Настольный теннис можно с уверенностью назвать универсальным средством физического воспитания. С его помощью достигается цель – формирование основ физической и духовной культуры личности, повышение ресурсов здоровья как системы ценностей, активно и долгосрочно реализуемых в здоровом образе жизни. Разнообразные движения и действия в благоприятных гигиенических условиях, имеют огромное оздоровительное значение. Они способствуют укреплению двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, улучшению деятельности всех органов и систем организма и являются средством активного отдыха, особенно для лиц, занимающихся напряженной умственной деятельностью.
Большое влияние оказывает игра на центральную нервную систему. Большая быстрота выполнения движений и частая их смена, постоянное варьирование интенсивности мышечной деятельности способствует увеличению силы, подвижности и лабильности нервной системы.
Занятие настольным теннисом положительно сказывается на развитие зрительного, вестибулярного, мышечного и других анализаторов. У занимающихся наблюдается увеличение поля и глубины зрения, что не только важно в игре, но и необходимо в некоторых видах трудовой деятельности.
|
|
Таким образом, настольный теннис развивает у студентов наиболее важные по отношению к их будущим специальностям физические и морально-волевые качества, а также формирует двигательную базу для лучшего овладения прикладными двигательными навыками.
Активно занимаясь физической культурой и спортом, студент должен внимательного относиться к своему здоровью и систематически контролировать состояние своего организма. Очень важны такие показатели, как самочувствие, сон, аппетит, работоспособность, а также вес, ЧСС (частота сердечных сокращений), ЧД (частота дыхания), ЖЕЛ (жизненная емкость легких).
Самочувствие - субъективно оцениваемая комплексная характеристика общего состояния организма, которая складывается из ряда признаков: ощущение бодрости или усталости, вялости, наличие или отсутствие болей или неприятных ощущений. Следует помнить, что боли в мышцах могут возникнуть при возобновлении занятий физическими упражнениями после длительного перерыва или при резком увеличении нагрузки. Головные боли и головокружения могут возникнуть при переутомлении и являются важным диагностическим признаком.
Здоровый сон характеризуется быстрым засыпанием и легким пробуждением. После сна вялость быстро проходит и появляется состояние бодрости и свежести. Продолжительность сна в норме 7,5 – 8 часов.
Ухудшение или отсутствие аппетита также может указывать на утомление или начинающееся заболевание. Важно не упустить и другие признаки нарушения пищеварения – изжога, боли в подложечной области и др.
|
|
Естественной реакцией на правильно организованное занятие физическими упражнениями является повышение работоспособности. Состояние утомления, субъективно ощущаемое, как усталость, наступающая после физической нагрузки, обычно быстро исчезает, после чего занимающиеся испытывают состояние повышенной работоспособности.
Если же усталость ощущается долго после занятий или не связана с занятием, то это может указывать на перегрузку физическими упражнениями, либо на болезненное состояние организма.
Наиболее доступным и информативным методом оценки реакции организма на физическую нагрузку является ЧСС.
Учащение пульса на следующий день после занятий, особенно в сочетании с плохим самочувствием, нарушением сна, плохим аппетитом, отсутствием желания тренироваться, свидетельствует переутомлении.
Величину ЧСС в покое, меньшую 60 ударов в минуту, оценивают как отличную, 60-74 – хорошую, 75-89 – удовлетворительную и более 90 – неудовлетворительную.
Подсчет ЧСС за первые 10 секунд после окончания нагрузки позволяет судить об ее интенсивности. Если нагрузка соответствует функциональным возможностям организма, то через 10 минут после ее окончания ЧСС должна быть менее 100 ударов в минуту.
Предлагается определение оптимальной ЧСС при выполнении продолжительных упражнений:
- для начинающих – ЧСС = 170 – возраст;
- для занимающихся регулярно в течение 1-2 недель – ЧСС = 180 – возраст;
- максимально допустимая ЧСС – 220 – возраст.
Занимаясь настольным теннисом, как и другим видом спорта и активного отдыха, следует соблюдать меры безопасности, способствующие профилактике травматизма как на учебных, так и при самостоятельных занятиях. Прежде всего, недопустимо заниматься, имея серьезные отклонения в состоянии здоровья, так как это может повлечь еще большее осложнение болезни. Место занятия должно соответствовать гигиеническим требованиям (помещение должно быть хорошо освещено и провентилировано). Перед игрой необходимо сделать общую и специальную разминку. Общая разминка должна включать в себя равномерный бег, продолжительностью не менее пяти минут и комплекс упражнений для развития гибкости суставов ног и рук. Не рекомендуется играть в состоянии сильного утомления, недосыпания, голода, т.к. это ведет к нервному и физическому истощению и нарушению координации движений, что влечет за собой ухудшение здоровья и травматизм.
В заключении следует отметить, что современный уровень знаний в области физической культуры и спорта позволил нам отобрать, систематизировать и скомпоновать в виде специальных типовых методик физического воспитания (в данном случае настольного тенниса) для целенаправленного формирования в процессе профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) многих профессионально важных свойств и качеств личности будущего инженера. Данная работа может использоваться студентами при индивидуальной ППФП.