double arrow

I. Система гласных звуков

1. Из кириллической азбуки выпишите все буквы, обозначающие гласные звуки. Укажите название каждой и звуковое значение.

2. Сколько гласных звуков было в старославянском языке? Сопоставьте их с системой гласных звуков современного русского языка, начертив 2 таблицы.

3. Назовите лабиализованные звуки, обозначьте их буквами. Нелабиализованные звуки.

4. Назовите назализованные звуки, обозначьте их буквами. Неназализованные. Какому звуку в русском языке соответствует звук, обозначае­мый в старославянском языке буквой @? #? Прочитайте следующие слова и запишите их по-русски:

П#ть, зв@къ, м#со, зв#цaти, >çûêú.

5. Назовите и запишите буквами гласные неполного образования. Почему они так называются? Назовите и объясните дублетные термины к ним. Как произносились Ъ, Ь?

6. Выполните задание № 1 практического занятия № 3 из практикума по старославянскому языку Моисеевой Л.И. с. 14.

II. Система согласных звуков

1. Ответьте на вопросы:

· Какими могли быть согласные звуки в старославянском языке по твердости/мягкости?

· Какие согласные были только твердыми? Какие согласные могли быть твердыми и полумягкими?

· В каком положении они были твердыми, полумягкими? Приведите примеры.

· Какие согласные были исконно мягкими?

2. Выполните упр. № 4 практического занятия № 3 из практикума по старославянскому языку с. 15.

3. В какой роли в слоге могли быть звуки Р, Л? В каком положении они выступали в роли согласных? В каких двух значениях были Р, Л в сочетаниях -РЪ-, -ЛЪ-, -РЬ-, -ЛЬ-? Каким приемом можно определить, когда в этих сочетаниях оhи выступают в роли согласных, а когда в роли слоговых плавных?

4. Выполните упр. № 3 практического занятия № 3 из практикума по старославянскому языку Моисеевой Л.И., с.15. Установите характер буквенных сочетаний -РЪ-, -ЛЪ-, -РЬ-, -ЛЬ-.

Литература

1. Иванова, Т.А. Старославянский язык. С. 81–90.

2. Моисеева, Л.И. Практикум по старославянскому языку.

Лабораторное занятие 3
Редуцированные ъ, ь. Падение редуцированных
Последствия падения редуцированных

1. Какие звуки обозначали в старославянском буквы Ъ и Ь? Охарактеризуйте их по месту и способу образования, лабиализации, назализации, долготе/краткости. Выполните упр. № 4 практического занятия № 3 из практикума по старославянскому языку Моисеевой Л.И., с.15. Определите позиции редуцированных Ъ и Ь. Дайте устно необходимые объяснения.

2. Как определить в слове, когда Ы, И являются гласными полного образования, а когда редуцированными? Выполните упр. № 5 практического занятия № 3 из практикума по старославянскому языку Моисеевой Л.И., с.16. Укажите, в каких случаях гласные Ы, И являются гласными полного образования и в каких редуцированными.

3. Напишите по-старославянски слова:
Объясните, какие гласные были в соответствующих словах старославянского языка на месте гласных О и Е. Какие факты доказывают ваши рассуждения?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: