Гл. II. О первой и второй заповедях Божиих

Эти заповеди велят нам почитать Бога так, как подобает почитать бесконечно святого и благого Творца нашего, которому мы всецело принадлежим.

Почитание Бога предполагает познание Его свойств и Его воли; и то и другое познание мы получаем, главным образом, через богоданную единую Церковь Христову.

Почитание Бога разделяется на внутреннее и внешнее.

Мы воздаем Богу внутреннее почитание, когда мы в тайниках души нашей смиряемся перед Богом, почитаем Его верою, надеждою и любовью и всецело предаемся Его святой воле. Эту жертву внутреннего благоговения мы можем приносить всегда и везде.

Внешнее богопочитанис состоит в том, что мы обнаруживаем наше благоговение перед Господом словами или внешними действиями.

Внешнее богопочитание подразделяется на частное и соборное, или богослужение.

Соборное богопочитание - наиболее важный вид внешнего богопочитания. Здесь почитание воздается Богу от имени Церкви и всем народом через особых для этого посвященных священнослужителей.

Этим заповедям противоположны:

идолопоклонство, т. е. возношение тварям поклонения и любви, подобающих одному Богу;

ересь, т. е. исповедание учений, несовместимых с догматами святой Церкви;

раскол, т. е. уклонение от церковного послушания подлинному Христову священноначалию;

нерадение в изучении истин веры и небрежность в употреблении средств, установленных Спасителем для поддержания веры;

всякого рода суеверия, волшебства, гадания, спиритизм, теософия, и т. д;

вольнодумство, в особенности гордое стремление подчинить человеческому разуму неизъяснимые тайны веры;

отчаяние в спасении, сомнение в готовности Бога простить искренне кающемуся грешнику; другими словами, отсутствие христианской надежды благодатного упования на помощь Божию в деле спасения;

человеконадеяние, дерзкое ожидание спасения, несмотря на наше нежелание исправиться.

Самый тяжкий грех против этой заповеди безбожие, отрицание Бога, материализм. Безбожие не только преступно, но и крайне безумно; материализм - капиталистический, сословный или племенной - низводит человека на уровень животных существ неразумных, ничего не знающих о Боге, и ведет к беспросветному угнетению слабых более сильными. [4]

Почитание святых не противно этим заповедям, ибо Бога мы почитаем ради Него самого, а святых ради святости Бога, творившего великие дела в душах подвижников.

Бога мы молим, чтобы Он помогал нам Своим всемогуществом, а святых мы умоляем, чтобы они ходатайствовали у Бога за нас.

При почитании святых мы должны больше всего обращать внимание на то, чтобы идти по следам их добродетельной жизни.

Из всех святых мы должны.наиболее ревностно почитать Пресвятую Приснодеву Марию, Богородицу, материнской заботе которой умирающий Спаситель поручил всех нас в лице св. Иоанна Апостола.

Подобает почитать святые иконы и мощи святых; это почитание относится не к дереву, краскам или бренным останкам праведников, а к самому Богу, прославленному в событиях жизни Христовой и в подвигах святых.

При поклонении иконам и другим святыням следует избегать всякого суеверия, обожествления и заискивания помощи в дурных пожеланиях или делах. Входя в церковь, подобает прежде всего поклониться Спасителю Господу, присутствующему на престоле в св. Дарах, а затем только иконам.

Гл. III. О третьей заповеди Божией.

Этой заповедью запрещается всякое неблагочестивое употребление имени Бога.

Против этой заповеди грешат:

призыванием Бога без нужды и благоговения, божбой;

богохулением;

ропотом на Бога в житейских испытаниях;

клятвопреступлением;

нарушением данного Богу обета.

Под богохулением разумеются презрительные и бранные слова или помышления о Боге, о вере, о Церкви и о святых.

Роптать на Бога - величайшее безумие и тяжкий грех: роптанием мы делаем бесполезным драгоценнейшее, данное нам Богом, сокровище страданий, коими, через духовное единение c распятым Спасителем, мы можем достигнуть безмерного счастия и спасти несметное число душ; роптанием в страданиях человек отвергает высочайшее призвание, исходящее от Христа - участвовать в Его подвиге искупления грешников.

Клятва есть призывание Бога во свидетели того, что мы говорим правду, или что мы действительно намерены исполнить данное обещание.

Грешит злоупотреблением клятвою:

тот, кто подтверждает клятвою ложь или то, в чем он сомневается;

кто клянется без нужды, по легкомысленной привычке;

кто клянется сделать что-либо Богу неугодное.

Ложно клясться очень большой грех: это то же, что издеваться над Божиим всеведением и правосудием.

Обет есть свободно и охотно сделанное Богу обещание исполнить что-либо Ему угодное, хотя и не являющееся предметом нашей обязанности.

Мы обязаны исполнять наши обеты, ибо неисполнение было бы признаком большого неуважения к Богу. Обет теряет свою силу только в случае полной невозможности его исполнить. В случае частичной лишь невозможности или сомнений следует обращаться к своему духовному отцу за советом.

Можно согрешить соблюдением обета. Кто дал обет совершить Богу неугодное дело, напр. обет умереть вне Католической Церкви, тот, конечно, тяжко и сугубо грешит, соблюдая этот обет.

Для исполнения этой заповеди не достаточно только лишь не употреблять во зло имени Господа. Надо тоже воздавать имени Бога подобающую честь и пользоваться этим пресвятым Именем, как знамением в борьбе с безбожием.

Гл. IV. О четвертой заповеди Божией.

Эта заповедь повелевает праздновать день Господень, т. е., для христиан, воскресенье, в воспоминание воскресения Спасителя. Чудо воскресения Христова произошло "на третий день" после смерти Иисуса Христа.

В воскресенье подобает молитвенно присутствовать на обедне, слушать проповедь, заниматься назидательным чтением, благочестивыми разговорами, делами милосердия и т. п.

Не приличествуют воскресному дню:

тяжкий телесный труд;

всякие торги, иски и тяжбы;

увеселения, несовместимые с посвящением воскресного дня Господу Богу.

Не все равно, какими благочестивыми делами мы занимаемся в воскресенье. Посетить обедню, в которой сам Г. н. Иисус Христос жертвует Собою за наше спасение, несравненно важнее, чем присутствовать на других богослужениях. Оказать помощь крайне нуждающемуся более богоугодное дело, чем читать акафисты.

В меру возможности и следуя указаниям настоятеля своего прихода, мы должны еще святить некоторые праздники, относящиеся к прославлению Господа нашего Иисуса Христа, а также праздники в честь Пресвятой Богородицы и некоторых святых.

Кроме Св. Пасхи, "праздника праздников", когда прославляется торжество Христа Спасителя над грехом и смертью, сюда относятся:

Двунадесятые праздники, а именно: Рождество Г. к. Иисуса Христа, 25 декабря; Богоявление, 6 января (память крещения Христа и явления Св. Троицы); Сретение Господа н. Иисуса Христа в храме праведным Симеоном, 2 февраля; Преображение Господне на горе Фаворе, 6 августа; Вход в Иерусалим, Неделя ваий; Вознесение Господне, в 40 день после Пасхи; Сошествие Св. Духа, или праздник Пятидесятницы, и вместе праздник в честь Св. Троицы, в 50 день после Пасхи; Воздвижение честнаго креста Господня, 14 сентября, Рождество Пресв. Богородицы, 8 сентября; Введение Ее во храм для посвящения Богу, 21 ноября, Благовещение, 25 марта; Успение Пресв. Богородицы, 15 августа;

другие праздники: Покров Пресв. Богородицы 1 октября; Обрезание Господне, 1 января; Рожд. св. Иоанна Предтечи, 24 июня; Свв. Апп. Петра и Павла, 29 июня; Усекновение главы св. Иоанна Предтечи, 29 августа; Св. Николая, 6 декабря.

Кроме праздников, Церковью установлены святые посты, когда верующие усиленным воздержанием и покаянием очищаются от своих грехов. Есть посты продолжительные и дневные.

Продолжительных постов четыре:

Великий, или Святая Четыредесятница, в память сорокадневного поста Г. н.. Иисуса Христа;

Рождественский, или Филипповский, от 15 ноября до Рождества Христову;

Успенский, от 1 августа до праздника Успения Богородицы;

Святых Апостолов, от недели Всех Святых до 29 июня.

Дневные посты:

по средам и пятницам;

в навечерие Богоявления;

в день Воздвижения Честнаго Креста;

в день Усекновения главы св. Иоанна Предтечи.

Гл. V. О пятой заповеди Божией.

Пятой заповедью Бог заповедует нам любить и почитать наших родителей и слушаться их, как благодетелей, через которых Он дал нам жизнь и которым Он поручил наше воспитание.

Дети грешат против этой заповеди, когда они:

презирают в сердце своих родителей, худо о них говорят или оскорбляют их;

не молятся за них;

плохо повинуются им и сопротивляются наказаниям;

не помогают им в их нуждах;

не переносят терпеливо их слабостей.

Кроме родителей, следует еще почитать тех, кто до некоторой степени заступает для нас их место, в особенности духовных пастырей, воспитателей, учителей, благодетелей, гражданских начальников. Весьма богоугодно тоже уважение к пожилым людям.

Родителей и тех, кто их заступает, следует слушаться в том, ради чего они даны от Бога, и поскольку их веления не противоречат заповедям Господним; так, учителей следует слушаться в учении, ибо ради учения они даны от Бога, но не следует слушаться, если они, напр. увещевают не повиноваться Церкви

Законному Правительству следует повиноваться в том, что не противно учению Церкви.

Господь хочет, чтобы мы любили нашу Родину, хранили ее благочестивые предания, служили ей и молились за нее. Наши обязанности перед родиной особенно велики тогда, когда она находится в опасности от врагов внешних или внутренних.

Кроме Своей вселенской Церкви, Христос других Церквей не основал, и потому родной Церкви следует придерживаться лишь тогда, когда она является частью единой Католической Церкви; сознательно пренебрегать единением с Католическою Церковью из-за любви к хотя бы и родной, но уклонившейся от единства Церкви - большой грех. Ничто так не вредит духовному благосостоянию отечества и соплеменников, как неповиновение Христу, основавшему только одну Церковь "на Петре, и его преемниках", как говорит св. Иоанн Златоуст.

Первая обязанность родителей - позаботиться о крещении своих детей. Далее, родители должны тщательно воспитывать в детях, словом и примером, богопознание, любовь к вселенской Церкви и христианскую нравственность, устраняя одновременно все вредные противоположные влияния. Наконец, на обязанности родителей лежит забота о телесном и умственном развитии детей.

Гл. VI. О шестой заповеди Божией.

Этой заповедью запрещаются все грехи которыми поносится вред, телесный или духовный, ближнему или самому себе.

Телесный вред наносится ближнему, когда кто-либо причиняет ближнему смерть или калечит его, истязает, или каким бы то ни было образом вредит его здоровью, например, подавая несъедобную пищу.

Бывают случаи, когда убить ближнего не есть грех:

государственные власти могут казнить злодеев, если это необходимо для общего благополучия;

во время справедливой войны;

если кто, в случае непосредственной защиты при нападении, не имеет никакой иной возможности спасти от смерти себя или ближнего.

Этой заповедью запрещается вообще все, что так или иначе противно любви к ближнему, как-то: гнев, зависть, ссоры, и проч.

Против собственного тела грешат:

самоубийством: отнятие собственной жизни есть тяжкое преступление, это сознательное восстание против Бога, желающего спасти нас страданиями; это посягательство на право Бога располагать нашей жизнью;

нанесением вреда своему здоровью, например, неумеренными или порочными наслаждениями.

Подвергать опасности свою жизнь или здоровье допустимо только в том случае, когда такая опасность неотделимо связана с исполнением богоугодного дела. Священникам или врачам часто приходится подвергать свое здоровье опасностям при исполнении обязанностей звания, это их святой долг.

Мы вредим ближнему духовно, когда мы подаем соблазн, т. е. когда склоняем ближнего к греху или по легкомыслию даем ему повод грешить.

Соблазняющие обыкновенно грешат весьма тяжко, ибо "убить" душу ближнего, хотя бы только отчасти, гораздо более противно закону любви, чем убить тело; это то же, что надругаться над Кровью Христовой, пролитой за спасение людей. Сугубо грешит тот, кто сознательно отвлекает ближнего от истинной Церкви Христовой.

Невольное убийство не вменяется человеку во грех только в том случае, когда убийца принял все меры предосторожности против нечаянности. То же самое следует сказать и о других невольных нарушениях шестой заповеди.

Эта заповедь налагает на нас прямую обязанность всячески помогать ближнему в его нуждах, охотно прощать обиды и обращаться со всеми кротко и назидательно.

Гл. VII. О седьмой заповеди Божией.

Этой заповедью запрещаются грехи против целомудрия, всякое удовлетворение похоти вне супружества, всякие неблагопристойные помыслы, слова и действия с самим собою или другими (блуд, прелюбодеяние, кровосмешение, рукоблудие и т. д.), а равно и все то, что ведет к этим постыдным грехам любострастия.

К любострастию больше всего располагают:

излишнее любопытство;

непристойные разговоры и шутки;

чтение грязных книг;

неблагопристойные зрелища;

излишество в пище и питье;

праздность и лень;

неуместное ласкательство.

Сознательные и свободные грехи против седьмой заповеди всегда тяжко оскорбляют Бога, ибо более всего искажают в человеке образ Божий и оскверняют тело наше, храм Св. Духа.

Последствия любострастия - потеря прекрасной добродетели целомудрия, которою человек уподобляется ангелам, множество других грехов и пороков, часто тоже - неизлечимые болезни, нищета, позор и, наконец, вечное наказание.

Надо горячо любить добродетель целомудрия, которая делает нас особенно дорогими Богу и располагает Его к услышанию всех наших благочестивых молений. На земле нет счастья больше того, которое дает чистое сердце.

Чтобы сохранить целомудрие, следует:

избегать соблазнительных обстоятельств и поводов;

остерегаться нечистых дружб;

обуздывать свою плоть постом и другими умерщвлениями;

строго наблюдать за своими чувствами;

часто причащаться Св. Тайн;

в минуты искушения призывать на помощь Пречистую Деву;

никогда не забывать, что Бог все видит и что мы можем умереть внезапно.

Гл. VIII. О восьмой заповеди Божией.

Этой заповедью запрещаются: грабительство, воровство, обман, лихоимство, взяточничество и вообще всякое присвоение чужой собственности хитростью или насилием.

Кроме тех, кто присваивает себе чужую собственность, грешат еще все те, кто советом, покупкой или иным способом содействует им.

Лихоимством грешат все те, кто пользуется затруднительным положением ближнего, чтобы присвоить себе его собственность.

Против этой заповеди грешат еще те, кто:

не возвращает найденных вещей;

не платит своих долгов или делает долги, не имея уверенности, что сможет их погасить;

без крайней нужды вредит имуществу ближнего;

оказывает нерадение по должности, за которую получает жалование;

поддается скряжничеству, отказывая другим в необходимом для жизни.

Сугубо грешат те, кто злоупотребляет религией для наживы в ущерб трудящимся и обездоленным.

Грехи против этой заповеди прощаются под условием раскаяния и чистосердечного возмещения ближнему причиненного убытка.

Возместить причиненный ближнему убыток обязан тот, кто его прямо причинил, а в случае неисполнения им этой обязанности те, кто содействовал ему каким-либо образом.

Возместить причиненный ущерб следует собственнику или его наследникам. Если этого сделать нельзя, то чужое имущество подобает раздать неимущим или израсходовать на богоугодные дела.

Тот, кто не имеет возможности тотчас же возместить причиненный убыток, должен прилагать все усилия, чтобы возможно скорее исправить соделанную им несправедливость.

Этой заповедью повелевается отдавать каждому то, что ему принадлежит по справедливости, и быть милосердым к ближнему: христианская справедливость вдохновляется любовью.

Гл. IX. О девятой заповеди Божией.

Этой заповедью запрещается говорить неправду, в частности:

давать ложные показания перед судом;

льстить;

лицемерить, т. е. притворяться благочестивым;

злословить; клеветать на ближнего, т. е. приписывать ему вымышленные недостатки;

язвительно насмехаться над ближним;

злоупотреблять вверенной тайной.

Позволительно ли в некоторых случаях говорить неправду? Нет. Можно только иногда умалчивать истину, следуя в этом отношении примеру, данному нам Спасителем, Который даже Своим избранным ученикам не сразу открыл все истины, касающиеся спасения.

Открывать недостатки или грехи ближнего позволяется:

когда таким образом можно исправить ближнего;

когда это необходимо, чтобы избавить других от опасности. И в том и в другом случае надо руководиться любовью.

Грешит не только тот, кто клевещет или злословит на другого. Кроме него, грешат еще:

тот, кто с удовольствием прислушивается к его речам;

тот, кто не препятствует, когда может, распространению злословия и клеветы;

в особенности тот, кто так или иначе поощряет клевету и злословие.

Клеветник должен ваять обратно свои слова, а злословивший должен восстановить честь ближнего, раскрывая перед другими его добрые качества. Само собою разумеется, что и тот и другой должен прежде всего покаяться в своих грехах

Чтобы не согрешить против девятой заповеди, следует остерегаться:

неосновательных подозрений,

пустословия.

горделивой привычки судить о всем и о всех;

неуместного любопытства.

Бывают случаи, когда не должно закрывать глаза на недостатки других. Начальствующие и наставники должны следить за недостатками своих подчиненных иди воспитанников из искреннего желания помочь им, ибо на то они поставлены от Бога.

Девятая заповедь внушает нам добродетели правдивости, искренности, самообладания и любви.

Эта заповедь должна применяться тоже и к целым народам, обществам, семьям и т. д. Сугубо следует остерегаться всякой клеветы против Святой Церкви Христовой, тем более, что ад борется против нее главном образом клеветой.

Грехов запрещаемых этой заповедью следует подавно избегать в речах на собраниях, в докладах или лекциях, в печати, в радиопередачах и т. п.

Гл. X. О десятой заповеди Божией.

В первой части десятой заповеди запрещаются всякие мечтания, помыслы и пожелания, противные целомудрию.

Эти мечтания и пожелания греховны, если на них останавливаются добровольно и не стараются изгнать их из сердца.

Недостаточно прямо сопротивляться нечистым помышлениям, но надо избегать всего того, что их питает и возбуждает; в особенности надо владеть своими чувствами и направлять все свои мысли к ревностному служению Богу.

Во второй части этой заповеди запрещаются внутренние грехи против справедливости, зависть, корыстолюбие и т. п.

Можно тяжко согрешить такими внутренними пожеланиями, ибо внешние преступления только последствия греховных мыслей и пожеланий. Бог судит нас гораздо более по внутреннему расположению нашей воли, чем по внешним нашим поступкам.

Вторая часть десятой заповеди велит нам от всего сердца радоваться благоденствию ближнего и довольствоваться честным исканием собственного благоденствия.

Гл. XI. О нарушении заповедей.

Грех есть добровольное нарушение закона Божия.

В грех можно впасть:

дурными мыслями, желаниями, словами и делами;

упущением того, что мы обязаны были делать.

Грехи разделяются на смертоносные и повседневные.

Смертоносный грех состоит в том, что закон Божий нарушается в предмете важном, когда воля Бога не подлежит никакому сомнению, при здравом рассудке и с совершенным согласием воли. Пример: у бедной вдовы отнимаешь значительную часть ее имущества, все заранее обдумав и стараясь убить в себе голос совести. Что такое смертоносный грех, видно из его ужасных последствий: он лишает преступника освящающей благодати, делает врагом Бога, достойным вечного наказания в аду.

Повседневный грех (или грех слабости) имеется тогда, когда нарушение заповеди касается маловажного предмета или когда оно происходит не вполне сознательно или добровольно. Пример: крадешь коробку спичек у богатого соседа или по рассеянности говоришь какую-либо неправду. Повседневные грехи не лишают нас освящающей благодати, но и их следует тщательно избегать, так как на свете нет ничего хуже греха, даже незначительного. Повседневные грехи, хотя и не убивают в душе благодать освящения, но все-таки ослабляют ее и располагают душу к смертоносному греху.

Мы узнаем, что грех крайне ненавистен Богу:

по страшному наказанию злых ангелов и наших прародителей,

по вечности пучении в аду, которую заслуживает хотя бы один только смертоносный грех;

по величайшим мучениям, которым Г. наш Иисус Христос подвергся, чтобы спасти нас от греха.

"Главные грехи" это основные пороки, из которых, как из источников, происходит множество других грехов.

Главных грехов семь. Вот они:

гордость, или безумное приписывание себе того, что мы имеем от Бога, и отвращение к послушанию; от гордости происходят, между прочим, ереси и расколы, т. е. восстания против единой Христовой Церкви на земле;

любостяжание, или жадность земных богатств при нечувствительности к страданиям ближнего;

любострастие, или привязанность к постыдной страсти, противной целомудрию;

зависть, или преступная досада из-за преимуществ ближнего;

чревоугодие, или страсть к излишествам в пище и питье;

гнев, или необузданность в сопротивлении другим;

леность, или празднолюбие, добровольное отвращение к труду.

Принято называть грехами против Святаго Духа те грехи, в которых проявляется презрение к благодати, даруемой нам Святым Духом. Вот они:

добровольное пребывание в грехах на том основании, что Бог должен нас помиловать;

отчаяние в милосердии Божием;

сопротивление познанной христианской истине, в частности нежелание присоединиться к Католической Церкви при познании ее истинности;

зависть из-за духовного преуспеяния ближнего.

жестокосердие перед спасительными увещеваниями;

откладывание покаяния до минуты смерти.

"Грехи вопиющие к небу" это преступления особенно возмутительные, требующие строгого возмездия. Таковы:

вполне сознательное, злостное человекоубийство;

грех содомский, или мужеложство;

угнетение бедных, вдов и сирот;

лишение платы слуг и рабочих.

В грехах ближнего имеют преступное участие следующими способами: советом, приказанием, согласием, подстрекательством, похвалою, умолчанием, непосредственным участием, неуместным заступничеством, попустительством.

Гл. ХII. О добродетелях.

Чтобы быть хорошим христианином, недостаточно только избегать пороков. Призвание христианина - следовать за Христом, Который "ходил благотворя" (Деян. 10:38), и принимать участие в Его вселенском подвиге спасения людей. Итак, чтобы быть Богу угодным, человек должен совершенствоваться в добродетелях.

Всякая христианская добродетель состоит в приобретенном, посредством молитвы и благих усилий, благодатном навыке воли делать то, что угодно Богу. Опасно ошибаются те, кто полагает добродетель в разных настроениях чувств и сердца, в слезах умиления, в порывах восторга и т. п., не заботясь при этом о более важном, об исполнении воли Божией.

Христианские добродетели разделяются на добродетели богословские и нравственные. Богословских добродетелей три: вера, надежда, любовь. Основные нравственные добродетели благоразумие, справедливость, воздержание, мужество. Вера, надежда и любовь называются богословскими добродетелями потому, что их непосредственная причина и предмет - Господь Бог. Нравственные добродетели называются так потому, что руководят нашими нравами и устанавливают наш постоянный образ жизни.

Надо высоко ценить богословские добродетели. Это высочайший дар Божией благодати, свет и единственная опора во всех трудностях жизни. Эти добродетели подобает питать в своем сердце непрерывно; в особенности следует прибегать к ним: в сильных искушениях, приступая к святым таинствам и находясь в опасности для жизни.

Из всех добродетелей самая возвышенная - любовь. Мы должны любить Бога не столько из-за того, что Он оказывает нам благодеяния, сколько ради Него самого и потому, что Он сам по себе бесконечно достоин любви.

Основные нравственные добродетели состоят в следующем. Благоразумие есть навык всегда выбирать наиболее угодные Богу средства к достижению вечного спасения. Справедливость располагает нас к воздаянию Богу и ближнему того, что мы им должны. Воздержание обуздывает склонность к неуместным наслаждениям и побуждает нас быть умеренными в употреблении земных благ. Мужество есть постоянное расположение воли к тому, чтобы исполнять свой долг перед Богом, несмотря на все препятствия.

Семи главным грехам противоположны: смирение, милосердие, целомудрие, любовь, воздержание, кротость, усердие.

Гл. XIII. О христианском совершенстве.

Мы должны стремиться к совершенству, т. е. к святости, потому, что Г. н Иисус Христос так заповедует: "будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный " (Мат. 5:48).

Христианское совершенство состоит в возможно более чистой любви к Богу и к ближнему.

К такому совершенству ведет путь добродетельной жизни, т. е. последования за Спасителем и Главою нашим.

Желающих вступить на путь совершенства Бог часто призывает к монашеской, жизни, суть которой состоит в исполнении обетов добровольного нестяжания, совершенного целомудрия в безбрачии и беспрекословного повиновения своему настоятелю.

Совершенство не есть призвание одних монахов. Призвание монахов касается особого весьма верного пути к совершенству, но и миряне могут достигнуть высшей святости, если только они, живут по духу Христову.

Ясные указанна относительно всем доступного совершенства по духу Христову мы находим в заповедях и блаженства, или ублажениях Христовых:

"Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное ".

"Блаженны плачущие, ибо они утешатся"

"Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю"

"Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся"

"Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут"

"Блаженны чистые сердцем, ибо они Богу узрят"

"Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими"

"Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное"

"Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика награда ваша на небесах" (Матф. 5,3-12).

В первом ублажении обещается вечная жизнь и уже здесь на земле радость о Святом Духе тем, кто не прилепляется сердцем к земным благам и живет в смиренномудрии. Именно эта внутренняя нестяжательность делает нас Богу угодными:; добровольная же вещественная бедность может способствовать достижению нищеты духовной.

Смысл второго ублажения тот, что христианин должен в жизни сей сокрушаться о грехах своих и таким образом располагать себя к получению прощения и духовному утешению, какое дает чистая совесть.

В третьей заповеди блаженства ублажается кротость, т. е, такое расположение духа, по которому человек ласково и снисходительно обращается с другими,.никого не раздражая и сам никогда не раздражаясь. Кроткий не превозносится, не предается гневу, не ропщет. Кроткие "наследуют землю", землю обетованную, т, е. царство небесное; кроме того, своим влиянием кроткие становятся как бы хозяевами сердец.

Четвертое ублажение следует понимать так: жаждущие правды Христовой, т. е. словом, действием и благим примером стремящиеся к распространению по всему миру благодатного царства Христовой единой истины и святой любви, насытятся неизреченной радостью единения с Христом Главою.

В пятой заповеди ублажаются все, кто проявляет На деле Христову милость к нуждающимся в духовном или в вещественном отношении. Бог вознаградит их милосердие, милосердно прощая им их собственные прегрешения.

В шестом ублажении Спаситель призывает нас к искренности и искоренению из сердца всех греховных влечений. Такая чистота сердца достигается с помощью благодати Божией неослабным бдением над самим собою и всегдашним памятованием о присутствии Бога. Чистые сердцем будут в вечности наслаждатвся непосредственным лицезрением Бога; в сей же жизни они имеют дар видеть во всем Божие провидение и благость.

В седьмом ублажении имеется в виду миролюбие, т, е. готовность с любовью устранять всякую вражду между людьми и всякое несогласие, поскольку это не противоречит обязанности отстаивать истину. Миролюбцы, более чем другие Христиане, достойны называться сынами Бога, так как они в высшей степени уподобляются Иисусу Христу, Который пришел, чтобы "примирить с Собою все " (Колосс. 1:20). Но не надо забывать, что есть и ложное миролюбие, уступчивость перед разными религиозными заблуждениями, желание примирить правду с ложью уравнять все вероисповедания; такого преступного миролюбия следует тщательно избегать, как видно из последних двух ублажений.

Два последних ублажения учат нас тому, что за правду Христову и за Церковь Святую надо быть готовым перенести всякие страдания и гонения и даже мученическую смерть; награда на небесах будет соразмерна подвигу нашего терпения за правду.

Не все ли равно, за какую веру мы страдаем, когда безбожники преследуют все религии? Нет, не все равно, ибо Христос ублажает только тех, кто страдает за правду, а правда может быть только одна. К тому же, безбожники вовсе не одинаково преследуют все религии: они ненавидят больше всего единую Католическую Церковь Христову, а в других вероисповеданиях они преследуют лишь то, что в них имеется общего с католичеством, как то: вера в Бога, таинства, почитание свягых и т, п. В особенности они ненавидят послушание Папе Римскому.

Чтобы достигнуть духовного совершенства христианин должен:

часто и смиренно размышлять об учении и жизни Христа Спасителя;

много и усердно молиться;

Хранить чистоту намерения, ничего другого не искать в жизни, кроме исполнения воли Божией;

подвизаться в смиренном послушании Церкви;

великодушно упражняться в добродетели воздержания и в других добродетелях;

заботиться об умножении Божией благодати в душе своей.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ.

О БЛАГОДАТИ

Гл. I. О благодати вообще.

Божия благодать есть духовная сверхприродная милость, подаваемая нам Богом ради заслуг Г. н. Иисуса Христа для верного исполнения воли Божией и достижения вечного спасения.

Различают:

благодать воздействующую (вспомогающую, преходящую), и

благодать освящающую (пребывающую, оправдывающую).

Воздействующая благодать это Богом посылаемые "преходящие просветление ума и подкрепление воли, побуждающие нас творить добро и избегать зла. Без этой благодати мы не можем ни начать, ни продолжать; ни завершить дело вечного спасения. Каждому человеку дается благодать, достаточная для его спасения, не нарушающая однако его свободы принимать или отвергать благодатные воздействия свыше.

Освящающая благодать есть то сверхприродное состояние нашей души, производимое Духом Святым, в силу которого мы уже не под лежим власти первородного греха или соделанных нами смертоносных грехов, но являемся сынами Божиими и домочадцами вечного царства Божия. Эта благодать дает нам участие в жизни самого Бога, и потому восточные Отцы часто называют ее "обожением".

Освящающая благодать называется тоже оправдывающей потому, что она возводит нас в состояние праведности или святости, духовно обновляет нас и делает нас Богу любезными.

Мы не можем сами заслужить себе благодать. Заслуги для вечного спасения можно иметь только в силу уже данной нам и незаслуженной нами оправдывающей благодати. Наши заслуги - плоды не столько нашей доброй воли, сколько незаслуженного нами дара Божия.

Человек впервые или вновь получает благодать оправдания:

в таинстве крещения или, в исключительных случаях, в крещении кровью или желанием (смотри ниже);

в таинстве покаяния, когда христианину отпускаются смертоносные грехи;

в таинстве елеосвящения, при наличии раскаяния, хотя бы только предшествовавшего потере сознания, и при невозможности исповедаться.

Что же касается умножения освящающей благодати, то оно приобретается во всех таинствах и даже во всех благочестивых действиях творимых с чистым намерением.

Освящающая благодать пребывает в душе праведника доколе он не лишится ее каким-либо смертоносным грехом.

Кроме таинств, главное средство, чтобы при умножить освящающую благодать и не впасть в смертоносный грех, частая усердная, чистая и искренняя молитва к Спасителю нашему, Который заслужил нам всякую благодать, и к Пресвятой Богородице.

Гл. II. О таинствах вообще.

Таинство есть ощутительное священнодействие или обряд, установленный Г. н. Иисусом Христом для того, чтобы обозначать и производить в душах наших благодать.

Таинства не только сообщают или умножают освящающую благодать, но и сообщают нам особенные благодатные дары, смотря по особой цели каждого таинства.

К святым таинствам следует приступать достойно (поскольку это от нас зависит), т.е. с верою, с должным смирением, в духе покаяния, и приготовившись так, как того требует каждое таинство.

Г. н. Иисус Христос установил семь таинств. Это:

Крещение,

Миропомазание,

Пресвятая Евхаристия,

Покаяние,

Священство,

Брак,

Елеосвящение.

Таинства разделяются на:

таинства духовно умерших, т. е. таинства, сообщающие сверхприродную благодатную жизнь духовно мертвым: крещение и покаяние; и таинства духовно живых, умножающие благодатную жизнь: прочие таинства.

таинства неповторяемые, сообщающие душе неизгладимую печать дара Духа Святого: крещение, миропомазание и священство; и таинства повторяемые: остальные таинства.

Совершает тяжкий грех святотатства тот, кто, имея на совести какой-либо неотпущенный смертоносный грех, приобщается таинств для духовно живых. И вообще тяжко грешит и лишается благодати таинства всякий, кто неблагонамеренно приступает к какому-либо таинству.

Гл. III. О крещении.

Крещение есть таинство, которое изглаживает первородный и личные грехи, сообщает освящающую благодать и делает нас чадами истинной Церкви.

От того, кто желает принять крещение, требуется вера и сокрушение о содеянных грехах.

Младенцев крестят по вере восприемников, которые должны научить их истинам веры, когда они достигнут подходящего возраста.

Для действительносги таинства крещения необходимы:

вода, а не какая-либо другая жидкость;

Погружение или обливание, как знак и и образ омовения благодатью;

упоминание трех Лиц Пресв. Троицы.

Крещение сообщает душе неизгладимую печать христианина и оттого повторяться не может.

В крещении младенцев отпускается первородный грех, в крещении взрослых - и первородный и все личные грехи.

В крещении отпускается как временное, так и вечное наказание за грехи.

Таинство крещения сообщает душе освящающую благодать и дары Св. Духа.

В обычных условиях крестит настоятель прихода; в случае необходимости может крестить каждый человек, если только он имеет намерение действительно крестить, т. е. делать то, что установил Спаситель относительно крещения.

В случае невозможности принять крещение водою, благодать освящения может быть сообщена человеку в силу так называемых крещения желанием или крещенья кровью.

Крещение желанием есть твердое намерение принять крещение при первой возможности, соединенное с искренним сокрушением о грехах и спасительною любовью к Богу.

Крещение кровью есть мученическая смерть, перенесенная из любви к Иисусу Христу.

Гл. IV. О миропомазании.

Миропомазание есть таинство, в котором Святый Дух укрепляет верующего для непоколебимого исповедания святой веры и для жизни по ней.

В Восточном обряде миропомазание совершает священник сейчас после крещения, помазуя приступающего священным миром и произнося слова: "Печать дара Святаго Духа, аминь"

Святым миром называется особенное смешение разных благовонных веществ и оливкового масла, освященное предписанным образом.

Сие таинство могут совершать только епископы, и с их поручения, священники. В латинском обряде миропомазуют обыкновенно одни епископы.

Это таинство не безусловно необходимо для спасения. Но так как миропомазание приумножает благодать, необходимую для борьбы с искушениями, грешно по нерадению лишать этого таинства себя или других.

Гл. V. О Св. Евхаристии.

Св. Евхаристия есть Сам живой Спаситель наш Иисус Христос, во время Св. Литургии под видом хлеба и вина приносимый Богу в жертву и в Св. Причастии подаваемый нам, как пища для освящения души нашей.

Г. н. Иисус Христос установил это таинство на последней, тайной Вечери, когда, сказав над хлебом: "Сие есть Тело Мое" и над вином: "Сия есть Кровь Моя" и, приобщив Апостолов, Он прибавил: "Сие творите в Мое воспоминание". Потому в обедне преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христову совершается тогда, когда священник произносит священные слова: "Сие есть Тело Мое, сия есть Кровь Моя".

Иисус Христос пребывает под видами хлеба и вина доколе существуют виды хлеба и вина; оттого следует почитать в хранимых в церкви Св. Дарах Самого Г. н. Иисуса Христа.

В каждой частице преложенного хлеба или вина пребывает весь воскресший Спаситель с полнотою Божества и человечества Своего. Оттого в византийско-славяиском обряде причащение не всегда дается под двумя видами (дети), а в латинском обряде обычно дается под одним видом хлеба.

Так как Спаситель установил это таинство как пищу для поддержания нашей сверхприродной жизни, то подобает достойно причащаться возможно чаще. Первые христиане причащались едва ли не на каждой Литургии.

Св. Литургия, или обедня, есть бескровное возобновление жертвы Христовой на кресте. Это главное священнодействие христианской религии, так как на нем совершается преложение даров - хлеба и вина - в Тело и Кровь Христову. Оттого благочестивое присутствие на Св. Литургии гораздо более душеполезно, чем участие в каких бы то ни было других священнодействиях.

Духовные плоды достойного приобщения Тела и Крови Христовой таковы:

неизреченное обилие благодатных даров, сообщаемое нашей душе через теснейшее единение с Христом, Богочеловеком и Источником бесконечной святости;

единение с Христом Главою Церкви и, через Него, со всею Католическою Церковью и всеми ее пастырями и верными чадами;

созидание вселенского соборного общества верующих, т. е. Церкви, или таинственного Тела Христова.

Готовясь к причащению надо:

очистить свою совесть от смертоносных грехов; если совесть в этом отношении чиста, нет надобности исповедываться, но, ради большего уважения к святейшему из всех Таинств, тому, кто часто причащается, подобает тоже часто исповедываться и каяться, даже в грехах повседневных;

горячо молиться и располагать свое сердце благочестивыми делами милосердия и покаяния;

не принимать, по крайней мере от полунощи, никакой пищи и никакого питья;

После Св. Причастия подобает не сразу уходить из церкви, но некоторое время провести в сердечном разговоре души с любящим Спасителем, соединяя свои желания с Его святою жаждой спасения всех людей и объединения всех христиан в единой истинной Церкви.

Мы можем еще почитать Св. Евхаристию, почаще, в течение дня, мысленно соединяясь с Г. н. Иисусом Христом, пребывающим в Св. Евхаристии, и посещая церкви для излияния наших молений перед евхаристическим Христом и возобновления нашей решимости жертвовать собою за спасение людей.

Гл. VI. О покаянии.

Покаяние есть таинство, в котором священник властью Г. н. Иисуса Христа действительно отпускает грехи искренно кающемуся грешнику.

Подлинно кающемуся могут быть отпущены все грехи без исключения.

В случае опасности для жизни, если нет никакой возможности исповедать свои грехи перед священником, таинство покаяния может быть заменено совершенным сокрушением при искреннем намерении исповедаться, как только это будет возможным.

В этом таинстве мы получаем:

прощение грехов;

избавление от вечного наказания;

восстановление в состояние освящающей благодати или, если она не была потеряна, увеличение ее;

особенную благодать для борьбы с искушениями.

Приступая к этому таинству, надо, помолившись Святому Духу, испытать свою совесть по крайней мере от последней искренней исповеди, вспоминая, в чем мы согрешили словом, делом или мыслью против заповедей Божиих и обязанностей своего звания. Если совесть упрекает нас в смертоносных грехах, мы должны по мере возможности вспомнить их число и обстоятельства, которые изменяют род греха. Испытание совести весьма облегчается, если оно делается каждодневно, например, ложась спать.

Чтобы грехи были действительно отпущены, необходимо сокрушение о соделанных грехах, отвращение к ним. Сокрушение должно быть:

внутренним, искренним, не только на словах перед священником;

общим, касающимся всех грехов, по крайней мере всех смертоносных; весьма полезно также сокрушаться о грехах уже отпущенных;

сверхприродным по своим побуждениям; кайся не потому, что порок повредил твоему здоровью, а потому, что ты оскорбил Бога и заслужил потерю неба; лучше всего каяться из чистой любви к Господу Богу, хотя Господь в бесконечной благости Своей на исповеди отпускает нам грехи даже тогда, когда мы каемся потому, что заслужили вечное наказание, т. е. когда имеем, хотя и сверхприродное, но несовершенное сокрушение;

соединенным с детским упованием на Божию помощь и надеждой на прощение.

Чтобы грехи были на самом деле отпущены, необходима также твердая решимость более не грешить. Надо тоже решиться:

избегать впредь по крайней мере всех смертоносных грехов и всех тех поводов и обстановки, которые нас обыкновенно приводят ко греху;

вознаградить ближнего за причиненный ему ущерб во внешних благах и исправить духовный вред, сделанный нами другим; без этой решимости наше намерение больше не грешить не может быть искренним.

Приготовившись к таинству покаяния через подобающее сокрушение и намерение исправиться, надо приступить к самой исповеди грехов перед священником. Исповедь должна быть:

полной, с указанием по числу и роду по крайней мере всех соделанных смертоносных грехов, поскольку это возможно для нашей памяти; при этом следует избегать непристойных рассказов или опорочения других; весьма спасительно тоже исповедываться и в повседневных грехах;

откровенной, без утайки, украшений и благовидных предлогов; не надо стыдиться искренно исповедать свои грехи, ибо неискренняя исповедь порождает страшные мучения совести, а бояться презрения со стороны священника нечего, так как священник и привык слышать исповедь разных преступлений, и сам грешный человек, и не может не испытать глубокого уважения перед искренно кающимся преступником: перед духовною красотою смиренного покаяния бледнеют все преступления;

ясной, чтобы священник мог удобно все понимать.

После исповеди следует исполнить епитимию, возложенную на нас священником для избавления нас от временных наказаний за грехи и главным образом для уврачевания нашей души. Вечное наказание Бог всегда отпускает вместе с грехами, но временное наказание не всегда или не целиком; временное наказание мы должны потерпеть либо в этой жизни, либо в чистилище. Кроме исполнения епитимий, мы должны и другими добровольными покаянными делами удовлетворять правосудию Божию, то есть исправить оскорбление, нанесенное Богу нашим грехом.

Удовлетворение Божию правосудию Церковь облегчает нам индульгенциями, или отпущениями временного наказания после исповеди. Церковь удовлетворяет за нас правосудию Божию духовными сокровищами, или заслугами, которые Г. н. Иисус Христос стяжал, лично или в лице Своих святых, для удовлетворения этому правосудию.

Власть отпускать наказания Церковь имеет от Господа Иисуса Христа, Который дал своим Апостолам и в особенности Ап. Петру полноту власти в отношении отпущения грехов и наказания за грехи (Мат. 16,19). От Апостолов эта власть перешла к их преемникам.

Достаточно ли для того, чтобы получить отпущение временного наказания, внешне исполнить предписанные дела, например, дать деньги на благотворительную цель? Никоим образом: так поступать было бы кощунством. Чтобы действительно получить отпущение, надо быть в состоянии благодати и исполнить предписанные богоугодные дела в духе смиренного покаяния и любви. Никакая внешняя жертва не может заменить этого внутреннего расположения.

Гл. VII. О священстве.

Свяшенство есть Г. н. Иисусом Христом установленное таинство, которое дает власть совершать священные требы, в особенности отпускать грехи и прелагать хлеб и вино в Тело и Кровь Христовы; кроме того, это таинство дает особенную благодать для достойного посредничества между Богом и людьми.

Различают три ступени священства:

диакон помогает священнику при отправлении Св. Литургии и других церковных треб;

священник совершает, в зависимости от высшей церковной власти, все таинства, кроме священства;

епископ обладает полнотою священнической власти.

Священническую власть не надо смешивать с властью учительской и с полномочием в управлении Церковью или ее частями. В отношении совершения Литургии настоятель прихода и епископ имеют однаковую власть, но в отношении церковного учительства и пастырского управления священник имеет власть лишь в пределах установленных его епископом. Как епископ, папа Римский равен любому епископу; как патриарх, он равен другим патриархам; как вселенский учитель в вопросах веры, он один обладает личной безошибочностью.

Из этого различия между разными, видами власти следует, что совсем неправы те, кто отрицает вселенское архипастырство Римского епископа на основании древних свидетельств, говорящих о равенстве епископов, как епископов.

Для того, чтобы стать священником, больше всего необходимо иметь благодатное призвание и чистое намерение служить только Господу Богу и вечному спасению людей.

Гл. VIII. О браке.

Брак есть таинство, в силу которого двое лиц разного пола пожизненно сочетаются для основания семьи и взаимной поддержки.

Супруги должны:

жить в согласии и супружеской верности до самой смерти;

назидать друг друга примерною жизнью и всячески оказывать друг другу помощь;

воспитывать вместе детей в благочестии и любви к Господу, к Его истинной Церкви и к святым, в особенности к Пресв. Деве.

Супруг должен заботиться о пропитании семьи, а супруга должна слушаться мужа во всем, что не противно воле Бога.

Брак, освященный действительным таинством и завершенный совместным супружеским сожительством, ни в коем случае не может быть расторгнут, даже верховною церковною властью. Церковь может только разрешить более или менее продолжительное прекращение совместной жизни, если к тому имеются весьма веские причины; таким разлученным супругам истинная Церковь никогда не разрешает вступить в "новый брак", ибо, по словам Христа, брак с разведенной есть прелюбодеяние (Марк 10,1 2). Церковная власть может только объявлять о несуществовании брака, который вследствие отсутствия необходимых условий был с самого начала недействительным, кажущимся.

Из того, что христианский брак есть нерасторжимое таинство, следует, что при вступлении в брак недопустимо никакое легкомыслие. Желающие сочетаться браком должны много молиться и всесторонне взвесить, способны ли они вести друг с другом подлинно христианскую супружескую жизнь.

Препятствия к вступлению в брак могут быть:

такие, которые делают брак только лишь непозволительным, например, вступать в брак в запрещенный день,

такие, которые делают брак изначала недействительным, не существовавшим в глазах Бога, напр.: "брак" брата с сестрою.

Гл. IX. Об елеосвящении.

Елеосвящение есть таинство, в котором, при помазании тела больного и молитвах священника, на больного нисходит особенная благодать Божия, исцеляющая немощи духовные, а часто также и телесные.

В этом таинстве:

умножается освящающая благодать;

отпускаются повседневное грехи, а также и смертоносные, если больной не может исповедаться;

отпускается временное наказание за отпущенные грехи;

дается больному особенное укрепление в страданиях и благодатная помощь для борьбы с предсмертными искушениями.

Елеосвящение нередко восстановляет здоровье, целиком или отчасти, если Господь видит в этом пользу для духовного блага болящего.

Принимать это таинство должен всякий христианин, достигший возраста разумения, если он опасно болен. Принятия елеосвящения не следует откладывать до последней минуты жизни. В легких недугах елеосвящение не совершается.

Елеосвящение следует принимать в состоянии освящающей благодати, и потому следует прежде исповедаться, а если это почему-либо невозможно, то по крайней мере возбуждать в себе сокрушение в грехах из чистой любви к Богу. Кроме того, надо безоговорочно предаться воле Божией.

Гл. X. О молитве.

Молитва есть возношение к Богу духа нашего, чтобы прославлять Его или просить о какой-либо милости. Молитва необходима всем тем, кто способен молиться.

Молитва:

соединяет нас с Богом и располагает Его сообщать нам Свои благодеяния;

ослабляет склонность ко злу и побуждает к добру;

утешает в горести;

испрашивает в нужде Божию помощь.

Мы должны молиться:

с благоговением, устраняя в меру возможности все причины рассеянности;

со смирением, с сознанием нашей немощи и недостоинства;

с упованием, что молитва наша будет услышана, если то, о чем мы просим, не противно нашему духовному благу;

с преданностью воле Божией относительно способа и времени исполнения наших прошении;

с постоянством и святым дерзновением, несмотря на кажущийся неуспех наших молитв.

Есть молитвы, в которых следует придерживаться определенных слов; в особенности нельзя менять богослужебных молений. Но следует тоже почаще молиться внутренно, умственно, например, размышляя о жизни и словах Спасителя, чтобы возбудить в сердце благие решения.

Иисус Христос заповедал нам всегда молиться (Лук. 18: 1), т. е. всегда находиться в молитвенной собранности духа, что возможно при всяком занятии, если только мы искренно желаем во всем исполнять волю Божию. Кроме того, мы должны подчас заняться исключительно молитвою, оставив все другие занятия; в особенности следует так молиться:

во время искушения, страдания;

утром и вечером.

В церкви мы должны сугубо молиться, следя за ходом богослужения и благочестиво вдумываясь в содержание церковных молитв и обрядов.

Мы должны молиться за всех людей, живых и умерших, друзей и врагов; в особенности следует молиться за родителей, пастырей и благодетелей. Кт


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: