1. Изучите структуру и реквизиты журналов «Бгблю-течний вьсник» и «Вгсник КнижковоХ палаты».
2. Дайте сравнительную характеристику периодичен ких и продолжающихся изданий.
ГЛАВА 12 НОТНОЕ ИЗДАНИЕ
12.1. Общая характеристика потного издания
Из всей совокупности документов нотные издания выделяют по характеру знаковых средств фиксирования и передачи информации. По этому признаку нотные издания относятся к идеографическим документам, где знаками служат условные обозначения, не отражающие реальных предметов или явлений. Кроме того, нотное издание — это разновидность издания, большую часть объема которого занимает нотная запись музыкального произведения. Оно предназначено для исполнения или изучения музыкальных произведений. В отличие от текстовых изданий, нотные — передают информацию при помощи специальных знаков — нот. Основную часть нотных изданий составляет запись музыкальных произведений с текстом или без него.
Музыка (греч. тивИсе — искусство муз) — вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах. Ее содержание составляют художественно-интонационные образы как результат отражения, преобразования и эстетической оценки объективной реальности в сознании исполнителя. Музыка основывается на способности челове-
|
|
282 Раздел II. Характеристика отдельных видов и типов документ
ка ассоциировать слуховые ощущения с собственными пере» живаниями, с состояниями и процессами внешнего мира* Музыкальная культура каждого народа обладает специфц» ческими чертами, которые проявляются прежде всего в народной музыке, где мысль воплощается в интонации. Средством воплощения музыкальных образов служат определенным образом организованные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки — лад, ритм, метр, темп, динамика, тембр, мелодия, гармония, полифония, инструментовка. Музыка фиксируется в нотной записи и реализуется в процессе исполнения. По исполнительским средствам музыка подразделяется на вокальную, инструментальную и вокально-инструментальную. Музыка часто сочетается с хореографией, театральным искусством, кино. Различают музыку одноголосную (монодия) и многоголосную (гомофония, полифония). Музыка подразделяется на роды и виды (опера, симфоническая, камерная и др.), жанры (героическая опера, комическая опера, песня, танец, марш, симфония, сюита, соната и др.)
Музыка существенно отличается от речи прежде всего качествами, присущими ей как искусству: важнейшей эсте^ тической ролью содержания и формы, опосредованностью отражения действительности, необязательностью утилитарных функций, невозможностью однозначно выразить конк-* ретные понятия и т. д.
|
|
12.2. Классификация нотных изданий
Разработка классификации нотных изданий является важной теоретической и практической задачей. Их специфика требует создания многоаспектной системы классификации, отражающей их видовые особенности.
Нотные издания предназначены для исполнения или изучения музыкальных произведений.
По функциональному назначению все нотные издания делятся на три вида: научные, учебные, концертные.
Научные нотные издания предназначены для научно-исследовательской работы, однако широко используются и
.-^ва 12. Нотное издание ____________________________________________ ^оз
для исполнения специалистами и студентами высших учебных заведений. Их изданию предшествует большая текстологическая работа: произведения, входящие в данный сбор-лик, сверяются с автографами, предыдущими изданиями для исправления возможных неточностей, восстановления оригинального текста, с максимальной точностью передающего творческие замыслы композитора. В научном издании приводятся фрагменты вариантов, отражающие процесс работы автора над произведением. Издание снабжается научным аппаратом: комментариями, списками, указателями.
Группу учебных нотных изданий составляют издания школ игры на различных музыкальных инструментах, хрестоматий, диктантов, упражнений, этюдов, вокализов, гамм, арпеджио, самоучителей и т. п.
Все издания музыкальных произведений, написанных для исполнения перед аудиторией, относятся к концертным. Они не имеют комментариев, не содержат научного аппарата. Указания и пояснения в них касаются, в основном, исполнительской техники. Отдельные вокализы или этюды, написанные композитором в качестве упражнений, приобретают самостоятельное художественное значение и расцениваются не как упражнения, а как отдельные музыкальные произведения для концертного исполнения, например, этюды Листа, Паганини, Рахманинова, Шопена. Концертные издания могут быть использованы исполнителями, педагогами для отработки технических приемов, развития беглости, гибкости пальцев и т. п.
В соответствии с читательским адресом или практическим использованием все нотные издания подразделяются на следующие группы: для учащихся музыкальных учебных заведений (школ, училищ, консерваторий); для специалистов (педагогов, музыковедов, композиторов, дирижеров, исполнителей-профессионалов); для любителей (в том числе участников художественной самодеятельности).
По характеру исполнения музыкальных произведений все нотные издания подразделяются на издания сценических, инструментальных, вокально-хоровых произведений, а также смешанные издания.
284 Раздел II. Характеристика отдельных видов и типов Докумещв|
Группу сценических произведений составляют издание тех музыкальных произведений, которые предназначены ддщ исполнения в театре. Они представляют собой синтетический жанр искусства, объединяющий драму, музыку, танец. Это| жанр включает оперы (героические, лирические, комически** бытовые и др.) и музыкальные драмы: оперетты, музыкалщ ные комедии, мюзиклы, а также балеты.
Произведения инструментальной музыки составляют три большие подгруппы нотных изданий:
а) издания произведений для оркестра (симфонического*
камерного, эстрадного, духового, народных инструментов); в
жанровом отношении эти издания представлены симфония*-
ми, концертами, увертюрами, поэмами, симфоническими кар*
тинами, пьесами-миниатюрами; ■.-,
б) издания камерных произведений. К ним относятся
сонаты, произведения для ансамблей (камерного, эстрадного^
духового, народных инструментов), которые в свою очередь
подразделяются на ансамбли (дуэты, трио, квартеты и др.) и
пьесы для ансамблей;
|
|
в) издания произведений для отдельных инструментов:
фортепиано (органа, клавесина), народных инструментов и
инструментов симфонического оркестра; они могут быть наг
писаны в жанре фантазий, рапсодий, вариаций, полифониче
ских пьес (токката, прелюдия и фуга), пьес-миниатюр, танцев,
маршей, этюдов и т. п.
Группу изданий вокально-хоровых произведений составляют следующие разновидности: издания вокально-симфо' нических произведений — кантат, ораторий, вокально-симфонических циклов; издания произведений для хора или голоса, они подразделяются на народные (песни, частушки), профессиональные, авторские, камерные, вокальные произведения, эстрадные и массовые песни.
Смешанные издания содержат музыкальные произведения разных жанров и различные по характеру исполнения. Это авторские нетематические и тематические сборники.
По характеру изложения или записи все издания музыкальных произведений подразделяются на партитуры и ди-рекционы, оркестровые голоса, клавиры, запись голоса или
г-вдва 12. Нотное издание
инструмента соло, запись произведений для голоса с сопровождением фортепиано (баяна, гитары).
Партитура (итал. рагШига — разделе-
ного произведения для (гт рАЙ^г^-гТ1 - 0з^Ттп { тп }||'^О||.1 \ш±=А оркестра, хора, камер- \рЕ=й!^==»ма= - -^шн^д^вщр р* 4ЦГ~
ного ансамбля и т. п., (Ив Мш^^Ш^ШЦза ё д Н ДИЕВ^ ^
в которой сведены пар
тии всех отдельных го- ^ис- *^- Партитура
лосов (инструментов).
Партия — часть оркестрового, хорового или оперного произведения, исполняемая отдельным голосом (певцом или
инструментом).
Нотные знаки в партитуре располагаются построчно, на каждой строке записана партия одного инструмента таким образом, что, взглянув на страницу с нотным текстом, можно в каждый отдельный момент прочитать голос (партию) каждого отдельного инструмента и звучание всего оркестра в целом. Все партии в партитуре одна за другой даны в определенном порядке и объединяются общей — целой или прерывистой — тактовой чертой, чтобы наглядно представить координацию во времени всех голосов (инструментов) в произведении. Партитуры бывают оркестровые, оперные, балетные, камерные, вокально-хоровые.
|
|
Главный принцип построения современной партитуры: высокие по диапазону голоса располагаются вверху, а низкие — внизу. Например, в партитуре для симфонического оркестра следуют партии инструментов (сверху вниз): деревянные духовые (флейты, гобои, кларнеты, фаготы), медные Духовые (валторны, трубы, тромбоны, тубы), партии литавр и Ударных, арф, челесты, фортепиано, органа, а затем смычковые (скрипки, альты, виолончели, контрабасы). Партии арф, фортепиано, органа, челесты обводятся специальными фигурными скобками — акколадами, а остальные группы — прямыми акколадами. Порядок хоровой партитуры сверху вниз:
Раздел II. Характеристика отдельных видов и типов документов
сопрано, альты, тенора, басы; порядок партитуры струнного квартета: первая, вторая скрипка, альт, виолончель и т. п.
Партитурой, в основном, пользуются дирижеры, а также музыковеды и учащиеся при изучении музыкального произведения. Она возникла не сразу. В эпоху позднего средневековья и Возрождения партитур не было. Хор пел мадригал по так называемой хоровой книге. Это была (одна на всех певцов) довольно большая и увесистая написанная на пергаменте книга с широкими страницами, где на развороте очень крупно (чтобы все видели) изображались ноты для всех голосов, но не друг над другом, как в современной партитуре, а порознь. Именно на развороте хоровой книги изображались одни и те же такты музыки, и писавший ее композитор мог согласовать движение голосов. Около 1500 г. появился и другой способ записи многоголосной музыки — композиторская доска, обтянутая пергаментом или ослиной кожей, с вырезанными (вытесненными) нотными линейками. Композитор записывал на ней отрывок из сочинения — все голоса сразу на особом десятилинейном нотном стане — и видел одновременную картину всего многоголосного целого. Когда отрывок был готов, он переносил его в голоса, затем стирал написанное и принимался за следующий отрывок. Естественно, такой способ не мог стать универсальным средством записи, и с развитием и усложнением музыки появилась необходимость в таком способе распространения произведений, где все было бы вполне наглядно. Этому и стала служить партитура, впервые изданная в Венеции в 1577 г. Вскоре партитурная запись стала господствующей в музыке всех стран мира.
Те же произведения могут быть изданы в форме оркестровых голосов (партий), т. е. комплекта отдельных тетрадей, содержащих партии участвующих инструментов.
Дирекцион (лат. сИгесйо — направление) — переложение данного музыкального произведения для оркестра меньшего состава, сокращенная и упрощенная партитура, в которой все голоса вписаны в реальном звучании (независимо от строя инструмента) на 3—4 нотных станах. Это, как правило, дополнительный нотный стан над какой-либо оркестровой
Глава 12. Нотное издание
партией, содержащий основные мелодические голоса других партий. Он позволяет разучивать партию и исполнять сочинение без дирижера. В виде дирекционов издаются небольшие пьесы для духовых или эстрадных оркестров.
Клавир (нем. К1ау1ег — фортепиано и Аизги^ — извлечение) — переложение партитуры любого оригинального сценического или вокально-симфонического произведения для пения с сопровождением фортепиано или только для фортепиано.
Клавирная запись всегда носит схематический характер, так как аккомпанирующий инструмент, воспроизведя мелодию, гармонию, не может передать всех оттенков художественных интонаций, составляющих самую суть музыки.
Запись произведения для голоса или инструмента соло имеет форму отдельно изданной партии. Существует также группа изданий, предназначенных для солирующего инструмента с сопровождением фортепиано. Запись в таком издании осуществляется следующим образом: на странице располагается нотная строка с партией солирующего инструмента, а под ней — партия сопровождения. Помимо этого, издания снабжаются вкладышем с отдельной записью партии солирующего инструмента. Вкладышем пользуется солист, а основным изданием — аккомпаниатор.
По своей структуре нотные издания подразделяются на моноиздания (одно законченное произведение) и сборники (ряд произведений одного или нескольких авторов).
Часть наиболее значительных произведений одного автора, отобранных по определенному принципу (хронология, жанр, тема, авторская воля), объединяются в избранные сочинения. Все произведения одного автора или их значительная часть объединяются обычно в собрание сочинений, где они Располагаются по жанрам, а внутри жанров в хронологическом порядке — по датам их написания.
По материальной конструкции все нотные издания делятся на книжные и комплексные (простые и сложные). Большинство нот выпускается в виде книжных изданий. Нотные издания выходят однотомными, многотомными и сериальными изданиями, а также в виде отдельных музы-
288 Раздел II. Характеристика отдельных видов и типов документики
кальных сочинений, опубликованных в книгах, журналах,
газетах и т. д. Книжные издания имеют некоторые разлив,
чия в оформлении. Многотомные издания, собрания сочинвв
ний, моноиздания и сборники, в основном содержащие партии
туры и клавиры музыкальных произведений, выходят в пе
реплетах. Большая часть нотных изданий выходит в обложи
ках, в частности, небольшие моноиздания и сборники. ■<
В форме простых комплектных изданий (т. е. комплекс, тов тетрадей) выпускаются оркестровые голоса, содержащие партии отдельных инструментов. Сложный комплект состоит из партитуры (изданной в отдельной обложке в виде книжного издания) и голосов (т. е. отдельных тетрадей с партиями участвующих инструментов), заключенных в общий футляр или суперобложку. В форме сложного комплекта издаются произведения для камерных ансамблей с участием фортепиано, для духовых и эстрадных оркестров и ансамблей среднего формата и т. д. К этой группе относятся издания музыкальных произведений для различных инструментов с сопровождением фортепиано.
Особую ценность представляют факсимильные издания. Являясь точным воспроизведением автографа композитора, факсимиле позволяет познакомиться с его творческой лабораторией, проследить важнейшие этапы работы автора над произведением.
К внутренним (конструктивным) элементам нотных изданий, передающим их содержание, относятся: нотный текст, сведения перед нотным текстом (словесный текст), научно-вспомогательный аппарат (предисловие, введение, комментарии, послесловие, библиографическая справка, библиографические списки, указатели, словари, другие справочные материалы), оглавление, приложение к нотному изданию, издательская аннотация.
К внешним (композиционным) элементам нотного издания относятся: книжный блок, титул, совмещенный титул, оборот титула, обложка (иногда переплет), контртитул, авантитул, шмуцтитул, суперобложка, выходные и выпускные данные, тираж, цена.
К основным реквизитам нотных изданий, т. е. к обяза-
Гчава 12. Нотное издание
тельным данным о документе относятся: сведения об авторе и других лицах, участвовавших в создании издания; заглавие (название) издания; над заголовочные, подзаголовочные и выходные данные; аннотация на нотное издание; комплексный книготорговый индекс-шрифт; знак охраны авторского права; выпускные данные.
Сведения об авторах. Имя композитора приводят на титуле и повторяют над выпускными данными в полной форме. Имя автора обработки или переложения приводят со словами, определяющими характер проделанной работы, на титульном листе в подзаголовочных данных и повторяют в полной форме над выпускными данными. Имя автора литературного текста указывают на титуле в подзаголовочных данных и повторяют в полной форме над выпускными данными.
Сведения о составителях. Имя составителя, который является автором обработки или переложения всех произведений, включенных в сборник, приводят со словами, определяющими характер проделанной работы, на титуле в подзаголовочных данных и повторяют в полной форме над выпускными данными.
Название литературного произведения, если оно отличается от названия музыкального, включенного в издание, наряду со сведениями о его авторах и указанием литературного жанра приводят на титульном листе в подзаголовочных данных и повторяют в полной форме над выпускными данными.
Подзаголовочные данные включают следующие сведения: о музыкальном жанре, музыкальной форме, виде музыки, тональности; о средствах исполнения; о количестве актов, действий, картин, частей произведения, включенном в издание; о характере авторской работы или новом варианте, версии; о классе или курсе специальных музыкальных учреждений, для которых предназначено издание; о форме изложения нотного текста; номер тематического указателя.
Аннотацию на нотное издание приводят на языке текста издания и украинском языке на обороте титульного листа или на второй странице обложки.
Ю 8-379
Раздел II. Характеристика отдельных видов и типов документов
12.3. Нотные знаки
Нотные издания передают информацию с помощью нот.
Ноты (лат. пойа — письменный знак) — условные графические знаки, служащие для записи музыкальных звуков. Они возникли в ответ на общественную потребность закрепить музыку графически.
Ноты являются элементами нотного письма (лат. по^аИо — записывание, обозначение) — системы графических знаков, применяемых для записи музыки, а также самой записи музыки. Запись музыки при помощи нот также называется нотацией. Звуки, употребляемые в музыке, отличаются от немузыкальных звуков (треска, шороха, шелеста, скрипа, разных шумов и т. п.) своей определенной высотой и длительностью, которые отражены в нотной записи.
Форма и название нот меняются в зависимости от системы нотации, принятой в разные эпохи и в разных странах.
Ноты размещаются (пишутся) на пяти горизонтальных линейках, которые называют нотоносцем или нотным станом.
На линейках и между линейками, а также на дополнительных линейках и между ними записываются ноты — знаки, обозначающие звуки. Длительность звука обозначается белой или черной головкой ноты, штилем и хвостом (вязками), а также точками после ноты, увеличивающими длительность ноты на ее половину (одна точка), три четверти (две точки) и т. д.
Точную высоту нот определяет ключ (ставится в начале нотного стана). Наиболее распространен ключ соль или скрипичный ключ. Скрипичным он называется потому, что это единственный ключ, который употребляется при игре на скрипке; а ключом соль его называют потому, что он определяет местонахождение на нотных линейках ноты соль. Если в начале нотных линеек стоит скрипичный ключ, то это значит, что нота на второй линейке называется соль.
Существует и ключ фа или басовый ключ. При ключе проставляются так называемые ключевые знаки — диезы и бемоли, отвечающие определенной тональности.
Наиболее распространены в музыке ноты пяти категорий:
Глава 12. Нотное издание
целая нота — пустой овал; если имеется палочка (штиль) сбоку ноты, направлена вверх или вниз, — подовинная нота; четвертная нота — заполненный овал (всегда с палочкой); восьмая нота — заполненный овал со штиле»! и одной «вязкой»; шестнадцатая нота — заполненный овал со штилем и двумя вязками.
Каждая следующая вязка означает, что рота звучит на половину короче. Ноты до третьей линейки пишутся штилем вверх, а начиная с третьей — вниз.
Используется и ряд особых знаков: акколада — скобка, объединяющая два и более нотных стана в записи многоголосной музыки для одного инструмента, а та#же Для ансамбля голосов или инструментов; лига — изогнутая линия, показывающая границы музыкальных фраз или обозначающая отрывки, которые должны использоваться свЯзн°! вольта — знак, отмечающий различные окончания повторяющегося раздела произведения и др.
Таким образом, ноты — это условные граф#ческие знаки, наряду с дополнительными обозначениями служащие для записи музыки по линейной нотной системе, т. е. на нотном стане или нотоносце.
12.4. Из истории нотной записи
Зачатки нотного письма возникли в глубокой древности. Из всех известных способов самым древним является обозначение мелодий, передаваемых по слуху, с помощью пиктографического письма (рисунков). Образцы такой записи обнаружены при изучении древнеегипетских памятников. К древнейшим способам относится также идеографическая (слоговая) запись музыкальных звуков с помоДью клинописи, применявшаяся в Древнем Вавилоне.
Финикийское звуковое письмо возникло около 1100 г. До н. э.
Дальнейшее развитие музыкальной письменности связано с буквенным обозначением звуков, указывающих на их высоту. Зародившись в Древней Греции, эта с#стема получает все большее распространение. В VI—X вв. буквы грече-
Раздел II. Характеристика отдельных видов и типов докумеиЙ
ского алфавита заменяют
ся латинскими. И сейчас Й1/^гтТ«уЗЧуЧЙ
можно встретить обозначе- г \/
ние звука «до» латинской •|/'/12^1^*31 \'%.Со\"1~5%к
буквой «с», звука «ре» — "* ^ '
буквой «а» и т. д. ®&Ь^+Ы+Ю",4к:1&
В средние века появи- ** \ ' Г1Щ / У/'Ч.
лась невменная нотация, к^Ёш,ш^^4'^ в*^уЫ характерная для культо- г^"у*П//»*1 { МШ^/ /'/
вой музыки. Одна из ее
разновидностей — русское рис. 20. Финикийское звуковое
крюковое или знаменное письмо
письмо.
Условные знаки — невмы (в Киевской Руси — крюки; знамена) — состояли из графических значков типа черточек, запятых и их различных сочетаний. Они проставлялись над словесным текстом и обозначали отдельные звуки или мелодические обороты, ходы голоса вверх и вниз, повторение одного и того же звука, характер и способ исполнения. Не-вменное нотное письмо использовалось преимущественно для нотации католических богослужебных песнопений.
Позднее в западноевропейской музыке невмы стали записываться на одной или двух горизонтальных линиях, буквенное обозначение которых или цвет (красный, желтый) определяли высоту расположенных на них невм. Так постепенно в недрах невменного письма зарождалась линейная нотация, объединявшая наглядность невм и звуковысотную точность буквенной записи.
В XI в. линейная нотация была усовершенствована итальянским музыкантом Гвидо д'Ареццо. Он разработал способ записи нот на нотной строке, состоящей из четырех горизонтальных параллельных линий. Буквенные знаки, обозначавшие высоту каждой из нот, и невмы стали записываться не только на самих линиях, но и в просветах между ними. Все четыре линии были объединены в единую систему, ставшую прообразом современного нотного стана, а буквенные обозначения высоты линий постепенно трансформировались
г лава 12. Нотное издание
в крючки — условные графические знаки, определяющие высоту расположенных на нем нот. Гвидо д'Ареццо известен и как автор слоговых названий: «ут», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля». Они обозначали ступени шестиструнного звукоряда (тон, тон, полутон, тон, тон). В конце
XVI в. для обозначения VII сту
пени в семиступенном звукоря- Рис. 21, Образцы крюков
де введен слог «си», во 2-й поло- XII—XIII вв.
вине XVII в. слог «ут» заменен
на «до». Эти названия сохранились и сейчас и обозначают высоту звука.
В XIII—XVI вв. совершенствование нотного письма шло по пути разработки мензуральной нотации. Она наглядно передавала высоту звуков, их длительность. Была введена система специальных графических знаков для записи нот и пауз различной продолжительности, установлены точные временные соотношения между всеми длительностями. Первоначально каждая из них предполагала деление на три разные доли. Например, максима (самая длинная) включала в себя три ноты длительности лонга (длинная). Начиная с XVI в. деление стало двухкратным.
Существенные изменения происходили в графическом написании нотных знаков: квадратные головки округлились, появились нотные штили. С переходом записи нот невм с папируса на бумагу произошло подразделение нотных знаков на «белые» (незаполненные) и «черные» (заполненные). Четырехлинейную нотную строку заменил более удобный пятилинейный нотный стан. По мере развития многоголосия стали использовать систему из нескольких нотных строк, расположенных одна над другой и объединенных общей начальной чертой или фигурной скобкой — акколадой.
Более длительный путь развития прошла современная пятилинейная нотация в инструментальной музыке. До конца
XVII в. для записи инструментальных произведений применя-
Раздел II. Характеристика отдельных видов и типов документе!
лись особые системы пись ма — табулятуры. Они
Р#Р%,РРГГРР,РЕ&гЕе ^,2—е-л--------------------- —-I—+ |
■*-* |
Рис. 22. Итальянская лютневая табулатура. 1507 г. |
представляли собой наглядные схемы, составленные из буквенных или цифровых обозначений высоты звука и дополнительных условных знаков, уточнявших ритм и динамические оттенки. По внешнему виду эти схемы были разнообразны. В них отражались особенности нотного письма, принятого в той или иной
стране, специфика музыкального инструмента, для которого они предназначались. Табулатуры отличались условными обозначениями: буквами, цифрами, ритмическими знаками, их комбинациями. Среди многочисленных вариантов табулатур существовали как безлинейные, так и линейные. В линейных количество линий соответствовало числу струн музыкального инструмента или полифонических голосов музыкальной ткани.
Рис. 23. Мензуральная нотация |
К началу XVIII в. табулатуры были заменены более простым и удобным способом записи с помощью нот. Постепенно теряет свое значение и цифрованный бас, или, как его еще называли, генерал-бас (общий, главный бас), распространенный в XVII—XVIII вв. для записи аккомпанемента к мелодии. В этой системе нотного письма каждый звук нижнего голоса, записанного нотами, дополнялся цифровыми обозначениями гармонии, по которым
Г пава 12. Нотное издание
исполнители достраивали все остальные сопровождающие голоса.
Сейчас обе эти системы используются только как вспомогательные при обучении игре на нескольких музыкальных инструментах и изучении гармонии. В 1839 г. Л. Брайлем была изобретена специальная система фиксации нотного текста для слепых.
Современное нотное письмо позволяет в условной записи полно и точно отразить «живое» звучание музыки. В нем присутствует не только развитая система условных знаков (пятилинейный нотный стан; ключи; ключевые и «случайные», знаки альтерации при нотах; различные акколады; специальные знаки, уточняющие длительность звуков, динамические оттенки, разнообразные исполнительские штрихи и т. д.), но и дополнительные словесные пояснения (указания темпа, характера и способа исполнения).
Для большей наглядности нотной записи выработаны обозначения сокращения нотного письма, как, например, знаки репризы, октавного переноса, повторения мелодического оборота и т. п.
Нотная запись не остается неизменной. По мере развития музыкального искусства расширяется его образная сфера, обновляется музыкальный тематизм, утверждаются новые средства выразительности. Все это требует постоянного совершенствования нотной записи. Дополняется и уточняется система условных знаков, появляются новые способы записи, отвечающие особенностям того или иного музыкального материала.
Контрольные вопросы
1. Что такое нотное издание?
2. Каковы особенности нотных изданий по функциональному признаку?
3. Как влияет на видовую характеристику нотных изданий их читательское назначение?
4. В чем особенности нотных изданий, выделяемых по
характеру изложения или записи музыкальных про*
изведений? г
5. Как по структуре различаются нотные издания?
6. Что входит в основные конструктивные элемент^ и реквизиты нотных изданий?
7. Что такое ноты, нотная запись?
8. Каковы основные этапы развития нотной записи?