1. Подберите (в лаборатории кафедры, нотном отде? ле библиотеки) комплект нотных изданий (всего 10 названий).
2. Определите их виды и разновидности по общим и специфическим признакам классификации.
ГЛАВА 13 КАРТОГРАФИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ
13.1. Общая характеристика картографических изданий
Ведущее место среди картографических документов занимают издания.
Картографическое издание (КИ) выделяют из массива изданий по признаку знаковой природы информации или по форме информационных знаков, с помощью которых фиксируется информация.
Большую часть картографического издания занимает картографическое произведение (одно или несколько). Под картографическим понимают произведение, главной частью которого является изображение, построенное в картографической проекции, — уменьшенное, обобщенное изображение поверхности Земли, поверхности другого небесного тела или внеземного пространства в определенной системе условных
знаков.
Специфику КИ определяют следующие отличительные черты: математически определенное построение; использование особых знаковых систем — картографических знаков-символов; отбор и обобщение изображаемых явлений; незначительные дополнения текста или цифровой информа-
|
|
Раздел II. Характеристика отдельных видов и типов документов
ции; системное отображение действительности; целенаправленное моделирование.
Изображаемые в КИ объекты и явления обладают геометрической точностью, т. е. показаны в уменьшенном виде в том месте, где они находятся в действительности, с сохранением пропорциональности их размеров и соотношений с другими объектами. Для этого используют те или иные математические способы отображения, называемые картографическими проекциями, которые устанавливают строгую функциональную зависимость между географическими координатами точек картографируемых явлений (точек земной поверхности) и прямоугольными (или иными) координатами тех же точек на плоскости (карте). Наряду с координатной сеткой, масштабом и огромной геодезической сетью картографическая проекция составляет математическую основу картографического издания.
Поскольку все объекты невозможно показать на ограниченной площади карты, возникает задача их отбора, выбора самых главных и типичных. Отбор, обобщение и выделение главных объектов для изображения на картографическом издании называется картографической генерализацией (лат. депегаИз — общий, главный). Она всегда выполняется с учетом масштаба и назначения карты. Генерализация освобождает карту от второстепенных в данном масштабе деталей местности, обеспечивает выразительную передачу главных географических особенностей, сохраняет наглядность изображения.
|
|
Системное отображение действительности в картографических изданиях основано на внедрении системного подхода, при котором картографические явления рассматриваются либо как геосистемы, т. е. территориальные природные и социально-экономические комплексы различного ранга и пространственной размерности, либо как их элементы.
Более полному пониманию существа карт способствует взгляд на них как на модели, т. е. построения, воспроизводящие некоторые стороны действительности в упрощенной форме с целью получения о них новых знаний.
Изучением и разработкой картографических изданий, их
Глава 13. Картографическое издание
сущности, разновидностей, системы, формы, отдельных элементов, символов, особенностей их оформления и создания, производством и использованием занимается картография — область науки, техники и производства, которая занимается изучением, созданием и использованием картографических произведений. Картоведение — это изучающая их научная дисциплина, которая рассматривает карты и другие картографические произведения как особый способ отражения действительности и пространственные модели реальных явлений (поверхности Земли, другого небесного тела или внеземного пространства), содержащие их количественные и качественные характеристики.
По структуре и материальной конструкции картографические издания делятся на 3 вида: карты, атласы, глобусы. Глобусы к изданиям относятся условно: это непечатный, объемный документ.
13.2. Картографические знаки
Картографические издания относятся к идеографическому виду документа, так как для фиксирования информации здесь используют условные обозначения — картографические знаки, не похожие на реальные объекты и явления. Сначала для картографических изданий было характерно картинное (иконическое) изображение местности с помощью рисунков гор, растительности, населенных пунктов и других объектов. Картинный рисунок был понятным без дополнительных объяснений. Позднее (середина XVIII в.) возникла потребность в точной передаче плановых очертаний с помощью специальных картографических знаков (фигур), которые для каждой категории явлений и объектов имеют определенный рисунок, размер, цвет.
Картографические знаки — условные унифицированные обозначения, применяемые для создания картографических изображений.
По своей форме картографические знаки могут быть геометрическими, буквенными и наглядными. Геометрические знаки — это простейшие геометрические фигуры (круг, квад-
Раздел II. Характеристика отдельных видов и типов
рат, прямоугольник и т. п.). центр которых совпадает с пунк-* том, где размещен объект. Буквенные знаки — это одна или две начальные буквы названия изображаемого явления.: Наглядные знаки напоминают форму изображаемого предмета. Иногда в качестве знака используются цифры. Размер условного знака характеризует величину или значимость изображаемого на карте объекта.
каменный уголь — | ■ | Железные руды — | ^^ |
Нефть — | А | Поваренная соль — | а |
Природный газ — | А | Золото — | с |
Медная руда — | ■■ | Калийные соли — | о |
Бокситы — | и | Апатиты — | 1 ^ о |
Рис. 24. Образцы геометрических знаков
Географические объекты, которые невозможно показать в масштабе карты, изображаются способом внемасштабных значков. Чаще всего ими обозначают заводы, фабрики, электро- и железнодорожные станции, населенные пункты и количество жителей в них, месторождения полезных ископаемых, аэродромы, памятники и т. п. Для обозначения тех объектов, площадь и длина которых могут быть изображены в масштабе карты, также применяют условные знаки, которые называют площадными и линейными. Площадными знаками показывают лесные массивы, сельскохозяйственные угодья, озера, болота и другие объекты. Линейные знаки служат для обозначения рек, дорог, границ, трубопроводов.
|
|
Существуют пояснительные условные знаки, дополняющие характеристику объекта: стрелка на реке показывает направление течения, рисунок дерева (лиственного или хвойного) в контуре леса обозначает преобладание тех или иных пород.
Глава 13. Картографическое издание 31)1
В картографических изданиях применяются и другие виды изображения. Способ качественного фона применяется, когда вся территория делится на части, районы, различающиеся по какому-либо качественному признаку. Выделенные работы либо окрашиваются в различные цвета, либо обозначаются разной штриховкой. Используется также способ изолиний — плавные кривые линии, которые соединяют на картах точки с одинаковыми заглавиями величин, характеризующих какое-либо явление. Линии движения показывают на картах стрелками. Ареал, т. е. область распространения какого-то явления (животных, полезных ископаемых и т. п.), обозначают контуром, область распространения закрашивают, заштриховывают или просто делают надпись. На картографических изданиях всегда приводят условные обозначения и их значения, что облегчает получение информации.
Наряду с картографическими знаками — основным языком КИ — используют и слова естественного языка (словесные знаки) для названия издания и некоторых пояснений, являющихся своеобразным путеводителем по карте.
13.3. Карта
Карта (греч. спаг!ег — лист, свиток) — картографическое издание, построенное в картографической проекции, уменьшенное, обобщенное изображение поверхности Земли, другого небесного тела или внеземного пространства, показывающее расположенные на них объекты в определенной системе картографических условных знаков. Это изображение земной поверхности (материков и их частей, океанов, морей и т. п.) на плоскости. В этой связи искажаются длины линий, площади, фигуры и углы. Масштаб длин изменяется в разных частях карты и заметно отличается от главного масштаба. Точно так же искажается на карте и масштаб площадей. Особенно заметны искажения углов, в результате очертания объекта на карте и глобусе теряют подобие.
|
|
Карты разделяют на виды по таким основным признакам: содержание и широта охвата материала, охват территории, масштаб, объект исследования, функциональное (целевое) назначение, уровень обобщения и др.
Раздел II. Характеристика отдельных видов и типов документов
По содержанию и широте охвата материала карты делятся на общегеографические и тематические.
Общегеографические карты обобщают совокупность основных элементов местности.
Тематические карты посвящены конкретной теме. В свою очередь они делятся на две разновидности — отраслевые и частные. Основное содержание отраслевых карт — это изображение объектов, используемых какой-либо отраслью науки или народного хозяйства в целом. Частные карты посвящены отдельным элементам отраслевых карт. Например, карта населения — отраслевая, карта размещения населения и его состава — частная.
Тематические карты по объекту исследования делятся на географические (поверхность Земли), астрономические (явления внеземного пространства), исторические (отражение исторических событий) и др.
По охвату территории карты подразделяют на карты мира, изображающие поверхность всей Земли, полушарий, океанов и морей, групп материков, отдельных материков и их частей, групп государств и карты, охватывающие одно государство или его часть.
По масштабу карты делятся на крупномасштабные или топографические (1:20000 и крупнее), среднемасштабные или обзорно-топографические (от 1:200000 до 1:1000000), мелкомасштабные или обзорные (более 1:100000). Топографические карты по содержанию относятся к общегеографическим. Каждый лист такой карты изображает сравнительно небольшую часть земной поверхности, масштаб по всей карте одинаков. Для изображения на топографических картах обширных территорий издается большое количество листов таких карт. По функциональному (целевому) назначению карты делятся на научные, производственно-практические, для проведения досуга, учебные, научно-популярные, карты-схемы, статистические, туристические и др.
По степени обобщения выделяют аналитические и синтетические карты. Первые из них дают необобщенные или малообобщенные показатели (карта температур, атмосферного давления и т. п.). Вторые — характеризуют явление как
Глава 13. Картографическое издание
единое целое на основе объединения ряда показателей. Это — отраслевые и частные карты.
По методу подготовки существуют гипотетические и прогнозные карты. Гипотетическая — это карта, составленная на основе предположений о закономерностях размещения, взаимосвязи и развития явлений. Прогнозная — это карта, отражающая географические прогнозы развития явлений (разрыв берегов водохранилищ, изменения в размещении производительных сил и т. п.).
По оформлению карты подразделяются на многокрасочные (печатаются офсетом в 6—8 красок) и одно-, двухкрасочные.
Помимо традиционной существуют фотокарта, содержащая фотографическое изображение местности; карта на микрофише — миниатюрная копия с карт или другого картографического издания на фото- или кинопленке; цифровая, содержащая цифровое отображение содержания карт, записанное на магнитной ленте или каком-либо другом носителе; блок-диаграмма — трехмерный картографический рисунок, несущий перспективное отражение какой-либо поверхности с продольными и поперечными вертикальными разрезами.
Материальной основой карт служит особая бумага — наиболее прочная и гладкая без каких-либо вкраплений. Сорт бумаги имеет большое значение для сроков хранения и использования карт, поскольку при использовании они несут большую нагрузку.
Для полного и оперативного извлечения информации необходимо знать основные конструктивные элементы карт: картографическое изображение, математическую основу, вспомогательное оснащение и дополнительные данные.
Картографическое изображение — это содержание карты, ее главная часть. Она включает в себя совокупность сведений о показанных на карте объектах (явлениях), их размещении, свойствах, связях, иногда динамике.
Математическая основа, определяющая математические законы построения карты и геометрические свойства картографического изображения, устанавливает координатную связь между объектами в натуре и их изображением на кар-
304 Раздел II. Характеристика отдельных видов и типов докуменми
те. К ее основным элементам относятся: картографически^ проекция, координатная сетка, масштаб и опорная-геодезическая сеть.
К вспомогательному оснащению, облегчающему работу е картой, относится легенда карты — таблица картографич^к ских знаков с необходимыми к ним пояснениями, а такяф графики для измерения по карте (расстояний, углов, площа-' дей и т. п.). К вспомогательным данным относят и название карты, фамилию автора и редактора, справочные данные о времени создания карты, использованных источниках и др., а на изданных картах также выходные данные — название издательства, место и год издания.
Рис. 25. Карта мира. 1482 г. |
Наконец, на полях карты либо на ее свободных местах внутри рамки иногда помещают дополнительные данные — добавочные карты, профили, диаграммы, блок-диаграммы, таблицы, тексты, фото и др., которые дополняют, поясняют и обогащают в том или ином отношении основное картографическое изображение.
[чана 13. Картографическое издание 305
Простейшие картографические рисунки и планы были известны уже в первобытном обществе, еще до зарождения письменности. Рисунки, выполненные на пергаменте, папирусе служили для ориентации в пространстве.
В 1569 г. картограф Герард Меркатор впервые начал сопровождать картографические произведения наставлениями и указаниями по их применению. До 1700 г. картографические произведения называли не картами и атласами, а чертежами и чертежными книгами ввиду их яркой графической самобытности.
13.4. Атлас
Атлас — картографическое издание, состоящее из многих карт, объединенных общей программой. Он представляет собой альбом или набор отдельных листов с текстом, содержащий изображение различных объектов (карты, чертежи, рисунки и т. п.)
Родоначальником атласа является древнегреческий ученый Клавдий Птоломей, который впервые собрал фонд географических карт. Это издание названо в честь Атласа — мифического короля Ливии, который по легенде первым изготовил небесный глобус.
Классификация атласов и карт осуществляется по одинаковым признакам. Благодаря обобщающему характеру и широкому профилю по содержанию преобладают общегеографические атласы, однако могут издаваться и тематические.
Общегеографический атлас — систематизированное издание географических, исторических и других карт, выполненное по общей программе и обычно имеющее вид альбома или книги. Географический — атлас географических карт. Звездный атлас — собрание звездных карт или фотографий звездного неба (атлас фотографический звездный). Различают зоологический, ботанический, анатомический, архитектурный и др. атласы.
По территориальному признаку различают атласы мира, отдельных территорий (региональные), атласы отдельных стран.
306 Раздел II. Характеристика отдельных видов и типов документов
По функциональному и читательскому назначению
(предназначенность для отдельных кругов пользователей и сфер деятельности) выделяют атласы научные, научно-популярные, туристические, дорожные, военные и др.
По формату различают большие или настольные, средние, малые или карманные атласы.
Атлас — это кодексовый документ, относящийся, как правило, к книжному изданию. Его заключают в общий переплет. Нередко для удобства пользования выпускают комплектное издание разборным в общей папке с клапанами либо в футляре-коробке. Иногда они выходят в свет постепенно, отдельными выпусками.
Атласы иллюстрируют рисунками, фотографиями, космическими снимками и т. п. Они, как правило, многоцветные и относятся к картографическим изданиям, если даже при большом числе карт они играют роль иллюстрации к тексту, имеющему самостоятельный, а не подчиненный характер.
13.5. Глобус
Помимо изданий, к картографическим документам относят глобус (лат. #1оЪи8 — шар) — объемный документ в форме шара — модели Земли с картографическим изображением ее поверхности. На нем сравнительно точно, но в уменьшенном виде изображены Земля и ее поверхность.
Подобно карте, в глобусах используют картографические знаки и генерализацию, но отражают земную поверхность в ее ортогональной проекции на шар. Любой отрезок линии на глобусе изображен с одинаковым уменьшением относительно земной поверхности, благодаря чему он сохраняет равно-масштабность изображения (его масштаб остается постоянным). Каждый горизонтальный угол на земном шаре равен соответствующему углу на глобусе, поэтому изображение любой фигуры (формы) подобно ее очертаниям в натуре, т. е. глобус имеет свойство равноугольности. Размеры изображенных площадей пропорциональны их действительным размерам на Земле, сохраняется постоянство отношения площадей в натуре и на глобусе, т. е. для него характерна равно-
Глава 13. Картографическое издание
великость изображения. Глобус удобен для определения кратчайшего расстояния между точками на земной поверхности, зрительного сопоставления площадей и наглядного представления о взаиморасположении больших частей поверхности. Аналогично карте глобусы могут быть общегеографическими и тематическими: ландшафты континентов, политическое деление мира. Их масштабы достаточно мелки: 1:30000000—1:80000000, но в отдельных случаях (музейные экземпляры (экспонаты)) они возрастают до 1:10000000 и
крупнее.
Наряду с земными производят глобусы Луны и планет, а также небесной сферы с наиболее яркими звездами на сетке экваториальных координат.
Контрольные вопросы
1. Каковы основные свойства картографических изданий?
2. По каким признакам различают картографические издания?
3. В чем состоит специфика карты как основного вида картографического издания?
4. Для каких целей издают географические карты, различные по масштабам и содержанию?
5. Каковы конструктивные элементы карты? Что понимается под легендой карты?
6. Что такое атлас как вид картографического издания?
7. Каковы особенности изображений земной поверхности на глобусе?
Практические задания
1. Используя фасетно-блочную схему классификации документов, дайте краткую характеристику различным видам картографических изданий, отнеся их к определенным видовым категориям документа.
2. Составьте фасетно-блочную схему классификации карт по собственным признакам их деления на виды и раэг новидности.
З.На карте или в атласе найдите объекты и явления^ показанные геометрическими, буквенными и наглядными картографическими знаками, а также внемасштабнымй условными знаками, способами качественного фона, линиями движений, изолиниями, ареалами. Определите вид по ек (его) содержанию и формальным признакам.
ГЛАВА 14 ИЗОГРАФИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ
Изографический документ содержит информацию, выраженную посредством изображения какого-либо объекта (одного или нескольких).
Изографические документы содержат информацию, отражающую действительность в наглядных, зрительно воспринимаемых образах и, как правило, точно воспроизводящую реальность. Благодаря методам обобщения, типизации, воображению художника, изодокументы способны эстетически раскрывать временное развитие событий, духовный облик, переживания, мысли, взаимоотношения людей, воплощать общественные идеи.
Изодокументы выделяют по характеру знаковых средств фиксирования и передачи информации. По этому признаку их относят к классу иконических (иконографических) — документов, содержащих преимущественно изображение произведений изобразительного искусства, специальной или художественной фотографии. В изодокументах информация фиксируется с помощью знаков-подобий отображаемому объекту. Это — визуальные документы.
Основную часть изографических документов составляют изоиздания.
310 Раздел II. Характеристика отдельных видов и типов документов
Глава 14. Изографическое издание
14.1. Общая характеристика изоизданий
Большую часть объема изоиздания занимает изображение, т. е. воспроизведение живописного, графического, скульптурного произведения, специальной или художественной фотографии и других графических работ (чертежей, диаграмм, схем и пр.).
В изоизданий содержание выражено изобразительно-графическими средствами с кратким поясняющим текстом или без него. Основную смысловую нагрузку (информационную функцию) несет изображение реально существующих объектов.
Общепринятой классификации изоизданий пока не существует.
Это связано с определенными трудностями:
1) наличие принципиально различных разновидностей изоизданий внутри вида;
2) различные уровни сложности в технике исполнения;
3) широкий спектр конструктивных особенностей, присущих изоизданиям в целом и их разновидностям.
По способу изображения различают фотоиздания, альбомы и атласы чертежей (научно-технические, архитектурные) и издания художественно-образного характера.
По материальной конструкции различают книжные, листовые и карточные изоиздания.
К книжным изоизданиям относятся:
♦ альбомы по искусству, содержащие репродукции произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры, прикладного и народного искусства или оригинальные авторские формы (гравюры, офорты, литографии, монотипы и т. п.);
♦ фотоальбомы: документальные, исторические, портрет-но-биографические, памятные, по кино- и театральному искусству и оригинальные видовые, репортажные, публицистические;
♦ научно-технические альбомы: медицинские, естественнонаучные, рабочих чертежей и др.;
♦ издания неальбомного типа по изобразительному искусству, содержащие значительный объем иллюстраций. Сюда же можно отнести и картографические атласы.
К листовым изоизданиям относятся плакаты, афиши, буклеты, репродукции, эстампы. Карточную форму имеют открытки, календарики, календарные стенки.
По особенностям изготовления печатной формы различают эстампы, форма для печати которых изготовляется самим художником (станковая печатная форма), и репродуцированные изоиздания, форма для которых изготовляется полиграфическим методом.
К изоизданиям относят все виды печатной прикладной графики (этикетки, колерьетки, табель-календари, марки и т. п.).
По функциональному назначению изоиздания делятся на нормативно-инструктивные, научные, производственно-практические, учебные, массово-политические, научно-популярные и рекламные.
Нормативно-инструктивные изоиздания знакомят с нормативно-правовыми документами, действующими в различных сферах человеческой деятельности. К ним относят плакаты и наглядные пособия, содержащие сведения о нормах, стандартах, правилах, регламентирующих практическую деятельность.
Научные изоиздания — это альбомные издания по искусству, комплектные издания оригинальной графики, атласы для научно-исследовательских целей. Они содержат обобщающие материалы, характеризующие уровень развития науки об искусстве.
Производственные (практические) изоиздания составляют плакаты и наглядные пособия. Их функциональное назначение — информация о наиболее рациональных формах работы в различных областях общественной деятельности, пропаганда техники безопасности и охраны труда.
Учебные изоиздания выполняют образовательную и воспитательную функции в различных системах и на различных уровнях обучения. Сюда относятся плакаты и наглядные пособия для дошкольного, начального, среднего специального, профессионально-технического и высшего образования.
Массово-политические изоиздания составляют плакаты, наглядные пособия, изобразительные открытки, художественные репродукции массово-политического характера.
Раздел II. Характеристика отдельных видов и типов документов
Научно-популярные изоиздания — это основная масса художественных репродукций, эстампов, изобразительных открыток и альбомов.
Рекламные изоиздания — это плакаты, буклеты, альбомы, афиши, назначение которых — привлечь внимание потребителя (покупателя, зрителя) к новым видам товаров и услуг, к проведению различных зрелищных и культурно-массовых мероприятий.
Различно читательское назначение изоизданий. Они рассчитаны на:
1) массового потребителя, располагающего элементарной начальной подготовкой в восприятии изображений;
2) относительно подготовленного потребителя, обладающего определенным объемом сведений, необходимых для восприятия изоизданий, более сложных по функциональному и читательскому назначению;
3) потребителя-специалиста, профессионально связанного
с изучением, производством и распространением (хранени
ем) изоизданий. Это художники, коллекционеры, специалис
ты в области информации, библиотекари, библиографы, му
зейные работники и т. д.
Изоиздания печатаются всеми способами печати (высокая, офсетная, глубокая) с использованием одной-двух красок (в изданиях высшего класса до четырех-шести красок) с применением тиснения, торшонирования, прессовки пленки и других способов повышения качества изданий.
Если в библиотеке создается фонд изографических документов (часть библиотечного фонда, состоящая из эстампов, художественных репродукций изобразительных плакатов, открыток и альбомов произведений изобразительного искусства, гравюр, фотоснимков и т. п.), то он называется фондом изоизданий.
Плакат
Плакат (лат. р1асаЪит — объявление, афиша) — листовое изоиздание, содержащее рисунок, фотографию, монтаж или какое-нибудь специальное изображение с небольшим пояснительным текстом. Выпускается в виде одного или несколь-
Гадва 14. Изографическое издание
ких листов печатного материала установленного формата, отпечатано с одной или обеих сторон листа, предназначено для экспонирования.
Плакат в современных формах сложился в XIX в. как вид театральной и торговой рекламы. До второй половины
XIX в. его называли агитационным. Рекламный плакат воз
ник в Западной Европе во второй половине XIX в., а в начале
XX в. появился политический плакат.
Украинский плакат берет свое начало от крупноформатных гравированных «тезисов» Киево-Могилянского коллегиума (XVII в.). Во второй половине XIX в. появились рекламные плакаты. Зачатки политических плакатов прослеживаются в графике времен революции 1905—1907 годов («Шершень» и др.) В годы гражданской войны появились первые печатные политические плакаты, рисованные от руки и размножаемые при помощи трафаретов: «Окна УкРоста» в Харькове, «Окна ЮгРоста» в Одессе и др.
В 1920—1930-х годах плакат был популярным средством пропаганды техники безопасности в промышленности и строительстве. В 1960—1970-е годы широкое распространение получил плакат кинорекламный, театральный, выставочный, санитарно-просветительный, плакаты по безопасности труда, в 1980—1990-е годы — торговые плакаты, по охране окружающей среды и т. п.
Кроме рисунка, плакат использует приемы фотомонтажа, применяемые также в книге и журнале. Плакат — разновидность графики, произведение искусства, лаконичное, броское (цветное) изображение с кратким текстом, на большом листе бумаги. Современный плакат является обычно полиграфическим или компьютерным воспроизведением созданного художником оригинала.
По функциональному назначению плакаты делятся на следующие разновидности: массово-политические (агитплакаты, освещающие важнейшие события политической, экономической, культурной жизни страны); нормативно-инструктивные, к которым относятся: а) плакаты, содержащие разъяснения стандартов, технических условий, нормативов; б) плакаты по охране труда и технике безопасности; произ-
314 Раздел II. Характеристика отдельных видов и типов документов
водственно-практические (пропагандирующие прогрессивные методы труда в различных отраслях промышленности, сельского хозяйства, здравоохранения, образования, культуры); научно-популярные (посвящены истории, философии, экономике, предназначены для лекционной работы, в помощь пропагандистам, библиотечным, музейным работникам и т. д.); учебные (выполняют функции учебно-наглядных пособий на всех ступенях обучения); рекламные (плакаты торговые и рекламирующие различные виды услуг, плакаты по искусству: объявления о выставках, посвященных мастерам изобразительного искусства, архитектуры, декоративно-прикладного и народного искусства, плакаты по музыке, эстраде, цирку, театральному и киноискусству). Разновидностью рекламного изоиздания является афиша — рекламное или справочное листовое издание, оповещающее о каком-либо культурном мероприятии и предназначенное для расклейки.
По знаковой природе информации плакаты делятся на изобразительные — состоящие из надписи и изображения
— и текстовые — представляющие собой один художествен
но выполненный текст.
Особый вид плаката — фотоплакат, созданный фотографическим способом. Он включает в себя фотомонтаж, который строится исключительно на фотографическом материале. Комбинированный плакат использует фотографию, рисунок, печатные издания и весь подручный иллюстративный материал.
По технике воспроизведения фотоплакаты бывают: печатные — издающиеся массовым тиражом при помощи литографских или офсетных машин; трафаретно-шелкографские
— тиражируемые ручным способом при помощи трафаре
тов из картона или матриц на шелковой или нейлоновой
сетке; рисованные от руки — в одном или нескольких эк
земплярах; световые — статичные или динамичные, сочета
ющиеся с изображением, или чисто шрифтовые с широким
использованием цветного тона и аргона либо обычных элек
трических ламп; объемные — сложные по конструкции со
оружения, широко распространенные в торговой рекламе.
По средствам исполнения оригинала художником (гра-
Глава 14. Изографическое издание
фическим или живописным) плакаты бывают плоскостными, объемно-пространственными или комбинированными, одноцветными или многоцветными.
Плакаты выполняются различными материалами: углем, карандашом, гуашью, акварелью, темперой, маслом — на бумаге, картоне, фанере, холсте и т. п.
Конструкция плакатов отличается многообразием. Все перечисленные разновидности плакатов выпускаются различными форматами. Наиболее распространен формат 60x90 и производные от него.
Основная масса плакатов состоит из однолистных изданий, однако часть массово-политических и рекламных плакатов печатается на трех листах со склейкой и без склейки, реже — на пяти и шести листах со склейкой.
Плакаты выпускаются: в виде отдельных изданий; как выпуск серийного издания с указанием принадлежности к той или иной серии в каждом отдельном издании, входящем в нее; в виде комплектного издания — подборки плакатов, объединенных общей темой и заключенных в одну издательскую обложку (манжетку) или папку с общими выходными сведениями. Серийные издания наиболее характерны для производственных (практических) изоплакатов; комплектами выпускаются практически все их разновидности.
Оформляется плакат по установленным правилам. Имя художника, автора текста или составителя приводят на левой стороне нижнего поля; заглавие художественного плаката вместе с изображением — на изобразительной части листа; заглавие текстового плаката и наглядного пособия — в заглавной части перед текстом.
Подзаголовочные данные включают: вид издания, читательское назначение и другие данные, раскрывающие заглавие. Их помещают после заглавия. Имена редактора или ответственного за выпуск, художественного и технического редакторов указывают на левой стороне нижнего поля листа. Выходные данные приводят в середине нижнего поля листа. Надзаголовочные данные помещают в текстовой части плаката. Если название организации, от имени которой выпускается издание, невозможно поместить в текстовой ча-
316 Раздел II. Характеристика отдельных видов и типов документе*
Глава 14. Изографическое издание
сти, то сведения о ней печатают на левой стороне нижнего поля листа. Выпускные данные включают: дату подписания в печать; регистрационный номер; формат бумаги и долю листа; сорт и номер бумаги; способ печати; объем издания в условных печатных листах, приведенных к формату бумажного листа; тираж; номер заказа полиграфического предприятия; цену отдельного плаката; название и почтовый адрес полиграфического предприятия.
14.3. Художественная репродукция
По технике исполнения изоиздания делятся на репродукции и эстампы.
Художественная репродукция — листовое издание, воспроизводящее произведение изобразительного искусства (картину, рисунок и т. п.) или художественную фотографию.
Функциональное назначение художественной репродукции — популяризация лучших произведений отечественного и зарубежного искусства среди широких кругов потребителей, развитие эстетического вкуса.
Художественная репродукция — оттиск изображения фотомеханическим или иным способом репродуцирования
— процесса, в результате которого на печатной форме обра
зуется изображение оригинала, воспроизводимое при печата
нии в форме оттиска.
Художественная репродукция превышает формат открытки, печатается в форме листов или комплектов. Она печатается цветным офсетом на коленкоре — бумажном переплетном материале, пропитанном крахмалом или красителем,
— и довольно точно передает особенности оригинала.
По времени появления репродукции — это копии. Особую ценность представляют факсимильные репродукции, с максимальной точностью воспроизводящие специфику репродуцируемого произведения.
Художественная фотография — это тиражированные фотоэтюды. Она, опираясь на документальную основу (снимок конкретного явления), возвышается до образной характеристики, осуществляемой выбором ракурса, композиции, эмоционально-смысловым применением особенностей фото-
техники. Различают художественные фотографии архитектурных и скульптурных памятников, виды достопримечательных мест, фотографии выдающихся деятелей науки, культуры и искусства, фотографии цветов, растений, животных и т. п. Большинство художественных фотографий печатаются в черно-белом варианте на бумаге установленного формата 24x30 цветным офсетом на коленкоре.
14.4. Эстамп
Эстамп (фр. езЪатре — отпечаток, оттиск) — листовое изоиздание, представляющее собой оттиск произведения изобразительного искусства с печатной формы, изготовленной самим художником. Равноценные оттиски изображений печатают с гравюры (фр. ^^аVи^е — вырезать) — печатного воспроизведения рисунка, вырезанного или вытравленного на металлической или деревянной доске.
По читательскому назначению эстамп — это массовое издание, рассчитанное на все категории потребителей, хотя и выпускается малым тиражом.
Раздел II. Характеристика отдельных видов и типов документов
По технике исполнения различают следующие разновидности эстампов: ксилография, линогравюра, офорт и литография. Ксилография — гравюра на дереве. Линогравюра — гравюра на линолеуме, ручной способ формы высокой печати. Офорт (фр. еаи-гогЪе — азотная кислота) — вид углубленной гравюры на металле. Литография — плоская печать с камня или металлической пластины. Гравюры, литографии относятся к произведениям печатной графики.
Эстампы выпускаются как отдельными листами, так и в комплектах.
Гравюра на дереве известна с XV—XVII вв. в Китае. Первые европейские ксилографии с изображением святых, раскрашенные от руки, возникли на рубеже XIV—XV вв. В начале XV в. появились «блочные» книги, иллюстрации и текст в них вырезались на одной доске. В 1461 г. была напечатана первая иллюстрированная гравюрами книга с набором шрифтов. В XV—XVI вв. гравюра получает широкое распространение в Германии и Италии, становится самостоятельным художественным произведением благодаря А. Дюреру.
В XVI в. возникла репродуцированная гравюра резцом. Развивается и офорт с его свободным штрихом, живописностью и большой эмоциональностью. С XVII—XVIII вв. известна резцовая гравюра с офортной подготовкой, меццо-тинто, акватинта, лавис. Офортом и резцом исполнены гравюры голландского художника Рембрандта. Они широко печатаются листами, альбомами, в книгах.
В нашей стране гравюра на дереве получила распространение в XVI в. Широко известен лубок (обрезная, раскрашенная от руки гравюра на дереве).
На рубеже XIX в. испанский художник Ф. Гойя своими офортами с акватинтой открыл новые возможности гравюры. В XIX в. преобладала репродукционная торцовая гравюра, изобретенная в 1780-х годах англичанином Т. Бьюиком. Она широко использовалась для иллюстраций в книгах и журналах. Литография возникла в XIX в.
1"лава 14. Изографическое издание 319
14.5. Художественная открытка
Открытка является наиболее распространенным видом изоизданий. Это листовое изоиздание установленного формата, одна сторона которого является репродукцией, рисунком или фотографией, а другая может быть использована для письма или текста, поясняющего изображение. Открытку часто называют малоформатным листовым изданием или карточкой потому, что она печатается в основном на плотной бумаге.
Возникнув более столетия назад как средство пересылки сообщений (открытка — открытое письмо), этот вид изоизда-ния со временем превратился в массовое средство коммуникации, эстетического воспитания и образного познания окружающего мира.
Особое значение для открытки имеет формат, его верхний предел. Основные форматы — 105x148 мм, 90x140 мм и производные от них. Открытки, превышающие установленный формат, относятся к репродукциям. Для открыток установлен определенный материальный носитель (плотная бумага особого образца), регламентированы расположения изображений, других элементов полиграфического исполнения и т. п.
По функциональному назначению различают следующие виды открыток: массово-политические, научно-популярные и для досуга.
Массово-политические открытки посвящены общественно-политической тематике, содержат портреты политических деятелей.
Научно-популярные открытки делятся на две разновидности:
а) репродуцирующие и пропагандирующие произведения
искусства, в т. ч. иллюстрации к литературно-художествен
ным произведениям;
б) воспроизводящие научно-познавательные изображения,
объясняющие суть общественных и природных явлений.
Открытки для досуга — сувенирные, поздравительные, видовые, памятные (изображающие виды местности, исторические, архитектурные памятники, скульптуры, интерьеры зданий и т. д.).
320 Раздел II. Характеристика отдельных видов и типов документов
Открытки-репродукции содержат произведения изобра-зительного и декоративно-прикладного искусства. Бывают листовыми и комплектными. Видовые открытки содержат; виды городов и достопримечательных мест Украины и зарув бежных стран, архитектурные и скульптурные памятники/ мемориальные сооружения и ансамбли, шедевры дворцово-нарковой архитектуры. Они листовые, серийные, комплектные. Иллюстрации к литературно-художественным произведениям — комплектные издания, подготовленные одним-двумя художниками к наиболее известным произведениям художественной литературы.
Поздравительные открытки издаются большими тиражами, до нескольких миллиардов в год. Печать — многоцветная, в качестве дополнительной отделки используют лакирование, припрессовку целлофановой пленки, тиснение. Тиражируются фотопутем. Открытки выходят как единичными изданиями, так и в форме альбомов открыток.
14.6. Альбом
Альбом (фр. а1Ьит — переплетенные листы) — изоизда-ние, основу которого составляет полиграфическое воспроизведение картин, рисунков, чертежей, фотоснимков и т. п. с кратким пояснительным текстом.
Тематика их различна, изображения (художественные репродукции, фотографии, рисунки, чертежи и др.) объединены общей темой, идеей или авторской принадлежностью, с общим вступительным или заключительным текстом и подписями (или комментариями) к изображениям, научно-справочным аппаратом и т. п. текстами, не образующими единого литературного произведения.
Основное назначение альбома — сообщать потребителю определенный комплекс комментируемой текстом визуальной информации, поскольку представляет собой собрание изобразительных материалов, объединенных внутренней связью.
Классификация альбомов весьма противоречива и требует дальнейшей разработки.