утверждением" (30 июня). В прологе Петр ублажается' как "наставник Апостолов", "вождь Апостолов", "пастырь владычный всех Апостолов " (30 июня).

Церковная иерархия, или священноначалие, это епископы, преемники Апостолов, с папою Римским во главе, как преемником главы Апостолов, Петра.

Отцы, которые составляли православные богослужебные Минеи, называют папу, напр.: "верховником священносо собора" (вселенского), "верховником священных повелений" (2 янв., 18 апреля, 14 апр. и т. д.). Златоуст называет Римский престол "необуреваемой пристанью", Феодорит называет папу "судьею" (восточных епископов), св. Феодор Студит - "главою всех глав", "камнем веры" и т. д.

Догмат "безошибочности Римского епископа" обозначает, что Промысл Божий никогда не, допускал и не допустит, чтобы папа вводил всю Церковь в заблуждение, когда он обращается ко всей Церкви, как верховный ее учитель в вопросах веры и нравственности, окончательно устанавливая подлинный смысл какой-либо богооткровенной истины.

Учение о папской безошибочности не есть новшество, ибо оно имеет основание в словах Христа Спасителя ("Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя ", Лк. 22:32 и др.) и в вере всей древней Церкви в невозможность окончательно разрешать догматические вопросы без согласия Римского епископа. Всегда Церковь сознавала, что Христос не был бы Главою ее, если бы Он не имел власти предохранять от догматических заблуждений папу, как верховного ее учителя. Без согласия папы Римского даже постановления вселенских соборов никогда не имели силы; вне Католической Церкви никогда никакой вселенский собор не мог состояться. По убеждению такого столпа подлинного православия, каким был св. Феодор Студит, епископы "не властны составлять и православного собора без вашего (папы) ведения", (ТВОРЕНИЯ, Петербург, 1908, II, стр. 266).

Догмат: "Христос есть Глава Церкви" обозначает, что:

a) Христос есть источник всей благодатной жизни Церкви;

Он Сам руководит ею через Свою единую иерархию, а не через незаконных пастырей;

Он есть первообраз, с которым Церковь должна сообразоваться в своем строе и в своей жизни.

Из догмата " Христос есть Глава Церкви" следует, что:

есть только одна истинная Церковь, которой все христиане должны слушаться, ибо если бы Христос был Главою нескольких друг друга исключающих Церквей, то Он не был бы единым Пастырем единого стада (Иоан. 10: 16), и пришлось бы кощунственно утверждать, что Он есть Глава бессильная, неспособная удержать Церковь в ее существенном единстве;

только Церковь, собранная в совершенное "общество", с постоянным, действительным и вселенским высшим церковным управлением, может иметь Христа своим Главою, ибо только такую Церковь можно уподобить Господу нашему, имевшему, кроме Божеского естества, полную и совершенную человеческую природу, с душою, с телом, с видимою человеческою головою;

потому большой грех говорить: "Христос один, можно спастись во всех исповеданиях, все равно, быть ли католиком или православным без папы".

Но из того, что Иисус есть Глава Церкви, не следует ли наоборот, что в Церкви не может быть другой, видимой главы? Нисколько. Ибо главенство папы не есть другое главенство в Церкви, а только орудие и выражение единственного главенства Христа. Кроме того, на том же основании, следовало бы исключить епископов из епархий и оставить приходы без настоятелей, так как Христос есть, несомненно, Глава каждой епархии и каждого прихода. Иметь физическую голову никому не мешает признавать над собою главенство Христа.

Кто не по вине своей ошибается относительно истинной Церкви, кто в меру своих возможностей всегда стремится к ней и только вследствие непреодолимых препятствий не доходит до познания ее истинности, тот может спастись ее молитвами и ее таинствами, поскольку они еще сохранились в отколовшихся исповеданиях; Он может даже достигнуть высокого совершенства. Но кто не ищет истинной Церкви, имея к тому возможность, и придерживается того или другого вероисповедания но привычке, удобству, или земным, например национальным, соображениям, или по влечению чувства, тот конечно, не может рассчитывать на Божие милосердие, пока не решится покаяться перед истинною Церковью.

Что только Церковь, возглавляемая папою Римским, есть подлинная Церковь Христова, видно еще из того, что Г. н. Иисус Христос выше всего ставил послушание воле Отца, проявляемой в Его орудиях, весь же строй этой Церкви предполагает послушание Богу в лице Его представителей. Без послушания папе, наместнику Христову, невозможно полное послушание Христу.

Веру в единую Церковь следует понимать в смысле единства совершенного, схожего с единством в лице самого Христа Спасителя. Другими словами, в истинной Церкви Христовой есть одна жизнь, одно высшее управление, одно учительство.

Святость Церкви следует понимать в том смысле, что Церковь совершенным образом сообразуется с двумя природами и с примером Спасителя, свято и беспрекословно исполняет Его волю во всем, свято хранит неприкосновенность семи Христовых таинств, например, нерасторжимость брака, и не допускает ни сделок совести с лжеучениями, ни разложения на самостоятельные национальные церкви [2]. Сам Христос освятил свою Церковь (Ефес. 5: 25-27).

Слово соборная, которым определяется Церковь в Символе веры, есть перевод греческого слова "католика", которым указывается в Символе на вселенскость или католичность Церкви; истинная Церковь стремится спасти людей всех без исключения возрастов, народов, состояний или общественных положений, приводя притом всех к возможно более полному единству. Оттого в Католической Церкви не прекратились вселенские соборы, оттого столько в ней разнонародных объединений, учреждений, монашеских орденов и т. д.

Церковь называется апостольскою потому, что:

ею руководит священноначалие, которое является прямым и законным продолжением священноначалия Апостолов с Апостолом Петром во главе;

она свято придерживается Предания апостольского и основывает свое учение на учении Апостолов;

она оживляется духом Апостолов, духом самоотверженного миссионерского призывання заблуждающихся к исканию спасения в Церкви Христовой; ее дух есть дух Апостола Павла, и всех других Апостолов.

Господь хотел, чтобы Церковь была совершенным человеческим обществом, с высшим управлением и законами, по той же причине, по какой Он хотел, чтобы второе Лицо Св. Троицы восприняло совершенное человеческое тело. Причина эта: безмерная любовь к людям, желание сделать спасение общедоступным.

Христос Господь поручил Своему церковному священноначалию руководить верующими в их церковной жизни, обучать их истинам веры и освящать их благодатью посредством святых таинств.

С течением времени Церковь существенно изменяться не может, ибо Христос Глава ее неизменен. Из того, что Церковь изменяться не может, следует, что она всегда неизменно сохраняет истины Христова Откровения и во все века неизменно трудится над облечением их во все более точные догматические определения.

Этой неизменности вне католичества не имеется. В протестантизме очень мало осталось от древних христианских догматов, в восточном же от католичества отошедшем христианстве произошла коренная перемена: из развивающегося, каким оно было в первые века, оно сделалось неспособным безошибочно развиваться в своем учении. Под словом развитие надо здесь понимать не введение новых истин, а разъяснение Церковью смысла истин, содержащихся в св. Писании и св. Предании, совершенствование их словесного выражения и определение прямых выводов из древнего учения Церкви.

Гл. X. Одиннадцатый и двенадцатый члены Символа веры. [3]

"Ожидаю воскресения мертвых и жизни будущего века."

Воскресение мертвых есть действие всемогущества Божия, по которому тела всех умерших людей при конце мира соединятся с их душами и оживут на всю вечность.

Наши тела опять воскреснут для того, чтобы тело, имевшее участие в грехах или добрых делах, имело тоже участие в наказании или блаженстве, и чтобы победа Г. н. Иисуса Христа над смертью была во всем совершенной.

После воскресения праведники будут иметь тела прославленные и нетленные, а окаянные будут иметь тела соответствующие их греховному состоянию.

Двенадцатый член Символа веры учит нас тому, что после смерти наступит жизнь вечная, в которой праведники будут наслаждаться вечным блаженством в невозмутимой любви к Богу. Это счастье превышает все, что мы можем сказать или подумать о нем.

Блаженство праведников будет соразмерно достигнутой ими в сей жизни степени святости: "каждый получит свою награду по своему труду" (I Кор. 3: 8).

На муки ада будет осужден всякий, кто умирает в состоянии смертоносного греха, кто до последних мгновений своей жизни не покаялся в своих преступлениях.

Окаянные, в аду вечно пребудут в своем ужасном состоянии: Сам Г. н. Иисус Христос сказал это (Матф. 25: 41; 25: 46; и др.).

Страдания нераскаявшихся грешников будут вечны потому, что:

грешники эти сами навсегда ожесточились в своей адской ненависти к Богу и вечно будут отвергать Божие милосердие и всепрощение, которое Бог предлагал им в сей жизни;

не будь страха вечного наказания, большинство людей дало бы волю своим греховным страстям в надежде все исправить в будущей жизни: опасение вечного ада есть одно из средств, которыми милосердие Божие отвлекает нас от зла и приводит к блаженству.

В аду каждый будет страдать в меру своей греховности.

Символ веры оканчивается словом "Аминь", чтобы выразить твердость нашей веры во все, что в нем заключается.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: