Структура процесса социальной коммуникации

Процесс социальной коммуникации может рассматриваться как имеющий структуру, характерную для любой коммуникации, о чем шла речь выше (то есть состоять из пяти элементов: источника информации, передатчика, канала коммуникации, получателя информации и ее назначения).

Но чаще в процессе социальной коммуникации выделяют три главных элемента: коммуниканта (то есть того, кто передает информацию), реципиента (то есть получателя информации) и канал, обеспечивающий связь между ними и передачу сообщения. Коммуникант и реципиент вместе называются коммуникаторами.

Кроме того, существуют иные обозначения как коммуниканта, так и реципиента. Некоторые из них используют обычно как пару: источник информации и потребитель информации; адресант и адресат; отправитель и получатель; создатель (или администратор) информационной системы и ее пользователь. Коммуниканта могут также называть автором, пере­датчиком информации, ее транслятором. Реципиента могут еще называть приемником информации, или читателем (если речь идет об информации, предоставленной в письменной форме), слушателем (потребителя информации в аудиальной форме), зрителем (потребителя визуальной информации). Пользователя информационной системы называют также абонентом. Передаваемое сообщение называется коммуникатом.

Следовательно, самая простая схема социальной коммуникации состоит из трех главных элементов (рис. 2.2), но первый и последний могут называться по-разному.

Коммуникаторы


Источник   Потребитель
информации;   информации;
Коммуника   Реципиент;
нт;   Получатель
Отправител   информации;
ь информации;   Пользователь
Создатель   информационной
информационной   системы (абонент);
системы   Читатель;
(администратор);   Слушатель;
Автор;   Зритель;
Передатчик   Приемник;
; Транслятор;   Адресат и т. п.
Адресант и    
т. п.    
Движение
  информации  
Сообщение \
  (коммуникат) /  
  Канал  
  коммуникации  

Рис. 2.2. Структура социального информационно-коммуникационного процесса


2.3. Понятие "социальной информации". Соотношение информации и знания

Информация в процессе социальной коммуникации — это то, что коммуникант пытается передать реципиенту; то, что реципиент получает в результате процесса информационной коммуникации. Можно сказать, что информацияэто сведения, предназначенные для передачи в процессе социальной коммуникации.

При этом важно помнить, что "информация есть научная абстракция, используемая при коммуникационном подходе к реально существующим отражательным и организационным явлениям.... Социальная информация представляет собой коммуникационное сообщение, обладающее смысловым содержанием и материальным чувственно-воспринимаемым выражением. Смысловое содержание образуют знания, эмоциональные переживания, управляющие воздействия, которые отправитель адресует потребителям информации"1.

В социальной коммуникации отправитель информации пытается передать реципиенту какие-либо знания или чувства, волевые импульсы (побуждения). Условно все это объединяется понятием "знания". Следовательно, в процессе социальной коммуникации от коммуниканта реципиенту передаются определенные знания. Поэтому социальную информацию определяют еще как "знание, которое рассматривается в аспекте коммуникации", или как знание, находящееся в движении от коммуниканта к реципиенту.

Однако знания присущи только человеку; они имеют личностный характер. Их нельзя "передать" другому человеку буквально. У реципиента знания формируются самостоятельно под воздействием полученной информации. На восприятие информации и ее понимание реципиентом влияет уровень его развития, его предыдущие знания, умение декодировать информацию и понимать ее смысл.


Понятия "знания" и "социальная информация" очень тесно взаимосвязаны. Знание переходит в информацию и наоборот в процессе социальной коммуникации. Но как "знание", так и "информация" — это абстрактные понятия, приобретающие определенное значение в зависимости от того, в каком контексте их используют.

Можно сказать, что в коммуникационном процессе передается информация, поэтому она и определяется как "сведения, предназначенные для передачи". В сообщении содержится информация, если рассматривать сообщение как элемент коммуникационного процесса, то есть в связи как с коммуникантом, так и с реципиентом. В то же время можно сказать, что в коммуникационном процессе передается знание и в сообщении содержится знание, потому что в нем отражено содержание сознания коммуниканта, а также потому, что оно влияет на изменения в объеме знаний реципиента. Но все эти рассуждения возможны только в том случае, если рассматривать сообщение как элемент процесса социальной коммуникации. Между знанием и информацией здесь существуют диалектические взаимосвязи и переходы.

Знания обычно понимают как "продукт общественной материальной и духовной деятельности людей; идеальное выражение в знаковой форме объективных свойств и связей мира, природного и человеческого"1. Если социальную информацию понимать как форму движения знаний (а также эмоций и волевых импульсов) в обществе, то логично будет определить ее как форму движения идеального в человеческом обществе.

С трактовкой понятия "знание" связаны также такие определения "информации": "концептуально связанные между собой сведения, данные, понятия, изменяющие наши представления о явлении или объекте окружающего мира"2; сведения "о фактах, событиях, явлениях объективной действительности и мыслительной деятельности человека", "используемые в сфере управления, науки, техники, производства и других областях деятельности человека"3; "сведения о фактах, событиях, явлениях, процессах,


рассматриваемые в аспекте их передачи в пространстве и времени, независимо от физической формы их представления, используемые в целях сохранения или получения знания, принятия решений, обеспечения функ­ционирования общества".

Как видно из содержания этих определений, в них речь идет именно о социальной информации, рассматриваемой как форма существования и движения знаний в обществе, но термин, который определяется, называется просто "информация", прилагательное "социальная" не используется.

Внутренняя характеристика информации здесь зависит от понятия "знание". Являются ли все знания человека "воспроизведенными в формах языка"? Возможно, существуют такие знания, которые не имеют языкового выражения? Всегда ли знания отражают "объективные, закономерные связи... объективного мира"? Из истории известно, что на определенных этапах развития общества то, что считалось знанием, не отражало объективные явления и законы объективного мира. Всегда ли сведения, составляющие знания, "концептуально связаны между собой"? Всегда ли получаемые знания изменяют наши представления об объектах и явлениях окружающего мира? А если не изменяют, то являются ли эти сведения информацией? Всегда ли получаемая информация используется в общественной практике (управлении, науке, технике, производстве)? Предлагаем попробовать дать собственные ответы на эти вопросы. Вы убедитесь, что эти ответы не являются однозначными, они вызывают дискуссии. Наиболее распространен­ные дискуссии — вокруг определения понятия "научная информация"1.

2.4. Функциональное определение понятия "документ"

С точки зрения теории коммуникации наиболее оправданным является определение документа как канала передачи информации в элементарном процессе социальной информационной коммуникации. Но этот канал неразрывно связан с содержащимся в нем сообщением. От других каналов (например, в устной коммуникации) документ отличается тем, что в нем


сообщение передается в форме, зафиксированной на вещественном (субстанциальном) носителе, который не изменяется во времени.

Документэто единство информации (сообщения) и вещественного (субстанциального) носителя, которое используется в социальном информационно-коммуникационном процессе как канал передачи информации.

Документальное сообщение, будучи зафиксированным на вещественном носителе, не изменяется с течением времени и не исчезает, в чем и заключается отличие документа от других каналов коммуникации: телефонного, радио, телевизионного или устной коммуникации.

С позиции коммуниканта документ может рассматриваться не только как канал передачи информации, но и как ее передатчик. Или как приемник, как хранилище переданной информации. Образно говоря, документ представляется скорее не как канал, а как озеро, в котором накапливается информация, потому что коммуникант, как правило, не видит получателя информации, а беспокоится лишь о том, чтобы зафиксировать сообщение (или определенные знания, информацию) на вещественном носителе.

Документ предстает перед потребителем информации как определенная вещь, материальный объект, содержащий информацию (информационный объект). С точки зрения реципиента именно этот объект является источником информации, потому что документ не всегда в восприятии реципиента связывается с действием коммуниканта, начавшего информационно-коммуникационный процесс. С позиции реципиента документ может восприниматься также как сообщение, то есть как совокупность сигналов, знаков, которые нуждаются в декодировании и должны превратиться в знания, эмоции, волевые действия в сознании воспринимающего его человека.

В характеристиках документа воспроизводится также сложная, диалектическая взаимосвязь между понятиями "знания" и "информация".


Как мы уже определили, социальная информация — это сведения, предназначенные для передачи в процессе социальной коммуникации. Информация — это содержание сообщения, а сообщение — форма существования информации.

Поскольку конечная цель социальной коммуникации — передача знаний, эмоций, волевых стимулов от коммуниканта к реципиенту, то условно можно сказать, что в документах, как и в сообщениях, содержатся знания, эмоции, волевые действия. Но в действительности в документе (как и в сообщении) находится только набор сигналов, знаков, которые могут стать знанием в сознании реципиента. Поэтому правильным является утверждение, что в документе нет знаний (эмоций, волевых действий), а есть только информация.

В то же время мы знаем, что информация — это результат коммуникации. Это — то, что получает реципиент, и пока он не ознакомится с документом, нельзя сказать, что коммуникация состоялась, что документ выполнил свое назначение, что в нем содержалась информация. Где же находится информация?

Точного, однозначного ответа на этот вопрос нет, потому что, как мы выяснили выше, информацияэто абстрактное понятие, которое лишь свидетельствует о "движении идеального в обществе", о применении информационно-коммуникационного подхода к анализу тех или иных явлений действительности.

Поскольку документ используется в качестве канала передачи информации только в социальной коммуникации, то при характеристике информации, содержащейся в документе, применяют прилагательные: "социальная", "нооинформация", "семантическая" или "семиотическая" информация. "Семантической" называют информацию, имеющую определенное значение, смысл для человека, который ее воспринимает. "Семиотической" — информацию, передающуюся в определенной знаковой


форме. Эти названия происходят от терминологии семиотики — науки о знаковых системах.

Однако вся социальная информация является и семиотической, и семантической, потому что она может передаваться от человека к человеку только в знаковой форме и является информацией для человека только в том случае, когда имеет значение, смысл, который может быть расшифрован (декодирован).

Исходя из таких соображений, можно сказать, что определение документа как "семантического сообщения, зафиксированного знаковой системой на материальном носителе для передачи его во времени и пространстве"1, не противоречит данному выше определению документа как канала социальной коммуникации.

В особом рассмотрении нуждается определение документа как сообщения. Аркадий Васильевич Соколов пишет: "Документ — это стабильный вещественный объект, предназначенный для использования в социальной смысловой коммуникации в качестве завершенного сообщения"2. В этом определении документа все совпадает с приведенным выше, кроме указания на место документа в социальном информационно-коммуника­ционном процессе. Возникает вопрос: документ — это канал передачи информации или сообщение?

На наш взгляд, документ — это особая форма канала коммуникации, такая, где сообщение нельзя оторвать от его материального носителя. Канал — это устройство для передачи информации, а в документальной коммуникации таким устройством является документ.

Канал передачи информации — это обязательный элемент информационно-коммуникационной системы: это путь, по которому передается сообщение. Такой канал может быть незаметным для людей-коммуникаторов (например, при устной коммуникации) или может быть специально созданным для передачи сообщения (например, технические


устройства в телефонной коммуникации). В документальной коммуникации каналом передачи информации является материальный объект, в котором зафиксирована информация, то есть документ.

Безусловно, документ можно одновременно рассматривать и как сообщение, но такое, которое нельзя оторвать от канала его передачи. Из документа потребитель может воспринять в качестве сигналов содержание сообщения, расшифровывая его знаковую форму.

Содержание сообщения (информацию, зафиксированную в документе), человек может воспринять и по недокументальному каналу. Например, документальное сообщение может быть прочитано преподавателем в аудитории, и тогда студенты получат документальную информацию по каналу устной коммуникации. Содержание телеграммы (документа) тоже передается в пространстве по недокументальному каналу, и только в конечном пункте фиксируется в новом документе. С содержанием аудиального документа человек знакомится при его прослушивании с помощью определенных технических средств; с содержанием электронного документа — на экране монитора компьютера.

Иной подход нужен в том случае, когда документ в целом (а не только информация, содержащаяся в нем) рассматривается как объект передачи в материальной (вещевой) коммуникации. В таком случае документ рассматривается не как сообщение и не как канал передачи информации, а как материальный объект, который нужно передать из одного пункта в другой, от одного участника коммуникации другому. Тогда для его передачи необходимы определенные общественные институты: почта, книжная торговля, библиотечное дело и т. п.


Выводы

Для теоретического определения понятия "документ" необходимо применять информационно-коммуникационный подход, то есть рассматривать документ как элемент социального информационно-коммуникационного процесса.

Главной категорией информационно-коммуникационного подхода является понятие "информация", которое означает "то, что передается в процессе коммуникации". Информация, передаваемая в обществе (между людьми), называется социальной. Социальная информация одновременно является "нооинформацией", "семантической информацией", "семиотической информацией".

С точки зрения информационно-коммуникационного подхода документ — это особая форма канала передачи социальной информации, которая характеризуется фиксацией (закреплением) информации на материальном (вещественном) носителе. В коммуникационном процессе документ может рассматриваться также как сообщение или как источник информации, ее передатчик или хранилище.


Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что такое информационно-коммуникационный подход?

2. Назовите основателей теории информации.

3. Перечислите элементы информационно-коммуникационной
системы.

4. Что такое информация с точки зрения теории коммуникации?

5. Назовите главные элементы социальной коммуникации.

6. Что такое социальная информация?

7. Какое место занимает документ в процессе социальной
информационной коммуникации?

8. Дайте определение документа с точки зрения информационно-
коммуникационного подхода.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: