Аффективно-эмоциональная (психоаналитическая) школа

Оформилась в первой половине XX века в связи с появлением работ К. Юнга и З. Фрейда. Представителей данной школы объединяет радикальная психологическая концепция описания повторяющихся мифологических мотивов структурными и смыслогенерирующими особенностями человеческой психики. В рамках данного направления транслировалась идея о том, что возникновение мифа во многом связано с бессознательным началом в психике человека.

Подобный подход вызывает некоторое недоверие у исследователей историко-культурологической направленности, так как обнаруживает общее не во внешнем мире, а в малоосознаваемых глубинах психики человека, динамике психических процессов либо устойчивых, в основном наследуемых, мотивах коллективного бессознательного.

Основные положения:

1. З. Фрейд (психоаналитическая теория):

Учение З. Фрейда о бессознательном и вытесненных комплексах дало мощный толчок психоаналитическому изучению мифа. З. Фрейд считал, что мифы содержат тайники подсознания, неосознаваемые идеи и желания, следовательно, анализ древних мифологических образов можно воспринимать как многовековую проекцию бессознательных психологических комплексов сексуального плана. Из Эдипова комплекса при наложении табу на инцест возникла мораль, а следствием отождествления убитого отца с тотемом стала религия.

Понятие мифа по Фрейду:

Миф трактовался психологом как результат сублимации либидо для получения удовольствия. Мифология предстает в концепции Фрейда коллективным сновидением, материализирующимся в разнообразных фантазийных формах. Причина появления мифологии заключается в вытеснении общественно опасных стремлений (либидо, инцест, агрессия) в подсознании и их символическое замещение художественными образами.

Миф, по Фрейду, стоит в одном ряду со сновидениями, художественным творчеством, асоциальным поведением, массовыми психозами.

Последователи Фрейда весьма скоро отказались от сексуально-инфантильной трактовки мифа, от фрейдовской концепции «тотема и табу», согласно которой эротические влечения, вина сыновей за убийство отца, стремление к инцесту и запрет на эти деструктивные начала лежат в основании культуры и сублимируются в мифы.

2. К.Г. Юнг (аналитическая теория):

Элементы коллективного бессознательного никогда не были в сознании и, следовательно, никогда не приобретались индивидуально, а своим существованием обязаны исключительно наследственности. Содержание этого бессознательного составляют в основном архетипы – мифоподобные символы.

Коллективное бессознательное – хранилище следов памяти человечества и человекообразных предков. Оно состоит из архетипов. Это врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей вспоминать, переживать и реагировать на конкретные жизненные ситуации сходным образом. Архетипы – «врожденные мифологемы», которые «поднимаются из души», пробуждаемые внутренними или внешними обстоятельствами.

Осознать архетипическое в себе означает прояснить самому себе глубинные импульсы, толкающие к страданиям, а также познать себя посредством чужого жизненного опыта, носителем которого в образно-типологической форме является миф. На основе собственной психиатрической практики ученому удалось обнаружить сходство между мифологическими образами и фантазиями здоровых и больных людей. Для исследования Юнга характерен так называемый «панмифологизм»: мифом считается любой плод фантазии.

Архетип вытекает из многочисленных наблюдений над мифами и сказками мировой литературы, содержащие определенные устойчивые мотивы, которые неожиданно обнаруживаются повсюду. Эти типичные образы и ассоциации являются архетипическими идеями. Они имеют свое основание в архетипе, который сам по себе является непредставимым бессознательным, пресуществующей формой, яв­ляющейся частью наследованной структуры психического бытия и, может, поэтому проявлять себя спонтанно везде и в любое время.

Архетип есть своего рода готовность снова и снова репродуцировать те же самые или сходные мифические представления. Архетипы воплощаются в большом количестве символов, поэтому можно говорить об архетипических символах, таких, как Мировое дерево, Мировое яйцо, Мировая гора и т.п.

Понятие мифа по Юнгу:

Мифы - психические явления, выражающие глубинную суть души.

Юнг определяет мифологию как хранилище символов и образов, выражающих осмысление человеком законов Космоса и своего места в нем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: