Орфоэпия

Раздел науки, изучающий правила и нормы произношения звуков, их сочетаний и связанный с фонетикой, называется орфоэпией (от греч. orthos — «правильный» и epos — «речь»).

Существуют орфоэпические нормы и правила произношения. Правила произношения имеют длительную историю. Они обозначились в основных чертах в 1-й половине XVII в. как нормы московского говора. Современные орфоэпические нормы достаточно демократичны, включают черты как московского, так и петербургского произношения.

Правила рекомендуют:

• верно выбирать звуки в сильных позициях, не вставлять «ложных» звуков, не путать и не заменять их другими: не «калидор», не «снех», не «компроментировать»;

• уметь произносить безударные гласные, используя литературное аканье (нет [о] без ударения): гроза [граза] — и иканье (после мягких согласных буквы е, ё, я читаются как звук, близкий к [и]): место — места [м'иста], лёг — лежать [л'ижат'], рядом — рядком [р'итком]; в некоторых словах после твердых [ж], [ш] следует произносить [а] как звук, близкий к [ы]: жалеть [жыл'эт'];

• произносить буквосочетания: чт как [шт] (что, чтобы); чн как [шн] в некоторых словах типа конечно, нарочно, скучно, яичница. Произношение [чн] может различать смысл слов: серде[чн]ая боль — серде[шн]ый друг;

• произносить сч, зч как [ш'] (счастье, рассчитывать); зж, жж в середине слов как долгий [ж'] (визжать, дрожжи); -тся, -ться — с долгим звуком [ц] (стремиться — стремятся);

• справляться о произношении заимствованных слов в словарях и знать (заучивать), в каких случаях в сочетаниях «согласный+е» согласный звук твердый: модель, отель, регби, свитер, шоссе [д, т, р, т, с].

Имеются многочисленные случаи вариативного произно­шения: темп [т'] и [т], конгресс [р'] и [р]; в словах с двумя сочетаниями «согласный+е» один из согласных будет твердым: кафетерий [ф'] и [т];

• произносить в окончаниях -ого/-его имен прилагательных, числительных, местоимений звук [в]: добро [в] о, перво [в] о, наше[в]о;

• знать место ударения в словах и их формах (при необходимости справляться в словарях): диспансер, договор, жалюзи, изобретение.

0184076

Данная и новая информация текста относятся к элементам развития мысли и связности речи. Данная информация текста (данное – Д) – это исходная информация, от которой начинается развитие мысли. Она содержится в предложении, передающем коммуникативную задачу текста. Данное передается словом или словосочетанием, которое наиболее точно отражает коммуникативную задачу. Оно способствует развитию текста. Новым текста (новое – Н) называется неизвестная, новая информация текста, которую необходимо узнать.

Данная информация текста обычно имеет обобщенное значение (характеризуется в общих чертах). Новая информация текста раскрывает, конкретизирует данное, влияет на развитие смысла в тексте. Количество новой информации в одной микротеме может быть разным в зависимости от содержания текста

«Устная разговорная речь существует в форме монолога рассказа о каких-либо событиях, о чем-либо увиденном или прочитанном и т.п. (рассказ о поездке, кинофильме, о встрече с другом, о новой книге). Отличительная черта монолога в устной речи – диалогичность, т.е. обращенность к слушателю (слушателям), который может перебить рассказчика, задать ему вопрос, согласиться с ним или возразить ему».

«Устная публичная речь является, несомненно, официальной, нередко подготовленной и обычно осуществляется без непосредственного контакта говорящего с аудиторией. Она делится на два подтипа: массовая (радио телевидение и т.п.) и коллективная (лекция, доклад, выступление на собрании и т.п.)».

«Публичная речь может рассматриваться как своеобразное произведение искусства, которое воздействует одновременно и на чувства, и на сознание. Если речь действует только на способность логического восприятия и оценки явлений, не затрагивая чувственной сферы человека, она не способна производить сильное впечатление.

Мастерство публичной речи состоит в умелом использовании обеих форм человеческого мышления: логической и образной. Голые логические построения не могут эмоционально воздействовать на человека. Идея речи, содержание ее доходит до сознания через эмоциональную сферу.

Настоящая публичная речь должна волновать и возбуждать не только мысли, но и чувства. Важнейшим условием является умение пользоваться образными картинами. Без этого речь бедна и скучна, а главное – неспособна воздействовать на чувства, и через них на разум.

Цель публичной речи может заключаться в том, чтобы развлечь, информировать, воодушевлять, убедить, призвать к действию. Отсюда и деление на развлекательные, информационные, воодушевляющие, убеждающие, склоняющие к действию речи».

«Развлекательная речь. Такая речь не содержит иной цели, кроме заключающейся в ней самой. Она сама по себе должна развлечь и потешить слушателя. Она и проникнутое единством связанное повествование, или состоит из анекдотов. В ней юмор, много личного, ирония, насмешливая серьезность, карикатура и преувеличение».

«Информационная речь. Задача – не только пробудить любознательность, но и дать новое представление о предмете. Она может быть повествованием, описанием, объяснением.

Информационная речь должна отвечать следующим требованиям:

а) в ней не должно быть ничего спорного;

б) она должна вызывать пытливость;

в) она должна удовлетворять запросы слушателя;

г) сообщение должно быть актуально».

«Воодушевляющая речь. Такие речи в значительной мере развиты на основе примеров и соответствующих данных, однако материал должен быть подобран и подан так, чтобы вызвать не только любознательность, но и обострить в сознании значение традиций, личности, правил поведения, веры. Поэтому такие речи содержат в себе прямой призыв к чувствам. Затрагивая чувства, они напоминают слушателю об уже известном, но не полностью осознанном».

«Убеждающая речь. Убедить – значит логическими доводами доказать или опровергнуть какие-нибудь положения. Но хотя такая речь стремится определить образ мышления и поведения, она не представляет собой призыва к непосредственному действию.

Предмет речи – вопросы факта (что представляет правду, а что нет) или вопросы поведения (что надо делать, а что не надо)».

«Призывающая к действию речь. Слушателя призвали к действию: к новому, к продолжению или прекращению прежнего. Следовательно, его убедили».

2. Наличие в тексте взаимообусловленных частей. В тексте – в зависимости от его величины – можно выделить главы, разделы, сложное синтаксическое целое (сверхфразовое единство, смысловой кусок).

В письменной речи части текста, как правило, графически выделяются. В устной речи они могут обозначаться более или менее значительными по длительности паузами. Каждая из названных частей (фрагментов текста), обладающая своей особой темой сохраняет смысловую самостоятельность и законченность при извлечении из текста. Минимальным текстом является сложное синтаксическое целое.

3. Сложное синтаксическое целое (ССЦ) – этосочетаниенесколькихпредложений, объединенных по смыслу и синтаксически.

В сложном синтаксическом целом выделяются три структурно-смысловые части: начальная (зачин), средняя (основная разработка темы), концовка (конечная часть). Эти части текста соотнесены друг с другом, т.к. в каждой из них раскрывается часть темы, подтема или микротема. В нашем тексте можно выделить одну микротему: Карашокы, одна из вершин Чингиса, находится неподалеку от зимовки Кодара. Мысль этой микротемы выражена в одном предложении. Микротема (как часть текста) может состоять и из большего количества предложений. Это связано не только с предметом высказывания, но и с величиной текста, в котором она раскрывается. Части текста расположены в логической последовательности друг за другом, как в анализируемом тексте, где невозможно переставить ни одну из имеющихся в нем частей.

4. В организации текста важную роль играют наиболее часто используемые два способа связи, которые определяются как цепная и параллельная.

Цепная связь -структурное сцепление предложений, непрерывное движение мысли от одного предложения к другому осуществляется обычно через повтор выделяемого в предыдущем предложении слова (члена предложения) и развертывания его в последующем.

Основными средствами связи выступают лексические повторы, лексические и текстовые синонимы, местоимения.

Цепная связь – наиболее распространенный способ соединения предложений в тексте.

При параллельной связи структурная соотнесенность предложений выражается в их параллельном отношении, т.е. предложения не развиваются одно из другого, а каждое последующее построено по типу предшествующего. Основные средства выражения параллельной связи – одинаковый порядок слов, однотипность грамматических форм выражения членов предложения, видо-временная соотнесенность сказуемых.

Третий вид связи между самостоятельными предложениями – присоединение. Это такой принцип построения высказывания, при котором часть его в виде отдельной, как бы дополнительной информации прикрепляется к основному сообщению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: