Задание 8

ИЗМЕНЕНИЕ ПРАСЛАВЯНСКИХ ДИФТОНГИЧЕСКИХ СОЧЕТАНИЙ
ГЛАСНЫХ С НОСОВЫМИ СОГЛАСНЫМИ

Литература:

1. Хабургаев, Г. А. Указ. соч. / Г. А. Хабургаев. – С. 94–96.

2. Войлова, К. А. Указ. соч. / К. А. Войлова. – С. 67–70.

Вопросы:

Почему в праславянском языке стал осуществляться процесс монофтонгизации дифтонгических сочетаний гласных с носовыми согласными? В чем суть этого процесса и как он протекал? Какие носовые гласные звуки и типы чередований появились в праславянской речи в результате указанного процесса? Расскажите о рефлексах носовых гласных в славянских языках.

Упражнения:

1. Определите, какой звуковой вид корня старославянских слов болеедревний, восстановив праславянские формы, объясните появление чередующихся звуков: ЖѦТИ - ПОЖИНАТИ, ПАМѦТЬ – ПОМИНАТИ - ПОМЬНѪ, ЗВОНЪ – ЗВѪКЪ - ЗВѦЦАТИ.

2. Прочитать и перевести текст № 5, стр.308–309 (первые 10 строк) из пособия Войловой К. А. Выписать примеры, отражающие I, II, III палатализации. Объясните происхождение палатальных согласных. К слову НАЧѦТЪ подберите однокоренное, установите тип чередования, объясните его происхождение.

ЗАДАНИЕ 9

НЕПОЛНОГЛАСИЕ В СТАРОСЛАВЯНСКОМ ЯЗЫКЕ

Литература:

1. Хабургаев, Г. А. Указ. соч. / Г. А. Хабургаев. – С. 96–99.

2. Войлова, К. А. Указ. соч. / К. А. Войлова. – С. 70–75.

Содержание занятия:

Суть неполногласия, происхождение неполногласных сочетаний, мнимое и подлинное неполногласие, критерии разграничения, судьбы слов с неполногласием в современном русском языке.

Выполните упражнения:

1. Определите, какие старославянские слова восходят к помещенным ниже праславянским словам. Как будут выглядеть русские соответствия:

*korva, *moltъ, *solma, * merti, * melti, *storzь, *morzъ, *berza.

Образец:

Ст. сл. яз. Пр асл. яз. Рус. яз.
слама *solma cолома

2. Почему в приведённых ниже словах старославянского языка нетнеполногласия? Как это доказать, опираясь на факты современного русского языка: КЛѢТЪКА, ГРѢХЪ, ТРАВА, СЛАВА.

3. В данных ниже фразеологизмах найдите слова с неполногласием. Восстановите праславянские формы слов. Раскройте значение фразеологизмов: глас вопиющего в пустыне, кладезь мудрости, от младых ногтей, златой телец; начать за здравие, а кончить за упокой; кипеть млеком и мёдом.

4. Текст 9 стр. 310 из пособия Войловой К. А. Прочитать, перевести. Выписать слова с неполногласием. Восстановить их праславянские формы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: