Практические задания

1. Подберите (в лаборатории кафедры, нотном отде? ле библиотеки) комплект нотных изданий (всего 10 на­званий).

2. Определите их виды и разновидности по общим и спе­цифическим признакам классификации.


ГЛАВА 13 КАРТОГРАФИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ

13.1. Общая характеристика картографических изданий

Ведущее место среди картографических документов за­нимают издания.

Картографическое издание (КИ) выделяют из массива изданий по признаку знаковой природы информации или по форме информационных знаков, с помощью которых фикси­руется информация.

Большую часть картографического издания занимает картографическое произведение (одно или несколько). Под картографическим понимают произведение, главной частью которого является изображение, построенное в картографи­ческой проекции, — уменьшенное, обобщенное изображение поверхности Земли, поверхности другого небесного тела или внеземного пространства в определенной системе условных

знаков.

Специфику КИ определяют следующие отличительные черты: математически определенное построение; использо­вание особых знаковых систем — картографических зна­ков-символов; отбор и обобщение изображаемых явлений; незначительные дополнения текста или цифровой информа-


 

Раздел II. Характеристика отдельных видов и типов документов

ции; системное отображение действительности; целенаправ­ленное моделирование.

Изображаемые в КИ объекты и явления обладают гео­метрической точностью, т. е. показаны в уменьшенном виде в том месте, где они находятся в действительности, с сохра­нением пропорциональности их размеров и соотношений с другими объектами. Для этого используют те или иные ма­тематические способы отображения, называемые картографи­ческими проекциями, которые устанавливают строгую функ­циональную зависимость между географическими координа­тами точек картографируемых явлений (точек земной поверх­ности) и прямоугольными (или иными) координатами тех же точек на плоскости (карте). Наряду с координатной сет­кой, масштабом и огромной геодезической сетью карто­графическая проекция составляет математическую основу картографического издания.

Поскольку все объекты невозможно показать на ограни­ченной площади карты, возникает задача их отбора, выбора самых главных и типичных. Отбор, обобщение и выделение главных объектов для изображения на картографическом издании называется картографической генерализацией (лат. депегаИз — общий, главный). Она всегда выполняется с уче­том масштаба и назначения карты. Генерализация освобож­дает карту от второстепенных в данном масштабе деталей местности, обеспечивает выразительную передачу главных географических особенностей, сохраняет наглядность изоб­ражения.

Системное отображение действительности в картографи­ческих изданиях основано на внедрении системного подхода, при котором картографические явления рассматриваются либо как геосистемы, т. е. территориальные природные и со­циально-экономические комплексы различного ранга и про­странственной размерности, либо как их элементы.

Более полному пониманию существа карт способствует взгляд на них как на модели, т. е. построения, воспроизводя­щие некоторые стороны действительности в упрощенной форме с целью получения о них новых знаний.

Изучением и разработкой картографических изданий, их


Глава 13. Картографическое издание

сущности, разновидностей, системы, формы, отдельных эле­ментов, символов, особенностей их оформления и создания, производством и использованием занимается картография — область науки, техники и производства, которая занимает­ся изучением, созданием и использованием картографиче­ских произведений. Картоведение — это изучающая их на­учная дисциплина, которая рассматривает карты и другие картографические произведения как особый способ отраже­ния действительности и пространственные модели реальных явлений (поверхности Земли, другого небесного тела или вне­земного пространства), содержащие их количественные и качественные характеристики.

По структуре и материальной конструкции картографи­ческие издания делятся на 3 вида: карты, атласы, глобусы. Глобусы к изданиям относятся условно: это непечатный, объемный документ.

13.2. Картографические знаки

Картографические издания относятся к идеографическо­му виду документа, так как для фиксирования информации здесь используют условные обозначения — картографиче­ские знаки, не похожие на реальные объекты и явления. Сначала для картографических изданий было характерно кар­тинное (иконическое) изображение местности с помощью рисунков гор, растительности, населенных пунктов и других объектов. Картинный рисунок был понятным без дополни­тельных объяснений. Позднее (середина XVIII в.) возникла потребность в точной передаче плановых очертаний с помо­щью специальных картографических знаков (фигур), кото­рые для каждой категории явлений и объектов имеют опре­деленный рисунок, размер, цвет.

Картографические знаки — условные унифицированные обозначения, применяемые для создания картографических изображений.

По своей форме картографические знаки могут быть гео­метрическими, буквенными и наглядными. Геометрические знаки — это простейшие геометрические фигуры (круг, квад-


 

Раздел II. Характеристика отдельных видов и типов

рат, прямоугольник и т. п.). центр которых совпадает с пунк-* том, где размещен объект. Буквенные знаки — это одна или две начальные буквы названия изображаемого явления.: Наглядные знаки напоминают форму изображаемого пред­мета. Иногда в качестве знака используются цифры. Размер условного знака характеризует величину или значимость изображаемого на карте объекта.

каменный уголь — Железные руды — ^^
Нефть — А Поваренная соль — а
Природный газ — А Золото — с
Медная руда — ■■ Калийные соли — о
Бокситы — и Апатиты — 1 ^ о

Рис. 24. Образцы геометрических знаков

Географические объекты, которые невозможно показать в масштабе карты, изображаются способом внемасштабных значков. Чаще всего ими обозначают заводы, фабрики, элек­тро- и железнодорожные станции, населенные пункты и ко­личество жителей в них, месторождения полезных ископае­мых, аэродромы, памятники и т. п. Для обозначения тех объек­тов, площадь и длина которых могут быть изображены в мас­штабе карты, также применяют условные знаки, которые называют площадными и линейными. Площадными знака­ми показывают лесные массивы, сельскохозяйственные уго­дья, озера, болота и другие объекты. Линейные знаки служат для обозначения рек, дорог, границ, трубопроводов.

Существуют пояснительные условные знаки, дополняю­щие характеристику объекта: стрелка на реке показывает направление течения, рисунок дерева (лиственного или хвой­ного) в контуре леса обозначает преобладание тех или иных пород.


Глава 13. Картографическое издание 31)1

В картографических изданиях применяются и другие виды изображения. Способ качественного фона применяет­ся, когда вся территория делится на части, районы, различаю­щиеся по какому-либо качественному признаку. Выделен­ные работы либо окрашиваются в различные цвета, либо обо­значаются разной штриховкой. Используется также способ изолиний — плавные кривые линии, которые соединяют на картах точки с одинаковыми заглавиями величин, характе­ризующих какое-либо явление. Линии движения показыва­ют на картах стрелками. Ареал, т. е. область распространения какого-то явления (животных, полезных ископаемых и т. п.), обозначают контуром, область распространения закрашива­ют, заштриховывают или просто делают надпись. На карто­графических изданиях всегда приводят условные обозначе­ния и их значения, что облегчает получение информации.

Наряду с картографическими знаками — основным язы­ком КИ — используют и слова естественного языка (словес­ные знаки) для названия издания и некоторых пояснений, являющихся своеобразным путеводителем по карте.

13.3. Карта

Карта (греч. спаг!ег — лист, свиток) — картографическое издание, построенное в картографической проекции, умень­шенное, обобщенное изображение поверхности Земли, друго­го небесного тела или внеземного пространства, показываю­щее расположенные на них объекты в определенной системе картографических условных знаков. Это изображение зем­ной поверхности (материков и их частей, океанов, морей и т. п.) на плоскости. В этой связи искажаются длины линий, площади, фигуры и углы. Масштаб длин изменяется в раз­ных частях карты и заметно отличается от главного масшта­ба. Точно так же искажается на карте и масштаб площадей. Особенно заметны искажения углов, в результате очертания объекта на карте и глобусе теряют подобие.

Карты разделяют на виды по таким основным призна­кам: содержание и широта охвата материала, охват террито­рии, масштаб, объект исследования, функциональное (целе­вое) назначение, уровень обобщения и др.


 

Раздел II. Характеристика отдельных видов и типов документов

По содержанию и широте охвата материала карты де­лятся на общегеографические и тематические.

Общегеографические карты обобщают совокупность ос­новных элементов местности.

Тематические карты посвящены конкретной теме. В свою очередь они делятся на две разновидности — отраслевые и частные. Основное содержание отраслевых карт — это изоб­ражение объектов, используемых какой-либо отраслью на­уки или народного хозяйства в целом. Частные карты по­священы отдельным элементам отраслевых карт. Напри­мер, карта населения — отраслевая, карта размещения насе­ления и его состава — частная.

Тематические карты по объекту исследования делятся на географические (поверхность Земли), астрономические (явления внеземного пространства), исторические (отраже­ние исторических событий) и др.

По охвату территории карты подразделяют на карты мира, изображающие поверхность всей Земли, полушарий, океанов и морей, групп материков, отдельных материков и их частей, групп государств и карты, охватывающие одно государство или его часть.

По масштабу карты делятся на крупномасштабные или топографические (1:20000 и крупнее), среднемасштабные или обзорно-топографические (от 1:200000 до 1:1000000), мелко­масштабные или обзорные (более 1:100000). Топографические карты по содержанию относятся к общегеографическим. Каждый лист такой карты изображает сравнительно неболь­шую часть земной поверхности, масштаб по всей карте одина­ков. Для изображения на топографических картах обширных территорий издается большое количество листов таких карт. По функциональному (целевому) назначению карты де­лятся на научные, производственно-практические, для про­ведения досуга, учебные, научно-популярные, карты-схе­мы, статистические, туристические и др.

По степени обобщения выделяют аналитические и син­тетические карты. Первые из них дают необобщенные или малообобщенные показатели (карта температур, атмосферно­го давления и т. п.). Вторые — характеризуют явление как


Глава 13. Картографическое издание

единое целое на основе объединения ряда показателей. Это — отраслевые и частные карты.

По методу подготовки существуют гипотетические и прогнозные карты. Гипотетическая — это карта, составлен­ная на основе предположений о закономерностях размеще­ния, взаимосвязи и развития явлений. Прогнозная — это карта, отражающая географические прогнозы развития яв­лений (разрыв берегов водохранилищ, изменения в размеще­нии производительных сил и т. п.).

По оформлению карты подразделяются на многокрасоч­ные (печатаются офсетом в 6—8 красок) и одно-, двухкра­сочные.

Помимо традиционной существуют фотокарта, содержа­щая фотографическое изображение местности; карта на мик­рофише — миниатюрная копия с карт или другого картогра­фического издания на фото- или кинопленке; цифровая, со­держащая цифровое отображение содержания карт, записан­ное на магнитной ленте или каком-либо другом носителе; блок-диаграмма — трехмерный картографический рисунок, несущий перспективное отражение какой-либо поверхности с продольными и поперечными вертикальными разрезами.

Материальной основой карт служит особая бумага — наи­более прочная и гладкая без каких-либо вкраплений. Сорт бумаги имеет большое значение для сроков хранения и ис­пользования карт, поскольку при использовании они несут большую нагрузку.

Для полного и оперативного извлечения информации не­обходимо знать основные конструктивные элементы карт: картографическое изображение, математическую основу, вспомогательное оснащение и дополнительные данные.

Картографическое изображение — это содержание кар­ты, ее главная часть. Она включает в себя совокупность све­дений о показанных на карте объектах (явлениях), их разме­щении, свойствах, связях, иногда динамике.

Математическая основа, определяющая математические законы построения карты и геометрические свойства кар­тографического изображения, устанавливает координатную связь между объектами в натуре и их изображением на кар-


304 Раздел II. Характеристика отдельных видов и типов докуменми

те. К ее основным элементам относятся: картографически^ проекция, координатная сетка, масштаб и опорная-геодези­ческая сеть.

К вспомогательному оснащению, облегчающему работу е картой, относится легенда карты — таблица картографич^к ских знаков с необходимыми к ним пояснениями, а такяф графики для измерения по карте (расстояний, углов, площа-' дей и т. п.). К вспомогательным данным относят и название карты, фамилию автора и редактора, справочные данные о времени создания карты, использованных источниках и др., а на изданных картах также выходные данные — название издательства, место и год издания.


Рис. 25. Карта мира. 1482 г.

Наконец, на полях карты либо на ее свободных местах внутри рамки иногда помещают дополнительные данные — добавочные карты, профили, диаграммы, блок-диаграммы, таб­лицы, тексты, фото и др., которые дополняют, поясняют и обо­гащают в том или ином отношении основное картографи­ческое изображение.


[чана 13. Картографическое издание 305

Простейшие картографические рисунки и планы были известны уже в первобытном обществе, еще до зарождения письменности. Рисунки, выполненные на пергаменте, папи­русе служили для ориентации в пространстве.

В 1569 г. картограф Герард Меркатор впервые начал сопровождать картографические произведения наставлени­ями и указаниями по их применению. До 1700 г. картогра­фические произведения называли не картами и атласами, а чертежами и чертежными книгами ввиду их яркой графи­ческой самобытности.

13.4. Атлас

Атлас — картографическое издание, состоящее из многих карт, объединенных общей программой. Он представляет со­бой альбом или набор отдельных листов с текстом, содержа­щий изображение различных объектов (карты, чертежи, ри­сунки и т. п.)

Родоначальником атласа является древнегреческий уче­ный Клавдий Птоломей, который впервые собрал фонд гео­графических карт. Это издание названо в честь Атласа — мифического короля Ливии, который по легенде первым из­готовил небесный глобус.

Классификация атласов и карт осуществляется по одина­ковым признакам. Благодаря обобщающему характеру и широкому профилю по содержанию преобладают общегеогра­фические атласы, однако могут издаваться и тематические.

Общегеографический атлас — систематизированное из­дание географических, исторических и других карт, выпол­ненное по общей программе и обычно имеющее вид альбома или книги. Географический — атлас географических карт. Звездный атлас — собрание звездных карт или фотографий звездного неба (атлас фотографический звездный). Различа­ют зоологический, ботанический, анатомический, архитектур­ный и др. атласы.

По территориальному признаку различают атласы мира, отдельных территорий (региональные), атласы отдельных стран.


306 Раздел II. Характеристика отдельных видов и типов документов

По функциональному и читательскому назначению

(предназначенность для отдельных кругов пользователей и сфер деятельности) выделяют атласы научные, научно-по­пулярные, туристические, дорожные, военные и др.

По формату различают большие или настольные, сред­ние, малые или карманные атласы.

Атлас — это кодексовый документ, относящийся, как пра­вило, к книжному изданию. Его заключают в общий пере­плет. Нередко для удобства пользования выпускают комп­лектное издание разборным в общей папке с клапанами либо в футляре-коробке. Иногда они выходят в свет постепенно, отдельными выпусками.

Атласы иллюстрируют рисунками, фотографиями, косми­ческими снимками и т. п. Они, как правило, многоцветные и относятся к картографическим изданиям, если даже при боль­шом числе карт они играют роль иллюстрации к тексту, имеющему самостоятельный, а не подчиненный характер.

13.5. Глобус

Помимо изданий, к картографическим документам отно­сят глобус (лат. #1оЪи8 — шар) — объемный документ в фор­ме шара — модели Земли с картографическим изображени­ем ее поверхности. На нем сравнительно точно, но в умень­шенном виде изображены Земля и ее поверхность.

Подобно карте, в глобусах используют картографические знаки и генерализацию, но отражают земную поверхность в ее ортогональной проекции на шар. Любой отрезок линии на глобусе изображен с одинаковым уменьшением относитель­но земной поверхности, благодаря чему он сохраняет равно-масштабность изображения (его масштаб остается постоян­ным). Каждый горизонтальный угол на земном шаре равен соответствующему углу на глобусе, поэтому изображение любой фигуры (формы) подобно ее очертаниям в натуре, т. е. глобус имеет свойство равноугольности. Размеры изоб­раженных площадей пропорциональны их действительным размерам на Земле, сохраняется постоянство отношения пло­щадей в натуре и на глобусе, т. е. для него характерна равно-


Глава 13. Картографическое издание

великость изображения. Глобус удобен для определения крат­чайшего расстояния между точками на земной поверхности, зрительного сопоставления площадей и наглядного представ­ления о взаиморасположении больших частей поверхности. Аналогично карте глобусы могут быть общегеографиче­скими и тематическими: ландшафты континентов, поли­тическое деление мира. Их масштабы достаточно мелки: 1:30000000—1:80000000, но в отдельных случаях (музейные экземпляры (экспонаты)) они возрастают до 1:10000000 и

крупнее.

Наряду с земными производят глобусы Луны и планет, а также небесной сферы с наиболее яркими звездами на сетке экваториальных координат.

Контрольные вопросы

1. Каковы основные свойства картографических изда­ний?

2. По каким признакам различают картографические издания?

3. В чем состоит специфика карты как основного вида картографического издания?

4. Для каких целей издают географические карты, раз­личные по масштабам и содержанию?

5. Каковы конструктивные элементы карты? Что по­нимается под легендой карты?

6. Что такое атлас как вид картографического изда­ния?

7. Каковы особенности изображений земной поверхнос­ти на глобусе?

Практические задания

1. Используя фасетно-блочную схему классификации до­кументов, дайте краткую характеристику различным ви­дам картографических изданий, отнеся их к определенным видовым категориям документа.



2. Составьте фасетно-блочную схему классификации карт по собственным признакам их деления на виды и раэг новидности.

З.На карте или в атласе найдите объекты и явления^ показанные геометрическими, буквенными и наглядными картографическими знаками, а также внемасштабнымй условными знаками, способами качественного фона, линия­ми движений, изолиниями, ареалами. Определите вид по ек (его) содержанию и формальным признакам.


ГЛАВА 14 ИЗОГРАФИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ


Изографический документ содержит информацию, выра­женную посредством изображения какого-либо объекта (одно­го или нескольких).

Изографические документы содержат информацию, отра­жающую действительность в наглядных, зрительно воспри­нимаемых образах и, как правило, точно воспроизводящую реальность. Благодаря методам обобщения, типизации, вооб­ражению художника, изодокументы способны эстетически раскрывать временное развитие событий, духовный облик, переживания, мысли, взаимоотношения людей, воплощать общественные идеи.

Изодокументы выделяют по характеру знаковых средств фиксирования и передачи информации. По этому признаку их относят к классу иконических (иконографических) — документов, содержащих преимущественно изображение про­изведений изобразительного искусства, специальной или ху­дожественной фотографии. В изодокументах информация фиксируется с помощью знаков-подобий отображаемому объекту. Это — визуальные документы.

Основную часть изографических документов составляют изоиздания.


310 Раздел II. Характеристика отдельных видов и типов документов


Глава 14. Изографическое издание




14.1. Общая характеристика изоизданий

Большую часть объема изоиздания занимает изображе­ние, т. е. воспроизведение живописного, графического, скуль­птурного произведения, специальной или художественной фотографии и других графических работ (чертежей, диаграмм, схем и пр.).

В изоизданий содержание выражено изобразительно-гра­фическими средствами с кратким поясняющим текстом или без него. Основную смысловую нагрузку (информационную функцию) несет изображение реально существующих объектов.

Общепринятой классификации изоизданий пока не су­ществует.

Это связано с определенными трудностями:

1) наличие принципиально различных разновидностей изоизданий внутри вида;

2) различные уровни сложности в технике исполнения;

3) широкий спектр конструктивных особенностей, прису­щих изоизданиям в целом и их разновидностям.

По способу изображения различают фотоиздания, аль­бомы и атласы чертежей (научно-технические, архитектур­ные) и издания художественно-образного характера.

По материальной конструкции различают книжные, ли­стовые и карточные изоиздания.

К книжным изоизданиям относятся:

♦ альбомы по искусству, содержащие репродукции про­изведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры, при­кладного и народного искусства или оригинальные автор­ские формы (гравюры, офорты, литографии, монотипы и т. п.);

♦ фотоальбомы: документальные, исторические, портрет-но-биографические, памятные, по кино- и театральному ис­кусству и оригинальные видовые, репортажные, публицисти­ческие;

♦ научно-технические альбомы: медицинские, естествен­нонаучные, рабочих чертежей и др.;

♦ издания неальбомного типа по изобразительному ис­кусству, содержащие значительный объем иллюстраций. Сюда же можно отнести и картографические атласы.


К листовым изоизданиям относятся плакаты, афиши, бук­леты, репродукции, эстампы. Карточную форму имеют открыт­ки, календарики, календарные стенки.

По особенностям изготовления печатной формы разли­чают эстампы, форма для печати которых изготовляется са­мим художником (станковая печатная форма), и репроду­цированные изоиздания, форма для которых изготовляется полиграфическим методом.

К изоизданиям относят все виды печатной прикладной графики (этикетки, колерьетки, табель-календари, марки и т. п.).

По функциональному назначению изоиздания делятся на нормативно-инструктивные, научные, производственно-практические, учебные, массово-политические, научно-попу­лярные и рекламные.

Нормативно-инструктивные изоиздания знакомят с нор­мативно-правовыми документами, действующими в различ­ных сферах человеческой деятельности. К ним относят пла­каты и наглядные пособия, содержащие сведения о нормах, стандартах, правилах, регламентирующих практическую де­ятельность.

Научные изоиздания — это альбомные издания по ис­кусству, комплектные издания оригинальной графики, атла­сы для научно-исследовательских целей. Они содержат обоб­щающие материалы, характеризующие уровень развития науки об искусстве.

Производственные (практические) изоиздания составля­ют плакаты и наглядные пособия. Их функциональное на­значение — информация о наиболее рациональных формах работы в различных областях общественной деятельности, пропаганда техники безопасности и охраны труда.

Учебные изоиздания выполняют образовательную и воспи­тательную функции в различных системах и на различных уровнях обучения. Сюда относятся плакаты и наглядные пособия для дошкольного, начального, среднего специально­го, профессионально-технического и высшего образования.

Массово-политические изоиздания составляют плакаты, наглядные пособия, изобразительные открытки, художествен­ные репродукции массово-политического характера.


 

Раздел II. Характеристика отдельных видов и типов документов

Научно-популярные изоиздания — это основная масса художественных репродукций, эстампов, изобразительных открыток и альбомов.

Рекламные изоиздания — это плакаты, буклеты, альбо­мы, афиши, назначение которых — привлечь внимание по­требителя (покупателя, зрителя) к новым видам товаров и услуг, к проведению различных зрелищных и культурно-мас­совых мероприятий.

Различно читательское назначение изоизданий. Они рас­считаны на:

1) массового потребителя, располагающего элементарной начальной подготовкой в восприятии изображений;

2) относительно подготовленного потребителя, обладаю­щего определенным объемом сведений, необходимых для восприятия изоизданий, более сложных по функционально­му и читательскому назначению;

3) потребителя-специалиста, профессионально связанного
с изучением, производством и распространением (хранени­
ем) изоизданий. Это художники, коллекционеры, специалис­
ты в области информации, библиотекари, библиографы, му­
зейные работники и т. д.

Изоиздания печатаются всеми способами печати (высо­кая, офсетная, глубокая) с использованием одной-двух кра­сок (в изданиях высшего класса до четырех-шести красок) с применением тиснения, торшонирования, прессовки пленки и других способов повышения качества изданий.

Если в библиотеке создается фонд изографических доку­ментов (часть библиотечного фонда, состоящая из эстампов, художественных репродукций изобразительных плакатов, открыток и альбомов произведений изобразительного искус­ства, гравюр, фотоснимков и т. п.), то он называется фондом изоизданий.

Плакат

Плакат (лат. р1асаЪит — объявление, афиша) — листовое изоиздание, содержащее рисунок, фотографию, монтаж или какое-нибудь специальное изображение с небольшим пояс­нительным текстом. Выпускается в виде одного или несколь-


Гадва 14. Изографическое издание

ких листов печатного материала установленного формата, отпечатано с одной или обеих сторон листа, предназначено для экспонирования.

Плакат в современных формах сложился в XIX в. как вид театральной и торговой рекламы. До второй половины

XIX в. его называли агитационным. Рекламный плакат воз­
ник в Западной Европе во второй половине XIX в., а в начале

XX в. появился политический плакат.

Украинский плакат берет свое начало от крупноформат­ных гравированных «тезисов» Киево-Могилянского колле­гиума (XVII в.). Во второй половине XIX в. появились рек­ламные плакаты. Зачатки политических плакатов просле­живаются в графике времен революции 1905—1907 годов («Шершень» и др.) В годы гражданской войны появились первые печатные политические плакаты, рисованные от руки и размножаемые при помощи трафаретов: «Окна УкРоста» в Харькове, «Окна ЮгРоста» в Одессе и др.

В 1920—1930-х годах плакат был популярным средством пропаганды техники безопасности в промышленности и стро­ительстве. В 1960—1970-е годы широкое распространение получил плакат кинорекламный, театральный, выставочный, санитарно-просветительный, плакаты по безопасности труда, в 1980—1990-е годы — торговые плакаты, по охране окру­жающей среды и т. п.

Кроме рисунка, плакат использует приемы фотомонтажа, применяемые также в книге и журнале. Плакат — разно­видность графики, произведение искусства, лаконичное, брос­кое (цветное) изображение с кратким текстом, на большом листе бумаги. Современный плакат является обычно поли­графическим или компьютерным воспроизведением создан­ного художником оригинала.

По функциональному назначению плакаты делятся на следующие разновидности: массово-политические (агитпла­каты, освещающие важнейшие события политической, эко­номической, культурной жизни страны); нормативно-инст­руктивные, к которым относятся: а) плакаты, содержащие разъяснения стандартов, технических условий, нормативов; б) плакаты по охране труда и технике безопасности; произ-


 

314 Раздел II. Характеристика отдельных видов и типов документов

водственно-практические (пропагандирующие прогрессивные методы труда в различных отраслях промышленности, сель­ского хозяйства, здравоохранения, образования, культуры); научно-популярные (посвящены истории, философии, эконо­мике, предназначены для лекционной работы, в помощь про­пагандистам, библиотечным, музейным работникам и т. д.); учебные (выполняют функции учебно-наглядных пособий на всех ступенях обучения); рекламные (плакаты торговые и рекламирующие различные виды услуг, плакаты по искусст­ву: объявления о выставках, посвященных мастерам изобра­зительного искусства, архитектуры, декоративно-прикладно­го и народного искусства, плакаты по музыке, эстраде, цирку, театральному и киноискусству). Разновидностью рекламно­го изоиздания является афиша — рекламное или справоч­ное листовое издание, оповещающее о каком-либо культур­ном мероприятии и предназначенное для расклейки.

По знаковой природе информации плакаты делятся на изобразительные — состоящие из надписи и изображения

— и текстовые — представляющие собой один художествен­
но выполненный текст.

Особый вид плаката — фотоплакат, созданный фотогра­фическим способом. Он включает в себя фотомонтаж, кото­рый строится исключительно на фотографическом материа­ле. Комбинированный плакат использует фотографию, ри­сунок, печатные издания и весь подручный иллюстративный материал.

По технике воспроизведения фотоплакаты бывают: пе­чатные — издающиеся массовым тиражом при помощи лито­графских или офсетных машин; трафаретно-шелкографские

— тиражируемые ручным способом при помощи трафаре­
тов из картона или матриц на шелковой или нейлоновой
сетке; рисованные от руки — в одном или нескольких эк­
земплярах; световые — статичные или динамичные, сочета­
ющиеся с изображением, или чисто шрифтовые с широким
использованием цветного тона и аргона либо обычных элек­
трических ламп; объемные — сложные по конструкции со­
оружения, широко распространенные в торговой рекламе.

По средствам исполнения оригинала художником (гра-


Глава 14. Изографическое издание

фическим или живописным) плакаты бывают плоскостны­ми, объемно-пространственными или комбинированными, одноцветными или многоцветными.

Плакаты выполняются различными материалами: углем, карандашом, гуашью, акварелью, темперой, маслом — на бу­маге, картоне, фанере, холсте и т. п.

Конструкция плакатов отличается многообразием. Все перечисленные разновидности плакатов выпускаются различ­ными форматами. Наиболее распространен формат 60x90 и производные от него.

Основная масса плакатов состоит из однолистных изда­ний, однако часть массово-политических и рекламных пла­катов печатается на трех листах со склейкой и без склейки, реже — на пяти и шести листах со склейкой.

Плакаты выпускаются: в виде отдельных изданий; как выпуск серийного издания с указанием принадлежности к той или иной серии в каждом отдельном издании, входя­щем в нее; в виде комплектного издания — подборки плака­тов, объединенных общей темой и заключенных в одну изда­тельскую обложку (манжетку) или папку с общими выход­ными сведениями. Серийные издания наиболее характерны для производственных (практических) изоплакатов; комп­лектами выпускаются практически все их разновидности.

Оформляется плакат по установленным правилам. Имя художника, автора текста или составителя приводят на ле­вой стороне нижнего поля; заглавие художественного пла­ката вместе с изображением — на изобразительной части листа; заглавие текстового плаката и наглядного пособия — в заглавной части перед текстом.

Подзаголовочные данные включают: вид издания, чита­тельское назначение и другие данные, раскрывающие загла­вие. Их помещают после заглавия. Имена редактора или от­ветственного за выпуск, художественного и технического ре­дакторов указывают на левой стороне нижнего поля листа. Выходные данные приводят в середине нижнего поля листа. Надзаголовочные данные помещают в текстовой час­ти плаката. Если название организации, от имени которой выпускается издание, невозможно поместить в текстовой ча-


316 Раздел II. Характеристика отдельных видов и типов документе*


Глава 14. Изографическое издание




сти, то сведения о ней печатают на левой стороне нижнего поля листа. Выпускные данные включают: дату подписания в печать; регистрационный номер; формат бумаги и долю листа; сорт и номер бумаги; способ печати; объем издания в условных печатных листах, приведенных к формату бумаж­ного листа; тираж; номер заказа полиграфического предпри­ятия; цену отдельного плаката; название и почтовый адрес полиграфического предприятия.

14.3. Художественная репродукция

По технике исполнения изоиздания делятся на репро­дукции и эстампы.

Художественная репродукция — листовое издание, вос­производящее произведение изобразительного искусства (кар­тину, рисунок и т. п.) или художественную фотографию.

Функциональное назначение художественной репродук­ции — популяризация лучших произведений отечественно­го и зарубежного искусства среди широких кругов потреби­телей, развитие эстетического вкуса.

Художественная репродукция — оттиск изображения фотомеханическим или иным способом репродуцирования

— процесса, в результате которого на печатной форме обра­
зуется изображение оригинала, воспроизводимое при печата­
нии в форме оттиска.

Художественная репродукция превышает формат открыт­ки, печатается в форме листов или комплектов. Она печата­ется цветным офсетом на коленкоре — бумажном переплет­ном материале, пропитанном крахмалом или красителем,

— и довольно точно передает особенности оригинала.

По времени появления репродукции — это копии. Осо­бую ценность представляют факсимильные репродукции, с максимальной точностью воспроизводящие специфику репро­дуцируемого произведения.

Художественная фотография — это тиражированные фотоэтюды. Она, опираясь на документальную основу (сни­мок конкретного явления), возвышается до образной харак­теристики, осуществляемой выбором ракурса, композиции, эмоционально-смысловым применением особенностей фото-


техники. Различают художественные фотографии архитек­турных и скульптурных памятников, виды достопримечатель­ных мест, фотографии выдающихся деятелей науки, культуры и искусства, фотографии цветов, растений, животных и т. п. Большинство художественных фотографий печатаются в черно-белом варианте на бумаге установленного формата 24x30 цветным офсетом на коленкоре.

14.4. Эстамп

Эстамп (фр. езЪатре — отпечаток, оттиск) — листовое изоиздание, представляющее собой оттиск произведения изоб­разительного искусства с печатной формы, изготовленной самим художником. Равноценные оттиски изображений пе­чатают с гравюры (фр. ^^аVи^е — вырезать) — печатного воспроизведения рисунка, вырезанного или вытравленного на металлической или деревянной доске.

По читательскому назначению эстамп — это массовое издание, рассчитанное на все категории потребителей, хотя и выпускается малым тиражом.


Раздел II. Характеристика отдельных видов и типов документов

По технике исполнения различают следующие разновид­ности эстампов: ксилография, линогравюра, офорт и ли­тография. Ксилография — гравюра на дереве. Линогравю­ра — гравюра на линолеуме, ручной способ формы высокой печати. Офорт (фр. еаи-гогЪе — азотная кислота) — вид углуб­ленной гравюры на металле. Литография — плоская печать с камня или металлической пластины. Гравюры, литографии относятся к произведениям печатной графики.

Эстампы выпускаются как отдельными листами, так и в комплектах.

Гравюра на дереве известна с XV—XVII вв. в Китае. Пер­вые европейские ксилографии с изображением святых, рас­крашенные от руки, возникли на рубеже XIV—XV вв. В на­чале XV в. появились «блочные» книги, иллюстрации и текст в них вырезались на одной доске. В 1461 г. была напечатана первая иллюстрированная гравюрами книга с набором шриф­тов. В XV—XVI вв. гравюра получает широкое распро­странение в Германии и Италии, становится самостоятельным художественным произведением благодаря А. Дюреру.

В XVI в. возникла репродуцированная гравюра резцом. Развивается и офорт с его свободным штрихом, живописнос­тью и большой эмоциональностью. С XVII—XVIII вв. известна резцовая гравюра с офортной подготовкой, меццо-тинто, ак­ватинта, лавис. Офортом и резцом исполнены гравюры гол­ландского художника Рембрандта. Они широко печатаются листами, альбомами, в книгах.

В нашей стране гравюра на дереве получила распростра­нение в XVI в. Широко известен лубок (обрезная, раскра­шенная от руки гравюра на дереве).

На рубеже XIX в. испанский художник Ф. Гойя своими офортами с акватинтой открыл новые возможности гравю­ры. В XIX в. преобладала репродукционная торцовая гравю­ра, изобретенная в 1780-х годах англичанином Т. Бьюиком. Она широко использовалась для иллюстраций в книгах и журналах. Литография возникла в XIX в.


1"лава 14. Изографическое издание 319

14.5. Художественная открытка

Открытка является наиболее распространенным видом изоизданий. Это листовое изоиздание установленного формата, одна сторона которого является репродукцией, рисунком или фотографией, а другая может быть использована для письма или текста, поясняющего изображение. Открытку часто на­зывают малоформатным листовым изданием или карточкой потому, что она печатается в основном на плотной бумаге.

Возникнув более столетия назад как средство пересылки сообщений (открытка — открытое письмо), этот вид изоизда-ния со временем превратился в массовое средство коммуни­кации, эстетического воспитания и образного познания окру­жающего мира.

Особое значение для открытки имеет формат, его верх­ний предел. Основные форматы — 105x148 мм, 90x140 мм и производные от них. Открытки, превышающие установлен­ный формат, относятся к репродукциям. Для открыток уста­новлен определенный материальный носитель (плотная бума­га особого образца), регламентированы расположения изобра­жений, других элементов полиграфического исполнения и т. п.

По функциональному назначению различают следующие виды открыток: массово-политические, научно-популярные и для досуга.

Массово-политические открытки посвящены обществен­но-политической тематике, содержат портреты политических деятелей.

Научно-популярные открытки делятся на две разновид­ности:

а) репродуцирующие и пропагандирующие произведения
искусства, в т. ч. иллюстрации к литературно-художествен­
ным произведениям;

б) воспроизводящие научно-познавательные изображения,
объясняющие суть общественных и природных явлений.

Открытки для досуга — сувенирные, поздравительные, видовые, памятные (изображающие виды местности, истори­ческие, архитектурные памятники, скульптуры, интерьеры зданий и т. д.).


 

320 Раздел II. Характеристика отдельных видов и типов документов

Открытки-репродукции содержат произведения изобра-зительного и декоративно-прикладного искусства. Бывают листовыми и комплектными. Видовые открытки содержат; виды городов и достопримечательных мест Украины и зарув бежных стран, архитектурные и скульптурные памятники/ мемориальные сооружения и ансамбли, шедевры дворцово-нарковой архитектуры. Они листовые, серийные, комплект­ные. Иллюстрации к литературно-художественным произ­ведениям — комплектные издания, подготовленные одним-двумя художниками к наиболее известным произведениям художественной литературы.

Поздравительные открытки издаются большими тира­жами, до нескольких миллиардов в год. Печать — много­цветная, в качестве дополнительной отделки используют ла­кирование, припрессовку целлофановой пленки, тиснение. Тиражируются фотопутем. Открытки выходят как единич­ными изданиями, так и в форме альбомов открыток.

14.6. Альбом

Альбом (фр. а1Ьит — переплетенные листы) — изоизда-ние, основу которого составляет полиграфическое воспроиз­ведение картин, рисунков, чертежей, фотоснимков и т. п. с кратким пояснительным текстом.

Тематика их различна, изображения (художественные репродукции, фотографии, рисунки, чертежи и др.) объедине­ны общей темой, идеей или авторской принадлежностью, с общим вступительным или заключительным текстом и под­писями (или комментариями) к изображениям, научно-спра­вочным аппаратом и т. п. текстами, не образующими еди­ного литературного произведения.

Основное назначение альбома — сообщать потребителю определенный комплекс комментируемой текстом визуальной информации, поскольку представляет собой собрание изоб­разительных материалов, объединенных внутренней связью.

Классификация альбомов весьма противоречива и требу­ет дальнейшей разработки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: