Методы и формы научного познания

Метод - совокупность приемов, способов, правил познавательной, теоретической и практической, преобразующей деятельности людей. Эти приемы, правила в конечном счете устанавливаются не произвольно, а разрабатываются, исходя из закономерностей самих изучаемых объектов. В настоящее время методологические вопросы ставятся и решаются в русле таких течений: - философия науки; - материалистическая диалектика; - феноменология; - структурализм; - постпозитивизм; - герменевтика - теории интерпретации текста.

Методологический анализ процесса научного познания по­зволяет выделить два типа приемов и методов исследования. Во-первых, приемы и методы, присущие человеческому познанию в целом, на базе которых строится как научное, так и обыденное знание – общелогические методы. Во-вторых, существуют особые при­емы, характерные только для научного познания,— научные мето­ды исследования. Последние, в свою очередь, можно подразделить на две основные группы: методы построения эмпирического зна­ния и методы построения теоретического знания.

Общелогические методы:

- Анализ — это расчленение целостного предмета на составляю­щие части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего изучения.

- Синте з — это соединение ранее выделенных частей (сторон, признаков, свойств или отношений) предмета в единое целое.

Анализ и синтез являются наиболее элементарными и просты­ми приемами познания, которые лежат в самом фундаменте че­ловеческого мышления. Вместе с тем они являются и наиболее универсальными приемами, характерными для всех его уровней и форм.

- Абстрагировани е — это особый прием мышления, который заклю­чается в отвлечении от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих нас свойств и отношений. Результатом абстрагирующей деятельности мышле­ния является образование различного рода абстракций, которыми являются как отдельно взятые понятия и категории, так и их системы.

- Обобщение — это такой прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов.Операция обобщения осуществляется как переход от частного или менее общего понятия и суждения к более общему понятию или суждению.

- Индукцией называется такой метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок.

- Дедукция — это способ рассуждения, посредством кото­рого из общих посылок с необходимостью следует заключение частного характера.

- Аналогия — это такой прием познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках.

- Моделирование — это изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), замещающей ори­гинал с определенных сторон, интересующих познание.

Научные методы эмпирического исследования:

- Наблюдение - это преднамеренное и целенаправленное восприятие явлений и процессов без прямого вмешательства в их течение, подчиненное задачам научного исследования. Наблюдение в современной науке связано с широким использованием приборов, которые, во-первых, усиливают органы чувств, а во-вторых, снимают налет субъективизма с оценки наблюдаемых явлений. Основные требования к научному наблюдению следующие: 1) однозначность цели, замысла; 2) системность в методах наблюдения; 3) объективность; 4) возможность контроля либо путем повторного наблюдения, либо с помощью эксперимента.

- Эмпири­ческое описание — это фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах, данных в наблю­дении. Описание подразделяется на два основных вида — качествен­ное и количественное. Качественное описание описывает только наличие самого факта, а количественное осуществляется с применением языка математики и предполагает проведение различных измери­тельных процедур. В узком смысле слова его можно рассматри­вать как фиксацию данных измерения. В основе операции измерения лежит сравнение объектов по каким-либо сходным свой­ствам или сторонам.

- Эксперимент в отличие от наблюдения - это метод познания, при котором явления изучаются в контролируемых и управляемых условиях. Эксперимент, как правило, осуществляется на основе теории или гипотезы, определяющих постановку задачи и интерпретацию результатов.

Научные методы теоретического исследования:

- Формализация – построение абстрактно-математи­ческих моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов действительности. При формализации рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами).

- При аксиоматическом построении теоретического знания сна­чала задается набор исходных положений, не требующих дока­зательства. Эти положения называются аксиомами, или постулатами. Затем из них по определенным правилам строится система выводных предложений. Совокупность исходных аксиом и выведенных на их основе предложений образует аксиоматически построенную тео­рию.

- Гипотетико-дедуктивный метод состоит в том, что сначала создается гипоте­тическая конструкция, которая дедуктивно развертывается, обра­зуя целую систему гипотез, а затем эта система подвергается опытной проверке, в ходе которой она уточняется и конкретизи­руется.

- Системный метод – это способ теоретического представления и воспроизведения объектов как систем.

- Метод восхождения от абстрактного к конкретному: На начальном этапе познание идет от реального, конкретного к выработке абстракций, отражающих отдельные стороны изучаемого объекта. Далее воспроизводится объект, его целостная картина в системе понятий, опираясь на выработанные на первом этапе абстрактные определения, т.е. происходит переход от абстрактного к конкретному, но уже воспроизведенному в мышлении или к духовно-конкретному.

- При историческом методе теория воспроизводит реальный процесс возникновения и развития объекта вплоть до настоящего времени.

- При логическом теория ограничивается воспроизведением сторон объекта, как они существуют в предмете в развитом его состоянии. Можно сказать, что логический метод есть тот же исторический, но очищенный от исторической формы.

Формы научного знания:

Начальная ступень научного познавательного цикла - постановка проблемы, которую можно определить как знание о незнании, осознание некоторой ситуации как задачи, четкое понимание смысла проблемы, наличие эмпирических фактов и концепций.

Далее следует выработка гипотезы с целью решения проблемы. Гипотеза - научно обоснованное предположение, исходящее из фактов, не до конца доказанное научное знание. Приобретение гипотезой статуса достоверного знания, статуса теории предполагает ее подтверждение, доказательство, осуществляемое различными способами, прежде всего практикой, экспериментом. Теория в отличие от гипотезы представляет собой уже не вероятное, а достоверное знание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: