Настольный теннис, как одно из средств ППФП в режиме учебного дня студентов

Настольный теннис можно с уверенностью назвать универсальным средством физического воспитания. С его помощью достигается цель – формирование основ физической и духовной культуры личности, повышение ресурсов здоровья как системы ценностей, активно и долгосрочно реализуемых в здоровом образе жизни. Разнообразные движения и действия в благоприятных гигиенических условиях, имеют огромное оздоровительное значение. Они способствуют укреплению двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, улучшению деятельности всех органов и систем организма и являются средством активного отдыха, особенно для лиц, занимающихся напряженной умственной деятельностью.

Большое влияние оказывает игра на центральную нервную систему. Большая быстрота выполнения движений и частая их смена, постоянное варьирование интенсивности мышечной деятельности способствует увеличению силы, подвижности и лабильности нервной системы.

Занятие настольным теннисом положительно сказывается на развитие зрительного, вестибулярного, мышечного и других анализаторов. У занимающихся наблюдается увеличение поля и глубины зрения, что не только важно в игре, но и необходимо в некоторых видах трудовой деятельности.

Таким образом, настольный теннис развивает у студентов наиболее важные по отношению к их будущим специальностям физические и морально-волевые качества, а также формирует двигательную базу для лучшего овладения прикладными двигательными навыками.

Активно занимаясь физической культурой и спортом, студент должен внимательного относиться к своему здоровью и систематически контролировать состояние своего организма. Очень важны такие показатели, как самочувствие, сон, аппетит, ра­ботоспособность, а также вес, ЧСС (частота сердечных сокращений), ЧД (частота дыхания), ЖЕЛ (жизненная емкость легких).

Самочувствие - субъективно оцениваемая комплексная характеристика общего состояния ор­ганизма, которая складывается из ряда признаков: ощущение бодрости или устало­сти, вялости, наличие или отсутствие болей или неприятных ощущений. Следует помнить, что боли в мышцах могут возникнуть при возобновлении занятий физическими упражнениями после длительного перерыва или при резком увеличении нагрузки. Головные боли и головокружения могут возникнуть при переутомлении и яв­ляются важным диагностическим признаком.

Здоровый сон характеризуется быстрым засыпанием и легким пробуждением. После сна вялость быстро проходит и появляется состояние бодрости и свежести. Продолжительность сна в норме 7,5 – 8 часов.

Ухудшение или отсутствие аппетита также может указывать на утомление или начи­нающееся заболевание. Важно не упустить и другие признаки нарушения пищева­рения – изжога, боли в подложечной области и др.

Естественной реакцией на правильно организованное занятие физическими упражнениями является повышение работоспособности. Состояние утомления, субъективно ощущаемое, как усталость, наступающая после физической нагрузки, обычно быстро исчезает, после чего занимающиеся испытывают со­стояние повышенной работоспособности.

Если же усталость ощущается долго после занятий или не связана с занятием, то это может указывать на перегрузку физическими упражнениями, либо на болез­ненное состояние организма.

Наиболее доступным и информативным методом оценки реакции организма на физическую нагрузку является ЧСС.

Учащение пульса на следующий день после занятий, особенно в сочетании с плохим самочувствием, нарушением сна, плохим аппетитом, отсутствием желания тренироваться, свидетельствует переутомлении.

Величину ЧСС в покое, меньшую 60 ударов в минуту, оценивают как отличную, 60-74 – хорошую, 75-89 – удовлетворительную и более 90 – неудовлетво­рительную.

Подсчет ЧСС за первые 10 секунд после окончания нагрузки позволяет судить об ее интенсивности. Если нагрузка соответствует функциональным возможно­стям организма, то через 10 минут после ее окончания ЧСС должна быть менее 100 ударов в минуту.

Предлагается определение оптимальной ЧСС при выполнении продолжитель­ных упражнений:

- для начинающих – ЧСС = 170 – возраст;

- для занимающихся регулярно в течение 1-2 недель – ЧСС = 180 – возраст;

- максимально допустимая ЧСС – 220 – возраст.

Занимаясь настольным теннисом, как и другим видом спорта и активного отдыха, следует соблюдать меры безопасности, способствующие профилактике травматизма как на учебных, так и при самостоятельных занятиях. Прежде всего, недопустимо заниматься, имея серьезные отклонения в состоянии здоровья, так как это может повлечь еще большее осложнение болезни. Место занятия должно соответствовать гигиеническим требованиям (помещение должно быть хорошо освещено и провентилировано). Перед игрой необходимо сделать общую и специальную разминку. Общая разминка должна включать в себя равномерный бег, продолжительностью не менее пяти минут и комплекс упражнений для развития гибкости суставов ног и рук. Не рекомендуется играть в состоянии сильного утомления, недосыпания, голода, т.к. это ведет к нервному и физическому истощению и нарушению координации движений, что влечет за собой ухудшение здоровья и травматизм.

В заключении следует отметить, что современный уровень знаний в области физической культуры и спорта позволил нам отобрать, систематизировать и скомпоновать в виде специальных типовых методик физического воспитания (в данном случае настольного тенниса) для целенаправленного формирования в процессе профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) многих профессионально важных свойств и качеств личности будущего инженера. Данная работа может использоваться студентами при индивидуальной ППФП.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: