Практические задания

1. Изучите структуру и реквизиты журналов «Бгблю-течний вьсник» и «Вгсник КнижковоХ палаты».

2. Дайте сравнительную характеристику периодичен ких и продолжающихся изданий.


ГЛАВА 12 НОТНОЕ ИЗДАНИЕ


12.1. Общая характеристика потного издания

Из всей совокупности документов нотные издания выде­ляют по характеру знаковых средств фиксирования и пере­дачи информации. По этому признаку нотные издания отно­сятся к идеографическим документам, где знаками служат условные обозначения, не отражающие реальных предметов или явлений. Кроме того, нотное издание — это разновид­ность издания, большую часть объема которого занимает нот­ная запись музыкального произведения. Оно предназначено для исполнения или изучения музыкальных произведений. В отличие от текстовых изданий, нотные — передают инфор­мацию при помощи специальных знаков — нот. Основную часть нотных изданий составляет запись музыкальных про­изведений с текстом или без него.

Музыка (греч. тивИсе — искусство муз) — вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах. Ее содержание составляют художественно-интона­ционные образы как результат отражения, преобразования и эстетической оценки объективной реальности в сознании исполнителя. Музыка основывается на способности челове-


282 Раздел II. Характеристика отдельных видов и типов документ

ка ассоциировать слуховые ощущения с собственными пере» живаниями, с состояниями и процессами внешнего мира* Музыкальная культура каждого народа обладает специфц» ческими чертами, которые проявляются прежде всего в на­родной музыке, где мысль воплощается в интонации. Сред­ством воплощения музыкальных образов служат определен­ным образом организованные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки — лад, ритм, метр, темп, ди­намика, тембр, мелодия, гармония, полифония, инструментовка. Музыка фиксируется в нотной записи и реализуется в процессе исполнения. По исполнительским средствам му­зыка подразделяется на вокальную, инструментальную и вокально-инструментальную. Музыка часто сочетается с хореографией, театральным искусством, кино. Различают музыку одноголосную (монодия) и многоголосную (гомофо­ния, полифония). Музыка подразделяется на роды и виды (опера, симфоническая, камерная и др.), жанры (героическая опера, комическая опера, песня, танец, марш, симфония, сюита, соната и др.)

Музыка существенно отличается от речи прежде всего качествами, присущими ей как искусству: важнейшей эсте^ тической ролью содержания и формы, опосредованностью отражения действительности, необязательностью утилитар­ных функций, невозможностью однозначно выразить конк-* ретные понятия и т. д.

12.2. Классификация нотных изданий

Разработка классификации нотных изданий является важной теоретической и практической задачей. Их специ­фика требует создания многоаспектной системы классифи­кации, отражающей их видовые особенности.

Нотные издания предназначены для исполнения или изу­чения музыкальных произведений.

По функциональному назначению все нотные издания делятся на три вида: научные, учебные, концертные.

Научные нотные издания предназначены для научно-исследовательской работы, однако широко используются и


.-^ва 12. Нотное издание ____________________________________________ ^оз

для исполнения специалистами и студентами высших учеб­ных заведений. Их изданию предшествует большая тексто­логическая работа: произведения, входящие в данный сбор-лик, сверяются с автографами, предыдущими изданиями для исправления возможных неточностей, восстановления ори­гинального текста, с максимальной точностью передающего творческие замыслы композитора. В научном издании при­водятся фрагменты вариантов, отражающие процесс работы автора над произведением. Издание снабжается научным аппаратом: комментариями, списками, указателями.

Группу учебных нотных изданий составляют издания школ игры на различных музыкальных инструментах, хрес­томатий, диктантов, упражнений, этюдов, вокализов, гамм, ар­педжио, самоучителей и т. п.

Все издания музыкальных произведений, написанных для исполнения перед аудиторией, относятся к концертным. Они не имеют комментариев, не содержат научного аппарата. Указания и пояснения в них касаются, в основном, исполни­тельской техники. Отдельные вокализы или этюды, напи­санные композитором в качестве упражнений, приобретают самостоятельное художественное значение и расцениваются не как упражнения, а как отдельные музыкальные произве­дения для концертного исполнения, например, этюды Листа, Паганини, Рахманинова, Шопена. Концертные издания мо­гут быть использованы исполнителями, педагогами для от­работки технических приемов, развития беглости, гибкости пальцев и т. п.

В соответствии с читательским адресом или практиче­ским использованием все нотные издания подразделяются на следующие группы: для учащихся музыкальных учеб­ных заведений (школ, училищ, консерваторий); для специа­листов (педагогов, музыковедов, композиторов, дирижеров, исполнителей-профессионалов); для любителей (в том чис­ле участников художественной самодеятельности).

По характеру исполнения музыкальных произведений все нотные издания подразделяются на издания сценических, инструментальных, вокально-хоровых произведений, а так­же смешанные издания.


284 Раздел II. Характеристика отдельных видов и типов Докумещв|

Группу сценических произведений составляют издание тех музыкальных произведений, которые предназначены ддщ исполнения в театре. Они представляют собой синтетический жанр искусства, объединяющий драму, музыку, танец. Это| жанр включает оперы (героические, лирические, комически** бытовые и др.) и музыкальные драмы: оперетты, музыкалщ ные комедии, мюзиклы, а также балеты.

Произведения инструментальной музыки составляют три большие подгруппы нотных изданий:

а) издания произведений для оркестра (симфонического*
камерного, эстрадного, духового, народных инструментов); в
жанровом отношении эти издания представлены симфония*-
ми, концертами, увертюрами, поэмами, симфоническими кар*
тинами, пьесами-миниатюрами; ■.-,

б) издания камерных произведений. К ним относятся
сонаты, произведения для ансамблей (камерного, эстрадного^
духового, народных инструментов), которые в свою очередь
подразделяются на ансамбли (дуэты, трио, квартеты и др.) и
пьесы для ансамблей;

в) издания произведений для отдельных инструментов:
фортепиано (органа, клавесина), народных инструментов и
инструментов симфонического оркестра; они могут быть наг
писаны в жанре фантазий, рапсодий, вариаций, полифониче­
ских пьес (токката, прелюдия и фуга), пьес-миниатюр, танцев,
маршей, этюдов и т. п.

Группу изданий вокально-хоровых произведений состав­ляют следующие разновидности: издания вокально-симфо' нических произведений — кантат, ораторий, вокально-сим­фонических циклов; издания произведений для хора или голоса, они подразделяются на народные (песни, частушки), профессиональные, авторские, камерные, вокальные произве­дения, эстрадные и массовые песни.

Смешанные издания содержат музыкальные произведе­ния разных жанров и различные по характеру исполнения. Это авторские нетематические и тематические сборники.

По характеру изложения или записи все издания музы­кальных произведений подразделяются на партитуры и ди-рекционы, оркестровые голоса, клавиры, запись голоса или


г-вдва 12. Нотное издание

инструмента соло, запись произведений для голоса с сопро­вождением фортепиано (баяна, гитары).

Партитура (итал. рагШига — разделе-

ного произведения для (гт рАЙ^г^-гТ1 - 0з^Ттп { тп }||'^О||.1 \ш±=А оркестра, хора, камер- \рЕ=й!^==»ма= - -^шн^д^вщр р* 4ЦГ~

ного ансамбля и т. п., (Ив Мш^^Ш^ШЦза ё д Н ДИЕВ^ ^
в которой сведены пар­
тии всех отдельных го- ^ис- *^- Партитура
лосов (инструментов).

Партия — часть оркестрового, хорового или оперного про­изведения, исполняемая отдельным голосом (певцом или

инструментом).

Нотные знаки в партитуре располагаются построчно, на каждой строке записана партия одного инструмента таким образом, что, взглянув на страницу с нотным текстом, можно в каждый отдельный момент прочитать голос (партию) каждо­го отдельного инструмента и звучание всего оркестра в целом. Все партии в партитуре одна за другой даны в определен­ном порядке и объединяются общей — целой или прерывис­той — тактовой чертой, чтобы наглядно представить координа­цию во времени всех голосов (инструментов) в произведении. Партитуры бывают оркестровые, оперные, балетные, ка­мерные, вокально-хоровые.

Главный принцип построения современной партитуры: высокие по диапазону голоса располагаются вверху, а низ­кие — внизу. Например, в партитуре для симфонического оркестра следуют партии инструментов (сверху вниз): дере­вянные духовые (флейты, гобои, кларнеты, фаготы), медные Духовые (валторны, трубы, тромбоны, тубы), партии литавр и Ударных, арф, челесты, фортепиано, органа, а затем смычко­вые (скрипки, альты, виолончели, контрабасы). Партии арф, фортепиано, органа, челесты обводятся специальными фигур­ными скобками — акколадами, а остальные группы — пря­мыми акколадами. Порядок хоровой партитуры сверху вниз:


 

Раздел II. Характеристика отдельных видов и типов документов

сопрано, альты, тенора, басы; порядок партитуры струнного квартета: первая, вторая скрипка, альт, виолончель и т. п.

Партитурой, в основном, пользуются дирижеры, а также музыковеды и учащиеся при изучении музыкального произ­ведения. Она возникла не сразу. В эпоху позднего средневе­ковья и Возрождения партитур не было. Хор пел мадригал по так называемой хоровой книге. Это была (одна на всех певцов) довольно большая и увесистая написанная на перга­менте книга с широкими страницами, где на развороте очень крупно (чтобы все видели) изображались ноты для всех го­лосов, но не друг над другом, как в современной партитуре, а порознь. Именно на развороте хоровой книги изображались одни и те же такты музыки, и писавший ее композитор мог согласовать движение голосов. Около 1500 г. появился и другой способ записи многоголосной музыки — композитор­ская доска, обтянутая пергаментом или ослиной кожей, с вырезанными (вытесненными) нотными линейками. Компо­зитор записывал на ней отрывок из сочинения — все голоса сразу на особом десятилинейном нотном стане — и видел одновременную картину всего многоголосного целого. Когда отрывок был готов, он переносил его в голоса, затем стирал написанное и принимался за следующий отрывок. Естествен­но, такой способ не мог стать универсальным средством за­писи, и с развитием и усложнением музыки появилась необ­ходимость в таком способе распространения произведений, где все было бы вполне наглядно. Этому и стала служить партитура, впервые изданная в Венеции в 1577 г. Вскоре партитурная запись стала господствующей в музыке всех стран мира.

Те же произведения могут быть изданы в форме оркест­ровых голосов (партий), т. е. комплекта отдельных тетрадей, содержащих партии участвующих инструментов.

Дирекцион (лат. сИгесйо — направление) — переложе­ние данного музыкального произведения для оркестра мень­шего состава, сокращенная и упрощенная партитура, в кото­рой все голоса вписаны в реальном звучании (независимо от строя инструмента) на 3—4 нотных станах. Это, как правило, дополнительный нотный стан над какой-либо оркестровой


Глава 12. Нотное издание

партией, содержащий основные мелодические голоса других партий. Он позволяет разучивать партию и исполнять сочи­нение без дирижера. В виде дирекционов издаются неболь­шие пьесы для духовых или эстрадных оркестров.

Клавир (нем. К1ау1ег — фортепиано и Аизги^ — извле­чение) — переложение партитуры любого оригинального сценического или вокально-симфонического произведения для пения с сопровождением фортепиано или только для фортепиано.

Клавирная запись всегда носит схематический характер, так как аккомпанирующий инструмент, воспроизведя мело­дию, гармонию, не может передать всех оттенков художествен­ных интонаций, составляющих самую суть музыки.

Запись произведения для голоса или инструмента соло имеет форму отдельно изданной партии. Существует также группа изданий, предназначенных для солирующего инстру­мента с сопровождением фортепиано. Запись в таком изда­нии осуществляется следующим образом: на странице рас­полагается нотная строка с партией солирующего инстру­мента, а под ней — партия сопровождения. Помимо этого, издания снабжаются вкладышем с отдельной записью партии солирующего инструмента. Вкладышем пользуется солист, а основным изданием — аккомпаниатор.

По своей структуре нотные издания подразделяются на моноиздания (одно законченное произведение) и сборники (ряд произведений одного или нескольких авторов).

Часть наиболее значительных произведений одного авто­ра, отобранных по определенному принципу (хронология, жанр, тема, авторская воля), объединяются в избранные сочине­ния. Все произведения одного автора или их значительная часть объединяются обычно в собрание сочинений, где они Располагаются по жанрам, а внутри жанров в хронологиче­ском порядке — по датам их написания.

По материальной конструкции все нотные издания де­лятся на книжные и комплексные (простые и сложные). Большинство нот выпускается в виде книжных изданий. Нотные издания выходят однотомными, многотомными и сериальными изданиями, а также в виде отдельных музы-


 

288 Раздел II. Характеристика отдельных видов и типов документики

кальных сочинений, опубликованных в книгах, журналах,
газетах и т. д. Книжные издания имеют некоторые разлив,
чия в оформлении. Многотомные издания, собрания сочинвв
ний, моноиздания и сборники, в основном содержащие партии
туры и клавиры музыкальных произведений, выходят в пе­
реплетах. Большая часть нотных изданий выходит в обложи
ках, в частности, небольшие моноиздания и сборники. ■<

В форме простых комплектных изданий (т. е. комплекс, тов тетрадей) выпускаются оркестровые голоса, содержащие партии отдельных инструментов. Сложный комплект состо­ит из партитуры (изданной в отдельной обложке в виде книж­ного издания) и голосов (т. е. отдельных тетрадей с партиями участвующих инструментов), заключенных в общий футляр или суперобложку. В форме сложного комплекта издаются произведения для камерных ансамблей с участием фортепи­ано, для духовых и эстрадных оркестров и ансамблей средне­го формата и т. д. К этой группе относятся издания музы­кальных произведений для различных инструментов с со­провождением фортепиано.

Особую ценность представляют факсимильные издания. Являясь точным воспроизведением автографа композитора, факсимиле позволяет познакомиться с его творческой лабо­раторией, проследить важнейшие этапы работы автора над произведением.

К внутренним (конструктивным) элементам нотных из­даний, передающим их содержание, относятся: нотный текст, сведения перед нотным текстом (словесный текст), науч­но-вспомогательный аппарат (предисловие, введение, ком­ментарии, послесловие, библиографическая справка, биб­лиографические списки, указатели, словари, другие спра­вочные материалы), оглавление, приложение к нотному изданию, издательская аннотация.

К внешним (композиционным) элементам нотного из­дания относятся: книжный блок, титул, совмещенный ти­тул, оборот титула, обложка (иногда переплет), контрти­тул, авантитул, шмуцтитул, суперобложка, выходные и выпускные данные, тираж, цена.

К основным реквизитам нотных изданий, т. е. к обяза-


Гчава 12. Нотное издание

тельным данным о документе относятся: сведения об авто­ре и других лицах, участвовавших в создании издания; заглавие (название) издания; над заголовочные, подзаго­ловочные и выходные данные; аннотация на нотное изда­ние; комплексный книготорговый индекс-шрифт; знак охра­ны авторского права; выпускные данные.

Сведения об авторах. Имя композитора приводят на ти­туле и повторяют над выпускными данными в полной фор­ме. Имя автора обработки или переложения приводят со сло­вами, определяющими характер проделанной работы, на ти­тульном листе в подзаголовочных данных и повторяют в полной форме над выпускными данными. Имя автора лите­ратурного текста указывают на титуле в подзаголовочных данных и повторяют в полной форме над выпускными дан­ными.

Сведения о составителях. Имя составителя, который яв­ляется автором обработки или переложения всех произведе­ний, включенных в сборник, приводят со словами, определя­ющими характер проделанной работы, на титуле в подзаго­ловочных данных и повторяют в полной форме над выпуск­ными данными.

Название литературного произведения, если оно отличает­ся от названия музыкального, включенного в издание, наря­ду со сведениями о его авторах и указанием литературного жанра приводят на титульном листе в подзаголовочных дан­ных и повторяют в полной форме над выпускными данными.

Подзаголовочные данные включают следующие сведе­ния: о музыкальном жанре, музыкальной форме, виде музы­ки, тональности; о средствах исполнения; о количестве ак­тов, действий, картин, частей произведения, включенном в издание; о характере авторской работы или новом варианте, версии; о классе или курсе специальных музыкальных уч­реждений, для которых предназначено издание; о форме из­ложения нотного текста; номер тематического указателя.

Аннотацию на нотное издание приводят на языке текста издания и украинском языке на обороте титульного листа или на второй странице обложки.


Ю 8-379


 

Раздел II. Характеристика отдельных видов и типов документов

12.3. Нотные знаки

Нотные издания передают информацию с помощью нот.

Ноты (лат. пойа — письменный знак) — условные графи­ческие знаки, служащие для записи музыкальных звуков. Они возникли в ответ на общественную потребность закре­пить музыку графически.

Ноты являются элементами нотного письма (лат. по^аИо — записывание, обозначение) — системы графических зна­ков, применяемых для записи музыки, а также самой записи музыки. Запись музыки при помощи нот также называется нотацией. Звуки, употребляемые в музыке, отличаются от немузыкальных звуков (треска, шороха, шелеста, скрипа, раз­ных шумов и т. п.) своей определенной высотой и длитель­ностью, которые отражены в нотной записи.

Форма и название нот меняются в зависимости от систе­мы нотации, принятой в разные эпохи и в разных странах.

Ноты размещаются (пишутся) на пяти горизонтальных ли­нейках, которые называют нотоносцем или нотным станом.

На линейках и между линейками, а также на дополни­тельных линейках и между ними записываются ноты — зна­ки, обозначающие звуки. Длительность звука обозначается белой или черной головкой ноты, штилем и хвостом (вязка­ми), а также точками после ноты, увеличивающими длитель­ность ноты на ее половину (одна точка), три четверти (две точки) и т. д.

Точную высоту нот определяет ключ (ставится в начале нотного стана). Наиболее распространен ключ соль или скри­пичный ключ. Скрипичным он называется потому, что это единственный ключ, который употребляется при игре на скрипке; а ключом соль его называют потому, что он опреде­ляет местонахождение на нотных линейках ноты соль. Если в начале нотных линеек стоит скрипичный ключ, то это зна­чит, что нота на второй линейке называется соль.

Существует и ключ фа или басовый ключ. При ключе проставляются так называемые ключевые знаки — диезы и бемоли, отвечающие определенной тональности.

Наиболее распространены в музыке ноты пяти категорий:


Глава 12. Нотное издание

целая нота — пустой овал; если имеется палочка (штиль) сбоку ноты, направлена вверх или вниз, — подовинная нота; четвертная нота — заполненный овал (всегда с палочкой); восьмая нота — заполненный овал со штиле»! и одной «вяз­кой»; шестнадцатая нота — заполненный овал со штилем и двумя вязками.

Каждая следующая вязка означает, что рота звучит на половину короче. Ноты до третьей линейки пишутся шти­лем вверх, а начиная с третьей — вниз.

Используется и ряд особых знаков: акколада — скобка, объединяющая два и более нотных стана в записи многого­лосной музыки для одного инструмента, а та#же Для ансам­бля голосов или инструментов; лига — изогнутая линия, по­казывающая границы музыкальных фраз или обозначающая отрывки, которые должны использоваться свЯзн°! вольта — знак, отмечающий различные окончания повторяющегося раздела произведения и др.

Таким образом, ноты — это условные граф#ческие знаки, наряду с дополнительными обозначениями служащие для записи музыки по линейной нотной системе, т. е. на нотном стане или нотоносце.

12.4. Из истории нотной записи

Зачатки нотного письма возникли в глубокой древности. Из всех известных способов самым древним является обо­значение мелодий, передаваемых по слуху, с помощью пик­тографического письма (рисунков). Образцы такой записи обнаружены при изучении древнеегипетских памятников. К древнейшим способам относится также идеографическая (слоговая) запись музыкальных звуков с помоДью клинопи­си, применявшаяся в Древнем Вавилоне.

Финикийское звуковое письмо возникло около 1100 г. До н. э.

Дальнейшее развитие музыкальной письменности связа­но с буквенным обозначением звуков, указывающих на их высоту. Зародившись в Древней Греции, эта с#стема получа­ет все большее распространение. В VI—X вв. буквы грече-


 

Раздел II. Характеристика отдельных видов и типов докумеиЙ

ского алфавита заменяют­
ся латинскими. И сейчас Й1/^гтТ«уЗЧуЧЙ
можно встретить обозначе- г \/

ние звука «до» латинской •|/'/12^1^*31 \'%.Со\"1~5%к

буквой «с», звука «ре» — "* ^ '

буквой «а» и т. д. ®&Ь^+Ы+Ю",4к:1&

В средние века появи- ** \ ' Г1Щ / У/'Ч.

лась невменная нотация, к^Ёш,ш^^4'^ в*^уЫ характерная для культо- г^"у*П//»*1 { МШ^/ /'/

вой музыки. Одна из ее

разновидностей — русское рис. 20. Финикийское звуковое

крюковое или знаменное письмо

письмо.

Условные знаки — невмы (в Киевской Руси — крюки; знамена) — состояли из графических значков типа черточек, запятых и их различных сочетаний. Они проставлялись над словесным текстом и обозначали отдельные звуки или ме­лодические обороты, ходы голоса вверх и вниз, повторение одного и того же звука, характер и способ исполнения. Не-вменное нотное письмо использовалось преимущественно для нотации католических богослужебных песнопений.

Позднее в западноевропейской музыке невмы стали за­писываться на одной или двух горизонтальных линиях, бук­венное обозначение которых или цвет (красный, желтый) опре­деляли высоту расположенных на них невм. Так постепенно в недрах невменного письма зарождалась линейная нотация, объединявшая наглядность невм и звуковысотную точность буквенной записи.

В XI в. линейная нотация была усовершенствована ита­льянским музыкантом Гвидо д'Ареццо. Он разработал спо­соб записи нот на нотной строке, состоящей из четырех гори­зонтальных параллельных линий. Буквенные знаки, обозна­чавшие высоту каждой из нот, и невмы стали записываться не только на самих линиях, но и в просветах между ними. Все четыре линии были объединены в единую систему, став­шую прообразом современного нотного стана, а буквенные обозначения высоты линий постепенно трансформировались


г лава 12. Нотное издание

в крючки — условные графиче­ские знаки, определяющие вы­соту расположенных на нем нот. Гвидо д'Ареццо известен и как автор слоговых названий: «ут», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля». Они обозначали ступени шестиструнного звукоряда (тон, тон, полутон, тон, тон). В конце

XVI в. для обозначения VII сту­
пени в семиступенном звукоря- Рис. 21, Образцы крюков
де введен слог «си», во 2-й поло- XII—XIII вв.
вине XVII в. слог «ут» заменен

на «до». Эти названия сохранились и сейчас и обозначают высоту звука.

В XIII—XVI вв. совершенствование нотного письма шло по пути разработки мензуральной нотации. Она наглядно передавала высоту звуков, их длительность. Была введена система специальных графических знаков для записи нот и пауз различной продолжительности, установлены точные вре­менные соотношения между всеми длительностями. Перво­начально каждая из них предполагала деление на три раз­ные доли. Например, максима (самая длинная) включала в себя три ноты длительности лонга (длинная). Начиная с XVI в. деление стало двухкратным.

Существенные изменения происходили в графическом написании нотных знаков: квадратные головки округлились, появились нотные штили. С переходом записи нот невм с папируса на бумагу произошло подразделение нотных зна­ков на «белые» (незаполненные) и «черные» (заполненные). Четырехлинейную нотную строку заменил более удобный пятилинейный нотный стан. По мере развития многоголо­сия стали использовать систему из нескольких нотных строк, расположенных одна над другой и объединенных общей на­чальной чертой или фигурной скобкой — акколадой.

Более длительный путь развития прошла современная пятилинейная нотация в инструментальной музыке. До конца

XVII в. для записи инструментальных произведений применя-


 

Раздел II. Характеристика отдельных видов и типов документе!

лись особые системы пись ма — табулятуры. Они

Р#Р%,РРГГРР,РЕ&гЕе ^,2—е-л--------------------- —-I—+
»ОДГ7Я74Г $ —1______ ______ д. I _• _ ___________
■*-*
Рис. 22. Итальянская лютневая табулатура. 1507 г.

представляли собой нагляд­ные схемы, составленные из буквенных или цифровых обозначений высоты звука и дополнительных услов­ных знаков, уточнявших ритм и динамические от­тенки. По внешнему виду эти схемы были разнообраз­ны. В них отражались осо­бенности нотного письма, принятого в той или иной

стране, специфика музыкального инструмента, для которого они предназначались. Табулатуры отличались условными обо­значениями: буквами, цифрами, ритмическими знаками, их комбинациями. Среди многочисленных вариантов табулатур существовали как безлинейные, так и линейные. В линей­ных количество линий соответствовало числу струн музы­кального инструмента или полифонических голосов музы­кальной ткани.

Рис. 23. Мензуральная нотация

К началу XVIII в. табулатуры были заменены более про­стым и удобным способом записи с помощью нот. Постепенно теряет свое значение и цифрованный бас, или, как его еще называли, генерал-бас (общий, главный бас), распространенный в XVII—XVIII вв. для записи аккомпане­мента к мелодии. В этой системе нотного письма каждый звук нижнего голоса, запи­санного нотами, до­полнялся цифровыми обозначениями гар­монии, по которым


 

Г пава 12. Нотное издание

исполнители достраивали все остальные сопровождающие голоса.

Сейчас обе эти системы используются только как вспомо­гательные при обучении игре на нескольких музыкальных инструментах и изучении гармонии. В 1839 г. Л. Брайлем была изобретена специальная система фиксации нотного тек­ста для слепых.

Современное нотное письмо позволяет в условной записи полно и точно отразить «живое» звучание музыки. В нем присутствует не только развитая система условных знаков (пятилинейный нотный стан; ключи; ключевые и «случай­ные», знаки альтерации при нотах; различные акколады; спе­циальные знаки, уточняющие длительность звуков, динами­ческие оттенки, разнообразные исполнительские штрихи и т. д.), но и дополнительные словесные пояснения (указания темпа, характера и способа исполнения).

Для большей наглядности нотной записи выработаны обо­значения сокращения нотного письма, как, например, знаки репризы, октавного переноса, повторения мелодического обо­рота и т. п.

Нотная запись не остается неизменной. По мере разви­тия музыкального искусства расширяется его образная сфе­ра, обновляется музыкальный тематизм, утверждаются но­вые средства выразительности. Все это требует постоянного совершенствования нотной записи. Дополняется и уточняет­ся система условных знаков, появляются новые способы за­писи, отвечающие особенностям того или иного музыкаль­ного материала.

Контрольные вопросы

1. Что такое нотное издание?

2. Каковы особенности нотных изданий по функциональ­ному признаку?

3. Как влияет на видовую характеристику нотных из­даний их читательское назначение?

4. В чем особенности нотных изданий, выделяемых по



характеру изложения или записи музыкальных про*
изведений?
г

5. Как по структуре различаются нотные издания?

6. Что входит в основные конструктивные элемент^ и реквизиты нотных изданий?

7. Что такое ноты, нотная запись?

8. Каковы основные этапы развития нотной записи?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: