Рождение науки (Н) есть результат истории, итог углубления разделения труда, автоматизации различных отраслей духовной деятельности и духовного производства. Можно сказать, что Н - это и итог познания мира, система проверенных на практике достоверных знаний и в то же время особая область деятельности, духовного производства, производства новых знаний со своими методами, формами, инструментами познания, с целой системой организаций и учреждений. Н-е познание, как и все формы духовного производства, в конечном счёте необходимы для того, чтобы направлять и регулировать практику.
Ориентация науки на изучение объектов, к-рые могут быть включены в деятельность, и их исследование как подчиняющихся объективным законам функционирования и развития составляет одну из важнейших особенностей научного познания. Это и отличает его от других форм познавательной деятельности человека. Н ориентирована на предметное и объективное исследование действительности. Н-е познание отражает объекты природы в форме практики. Нацеленность Н на изучение не только объектов, преобразуемых в сегодняшней практике, но и тех, которые могут стать предметом массового практического освоения в будущем, является второй отличительной чертой научного познания.
Главными отличиями научного познания от познания обыденного являются:
1. У науки свой, особый набор объектов познания в отличие от познания обыденного. Наука ориентирована, в конечном счете, на познание сущности предметов и процессов, что вовсе не свойственно обыденному познанию.
2. Научное познание требует выработки особых языков науки.
3. Научное иследование нуждается в особой системе специальных орудий.
4. В отличие от обыденного познания научное вырабатывает свои методы и формы.
5. Для научного познания характерна планомерность, системность, логическая организованность, обоснованность результатов исследования.
6. Отличны способы обоснования истинности знаний.
7. Наука располагает определённой системой ценностных ориентаций, стимулирующих её развитие, норм и целевых установок.
Главные отличительные признаки науки:
- предметность и объективность научного знания;
- выход науки за рамки обыденного опыта и изучение его объектов относительно независимо от сегодняшних возможностей их практического освоения.
Роль и место Н как социального института отчетливо видны в ее социальных функциях. Главные из них – культурно-мировоззренческая функция (наука как важнейший элемент духовной жизни и культуры, играющий особую роль в формировании мировоззрения, научного взгляда на мир), функция непосредственной производительной силы (обнаружила свое действие в наши дни, в обстановке углубляющейся НТР, когда синтез науки, техники и производства стал реальностью), социальная функция (проявляется в том, что в современных условиях научные знания и научные методы находят все более широкое применение при решении широкомасштабных проблем социального развития).
Этика науки:
1. Ученый должен соблюдать общечеловеческие нормы нравственности
2. Бескорыстный поиск и отстаивание истины без каких бы то ни было уступок коньюнктуре, внешнему давлению и т.д.
3. Нацеленность на поиск нового знания и его до конца честного, досконального обоснования, не допуская подлога, погони за дешевой сенсацией и т.д.
4. Обеспечение свободы научного поиска.
5. Высокая социальная ответственность и за результаты своих исследований, и в еще большей степени за их практическое использование.
6. Научно технические решения должны приниматься на основе достаточно полной информации и тогда они и социально и морально оправданы.