Классификация знаков — это их группировка по определенным признакам.
Существует множество классификаций знаков, разработанных в семиотике.
Ч.С. Пирс выделил знаки-копии, знаки-признаки и знаки-символы. Знаки-копии — это воспроизведения, репродукции, более или менее сходные с обозначаемым (таковы фотографии, фильмы, картины, знаки пиктографической письмен-
Раздел I. Теоретические основы документоведения
Глава 3. Методы и способы документирования
Знаки |
ности). Знаки-признаки связаны с обозначаемыми предметами, как действие со своими причинами (то, что иначе называют симптомами, приметами и т. д.). Знаки-символы в силу заключенного в них наглядного образа используются для выражения некоторого, часто весьма значительного и отвлеченного содержания (например, изображение древнегреческой театральной маски как символ современного театра). Слово «символ» употребляется и просто в смысле «знак».
Поскольку в документоведении используются прежде всего знаки, способные выполнять роль средства обмена документной информацией между людьми, наиболее приемлемой является их группировка по характеру происхождения и форме существования, разработанная С.Г. Кулешовым и А.В. Соколовым.
|
|
Различают знаки языковые и неязыковые. Знак языковой — единица языка (морфема, слово, словосочетание, предложение), которая служит для обозначения предметов или явлений действительности, а также отношений между элементами языка в тексте. Знак языковой дву-сторонен, он состоит из обозначающего и обозначаемого.
Неязыковые знаки также способны служить средством обмена документной информацией между людьми.
К неязыковым знакам отнесены символы, товарные знаки, музейные экспонаты, фотографии, образцы пород, исторические реликвии, включая орудия труда, архитектурные памятники.
Чаще всего среди неязыковых знаков используются знаки-изображения существующих или условных объектов, содержащие их схематичное обозначение. Они делятся на знаки-«пикчеры», эмблемпые и вещественные.
Знаки-«пикчеры» (англ. р1с!;иге — картина, рисунок, кинофильм, кадр фильма) — это произведения живописи, в том числе графики, художественной вышивки, художественной резьбы по дереву, металлу, фотографии (включая кинофильмы). Их принято называть иконическими (т. е. знаками-изображениями). К ним, кроме объектов живописи, которые фиксируются на носителе, можно отнести и скульптуру, хотя она является вещественным знаком.
Знаки-изображения (неязыковые) |
Знаки языковые
I
Знаки естественных языков |
Знаки-пи кчеры |
Знаки
|
|
искусственных
Вещественные |
Устного языка |
Эмблемные |
Языка жестов |
Письменного языка |
языков
-► -► •->■ | |
Световые | |
Графические | |
Звуковые |
Графические |
Вещественные
Рис. 2. Классификация знаков
Эмблемные знаки — разнообразная эмблематика (военная, спортивная, торгово-фирменная, геральдическая, мифологическая, дорожная и т. п.).
Знаки вещественные (трехмерные) — это скульптура, макеты, модели выставок, музеев и т. п. Среди них — разнообразная (в большинстве — обрядовая) вещественная символика, означающая разные понятия (хлеб и соль — знак приветствия и дружбы, кольцо на четвертом пальце — человек женат — и т. п.) Таким образом, функция и значение знака придаются отдельным предметам в конкретной ситуации. Это же относится и к объектам экспозиций музеев, зоопарков, ботанических садов, выставок и т. п. Рассмотрение таких объектов как носителей определенного знака-сообщения возможно лишь в пределах самой экспозиции. Извлеченный из нее предмет утрачивает свой знаковый статус (хлеб на столе
Раздел I. Теоретические основы документоведения
вне обряда встречи дорогих гостей или сельскохозяйственной выставки не фиксирует никакой социальной информации).
Форма знака-символа может быть различной: буква, цифра, отверстие (перфорация), точка, линия, рельеф и другие специальные знаки или коды. Они созданы для фиксирования и передачи социальной информации. Одни из них подобны изображаемому, другие носят целевой характер и не похожи на отображенный предмет или явление.
Первые создаются путем более или менее точного копирования реальных объектов или явлений. Они несут икони-ческие неязыковые знаки, подобные по форме обозначаемым объектам. Это рисунки, фотографии, кинофильмы, диапозитивы, видеофильмы. В отличие от иконического, знак-символ не обязан иметь сходства с тем предметом или явлением, которое он обозначает. Для того, чтобы понять (расшифровать) информацию, человек должен заранее заучить значение знака. К документам, использующим языковые знаки — условные обозначения, относятся вербальные (словесные) документы (книги, брошюры, журналы, газеты, бюллетени и т. п.) и идеографические документы (географические карты, ноты, чертежи).