Фотографические носители

Начиная с XIX столетия, в связи с изобретением техг тронных способов и средств документирования, широкое пространение получили многие принципиально новые нос* ли документированной информации. Исторически первыми них были фотографические носители, появившиеся в пер-половине XIX века. Фотоматериалы представляют собой кие плёнки, пластинки, бумаги, ткани. По существу это сложные полимерные системы, состоящие, как правило, следующих слоев:

— подложка (основа) толщиной около 0,06 мм (в ел если используется полиэтилентерефталат), на которую на сится '

— подслой (толщиной примерно 1 мкм), а также

— светочувствительный эмульсионный слой — желатин" равномерно распределёнными в ней микрокристаллами генида серебра (на цветных фотоплёнках до 0,05 мм, на фс бумагах — до 0,012 мм) и

— противоореольный слой. Цветные фотографические носители имеют более сложг

строение, поскольку содержат также сине-, жёлто-, зелен красночувствительные слои. Впервые трёхслойные цвет фотоматериалы были разработаны и выпущены в 1935 г. ам риканской фирмой «Истмен Кодак». В дальнейшем соверше ствование многослойных цветных материалов продолжало Важное значение имели разработки 1950-х гг., явившиеся о. ним из качественных скачков в истории фотографии, прея пределив быстрое развитие и широкое распространение цве ной фотографии.

В последние годы появились новые научные идеи, созд щие основу для значительного роста светочувствительн материалов и доведения её до светочувствительности человек ческого глаза.

Помимо светочувствительности, важнейшими характери­стиками фотографических материалов, в частности фотоплё­нок, являются также зернистость, контрастность, цветочувст­вительность.

Материальные носители документированной информации

По форме фотоплёнки могут быть листовыми и рулонны­ми Листовые имеют форматы: 9x12, 10x15, 13x18, 18x24, 30x40, а рулонные— 16, 61,5 мм, а также 35 лш (перфориро­ванные).

До недавних пор в научных и репродукционных целях ис­пользовались также фотопластинки, где рабочий слой нано­сился на прозрачную стеклянную основу, которая не деформи­руется при химико-фотографической обработке и обеспечива­ет точную передачу изображения в позитиве.

Киноплёнка является фотографическим материалом на гиб­кой прозрачной подложке, имеющей с одной или обоих краёв отверстия — перфорации. Исторически первые светочувстви­тельные ленточные носители были на бумажной основе. Ис­пользовавшаяся на первых порах нитратцеллюлозная лента представляла собой очень горючий материал. Однако уже в 1897 г. немецким учёным Вебером была изготовлена плёнка с негорючей основой из триацетата целлюлозы, получившая широкое распространение, в том числе в отечественной кино­индустрии. Впоследствии подложка стала изготавливаться из полиэтилентерефталата и других эластичных полимерных ма­териалов. В нашей стране первые образцы киноплёнки были изготовлены в 1919 г., а с 1930 г. началось её промышленное производство.

По сравнению с фотоплёнкой кинолента обычно состоит из большего количества слоев. На подложку наносится подслой, который служит для закрепления светочувствительного слоя (или нескольких слоев) на основе. Кроме того, киноплёнка обычно имеет противоореольный, противоскручивающий, а также защитный слой.

Киноплёнки бывают чёрно-белые и цветные. Цветные ки­ноплёнки также представляют собой многокомпонентные по­лимерные системы.

Кроме того, киноплёнки делятся на:

— негативные;

— позитивные (для контактного и проекционного печата­ния);

— обращаемые (могут использоваться для получения нега­тивов и позитивов);





double arrow
Сейчас читают про: