Понятие и значение правового статуса судьи

Судьи являются непосредственными носителями судебной власти. Для ее надлежащего осуществления они наделены соответствующим правовым статусом.

Содержание правового статуса осуществляется составом следующих элементов:
1) совокупность прав и обязанностей судей при осуществлении судебных полномочий
2) гарантии независимого осуществления судьями судебной деятельности
3) ответственность судей
Под статусом судьи понимаются права и социальное положение судей как представителей госорганов, осуществляющих в стране судебную власть. Статусу судей присущи такие черты как единство статуса и независимости судей. Судьи всех судов обладают единым статусом и различаются между собой полномочиями, но это не исключает наличие особенностей статуса отдельных категорий судей. Судьи занимают государственные должности и на них распространяется действие закона «о госслужбе». Судьи военных судов и военной коллегии верховного суда являются военнослужащими, проходящими военную службу.
Независимость судей является основной чертой статуса судей, она обеспечивает совокупность установленных законом гарантий:
1) политическая нейтральность судей, запрет осуществлять иную оплачиваемую деятельность
2) несменяемость судей
3) неприкосновенность судей
4) материальное и социальное обеспечение судей, правовая защита судей

Согласно ст. 89 Кодекса Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей» судьи и народные заседатели имеют полномочия, необходимые для осуществления правосудия, обладают правами и исполняют обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом и иными законодательными актами.

Судья имеет право:

требовать от государственных органов, иных организаций, а также от должностных лиц и граждан исполнения судебных постановлений, связанных с осуществлением возложенных на него обязанностей;

запрашивать информацию у государственных органов, иных организаций, а также у должностных лиц и иных граждан.

Судья Конституционного Суда Республики Беларусь имеет право требовать созыва Конституционного Суда Республики Беларусь, предлагать вопросы на его рассмотрение, выражать особое мнение по поводу решений Конституционного Суда Республики Беларусь. При решении всех вопросов, относящихся к компетенции Конституционного Суда Республики Беларусь, судьи Конституционного Суда Республики Беларусь пользуются равными правами. Судьи Конституционного Суда Республики Беларусь вправе присутствовать на открытых (по приглашениям – и на закрытых) заседаниях любых государственных органов.

При осуществлении правосудия судьи и народные заседатели должны неукоснительно соблюдать Конституцию Республики Беларусь, законы и иные законодательные акты, обеспечивать защиту прав и свобод граждан, охраняемых законодательством интересов государства и организаций, индивидуальных предпринимателей, высокую культуру судебной деятельности, быть справедливыми и беспристрастными. Судья также обязан строго соблюдать положения Кодекса чести судьи Республики Беларусь.

Судья и народный заседатель не должны высказывать мнение по существу дел, находящихся в их производстве, а также передавать дела кому бы то ни было для ознакомления иначе, как в порядке и случаях, предусмотренных законодательными актами.

Лица, отобранные судом для участия в рассмотрении дела в качестве народных заседателей, обязаны явиться в указанный суд в назначенное время и исполнить возложенные на них обязанности.

Согласно ст.85 Кодекса Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей» судьи и народные заседатели при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону.

Независимость судей и народных заседателей обеспечивается установленными законодательными актами порядком их назначения (избрания, утверждения), приостановления и прекращения полномочий, неприкосновенностью, процедурой рассмотрения дел и вопросов, тайной совещания при вынесении судебных постановлений и запрещением требовать ее разглашения, ответственностью за неуважение к суду или вмешательство в его деятельность, иными гарантиями, соответствующими статусу судей и народных заседателей, а также созданием надлежащих организационно-технических условий для деятельности судов.

Воздействие в какой-либо форме на судей и народных заседателей с целью воспрепятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению конкретного дела или добиться вынесения незаконного судебного постановления влечет за собой ответственность, установленную законодательными актами.

Средства массовой информации не вправе предрешать в своих сообщениях результаты судебного разбирательства по конкретному делу или иным образом воздействовать на судью или народного заседателя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: