1. Из кириллической азбуки выпишите все буквы, обозначающие гласные звуки. Укажите название каждой и звуковое значение.
2. Сколько гласных звуков было в старославянском языке? Сопоставьте их с системой гласных звуков современного русского языка, начертив 2 таблицы.
3. Назовите лабиализованные звуки, обозначьте их буквами. Нелабиализованные звуки.
4. Назовите назализованные звуки, обозначьте их буквами. Неназализованные. Какому звуку в русском языке соответствует звук, обозначаемый в старославянском языке буквой @? #? Прочитайте следующие слова и запишите их по-русски:
П#ть, зв@къ, м#со, зв#цaти, >çûêú.
5. Назовите и запишите буквами гласные неполного образования. Почему они так называются? Назовите и объясните дублетные термины к ним. Как произносились Ъ, Ь?
6. Выполните задание № 1 практического занятия № 3 из практикума по старославянскому языку Моисеевой Л.И. с. 14.
II. Система согласных звуков
1. Ответьте на вопросы:
· Какими могли быть согласные звуки в старославянском языке по твердости/мягкости?
· Какие согласные были только твердыми? Какие согласные могли быть твердыми и полумягкими?
· В каком положении они были твердыми, полумягкими? Приведите примеры.
· Какие согласные были исконно мягкими?
2. Выполните упр. № 4 практического занятия № 3 из практикума по старославянскому языку с. 15.
3. В какой роли в слоге могли быть звуки Р, Л? В каком положении они выступали в роли согласных? В каких двух значениях были Р, Л в сочетаниях -РЪ-, -ЛЪ-, -РЬ-, -ЛЬ-? Каким приемом можно определить, когда в этих сочетаниях оhи выступают в роли согласных, а когда в роли слоговых плавных?
4. Выполните упр. № 3 практического занятия № 3 из практикума по старославянскому языку Моисеевой Л.И., с.15. Установите характер буквенных сочетаний -РЪ-, -ЛЪ-, -РЬ-, -ЛЬ-.
Литература
1. Иванова, Т.А. Старославянский язык. С. 81–90.
2. Моисеева, Л.И. Практикум по старославянскому языку.
Лабораторное занятие 3
Редуцированные ъ, ь. Падение редуцированных
Последствия падения редуцированных
1. Какие звуки обозначали в старославянском буквы Ъ и Ь? Охарактеризуйте их по месту и способу образования, лабиализации, назализации, долготе/краткости. Выполните упр. № 4 практического занятия № 3 из практикума по старославянскому языку Моисеевой Л.И., с.15. Определите позиции редуцированных Ъ и Ь. Дайте устно необходимые объяснения.
2. Как определить в слове, когда Ы, И являются гласными полного образования, а когда редуцированными? Выполните упр. № 5 практического занятия № 3 из практикума по старославянскому языку Моисеевой Л.И., с.16. Укажите, в каких случаях гласные Ы, И являются гласными полного образования и в каких редуцированными.
3. Напишите по-старославянски слова:
Объясните, какие гласные были в соответствующих словах старославянского языка на месте гласных О и Е. Какие факты доказывают ваши рассуждения?