Концепции истин

1. Классическая теория истин. И-это правильное отражение предмета, процесса в индивидуальном познании. 2. Когерентная концепция:И- соответствие одних знаний другим. 3. Прагматическая концепция. И – то, что полезно для человека. 4. Конвенциальная концепция. И - то, что считает большинство. 5. Экзистнециалистская концепция. (Хайдеггер). Истина - свобода. Это процесс в котором мир открывается нам с одной стороны, а с другой человек сам волен выбирать каким способом и чем можно познать этот мир. 6. Неотомистическая концепция. истина - это божее откровение. (И - это адекватная информ. о объекте, получаемая посредством чувственного или интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности). И – это соответствие полученных знаний содержанию объекта познания. Характерная черта И. - наличие в ней объективной и субъективной стороны. Объективная сторона - И в той ее части, содержание которой от нас не зависит, поскольку оно существует в объективной реальности. Субъективная сторона указывает на то, что по своей форме И всегда субъективна, поскольку при ее получении в процессе познания происходит взаимодействие объекта и субъекта познания, в котором непосредственное участие принимает сознание последнего. Выделяют: абсолютную (А) и относительную (О) И. А и О истины на самом деле - неразрывные аспекты истины объективной. А. И. - полное, неизменное, раз и навсегда установленное знание о каком-либо предмете либо явлении. В большинстве случаев мы имеем дело с О.И., - неполное, ограниченное знание, верное лишь в определенных условиях, которым обладает человек на данном этапе своего развития. Движущая сила процесса познания, критерий истины - практика. Причем тот или иной вид познания имеет в качестве критерия истины соотв-ю именно ему форму практики: обыденная практика, наблюдение, эксперимент и т. д. Помимо практики существуют и другие критерии истины, в частности формально-логический, который применяется в тех условиях, когда нет возможности опереться на практику.

В идеалистических системах: И - вечно неизменное и абсолютное свойство идеальных объектов (Платон, Августин), или как согласие мышления с самим собой (теория когеренции), с его априорными формами (Кант). Идеалисты отрицают объективную истину. Они считают, что содержание наших знаний зависит от субъекта, идеи абсолютного духа.

Диалектические (По Гегелю): И - диалектический процесс развития знания, в котором достигается соответствие понятия предмету мысли. (Один из осн-х принципов диал-го подхода к познанию - признание конкретности И, что предполагает точный учет всех условий, в которых находится объект познания, выделение главных, существенных свойств, связей, тенденций его развития). Материалистическая диалектика - И носит конкретный характер. Абстрактной истины нет. Истина всегда конкретна. Д иалектический материализм рассматривает О. и А. истины в единстве, не допуская их метафизического разрыва и противопоставления. Игнорирование единства О. и А. истины ведет к догматизму и релятивизму. Догматики рассматривают И как раз навсегда данную, абсолютную.)

субъективно-идеалистический эмпиризм: истинность - соответствие мышления ощущениям субъекта или соответствие идей стремлениям личности к достижению успеха (прагматизм)

Общая черта различных концепций истины в современной западной философии - отрицание объективности содержания знания.

Признание объективности истины принципиально отличает марксистскую концепцию от прагматических, конвенциалистских трактовок и различных форм релятивизма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: