Начиная с XIX столетия, в связи с изобретением техг тронных способов и средств документирования, широкое пространение получили многие принципиально новые нос* ли документированной информации. Исторически первыми них были фотографические носители, появившиеся в пер-половине XIX века. Фотоматериалы представляют собой кие плёнки, пластинки, бумаги, ткани. По существу это сложные полимерные системы, состоящие, как правило, следующих слоев:
— подложка (основа) толщиной около 0,06 мм (в ел если используется полиэтилентерефталат), на которую на сится '
— подслой (толщиной примерно 1 мкм), а также
— светочувствительный эмульсионный слой — желатин" равномерно распределёнными в ней микрокристаллами генида серебра (на цветных фотоплёнках до 0,05 мм, на фс бумагах — до 0,012 мм) и
— противоореольный слой. Цветные фотографические носители имеют более сложг
строение, поскольку содержат также сине-, жёлто-, зелен красночувствительные слои. Впервые трёхслойные цвет фотоматериалы были разработаны и выпущены в 1935 г. ам риканской фирмой «Истмен Кодак». В дальнейшем соверше ствование многослойных цветных материалов продолжало Важное значение имели разработки 1950-х гг., явившиеся о. ним из качественных скачков в истории фотографии, прея пределив быстрое развитие и широкое распространение цве ной фотографии.
В последние годы появились новые научные идеи, созд щие основу для значительного роста светочувствительн материалов и доведения её до светочувствительности человек ческого глаза.
Помимо светочувствительности, важнейшими характеристиками фотографических материалов, в частности фотоплёнок, являются также зернистость, контрастность, цветочувствительность.
Материальные носители документированной информации
По форме фотоплёнки могут быть листовыми и рулонными Листовые имеют форматы: 9x12, 10x15, 13x18, 18x24, 30x40, а рулонные— 16, 61,5 мм, а также 35 лш (перфорированные).
До недавних пор в научных и репродукционных целях использовались также фотопластинки, где рабочий слой наносился на прозрачную стеклянную основу, которая не деформируется при химико-фотографической обработке и обеспечивает точную передачу изображения в позитиве.
Киноплёнка является фотографическим материалом на гибкой прозрачной подложке, имеющей с одной или обоих краёв отверстия — перфорации. Исторически первые светочувствительные ленточные носители были на бумажной основе. Использовавшаяся на первых порах нитратцеллюлозная лента представляла собой очень горючий материал. Однако уже в 1897 г. немецким учёным Вебером была изготовлена плёнка с негорючей основой из триацетата целлюлозы, получившая широкое распространение, в том числе в отечественной киноиндустрии. Впоследствии подложка стала изготавливаться из полиэтилентерефталата и других эластичных полимерных материалов. В нашей стране первые образцы киноплёнки были изготовлены в 1919 г., а с 1930 г. началось её промышленное производство.
По сравнению с фотоплёнкой кинолента обычно состоит из большего количества слоев. На подложку наносится подслой, который служит для закрепления светочувствительного слоя (или нескольких слоев) на основе. Кроме того, киноплёнка обычно имеет противоореольный, противоскручивающий, а также защитный слой.
Киноплёнки бывают чёрно-белые и цветные. Цветные киноплёнки также представляют собой многокомпонентные полимерные системы.
Кроме того, киноплёнки делятся на:
— негативные;
— позитивные (для контактного и проекционного печатания);
— обращаемые (могут использоваться для получения негативов и позитивов);






